Классификация, периодизация, особенности и характерные черты военных конфликтов на территории Югославии (1991—2001 гг.)
Аннотация. В статье на основе изучения отечественных и зарубежных исторических литературы и источников проведены детальная классификация и периодизация военных конфликтов, рассмотрены их особенности и характерные черты, выявлены проблемы подготовки и применения вооружённых сил, сделаны выводы и сформулированы исторические уроки из опыта военных конфликтов на территории Югославии в 1991—2001 гг.
Ключевые слова: Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ); Республика Хорватия; вооружённый конфликт; локальная война; применение вооружённых сил; Косово и Метохия; С. Милошевич; Босния и Герцеговина; Югославская народная армия (ЮНА); Республика Словения; миротворческие силы ООН UNPROFOR; Сараевское перемирие; Эрдутское соглашение; Республика Македония.
Summary. In the paper, based on the study of domestic and foreign historical literature and sources, a detailed classification and periodization of military conflicts is carried out, their features and characteristics are considered, problems of preparation and use of armed forces are identified, conclusions are drawn and historical lessons are formulated from the experience of military conflicts in Yugoslavia in 1991—2001.
Keywords: Socialist Federal Republic of Yugoslavia (SFRY); Republic of Croatia; armed conflict; local war; use of armed forces; Kosovo and Metohija; S. Milošević; Bosnia and Herzegovina; Yugoslav People’s Army; Republic of Slovenia; UN peacekeeping force UNPROFOR; Sarajevo cease-fire; Erdut Agreement; Republic of Macedonia.
ГИРИН Александр Валерьевич — заместитель начальника института — начальник 1 центра научно-исследовательского института (информационной безопасности) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ
(Москва. E-mail: aleksandr.nevskiy1971@mail.ru).
КЛАССИФИКАЦИЯ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЮГОСЛАВИИ
(1991—2001 гг.)
В настоящее время в мире сложилась качественно новая военно-политическая обстановка, характеризующаяся созданием многополярной системы международных отношений и нарастающими процессами передела сфер влияния между Российской Федерацией (РФ), Китайской Народной Республикой (КНР), Соединёнными Штатами Америки (США) и странами Запада. При этом военно-политическое руководство США и НАТО позиционирует Россию как своего главного военно-политического противника. Против России и её союзников, правительства которых не поддерживают стремление Вашингтона к мировому господству, применяются меры политического, экономического, информационного, военного воздействия вплоть до инициирования распада государства и провоцирования военных конфликтов.
Данный сценарий в конце XX века использовался для дезинтеграции Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). Так, при поддержке Запада в 1990 году к власти в Словении и Хорватии пришли радикальные националисты, которые провозгласили независимость республик от СФРЮ, тем самым инициировали процесс распада страны. В 1991 году был спровоцирован этнический (между хорватами и сербами) и религиозный (между католиками и православными) конфликт, в который была втянута армия, что привело к его перерастанию в широкомасштабные боевые действия. Поддерживая одну из сторон, США и страны Запада непосредственно вмешались в военный конфликт. Для устранения президента Союзной Республики Югославия (СРЮ) С. Милошевича, политического лидера, не поддерживавшего политику Запада, но пользовавшегося доверием народа своей страны, в 1998 году был спровоцирован этнический (между албанцами и сербами) и религиозный (между мусульманами и православными) конфликт в автономном крае Косово и Метохия. Применение вооружённых сил СРЮ против незаконных вооружённых формирований стало поводом для военной агрессии НАТО против суверенного государства, в результате которой США установили свой контроль в регионе.
На территории бывшего СССР события происходят практически по югославскому сценарию. Так, в целях ослабления геополитических позиций России США и странами Запада в 2014 году в Киеве был осуществлён государственный переворот, последствием которого стал вооружённый конфликт на юго-востоке Украины. Приход к власти антироссийских националистических сил, ориентация киевского режима на вступление в НАТО, возможность размещения иностранных войск и объектов на сопредельной территории, ускоренная милитаризация и наращивание военного потенциала Украины, эскалация конфликта с возможным переносом военных действий на российскую территорию создали угрозу военной безопасности Российской Федерации. Это вынудило военно-политическое руководство страны 24 февраля 2022 года начать проведение Специальной военной операции Вооружённых сил Российской Федерации по денацификации и демилитаризации Украины (СВО).
Актуальность темы статьи определяется сохраняющейся опасностью для Российской Федерации быть втянутой в военные конфликты различной интенсивности, в т.ч. в Балканском регионе, а также значением опыта военных конфликтов с участием вооружённых сил иностранных государств для поиска путей повышения эффективности применения ВС РФ в современных военных конфликтах.
Классификация и периодизация военных конфликтов на территории Югославии в 1991—2001 гг.
Военные действия в военных конфликтах на территории Югославии в 1991—2001 гг. до начала СВО являлись наиболее масштабными в Европе после Второй мировой войны. Опыту боевых действий в военных конфликтах во второй половине XX — начале XXI века посвящены фундаментальные военно-исторические трудыВ.А. Киселева1, М.А. Гареева2, С.А. Батюшкина, В.Ф. Кужилина3, А.С. Рукшина, С.Л. Ташлыкова, А.В. Усикова4, А.Е. Шагова, В.Н. Богданова, В.А. Гаврилова5, В.Б. Зарудницкого6. Но в данных трудах практически не изученными остались военные конфликты на территории Югославии. Попытка проанализировать их предпринята в работах А.А. Александрова, И.П. Александрова, О.В. Валецкого, А.А. Олийника, М.А. Поликарпова, Ю.А. Сергеева, И.И. Стуброва7. Вместе с тем данные работы рассматривают отдельные конфликты на территории Югославии без их исторической, политической и военно-стратегической взаимосвязи.
В исторических источниках приводятся различные определения и временны́е границы военных конфликтов на территории Югославии в 1991—2001 гг. Так, в мемуарах участников боевых действий О.В. Валецкого военные конфликты в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине в 1991—1995 гг., и Б. Танева (Болгария) — военный конфликт в Македонии в 2001 году классифицируются как «гражданская война»8. В военно-историческом труде М.А. Гареева и аналитических отчётах научно-исследовательских организаций МО РФ агрессия НАТО против Югославии определяется как «локальная война»9. В работах Е.Ю. Гуськовой военные действия на территории Югославии описываются как «вооружённые конфликты»10. В сборниках архивных документов Республики Хорватия военный конфликт проходит под термином «Отечественная война 1990—1995 годов» (хорв. Domovinski rat 1990—1995)11.
