Морская пехота Александра I

Военная летопись отечества

Печейкин Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: woka345@mail.ru)

Морская пехота Александра I

К 200-летию Отечественной войны 1812 года

Когда речь заходит об участии русской морской пехоты в наполеоновских войнах, обычно имеется в виду Гвардейский экипаж, хотя эта воинская часть была далеко не единственным представителем морских солдат русской армии. Созданная Петром I в ходе Северной войны 1700—1721 гг., русская морская пехота активно применялась для морских десантов в войнах сначала со Швецией, затем с Турцией и наполеоновской Францией.

В начале XIX века русский Военно-морской флот имел четыре полка «морских солдат», организованных по образцу регулярной пехоты: три четырёхротных батальона, первый — гренадерский, прочие — мушкетёрские. Штатный состав морского полка образца 1803 года был следующим: шеф полка (из армейских генералов); полковник; подполковник; 4 майора; 5 капитанов; 7 штабс-капитанов; 14 поручиков (в их числе квартирмейстер и казначей); 15 подпоручиков (в том числе 3 батальонных адъютанта); 13 прапорщиков; 84 офицерских денщика; 12 фельдфебелей; 12 портупей-прапорщиков; 12 подпрапорщиков; 12 каптенармусов; 72 младших унтер-офицера; 1692 солдата (по 141 в роте, в военное время число возрастало на 24 человека, всего на 288); хор музыки из 18 человек; строевые музыканты — 47 человек; 51 нестроевой. Итого в мирное время полк насчитывал около 2070 человек, в военное — более 2350. Роты не имели сквозной нумерации, именуясь по чину и фамилии командира. Гренадерский батальон и его 1-я рота считались шефскими, первый мушкетёрский батальон и его 1-я рота — подразделениями командира полка, второй мушкетёрский батальон и его 1-я рота — старшего после командира штаб-офицера полка.

16 мая1 1803 года шефом 1-го морского полка был назначен генерал-майор П.С. Ширков, 3-го полка — генерал-майор Г.С. Гинкуль, 4-го полка — генерал-майор И.П. Говоров. 2-й морской полк получил шефа несколько позже — 4 июня того же года. Им стал генерал-майор Д.И. Герценберг2.

Получив мушкетёрскую структуру, морские полки формировались по гренадерскому образцу, т.е. комплектовались не рекрутами, а опытными солдатами из армейских пехотных полков. При действиях на берегу полк мог опираться на свою артиллерию — два 12-фунтовых единорога и четыре 6-фунтовые пушки. 24 февраля 1809 года были сформированы специальные полковые артиллерийские команды. А вот обозов морским солдатам по тем временам не полагалось, ибо считалось, что десантные партии не должны удаляться от берега на большое расстояние. При этом командирам десантных судов запрещалось уходить обратно в море, не взяв десант на борт.

Указом от 16 февраля 1810 года был сформирован Гвардейский экипаж, состоявший из 4 рот с артиллерийской командой для двух орудий. Среди участников его формирования известен капитан-лейтенант П. Колзаков, адъютант великого князя Константина Павловича, получивший за свою деятельность «высочайшее благоволение». В экипаж были зачислены нижние чины придворных гребной и яхтенной команд, дополненные гребцами с адмиральских и капитанских катеров, а также отборными матросами, 17 из которых имели знаки отличия Военного ордена Св. Георгия. При отборе личного состава следили, чтобы люди были «рослые» и «чистые лицом». Самых высоких определяли во фланговые 1-ю и 4-ю роты, поскольку из них назначались гребцы. Матросы 2-й и 3-й рот формировали экипажи яхт, в этих же ротах обучались юнги. Роты делились на два взвода, взвод — на два полувзвода, полувзводы — на отделения.

Морских офицеров назначали в экипаж, сначала представляя кандидатов великому князю Константину Павловичу, а затем государю. Командиром экипажа был назначен капитан 2-го ранга И.П. Карцев (Карцов), лично известный императору, поскольку прежде командовал придворными галерами «Церера» и «Паллада».

