Кадровое обеспечение Военно-воздушных сил Красной армии в ходе Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.)
Аннотация. В статье на основе архивных материалов, в том числе не известных широкому кругу отечественных и зарубежных исследователей, освещается порядок обеспечения в ходе Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.) советской военной авиации необходимым командно-начальствующим составом (комначсоставом). В качестве основы для анализа взяты Военно-воздушные силы Красной армии (ВВС КА) как составлявшие костяк авиационных сил СССР в данной войне и наиболее изученные автором статьи. Рассматриваются вопросы оснащённости и укомплектованности действующих частей, уровень понесённых потерь, проводится сравнение с аналогичными показателями противоборствующей стороны. Разбирается накопленный в условиях военного времени опыт кадровой работы, что позволяет расширить представление о её состоянии к началу 1940-х годов, а также извлечь уроки, способные повысить качество комплектования Вооружённых сил Российской Федерации личным составом.
Ключевые слова: Красная армия; Военно-воздушные силы; кадровые органы; командный и начальствующий состав; кадровая работа; комплектование; Советско-финляндская война (1939—1940 гг.); Ф.А. Агальцов; В.П. Белов; П.А. Котов; А.А. Левин; Я.В. Смушкевич.
Summary. The paper, based on archival materials, including those unknown to a wide range of domestic and foreign researchers, highlights the procedure of providing Soviet military aviation with the necessary command and control personnel during the Soviet-Finnish War (1939—1940). The analysis is based on the Red Army Air Forces, which formed the backbone of the USSR’s air forces in this war and which have been most extensively studied by the author of this paper. The issues of equipment, manning of active units, and the level of casualties are considered. A comparison with similar indicators on the opposing side is also made. The experience gained during the war is analyzed in order to better understand its state at the beginning of the 1940s and to draw lessons for improving the quality of the personnel of the Armed Forces of the Russian Federation.
Keywords: Red Army; Air Force; personnel bodies; command and officers’ staff; personnel work; recruitment; Soviet-Finnish War (1939—1940); F.A. Agaltsov; V.P. Belov; P.A. Kotov; A.A. Levin; Ya.V. Smushkevich.
ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ XX—XXI вв.
ТАРАСОВ Сергей Анатольевич — советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук, кандидат исторических наук
(Москва. E-mail: satar79@mail.ru).
«ОТДЕЛ КАДРОВ СОВЕРШЕННО ПРАВИЛЬНО НАЛАДИЛ УЧЁТ ДВИЖЕНИЯ НАЧСОСТАВА»
Кадровое обеспечение Военно-воздушных сил Красной армии в ходе Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.)
В настоящее время благодаря активной деятельности целого ряда исследователей история развития взаимоотношений между СССР и Финляндией на рубеже 1930—1940-х годов изучена достаточно хорошо1. Отдельное внимание в отечественной и зарубежной историографии уделено рассмотрению событий Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.), в т.ч. её ходу, понесённым потерям и достигнутым результатам2. В рамках разбора вопросов тактики и стратегии, а также использования противоборствующими сторонами различных видов вооружения3 частично проанализирован и порядок применения такого важного рода войск, как Военно-воздушные силы4. Вместе с тем анализ новых архивных материалов позволяет осветить ранее малоизвестные страницы указанного противостояния, расширить представления о его масштабах и условиях, в которых он протекал.
Следует отметить, что Советско-финляндская война, длившаяся с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года, явилась серьёзным испытанием для Вооружённых сил СССР. Несмотря на свою непродолжительность, она характеризовалась высокой интенсивностью ведения боевых действий и широким использованием различных родов войск, в т.ч. и ВВС КА.
Изучение архивных документов показывает, что сведения по финским военно-воздушным силам, имевшемся в распоряжении советского командования к началу боевых действий, по ряду показателей имеют определённые расхождения. Так, по одним данным, к началу войны ВВС Финляндии в своём строю имели от 262 до 270 самолётов 10—13 различных типов (из них 5—6 типов истребителей), на которые приходилось около 360—400 военных лётчиков, 120—140 лётчиков запаса, 200—240 лётчиков-наблюдателей (летнабов) и штурманов, 800—900 техников. По состоянию на 1 сентября 1939 года финские военно-воздушные силы насчитывали 445 офицеров, 960 унтер-офицеров и 1150 рядовых, не считая прикомандированных, переменного, нестроевого и обслуживающего состава различных авиабаз, складов, мастерских и школ, которых суммарно было не менее 1400—1600 человек. Общая численность личного состава оценивалась примерно в 4500—5000 человек, что давало в среднем 17—20 человек на один самолёт в строю. За период боёв с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года из разных стран на помощь финнам прибыли от 100 до 120 лётчиков. Из них примерно: 40—50 шведов, 20 итальянцев, 10—12 англичан, 7—8 американцев, 10—12 канадцев, 6 датчан. Противовоздушная оборона (ПВО) насчитывала от 2000 до 3000 военнослужащих и имела на вооружении около 200 зенитных орудий различного калибра, не считая 67 пушек береговой обороны, которые могли вести огонь по воздушным целям5.