В работе «Югославия: роль армии в межнациональном конфликте» И.И. Стубров и Ю.А. Сергеев предложили свою периодизацию конфликта Словении и Хорватии в 1991—1992 гг.12 При этом ход конфликта в Хорватии с 1992 по 1995 год не рассмотрен, его периодизация авторами не проводилась. О.В. Валецким в его труде «Югославская война, 1991—1995 годы»13 предпринята попытка связать воедино и привести периодизацию военных конфликтов в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, но за рамками исследования остались другие конфликты.
Для объективного анализа особенностей и характерных черт военных конфликтов на основании положений Военной доктрины Российской Федерации14, исходя из анализа состава сторон, целей и масштабов военных действий, проведена классификация и определена следующая периодизация военных конфликтов на территории Югославии в 1991—2001 гг.
1. Военный конфликт в Словении и Хорватии (1991—1995 гг.).
Первый период (26 июня 1991 — 21 февраля 1992 г.) — внутренний вооружённый конфликт на территории социалистических республик Словения и Хорватия СФРЮ, в котором принимали участие с одной стороны Югославская народная армия (ЮНА) и сербские иррегулярные вооружённые формирования, с другой стороны — Территориальная оборона (ТО) и полиция республик Словения и Хорватия, хорватские иррегулярные вооружённые формирования. Началом конфликта является ввод войск ЮНА на территорию Республики Словения (26 июня 1991 г.), окончанием — ввод миротворческих сил ООН UNPROFOR на территорию Республики Хорватия (21 февраля 1992 г.). Данный период включал два вооружённых конфликта.
Вооружённый конфликт на территории Социалистической Республики Словения (26 июня — 4 июля 1991 г.) происходил в два этапа:
первый этап (26 июня — 1 июля 1991 г.) — ввод войск ЮНА, боевые действия на территории Республики Словения;
второй этап (2 июля — 4 июля 1991 г.) — прекращение боевых действий и возвращение войск ЮНА в места постоянной дислокации15;
Вооружённый конфликт на территории Социалистической Республики Хорватия (25 июня 1991 — 21 февраля 1992 г.) происходил в четыре этапа:
первый этап (25 июня — 15 сентября 1991 г.) — боевые действия сербских милиции, ТО, иррегулярных вооружённых формирований (далее — сербских вооружённых формирований) против полиции, ТО, Национальной гвардии Республики Хорватия и хорватских иррегулярных вооружённых формирований (далее — хорватских вооружённых формирований), разъединение конфликтующих сторон войсками ЮНА;
второй этап (15 сентября — 5 октября 1991 г.) — нападения на казармы ЮНА в Хорватии, боевые действия войск ЮНА и сербских вооружённых формирований против хорватских вооружённых формирований;
третий этап (5 октября — 31 декабря 1991 г.) — разрыв отношений Республики Хорватия с СФРЮ, мобилизация в Хорватии и боевые действия войск ЮНА и сербских вооружённых формирований против хорватских вооружённых формирований;
четвёртый этап (2 января — 21 февраля 1992 г.) — заключение Сараевского перемирия между командованием ЮНА и руководством Хорватии, ввод миротворческих сил ООН UNPROFOR16.
Второй период (22 мая 1992 — 12 ноября 1995 г.) — внутренний вооружённый конфликт на территории Республики Хорватия (с 22 мая 1992 г. — независимое государство, член ООН), в котором принимали участие с одной стороны вооружённые силы Республики Хорватия (включая формирования МВД), с другой стороны — войска ЮНА (на первом этапе), сербские иррегулярные вооружённые формирования, вооружённые формирования Республики Сербская Краина (милиция и Сербское войско Краины (СВК)). Началом конфликта стало возобновление боевых действий вооружёнными силами Республики Хорватия (22 мая 1992 г.); окончанием — ликвидация Республики Сербская Краина и заключение Эрдутского мирного соглашения (12 ноября 1995 г.). Данный период можно разделить на четыре этапа:
первый этап (22 мая — 25 сентября 1992 г.) — боевые действия вооружённых сил Республики Хорватия и хорватских формирований против войск ЮНА и сербских формирований, вывод войск ЮНА с территории Хорватии и создание СВК;
второй этап (22 января — 17 сентября 1993 г.) — боевые действия вооружённых сил Республики Хорватия и хорватских формирований против СВК и сербских формирований в Далмации и Западной Славонии;
третий этап (19 июня 1992 — 27 ноября 1994 г.) — участие с одной стороны вооружённых сил Республики Хорватия, с другой стороны — Сербского войска Краины и сербских формирований в боевых действиях на территории Боснии и Герцеговины, нанесение воздушных ударов авиацией НАТО по сербским военным объектам (21 и 23 ноября 1994 г.)17;
четвёртый этап — ликвидация Республики Сербская Краина (1 мая — 12 ноября 1995 г.)18.
2. Военный конфликт в Боснии и Герцеговине (1991—1996 гг.).
Первый период (12 сентября 1991 — 22 мая 1992 г.) — внутренний вооружённый конфликт на территории Социалистической Республики Босния и Герцеговина СФРЮ, в котором принимали участие с одной стороны ЮНА и сербские ТО, милиция и иррегулярные вооружённые формирования, с другой стороны — ТО и полиция Республики Босния и Герцеговина, боснийские, хорватские иррегулярные вооружённые формирования. Началом конфликта является ввод войск ЮНА для поддержания порядка в город Мостар (12 сентября 1991 г.), окончанием — официальное признание ООН независимости Республики Босния и Герцеговина (22 мая 1992 г.). Данный период включал три этапа:
первый этап — стабилизация обстановки в Социалистической Республике Босния и Герцеговина войсками ЮНА (12 сентября 1991 — 25 марта 1992 г.);
второй этап — боевые действия войск ЮНА и сербских вооружённых формирований против вооружённых формирований Республики Хорватия, хорватских и боснийских вооружённых формирований (25 марта 1992 — 6 мая 1992 г.);
третий этап — боевые действия войск ЮНА (до 12 мая 1992 г.), сербских вооружённых формирований; вооружённых формирований Республики Хорватия, хорватских вооружённых формирований Хорватской республики Герцег-Босна против боснийских вооружённых формирований (6 мая 1992 — 22 мая 1992 г.)19.
