МОРСКАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ОХРАНА НА ЧЁРНОМ МОРЕ В 1930—1940-Х ГОДАХ

Военное строительство

Сутормин Владимир Анатольевич — сотрудник Института береговой охраны ФСБ России, капитан 2 ранга

(г. Анапа. E-mail: vasut63@mail.ru)

Морская пограничная охрана на Чёрном море в 1930—1940-х годах

Строительство советской морской пограничной охраны началось после передачи охраны границ РСФСР в ведение ГПУ постановлением Совета труда и обороны (СТО) от 27 сентября 1922 года и создания для этой цели специальной государственной службы — Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ, в состав которого были включены соединения кораблей и катеров. Морским пограничникам удалось в течение короткого срока создать в целом пригодные для решения задач охраны морских границ флотилии на Севере, Финско-Ладожском участке, Чёрном и Каспийском морях1.

Однако структура морпогранохраны в составе флотилий просуществовала менее года. Правительство и руководство госбезопасности посчитали, что флотилии не в состоянии самостоятельно организовать охрану морских границ СССР. 12 октября 1923 года был издан приказ ГПУ № 418, которым Черноморская флотилия расформировывалась, вместо неё создавались 4 отдельных отряда судов погранохраны, непосредственно подчинённых представителям ГПУ соответствующих округов. Согласно приказу судовой состав морских частей сокращался, значительная часть кораблей и катеров, полученных ранее пограничниками от флота, возвращалась обратно.

В апреле 1924 года состоялось Всесоюзное совещание начальников пограничных частей, которое в своей резолюции в отношении охраны морских границ предложило «отрядные объединения сохранить. Отряды как административные единицы подчинить непосредственно начпогранчастей… Судовой состав рассредоточить, передав в оперативное подчинение прибрежных отрядов»2. В соответствии с приказом ОГПУ от 12 мая 1924 года черноморские отряды морпогранохраны были расформированы с прикреплением имевшегося корабельно-катерного состава к тем пограничным частям, на участках которых они действовали. Предполагалось, что такое решение позволит максимально эффективно использовать имевшийся судовой состав для охраны границы и будет способствовать улучшению взаимодействия с сухопутными подразделениями пограничных отрядов. Так, например, вместо расформированных штабов четырёх отрядов морской пограничной охраны Чёрного моря «для руководства морскими средствами погранохраны Одесского губотдела, Кубано-Черноморского отдела, Севастопольского окротдела и Азербайджанского чека» вводились должности морских инспекторов Черноморской погранохраны и погранохраны Азчека. Судовой состав отдельных отрядов Чёрного моря, как и морские инспекторы, теперь подчинялся соответствующим начальникам частей погранохраны3. Фактически же морские пограничные части были ликвидированы, основная часть кораблей и катеров возвращена Морским силам, ремонтно-эксплуатационная база отсутствовала. Как позднее констатировалось отделом морской пограничной службы, морпогранохрана превратилась в замкнутую узкотехническую организацию, обслуживавшую с моря нужды сухопутных пограничных отрядов.

Об этом времени бывший военный комиссар 19-го Очаковского, а затем 26-го Одесского погранотряда впоследствии генерал-лейтенант К.Ф. Телегин вспоминал: «Службу нести было тяжело. Отряд морской, а катеров не имел. Были у нас только старые посудины, на которых мы ходили в море, хотя плавать на них было рискованно, не говоря уж о преследовании нарушителей… Турецкие контрабандисты смеялись над нами. Подойдут близко к берегу и маячат перед глазами. А когда наши “черепахи” выйдут к ним, они помашут флагами или выстрелят вверх из ружья, дадут полный ход и поминай как звали… Отряд охранял участок огромной протяжённости от Каралино-Бугаза до Перекопа, кроме того, мы должны были проверять иностранные пароходы, заходившие в Одессу, Николаев, Херсон. Вся тяжесть службы легла на парусно-моторные фелюги “Валюта”, “Лена” и “Светлана”, которые, кроме дозорной службы, обеспечивали продовольствием, фуражом и другим имуществом комендатуры и заставы. При управлении отряда был ещё портовый катер “Вега”, который на ходу даже в небольшую волну зарывался носом и черпал воду. Тем не менее пограничники на нём отваживались выходить в море и даже задерживали нарушителей границы. В 1924 году в Одессу был переведён паровой крейсер “Ястреб” со скоростью до 10 узлов, а позднее также быстроходные катера, получившие номера ПК-10 и ПК-105, развивавшие скорость до 20 узлов. Кроме того пограничники использовали в службе по охране границы суда, которые конфисковывались при задержании нарушителей. На участке южного берега Крыма несла службу парусно-моторная фелюга, реквизированная у турецких контрабандистов. Ей пограничники дали название “Чекист”. На Евпаторийском направлении использовалась в службе парусно-моторная шхуна № 7, приобретённая таким же образом»4.

В середине 1920-х годов для материально-технического обеспечения пограничного корабельно-катерного состава в Севастополе была образована окружная база снабжения и ремонта, а в 1927—1928 гг. были сформированы Одесская, Севастопольская, Новороссийская и Батумская морские пограничные базы5, формально объединившие в своём составе пограничные суда, дислоцировавшиеся в зонах их ответственности. С созданием таких баз стал налаживаться судоремонт, но пограничные корабли и катера оказались в двойном подчинении: командиров баз, отвечавших только за правильную эксплуатацию судов, и начальников погранотрядов, в чьем ведении находилась охрана границы. Сами суда продолжали оставаться рассредоточенными без единого командования по всей границе.

В 1934 году произошло значительное преобразование органов государственной безопасности и входящей в их состав пограничной охраны. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года на базе Объединённого государственного политического управления был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. Для решения задач обеспечения безопасности страны в пограничной сфере в составе НКВД было создано Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО), начальником которого стал М.П. Фриновский6. В дальнейшем, до начала Великой Отечественной войны, управление, осуществлявшее руководство пограничной охраной, ещё дважды преобразовывалось: 29 сентября 1938 года — в Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУПВВ), а 8 марта 1939 года — в Главное управление пограничных войск (ГУПВ) НКВД СССР7.

Поиск путей оптимизации структуры морских частей продолжался. На этот раз в середине 1930-х годов выбрали вариант создания дивизионов пограничных кораблей (катеров), организационно входивших в состав пограничных отрядов. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Из истории советских пограничных войск. Документы и материалы. 1921—1927. М.: ГУПВ КГБ при СМ СССР, 1963. С. 150.

2 Музей морских частей пограничных войск (ММЧПВ). Док. фонд. Оп. 2П-6. Д. 1. Л. 9, 10; Боярский В.И. Пограничный надзор на море: историко-документальный очерк. М.: Граница, 2006. С. 81.

3 Центральный пограничный музей ФСБ России (ЦПМ). Док. фонд. Оп. 11. Д. 19. Л. 38; Пограничные войска СССР. Сборник документов и материалов. 1928—1938 / Сост. Е.Д. Соловьев, А.И. Чугунов и др.; под общ. ред. В.А. Матросова. М.: Наука, 1972. С. 213, 214.

4 ММЧПВ. Док. фонд. Оп. 2П-6. Д. 1. Л. 16—19.

5 Там же. Оп. 1П-2. Д. 1. Л. 17.

6 Лубянка. ВЧК — ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ — МВД — КГБ. 1917—1960. Справочник. М.: МВД, 1997. С. 8.

7 ЦПМ. Док. фонд. Оп. 2. Д. 62. Л. 80, 112—114, 181.