По другим данным, ВВС Финляндии к началу войны состояли из пяти авиационных полков (два из них находились в процессе формирования), двух отдельных эскадрилий, военно-воздушной школы, авиационного склада и двух зенитных артиллерийских полков. В них на вооружении состояли 388 самолётов, из них: истребителей — 63, средних бомбардировщиков — 77, разведчиков и лёгких бомбардировщиков — 122, запасных (резервных) — 53, учебных — 73. Численность личного состава равнялась 2375 военнослужащим, из них: офицеров — 445 человек, унтер-офицеров — 780, рядовых — 1150. На территории страны располагалось до 60 аэродромов и посадочных площадок, из которых десять являлись основными, а девять были в стадии строительства6.
Исходя из анализа разведывательных данных (в т.ч. на основании изучения сведений, содержавшихся в зарубежной прессе), командование ВВС КА установило, что за 105 дней войны финнами в виде иностранной помощи были получены примерно 350 самолётов, произведены собственными силами 180—200 машин и порядка 30—40 отремонтированы. При этом за весь период боевых действий потери ВВС Финляндии на сухопутных фронтах составили 381 самолёт, из них: сбиты советскими истребителями в воздушных боях — 211, сбиты советскими бомбардировщиками при отражении воздушных атак — 146, уничтожены на земле — 22, разбились в результате столкновения над территорией, занятой частями Красной армии, — 2 самолёта. Небоевые потери финской военной авиации оценивались расчётным способом и определялись советской стороной в 20—25 проц. от боевых потерь, или около 100 самолётов7.
До 10 февраля 1940 года заграничные поставки и собственное производство не только полностью покрывали боевые и небоевые потери ВВС Финляндии, но и позволяли осуществить их развёртывание с 262—270 до 340—360 самолётов в строю. Однако в результате напряжённых боевых действий в воздухе, значительно активизировавшихся в период с 10 февраля по 10 марта 1940 года, финская авиация понесла серьёзные потери (около 240 самолётов, из них 207—210 истребителей). Стало понятно, что в случае дальнейшего сохранения такой интенсивности ни собственное производство, ни иностранная помощь уже не смогут покрывать столь существенной убыли, что отрицательно скажется на боеспособности авиации8.
Для противодействия финским ВВС и поддержки действий наземных войск Красной армии советское командование задействовало значительные силы собственной авиации. По состоянию на начало ноября 1939 года военно-воздушные силы Ленинградского военного округа (ЛВО) состояли из 21 авиаполка, 7 отдельных эскадрилий и 3 корректировочных отрядов, в которых насчитывались 1412 самолётов9, из них: ТБ-3 — 73, ДБ-3 — 24, СБ — 387, И-16 — 391, И-15 — 29710, И-153 — 47, Р-10 — 21, Р-Зет — 17, ССС — 65, Р-5 — 9011. В течение ноября на их усиление были дополнительно переброшены семь бомбардировочных полков (три полка ДБ-3 и четыре полка СБ)12.
В результате, по данным ряда отечественных исследователей, к началу боевых действий в составе ВВС округа имелись более 1580 самолётов, в т.ч. 953 истребителя. Дополнительно ВВС Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) располагали 296 машинами, из которых до половины также были представлены истребителями13.
Начавшиеся 30 ноября 1939 года боевые действия достаточно быстро привели советское командование к выводу о необходимости как реорганизации системы управления имевшимися силами и средствами, так и их наращивания. Последнее в значительной степени осуществлялось за счёт переброски пополнения из внутренних военных округов.
В результате принятых мер к 1 января 1940 года советские ВВС, принимавшие участие в войне, с учётом потерь насчитывали в своём строю 2233 самолёта. К недостаткам проведённых в течение декабря 1939 года мероприятий следует отнести: а) направление пополнений не в составе всей части, а путём «надёргивания» 1—2 эскадрилий из различных полков; б) выделение для наземного обслуживания авиачастей отдельных авиационных комендатур из состава авиационных баз вместо передислокации последних в полном составе, что намного облегчило бы решение вопроса бесперебойного и качественного обеспечения боевой работы авиации. Прибытие значительного количества мелких подразделений создавало сложности для командования и штабов в управлении ими и потребовало в дальнейшем пересмотра подхода к порядку пополнения действующей армии14.