Второй период (22 мая 1992 — 20 декабря 1996 г.) — внутренний вооружённый конфликт на территории Республики Босния и Герцеговина с внешним вмешательством (с 22 мая 1992 г. — независимое государство, член ООН), в котором принимали участие с одной стороны вооружённые формирования Республики Сербской в Боснии (милиция, ТО и Войско Республики Сербской), сербские иррегулярные вооружённые формирования; вооружённые силы Республики Хорватия, хорватские иррегулярные вооружённые формирования Хорватской республики Герцег-Босна (до 23 февраля 1994 г.), с другой стороны — вооружённые силы Республики Босния и Герцеговина (включая формирования МВД), боснийские иррегулярные вооружённые формирования; вооружённые силы Республики Хорватия (до 27 ноября 1994 г.), хорватские иррегулярные вооружённые формирования Хорватской республики Герцег-Босна (с 18 марта 1994 г.) при поддержке группировки Объединённых военно-воздушных сил (ОВВС) НАТО (с 12 апреля 1993 г.). Началом конфликта является официальное признание ООН независимости Республики Босния и Герцеговина (22 мая 1992 г.); окончанием — завершение операции по принуждению к миру «Совместные усилия» (англ. Joint Endeavour) (20 декабря 1996 г.). Данный период состоял из трёх этапов:
первый этап — боевые действия вооружённых сил Республики Босния и Герцеговина, боснийских иррегулярных вооружённых формирований против Войска Республики Сербской в Боснии (ВРС), сербских иррегулярных вооружённых формирований; вооружённых сил Республики Хорватия, хорватских иррегулярных вооружённых формирований Хорватской республики Герцег-Босна (22 мая 1992 — 23 февраля 1994 г.) при поддержке группировки ОВВС НАТО (с 12 апреля 1993 г.);
второй этап — боевые действия вооружённых сил Федерации Босния и Герцеговина, боснийских иррегулярных вооружённых формирований; вооружённых сил Республики Хорватия (до 27 ноября 1994 г.), хорватских иррегулярных вооружённых формирований против вооружённых формирований Республики Сербской в Боснии (СВК, милиция), сербских иррегулярных вооружённых формирований (23 февраля 1994 — 14 декабря 1995 г.), операция группировки ОВВС НАТО против Республики Сербской в Боснии «Обдуманная сила» (англ. Deliberate Force) (30 августа — 14 сентября 1994 г.);
третий этап — операция многонациональных сил IFOR по принуждению к миру «Совместные усилия» (англ. Joint Endeavour) (20 декабря 1995 — 20 декабря 1996 г.)20.
3. Агрессия НАТО против Союзной Республики Югославия (1999 г.).
Операция Объединённых вооружённых сил (ОВС) НАТО «Союзная сила» (англ. «Allied Force») — локальная война, в которой принимали участие с одной стороны ОВС НАТО в Европе (ВС США, Великобритании, Франции, ФРГ, Канады, Бельгии, Дании, Норвегии, Нидерландов, Италии, Испании, Португалии, Турции), с другой стороны — вооружённые силы Союзной Республики Югославия (Югославское войско, ЮВ), формирования государственной безопасности и полиции Республики Сербия (24 марта — 10 июня 1999 г.). Агрессия НАТО против СРЮ происходила по двум периодам21:
первый период — воздушно-наступательная операция ОВС НАТО, нанесение массированных авиационно-ракетных ударов (24—26 марта 1999 г.);
второй период — систематические боевые действия ОВС НАТО, нанесение одиночных и групповых ударов по вновь выявленным и ранее не поражённым объектам (27 марта — 10 июня 1999 г.), морская блокада СРЮ (с 1 мая). Данный период включал три этапа:
первый этап(27—31 марта 1999 г.) — нанесение ракетно-авиационных ударов по военным объектам на территории Косово и Метохии;
второй этап (1—30 апреля 1999 г.) — нанесение ракетно-авиационных ударов по объектам промышленности и инфраструктуры, военным объектам на территории СРЮ;
третий этап (1 мая — 10 июня 1999 г.) — интенсификация ракетно-авиационных ударов с применением неуправляемого вооружения (с 10 мая 1999 г.)22.
4. Военные конфликты в Косово и Метохии (1998—1999 г.), в Сербии (1999—2001 г.) и в Македонии (2001 г.).
Военные конфликты в Косово и Метохии (1998—1999 гг.), в Сербии (1999—2001 гг.) и в Македонии (2001 г.) — внутренние вооружённые конфликты на территории Республики Сербия и Республики Македония, в которых принимали участие с одной стороны вооружённые силы, включая формирования государственной безопасности (ГБ) и министерств внутренних дел (МВД) Союзной Республики Югославия, Республики Сербия (РС) и Республики Македония (РМ), с другой стороны — албанские незаконные вооружённые формирования (НВФ).
Вооружённый конфликт в Косово и Метохии (28 февраля 1998 — 11 июня 1999 г.) — боевые действия между вооружёнными силами Союзной Республики Югославия (войска Югославской армии, формирования ГБ и МВД РС) и «Освободительной армией Косова» (ОАК) на территории Автономного края Косово и Метохия Республики Сербия Союзной Республики Югославия. Началом конфликта является провозглашение ОАК начала вооружённой борьбы за независимость края (28 февраля 1998 г.), окончанием — подписание Кумановского соглашения о выводе вооружённых сил СРЮ и формирований МВД РС с территории Косово и Метохии (11 июня 1999 г.)23. Вооружённый конфликт протекал в четыре этапа:
первый этап(28 февраля — 15 апреля 1998 г.) — контртеррористическая операция, проводившаяся силами МВД Республики Сербия при участии манёвренных групп Югославской армии24;
второй этап (15 апреля — 15 октября 1998 г.) — контртеррористическая операция, проводившаяся силами Югославской армии при участии формирований МВД Республики Сербия, достижение договорённости между президентом СРЮ С. Милошевичем и специальным посланником НАТО Р. Холбруком (15 октября 1998 г.) о перемирии и отводе югославских войск в места постоянной дислокации при мониторинге НАТО25;
третий этап (1 января — 24 марта 1999 г.) — возобновление боевых действий Объединённой группировкой войск СРЮ в связи с продолжавшейся террористической деятельностью ОАК26;
четвёртый этап (24 марта — 11 июня 1999 г.) — боевые действия Объединённой группировкой войск СРЮ в АК Косово и Метохия в условиях агрессии НАТО, ввод сил быстрого реагирования НАТО27.