Штатное расписание экипажа являлось следующим: командир, 2 капитан-лейтенанта, 5 лейтенантов, 5 мичманов, 4 боцмана, 4 боцманмата, 12 квартирмейстеров, 160 матросов старшего оклада, 200 матросов младшего оклада, 24 младших юнги, клерк классный (имевший ранг определённого класса по Табели о рангах) офицерского чина, клерк унтер-офицерского чина, шкипер классный офицерского чина, шкиперский помощник классный офицерского чина, 3 шкиперских помощника унтер-офицерского чина, комиссар, баталер, унтер-баталер, 2 повара, старший лекарь, младший лекарь и 2 фельдшера. В артиллерийскую команду входили лейтенант, унтер-лейтенант, старший унтер-офицер, 7 младших унтер-офицеров, 20 бомбардиров, 20 канониров, 1 слесарь3.

Принято считать, что мысль о создании Гвардейского экипажа пришла Александру I во время встречи с Наполеоном в Тильзите — на пароме на середине Немана4.

Первоначально экипажу было присвоено обмундирование морского образца. Рядовым и нестроевым полагалась тёмно-зелёного сукна двубортная куртка с медными пуговицами, красными погонами и белыми выпушками по воротнику и обшлагам с клапанами. Воротник и обшлажные клапаны украшались петлицами гвардейского фасона. При куртке носили тёмно-зелёные суконные брюки, летом — из белого полотна. Летом вне строя матросам полагались куртка с обтяжными пуговицами и брюки из полосатого, белого с синим, тика. Головным убором служила круглая чёрная шляпа с латунным гербом. Основным предметом зимнего обмундирования служила серая пехотная шинель с медными пуговицами, тёмно-зелёным с белыми выпушками воротником и красными погонами. Унтер-офицеров узнавали по нашитым на воротниках и обшлагах золотым галунам. Кроме того, летнюю одежду они носили не полосатую, а белую.

Воротник и обшлага сшитого из тёмно-зелёного сукна офицерского мундира украшались золотым шитьём, а по краям воротника, обшлагов и клапанов шла золотая выпушка. Эполеты полагались золотые. Зимой при мундире носили тёмно-зелёные суконные брюки, летом — белые полотняные. Чёрная шляпа с золотой петлицей и шёлковой кокардой служила головным убором; шинели шились армейского образца с пелериной и тёмно-зелёным суконным воротником. При мундире полагалось пехотная шпага с серебряным темляком.

Главным отличием чинов артиллерийской команды служили чёрные воротник и обшлага куртки и шинели. Кроме того, несколько отличался герб, дополнительно снабжённый артиллерийскими стволами5.

Поскольку предполагалось, что Гвардейский экипаж должен действовать и на суше, в течение 1811 года его обмундирование подверглось некоторым изменениям. В частности, шляпы заменили пехотными киверами с прежними гербами и белыми этишкетами; всех нижних чинов вооружили пехотными ружьями, выдав патронные сумы егерского образца с прикреплёнными к ним штыковыми ножнами. Крышки патронных сум украшал латунный якорь. Унтер-офицеры получили ещё и тесаки. Чины артиллерийской команды отличались красным цветом этишкетов на кивере, бомбардирам и канонирам также присвоили тесаки.

Офицерам экипажа в строю и на парадах полагалось носить вместо шляп кивера, шпаги заменили саблями с вызолоченными эфесами, в чёрных ножнах. Сабли следовало носить через правое плечо на чёрной лакированной перевязи.

Новые предметы обмундирования и амуниции моряки получили из лейб-гвардии Финляндского батальона. Оттуда же поступили и инструкторы, обучавшие моряков пехотному строю. Для правильного исполнения строевых эволюций в экипаж перевели барабанщиков, флейтщиков и музыкантов. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Все даты приводятся по старому стилю.

2 Из них к 1812 г. сохранит своё шефство только И.П. Говоров.

3 Кибовский А.В., Леонов О.Г. 300 лет российской морской пехоте. Т. 1 (1705—1855). М.: Русские витязи, 2008. С. 171.

4 Опытные французские гвардейские моряки умело доставили Наполеона к парому, в результате чего он прибыл раньше и подал руку Александру I, когда тот выходил из своего катера. Дело в том, что русским катером управляли местные рыбаки, наскоро одетые в единообразные белые куртки и шаровары. Так что учреждение Гвардейского экипажа преследовало цель впредь исключить подобные досадные дипломатические происшествия.

5 6 января 1811 г. состоялся первый смотр Гвардейского экипажа. Император остался доволен увиденным, пожаловал офицерам ордена, а матросам — по 10 рублей на человека.