Вооружённый конфликт в Южной Сербии (21 июня 1999 — 1 июня 2001 г.) — боевые действия между вооружёнными силами Союзной Республики Югославия (войска Югославской армии, формирования государственной безопасности и министерства внутренних дел Республики Сербия) и албанским незаконным вооружённым формированием «Армия освобождения Прешева, Медведжи и Буяноваца» (АОПМБ) на территории одноимённых общин и в отдельных районах соседних общин на юге Союзной Республики Югославия28. Началом конфликта является создание НВФ и начало террористической деятельности АОПМБ (21 июня 1999 г.), окончанием — завершение операции вооружённых сил Союзной Республики Югославия «Браво», ликвидация НВФ АОПМБ и упразднение пятикилометровой «наземной зоны безопасности», созданной СРЮ в 1999 году (1 июня 2001 г.). Конфликт происходил в два этапа:
первый этап (21 июня 1999 — 24 мая 2001 г.) — террористические акты и боевые действия НВФ АОПМБ против формирований МВД Республики Сербия;
второй этап (24 мая — 1 июня 2001 г.) — операция вооружённых сил Союзной Республики Югославия «Браво».
Вооружённый конфликт в Македонии (22 января — 12 ноября 2001 г.) — боевые действия между вооружёнными силами Республики Македония (Армии Республики Македония (АРМ), формирования МВД РМ) и албанским незаконным вооружённым формированием «Армией национального освобождения» (АНО). Началом конфликта стало создание НВФ АНО и начало захвата ими северо-западных районов Македонии (22 января 2001 г.), окончанием — соглашение о перемирии между руководителями АНО и правительством РМ (12 ноября 2001 г.). Этот конфликт подразделяется натри этапа:
первый этап (22 января — 24 мая 2001 г.) — террористические акты и боевые действия НВФ АНО против формирований МВД РМ;
второй этап (24 мая — 13 августа 2001 г.) — операция македонских сил безопасности (АРМ и МВД РМ) по освобождению района Арачиново, подписание соглашения о прекращении боевых действий между правительством РМ и представителями албанского меньшинства;
третий этап (22 августа — 12 ноября 2001 г.) — операция НАТО «Богатый урожай» (англ. Operation Essential Harvest) по разоружению НВФ АНО, вывод контингента НАТО с территории РМ (22 августа — 27 сентября 2001 г.), взятие под контроль района конфликта силами безопасности РМ (27 сентября 2001 — 12 ноября 2001 г.)29.
Таким образом, исходя из состава сторон, целей и масштабов военных действий военные конфликты на территории Югославии в 1991—2001 гг. можно классифицировать как внутренние вооружённые конфликты, на различных этапах которых осуществлялось внешнее вмешательство. И только агрессию НАТО против Союзной Республики Югославия можно классифицировать как локальную войну. Вместе с тем в данных военных конфликтах боевые действия достигли масштабов операций группировок войск (сил) на операционных направлениях и стратегических операций на театре военных действий.
Особенности и характерные черты военных конфликтов на территории Югославии в 1991—2001 гг.
Одной из основных причин возникновения военных конфликтов на территории Югославии в 1991—2001 гг. явились идеологическая борьба между политическими силами Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Косово при поддержке США и других стран Запада, а также ряда исламских государств с одной стороны и политическими силами, стремившимися к сохранению югославской федерации, с другой — при отсутствии на федеральном уровне политических сил, придерживавшихся идеологии югославизма, а также противодействие политических сил Сербии, выдвинувших идею создания «Новой Югославии» на территориях, населённых этническими сербами30.
На командование и личный состав вооружённых сил (ЮНА, ВСК, ВРС, ЮВ) осуществлялось активное информационно-психологическое воздействие и со стороны республиканских государственных органов, общественных организаций и СМИ в целях дискредитации командного состава, снижения морального духа, создания условий для поражения в боевых действиях против националистических формирований Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины31.
Использование для обоснования политических целей в военных конфликтах этнических и религиозных противоречий, а также применение для мотивации личного состава националистической идеологии и религиозного экстремизма32 придали военным действиям ожесточённый характер и привели к большому количеству военных преступлений против военнослужащих противоборствующей стороны и местного населения. Причастны к этническим чисткам и виновны в большом количестве жертв среди мирного населения хорватские националистические добровольческие формирования33. Моджахедами, участвовавшими в боевых действиях на стороне боснийских мусульман, совершено большинство военных преступлений против пленных военнослужащих ВРС и сербского мирного населения34.
В составе вооружённых сил сторон конфликтов принимали участие в боевых действиях большое количество иностранных наёмников и добровольцев. Наёмником считается лицо, которое: 1) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте; 2) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; 3) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны; 4) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; 5) не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте; 6) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил. Наёмники не имеют права на статус комбатанта и военнопленного (в соответствии со статьёй 47 Дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.).
Доброволец — это лицо, которое: по собственной воле вступило в состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте. При этом сторона, находящаяся в конфликте, несёт ответственность за все действия, совершённые лицами из состава её вооружённых сил (в соответствии со статьёй 3 IV Гаагской конвенции 1907 г.). Если отдельное лицо по собственному волеизъявлению вступило в состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, то оно утрачивает статус гражданина нейтрального государства (в соответствии пунктом б) статьи 16 V Гаагской конвенции 1907 г.). Добровольцу выплачивается материальное вознаграждение как лицу, входящему в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте. Таким образом, мотивом участия добровольца в военных действиях не является получение личной выгоды. Такими мотивами могут быть политические, идеологические, религиозные и другие убеждения. Доброволец имеет статус комбатанта
В вооружённых силах Хорватии состояли, как правило, граждане США, Канады, Австралии, европейских стран, в т.ч. придерживавшиеся праворадикальной, неонацистской, фашистской или националистической идеологии, а также хорватские эмигранты из США, Канады, Австралии, Латинской Америки и других стран. Большинство иностранных наёмников и добровольцев составляли инструкторы и офицеры. Кроме того, в вооружённых силах Хорватии присутствовало некоторое количество иностранных военных специалистов из частных военных компаний США и Великобритании (MPRI, Group 4 Securitas и др.)35. Согласно данным созданного в Хорватии «Союза иностранных добровольцев» («Udruga stranih dragovoljaca») всего в хорватских войсках в боевых действиях в 1991—1995 гг. участвовали 456 добровольцев, из которых 148 были из Великобритании (в т.ч. 5 — из Шотландии, 4 — из Уэльса), 69 — из Франции, 55 — из Германии, 27 — из Нидерландов, 33 — из Венгрии, 17 — из США, 15 — из Австралии, 10 — из Австрии, 10 — из Ирландии, 8 — из Польши, 7 — из Италии, 7 — из Канады, 5 — из Дании, 4 — из Швейцарии, 4 — из Испании, 4 — из Словакии, 3 — из Швеции, 2 — из Болгарии, 2 — из Португалии, 1 — из Зимбабве, 1 — с Украины, 1 — из Гамбии. Из них погибли 15 англичан, 8 французов, 15 немцев, 2 голландца, 2 венгра, 2 австрийца, 3 канадца, 3 американца, 1 бельгиец, 2 швейцарца, 1 португалец, 1 шотландец, 1 украинец, 1 болгарин, 1 датчанин и 1 гамбиец (гражданство 23 добровольцев не установлено. — Прим. авт.). Лица, отправленные в Хорватию по государственным каналам или контрактам с частными военными компаниями, в данном перечне не учитывались.
В вооружённых силах Республики Босния и Герцеговина из радикальных исламистов Алжира, Афганистана, Египта, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Сирии, Ливана, Пакистана (всего до 4000 человек) формировались соединения моджахедов36: 1-я Босанская бригада 1-го АК, 4-я Мусульманская бригада 3-го АК; 241-я, 242-я Мусульманские бригады 2-го АК; 7-я, 706-я Мусульманские бригады 7-го АК; было начато, но не завершено формирование 9-й Мусульманской бригады. Представители исламских государств проповедовали «исламский джихад» и радикальный ислам.
В ВРС и ЮВ вступали граждане Республики Сербия (в ВРС) и Сербской Республики в Боснии (в ЮВ), а также лица, исповедовавшие православие, из России, Белоруссии, Украины и других стран СНГ, Македонии, Болгарии и Греции. Основными мотивами поступления добровольцев на военную службу в ВРС и ЮВ были славянское братство (панславизм или югославизм), защита православной веры, борьба с фашизмом и неонацизмом. Среди части сербских и русских добровольцев ВРС встречались лица с националистическими или монархистскими убеждениями (сербские «чётники» или русские «царские волки»). В ВРС принимали участие в боевых действиях граждане Франции, Италии, Польши, Венгрии (так же, как и хорваты, исповедовавшие католичество) и Новой Зеландии, отдельные граждане других стран. Добровольцы из европейских стран руководствовались, как правило, антифашистскими и антинатовскими взглядами, в меньшей степени — интернационалистическими, коммунистическими и социалистическими убеждениями37.
В ВРС в боевых действиях принимали участие Болгарская бригада, Македонская дружина, 1-й Русский добровольческий отряд, 2-й Русский добровольческий отряд «Царские волки», 3-й Русский добровольческий отряд, Казачий отряд, Сербский добровольческий отряд «Белые волки», Греческий отряд, а также Польский батальон «Белый орёл», Французский, Итальянский, Венгерский отряды, отряд Новозеландских волонтёров. Кроме того, иностранные добровольцы состояли в соединениях, воинских частях и отдельных подразделениях ВРС.
В Югославском войске отдельных добровольческих соединений, воинских частей и подразделений не создавалось. Добровольцы зачислялись, как правило, в соединения сухопутных войск ВС СРЮ и антитеррористические подразделения МВД Республики Сербия (так, русские добровольцы находились в составе 37-й и 125-й моторизованных бригад, 82-й антитеррористической группы МВД РС).
Организация войск определялась характером и содержанием стоявших перед ними боевых задач. На организацию, комплектование, назначение командного состава, вооружение и боевое применение войсковых формирований оказывало влияние политическое руководство республик. В то же время организация войск оказала большое влияние на ведение боевых действий38.
Доукомплектование войсковых формирований, принимавших участие в боевых действиях, до штатов военного времени и восполнение сокращения личного состава вследствие потерь и массового дезертирства требовало проведения значительных мобилизационных мероприятий, в основном среди лиц сербской и черногорской национальностей (в связи с прекращением поступления призывников из других республик)39.
Комплектование ЮНА, СВК, ВРС и ЮВ по призыву и резервистами при мобилизации на основе всеобщей воинской обязанности, по территориальному принципу определило неудовлетворительный уровень боевой подготовки и морально-психологического состояния личного состава, боевого слаживания войсковых формирований.
Комплектование Национальной гвардии Хорватии40 в добровольном порядке с идеологической мотивацией41 обеспечило высокий уровень боевой готовности и эффективность боевого применения войсковых формирований.
20 апреля 1991 года из добровольцев была создана Национальная гвардия МВД Хорватии. В 1994 году в Хорватской армии сформированы девять гвардейских бригад, укомплектованных на добровольной основе идеологически мотивированными профессиональными военнослужащими и подготовленными по натовским стандартам специалистами американской ЧВК MPRI.
Подчинение территориальной обороны непосредственно республиканским властям было использовано для развёртывания на их основе национальных вооружённых формирований42.
В связи с реализацией в ВСР и СВК принципов организации, комплектования и управления ЮНА войска не обладали требуемой манёвренностью и управляемостью в ходе боевых действий43.
Общевойсковые соединения, укомплектованные в добровольном порядке профессиональными и идеологически мотивированными военнослужащими, применялись в составе ударных группировок, резервные (территориальные, ополченские) соединения — в составе сковывавших группировок и вторых эшелонов (резервов). Так, в ходе операции «Буря» (1995 г.) хорватские гвардейские бригады действовали в составе ударных группировок и показали себя как наиболее боеспособные соединения вооружённых сил Хорватии44. Мусульманские бригады боснийской армии применялись на направлениях главных ударов (батальоны мусульманских бригад — в качестве штурмовых отрядов) в ходе наступления войск мусульмано-хорватской федерации в 1995 году45. Добровольческие соединения и воинские части ВРС назначались: в обороне — в состав первых эшелонов на направления сосредоточения основных усилий, а также в состав мобильных резервов; в наступлении — в состав ударных группировок (штурмовых отрядов)46. Подразделения ЮВ, укомплектованные добровольцами, в ходе боевых действий в Косово и Метохии выполняли наиболее важные боевые задачи47.
Особое значение в боевых действиях на территории Югославии имело применение сил специальных операций (войск специального назначения) вооружённых сил, государственной безопасности и МВД, состоявших из профессиональных и мотивированных военнослужащих, а также создававшихся на их основе разведывательно-диверсионных, штурмовых отрядов и добровольческих формирований. Так, добровольческие отряды в ВРС, в т.ч. «Сербская добровольческая гвардия», «Белые волки» и др., формировались и обучались офицерами подразделений специальных операций службы государственной безопасности Сербии48. Применение подразделений сил специальных операций (войск специального назначения) основывалось как на югославском, так и на зарубежном опыте49.
Наличие внушительного арсенала современных средств ведения войны и развитой военно-промышленной базы позволяло вести широкомасштабные боевые действия даже в условиях эмбарго ООН на поставки оружия в Югославию, что создавало ЮНА преимущество в противоборстве с национальными вооружёнными формированиями Словении и Хорватии50. В дальнейшем в результате поставок в ВС Хорватии вооружения и военной техники (ВВТ) в обход эмбарго ООН, организации военного производства на национальных предприятиях хорватские войска получили возможность вести активные боевые действия51.
Вместе с тем на эффективность боевых действий войск, имевших современные ВВТ, оказали влияние взгляды военно-политического руководства, установленные ограничения на применение средств поражения, уровень подготовки и морально-психологическое состояние личного состава, сформировавшееся под воздействием борьбы в информационной сфере.
Существенное влияние на ведение боевых действий оказали физико-географические условия театра военных действий. Горно-лесистая местность Словении, Боснии и Герцеговины затрудняла использование бронетанкового вооружения и техники, ограничивала манёвр и передвижения войск, в то же время создавала исключительно благоприятные условия для партизанских действий.
В основном равнинная местность Хорватии обеспечила возможность ведения широкомасштабных боевых действий с применением бронетанковой техники. Горные массивы в северо-западной, центральной и южной частях способствовали организации эффективной обороны.
Наличие протяжённого Адриатического побережья, а также такой крупной водной артерии, как р. Дунай, позволяло командованию ЮНА широко задействовать силы флота и корабли Дунайской флотилии для поддержки операций сухопутных войск. Вместе с тем горный характер местности в Далмации сводил действия противоборствующих сторон к борьбе за адриатические порты и отдельные города на равнинных участках52.
К проблемам подготовки и применения вооружённых сил в военных конфликтах на территории Югославии в 1991—2001 гг. сторон возможно отнести:
отсутствие у военно-политического руководства единства взглядов на цели и задачи применения вооружённых сил в вооружённом конфликте;
влияние руководства республик, территориальных образований и общин на организацию, комплектование, назначение командного состава и боевое применение войсковых формирований;
низкое морально-психологическое состояние личного состава ЮНА, неготовность командования к решительным действиям в условиях возникновения угрозы единству федерации;
позиционный характер боевых действий, определённый военно-политическим руководством под давлением международного сообщества вопреки полному превосходству ЮНА и ВРС над противником.
Таким образом, на основе изучения и анализа опыта военных конфликтов на территории Югославии в 1991—2001 гг. можно сформулировать следующие исторические уроки:
1. Одной из основных причин возникновения внутренних вооружённых конфликтов является идеологическая борьба между националистическими сепаратистскими политическими силами, которые используются США и странами Запада против своих противников, и политическими силами, стремящимися к сохранению единства государства.
2. Использование для обоснования политических целей военных действий этнических и религиозных противоречий, а также применение для мотивации личного состава националистической идеологии и религиозного экстремизма придают военным действиям ожесточённый характер и приводят к большому количеству военных преступлений против военнослужащих противоборствующей стороны и местного населения.
3. Во внутренних вооружённых конфликтах принимают участие иностранные наёмники и добровольцы, основными мотивами вступления в вооружённые силы сторон конфликтов которых являются политические убеждения и вероисповедание.
Так, в вооружённых конфликтах в Югославии, с одной стороны, добровольцы руководствовались националистической, неонацистской, фашистской идеологиями, с другой стороны — коммунистической, социалистической, интернационалистической, панславянской, югославянской и антифашистской идеологиями. Аналогичное противостояние идеологических и религиозных мотивов добровольцев (наёмников) наблюдается в настоящее время на Украине.
4. На ведение боевых действий оказывают влияние организация, комплектование, вооружение, морально-психологическое состояние личного состава и уровень боевой подготовки войск, всестороннее обеспечение операций (боевых действий).
Так, соединения (воинские части и подразделения), укомплектованные в добровольном порядке профессиональными, подготовленными и идеологически мотивированными военнослужащими, применяются, как правило, в составе ударных группировок (штурмовых отрядов), резервные (территориальные, ополченские) соединения (воинские части и подразделения) — в составе сковывающих группировок и вторых эшелонов (резервов). Особое значение в боевых действиях во внутренних вооружённых конфликтах приобретает применение сил специальных операций (соединений и воинских частей специального назначения), а также создаваемых на их основе разведывательно-диверсионных, штурмовых отрядов и добровольческих формирований. Кроме того, наличие большого количества современных вооружений и военной техники, использование развитой военно-промышленной базы для военного производства, поставки ВВТ из-за рубежа позволяют вести широкомасштабные боевые действия в течение длительного времени.
5. Вместе с тем на эффективность боевых действий войск (сил) во внутренних вооружённых конфликтах оказывают влияние взгляды военно-политического руководства, установленные ограничения на применение средств поражения.
Внедрение опыта военных конфликтов на территории Югославии в 1991—2001 гг. в организацию, комплектование и вооружение, подготовку и применение Вооружённых сил Российской Федерации в вооружённых конфликтах, несомненно, помогут более эффективно решать задачи по обеспечению военной безопасности государства.
Иллюстрации из: личного архива О.В. Валецкого; Валецкий О.В. Югославская война 1991—1995 годы (М.: Крафт +, 2006); он же. Боевые действия в Космете во время агрессии НАТО против Югославии (Белград: Войноиздавачкий и новинский центар, 2004); Гирин А.В., Валецкий О.В. Вооружённые конфликты на территории Югославии (1991—2001 гг.): монография (Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2012); Гирин А.В. Формы и способы применения группировок войск (сил) в вооружённых конфликтах на территории Югославии в 1991—2001 годах: магистерская диссертация. М.: ВАГШ ВС РФ, 2021.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Киселев В.А. Боевые действия в локальных войнах и вооружённых конфликтах: монография. М.: ВАФ, 1996.
2 Гареев М.А. Опыт локальных войн и подготовка вооружённых сил. М.: Воениздат, 1999.
3 Батюшкин С.А., Кужилин В.Ф. Подготовка и ведение боевых действий общевойсковыми формированиями в локальных войнах и вооружённых конфликтах. М.: Воениздат, 2006.
4 Усиков А.В., Бурутин Г.А., Гаврилов В.А., Ташлыков С.Л. Военное искусство в локальных войнах и вооружённых конфликтах / Под общ. ред. А.С. Рукшина. М.: Воениздат, 2008.
5 Шагов А.Е., Богданов В.Н., Гаврилов В.А. и др. Актуальные проблемы военного искусства в войнах и вооружённых конфликтах конца ХХ — начала XXI века: зарубежный опыт. М.: Науч. б-ка, 2016.
6 Военные конфликты начала XXI века: итоги и уроки / Под общ. ред. В.Б. Зарудницкого. М.: ВАГШ ВС РФ, 2022.
7 Александров А.А. НАТО против Югославии: послесловие. // Зарубежное военное обозрение. 1999. № 9. С. 2—7; Александров И.П. НАТО против Югославии: хроника необъявленной войны // Там же. № 6. С. 7—11; № 7. С. 10—14; № 8. С. 6—10; Валецкий О.В. Югославская война 1991—1995 годы. М.: Крафт+, 2006; он же. Падение Республики Сербская Краина. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2014; Олийник А.А. Хорватская «Буря» проводилась по американским планам // Красная звезда. 1995. 12 сентября; Поликарпов М.А. Добровольцы: Балканский дневник. М.: Русь, 2003; он же. Балканский рубеж: русские добровольцы в боях за Сербию. М.: Пятый Рим, 2018; Стубров И.И., Сергеев Ю.А. Югославия: роль армии в межнациональном конфликте. // Зарубежное военное обозрение. 1992. № 3—5. С. 7—12.
8 Валецкий О.В.Югославская война 1991—1995 годы; Танев Б. Война в Македонии 2001 года. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015.
9 Гареев М.А. Указ. соч.; Военная агрессия НАТО против Югославии: аналитический обзор. Ч. I, II. М.: МО РФ, 2 ЦНИИ, 2000; Итоги войны на Балканах: аналитическая оценка итогов и выводы. М.: ГШ ВС РФ, 2002; Предварительные итоги агрессии НАТО против СРЮ. Информационная разработка. М.: ГШ ВС РФ, 1999.
10 Гуськова Е.Ю. Вооружённые конфликты на территории бывшей Югославии (хроника событий). М.: Российская академия наук, Ин-т науч. информации по общественным наукам, 1999.
11 Republika Hrvatska i Domovinski rat 1990—1995. Dokumenti. Zagreb (Kn. 1—19), 1990—1995.
12 Стубров И.И., Сергеев Ю.А. Указ. соч. С. 7—12.
13 Валецкий О.В.Югославская война 1991—1995 годы.
14 Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976) // Российская газета. 2014. № 298. 30 декабря.
15 Валецкий О.В. Югославская война 1991—1995 годы. С. 34—45; Стубров И.И., Сергеев Ю.А. Указ. соч. С. 7.
16 Валецкий О.В.Югославская война 1991—1995 годы. С. 46—120; Стубров И.И., Сергеев Ю.А. Указ. соч. С. 8.
17 Валецкий О.В. Югославская война 1991—1995 годы. С. 121—129.
18 Он же. Падение Республики Сербская Краина. С. 3—86.
19 Он же. Югославская война 1991—1995 годы. С. 199—263.
20 Борисов О. Формирование балканских миротворческих сил // Зарубежное военное обозрение. 1999. № 6. С. 55—56; Валецкий О.В. Югославская война 1991—1995 годы. С. 264—353.
21 Согласно замыслу операцию предполагалось провести в три этапа: на первом этапе — подавить систему ПВО Югославии и вывести из строя основные военные объекты, расположенные в Косово; на втором этапе — продолжить поражение объектов на всей территории СРЮ, основные усилия при этом сосредоточить на уничтожении войск, боевой техники и других военных объектов вплоть до тактического уровня; на третьем этапе — нанести массированные авиационные удары по основным государственным и военно-промышленным объектам Союзной Республики Югославия с целью снижения военно-экономического потенциала страны и подавления воли сербов к сопротивлению. См.: Предварительные итоги агрессии НАТО против СРЮ: информационная разработка. С. 39.
22 Александров И.П. НАТО против Югославии: хроника необъявленной войны // Зарубежное военное обозрение. 1999. № 6. С. 7—11; № 7. С. 10—14; № 8. С. 6—10; Александров А.А. Указ. соч. С. 2—7; Военная агрессия НАТО против Югославии: аналитический обзор. Ч. I, II. М.: МО РФ, 2 ЦНИИ, 2000; Итоги войны на Балканах: аналитическая оценка итогов и выводы. М.: ГШ ВС РФ, 2002; Куликов А. Балканская страда. Операция ОВС НАТО «Решительная сила» (Югославия, 24 марта — 10 июня 1999 г.) // Воздушно-космическая оборона. 2007. № 2(33). С. 76—82; Подготовка и стратегическое содержание военной операции НАТО на Балканах (1999 г.) // История войн и военного искусства: электронный учебник. М.: ВАГШ ВС РФ, 2019; Предварительные итоги агрессии НАТО против СРЮ. Информационная разработка. С. 40—66; Югославия // Зарубежное военное обозрение. 1999. № 4.
23 Барабанов М.С., Коновалов И.П., Куделев В.В., Целуйко В.А. Чужие войны. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2012. С. 115; Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990—2000). М.: Русское право, 2001. С. 660; Ивашов Л.Г. Косовский кризис 1999 г. Бросок на Приштину // Новая и новейшая история. 2004. № 5; Измайлов И. К обстановке в сербском крае Косово // Зарубежное военное обозрение. 2000. № 8. С. 57; Хофман Б. Унутрашњи тероризам. Београд: Народна књига; Алфа, 2000. С. 5; Мијалковски Милан, Дамјанов Петар. Тероризам албанских екстремиста. Београд: Војска, 2002. С. 10—80.
24 Dimitrijević B. Modernizacija i intervencija: jugoslovenski oklopne jedinice. Beograd: Institut za savremenu istoriju, 2010. С. 323.
25 Dimitrijević B. Указ. соч. С. 324.
26 Барабанов М.С., Коновалов И.П., Куделев В.В., Целуйко В.А. Указ. соч. С. 115.
27 Валецкий О.В. Боевые действия в Космете во время агрессии НАТО против Югославии. Белград: Войноиздавачкий и новинский центар, 2004; он же. О тактике контрпартизанских действий по опыту войны в Югославии. Белград: Войноиздавачкий и новинский центар, 2000; он же. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 г. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013.
28 Крстић Н., Живковић Д. «Извођење операције решавања кризе на југу Србије изазване деловањем наоружаних албанских екстремиста (терориста)». Београд: Воjно дело, 2001. С. 2—180.
29 К событиям в Македонии // Зарубежное военное обозрение. 1999. № 11. С. 10; Македония // Там же. № 5; О дальнейшей деятельности ОАК после агрессии НАТО. Танушевцы // Там же. 2001. № 4; Приштина // Там же. 1999. № 9; Танев Б. Указ. соч. С. 5—120; Шатков С. К обстановке в Македонии // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 3. С. 2—6.
30 Валецкий О.В. Югославская война 1991—1995 годы. С. 12—33; Милошевич Б.С. Разрушение Югославии: осуществлённый политический проект и его последствия для мировой цивилизации // Политпрос. Журнал Центрального Комитета КПРФ. 2011. № 3(62). С. 2—10; Югославия в XX веке: очерки политической истории. М.: Индрик, 2011. С. 735—765.
31 Кадиевич В.Д. Контрудар. М.: Московский издательский дом, 2007. С. 74—75; Стубров И.И., Сергеев Ю.А. Указ. соч. С. 12; Sekulić M. Knin je pao u Beogradu. Bad Vilbel: Nidda Verlag, 2000. S. 18.
32 Будимир А.В. Хорватское национальное сознание в процессе обретения государственной независимости (1990—1993) // Авторитарные режимы в Центральной и Восточной Европе (1917—1990-е годы). М.: Институт славяноведения РАН, 1999. С. 196—220; Калоева Е.Б. Роль национализма и популизма в судьбах народов Югославии в XX—XXI вв. // Национализм и популизм в Восточной Европе. М.: ИНИОН РАН, 2007. С. 147—165.
33 Валецкий О.В. Югославская война 1991—1995 годы. С. 81—82; Секулич М. Книн пал в Белграде: почему погибла Сербская Краина. М.: АНО ЦСОиП, 2019. С. 96.
34 Валецкий О.В. Армия Боснии и Герцеговины в 1992—1995 гг. М.: Издатель А.В. Воробьёв, 2020. С. 176, 179.
35 Он же. Югославская война 1991—1995 годы. С. 157—161.
36 Он же. Армия Боснии и Герцеговины в 1992—1995 гг. С. 176, 179; он же. Югославская война 1991—1995 годы. С. 562—570.
37 Он же. Традиции военного добровольчества у сербов. М.: Издатель А.В. Воробьёв, 2020. С. 3; он же. Югославская война 1991—1995 годы. С. 130—145; Поликарпов М.А. Балканский рубеж. Русские добровольцы в боях за Сербию. С. 293—300; он же. Добровольцы. Балканский дневник. С. 2, 3.
38 Применение сил общего назначения ВС США в операции против СРЮ. М.: ГШ ВС РФ, 1999; Североатлантический союз и его вооружённые силы. М.: ГШ ВС РФ, 1995; Смиљанић С. Агресија НАТО — Ратно ваздухопловство и противваздушна одбрана у одбрани отаџбине. Београд: Чугура принт, 2009.
39 Стубров И.И., Сергеев Ю.А. Указ. соч. С. 8, 9.
40 Валецкий О.В. Югославская война 1991—1995 годы. С. 81—82; Секулич М. Указ. соч. С. 96.
41 Пивоваренко А.А. Хорватия: история, политика, идеология. Конец XX — начало XXI века. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. С. 347, 348.
42 Стубров И.И., Сергеев Ю.А. Указ. соч. С. 10, 11.
43 Dimitrijević B. Modernizacija i intervencija: jugoslovenski oklopne jedinice. Beograd: Institut za savremenu istoriju, 2010; Милутиновић М. Војска Републике Српске између политике и рата. Сирпска вила, 1997; Новаковић К. Српска Краjина: успони, падови уздизања. Београд: Српско културно друштво Зора, 2009; Секулић М. Југославију нико није бранио, али је Врховна команда издала. Београд: Вести, 1997.
44 Валецкий О.В Югославская война 1991—1995 годы. С. 81, 82; Секулич М. Указ. соч С. 96.
45 Валецкий О.В. Армия Боснии и Герцеговины в 1992—1995 гг. С. 176, 179; он же. Югославская война 1991—1995 годы. С. 562—570.
46 Он же. Югославская война 1991—1995 годы. С. 130—145.
47 Он же. Боевые действия в Космете во время агрессии НАТО против Югославии. С. 5—71.
48 Он же. Югославская война 1991—1995 годы. С. 149—158.
49 Боснийский дневник // Спецназ России. 1999. № 4; Валецкий О.В. Разведывательно-диверсионные действия и организация сил специального назначения сторон в Югославской войне. М.: Издатель А.В. Воробьёв, 2022. С. 5—132; Волковский Н.Л. Силы специальных операций. История, применение, вооружение, оснащение. СПб.: Полигон; АСТ, 1996. С. 6—64.
50 Стубров И.И., Сергеев Ю.А. Указ. соч. С. 7.
51 Пивоваренко А.А. Указ. соч. С. 344—346.
52 Атлас офицера. М.: ВТУ ГШ, 2006. С. 98—99; Атлас мира: страны мира в картах и цифрах. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. С. 49.