Организационные мероприятия продолжились и в начале 1940 года. Так, для усиления частей ВВС КА, принимавших участие в войне с Финляндией, была спланирована переброска 21 полка (3 полка дальних бомбардировщиков, 8 полков скоростных бомбардировщиков, 4 полка лёгких бомбардировщиков, 5 полков истребителей, 1 полк штурмовиков) и двух дальнеразведывательных эскадрилий. Все авиаполки убывали к новому месту базирования со своими авиационными базами. Благодаря этим усилиям к 1 февраля 1940 года советские ВВС действующей армии насчитывали 2439 самолётов, из них: ДБ-3 — 245, СБ — 774, И-16 — 453, И-15 — 303, И-153 — 354, ТБ-3, ССС и др. — 31015.
Пополнение частей активно проводилось и в последующем. Всего за февраль и первую декаду марта 1940 года на фронт были отправлены 1118 самолётов, из них: ДБ-3 — 95, СБ — 540, И-15 — 78, И-153 — 223, ТБ-3, ССС и др. — 182. В итоге ВВС КА, участвовавшие в боевых действиях, по состоянию на 13 марта 1940 года (с учётом потерь за весь период войны) имели в своём составе 3353 самолёта, из них: ДБ-3 — 308, СБ — 1244, И-16 — 427, И-15 — 365, И-153 — 578, остальные (ТБ-3, Р-10, Р-Зет, ССС, Р-5) — 43116.
Несмотря на сложные метеорологические условия и незначительное количество лётных дней17, столь внушительные силы авиации были активно задействованы для выполнения различных боевых задач. По данным современных отечественных исследователей, советские экипажи за 105 дней войны совершили более 84 тыс. самолётовылетов с общим налётом около 115 тыс. часов, в ходе которых сбросили на противника порядка 23 тыс. т авиационных бомб18. Всё это требовало организации всестороннего обеспечения действий авиации, в т.ч. своевременного пополнения частей и подразделений командно-начальствующим составом.
К началу вооружённого столкновения положение с личным составом ВВС ЛВО, составивших основу авиационных сил, выделенных для ведения войны с Финляндией, характеризовалось следующими цифровыми показателями. Общее количество боевых экипажей равнялось 2059, из них: в истребительных полках — 615, в полках СБ — 464, в полках ДБ-3 — 164 и в остальных полках — 816. Кроме того, в отдельных эскадрильях и отрядах было ещё 213 экипажей. В дополнение к этому 239 экипажей находились в резервных звеньях. Указанной категорией военнослужащих все части были укомплектованы полностью. Из имевшихся в наличии лётчиков 89 (3,9 проц.) имели современный боевой опыт. Основная масса лётного состава ВВС ЛВО была «вполне подготовлена к боевым действиям». Неподготовленными оказались 256 человек, главным образом, окончивших школы ВВС во второй половине 1939 года, из них 130 были направлены на дополнительное обучение в резервные полки, остальные доучивались непосредственно в частях округа. Руководящим составом и штабными офицерами ВВС ЛВО также были обеспечены в достаточном количестве во многом благодаря активной кадровой работе, проведённой в течение лета 1939 года19.
Из анализа архивных документов видно, что советской авиации с началом боевых действий приходилось выполнять поставленные задачи в чрезвычайно сложной метеорологической обстановке, что приводило к дополнительным потерям и травмам личного состава в результате катастроф, аварий, потери ориентировки в воздухе и, как следствие, посадки вне аэродромов на неподготовленные площадки с поломкой авиационной техники. В свою очередь, необходимость, в силу неблагоприятных погодных условий, действовать на низких высотах становилась причиной поражения значительного числа самолётов зенитным огнём противника.
Всего, по данным советского командования, потери ВВС КА за время войны составили: боевые — 768 человек (671 погибший и 97 раненых), небоевые — 237 человек (176 погибших и 61 раненый). При этом потеря одного лётчика-истребителя приходилась в среднем на 380 самолётовылетов, лётчика, летавшего на СБ, — на 221 самолётовылет, лётчика, летавшего на ДБ, — 58 самолётовылетов, остальных категорий лётного состава — на 206 самолётовылетов. Структура потерь более детально представлена в таблицах 1 и 2.
Помимо авиационных полков, прибывавших на фронт со своим штатным личным составом и материальной частью, восполнение текущих потерь и наращивание сил осуществлялось посредством направления в действующие части как отдельных военнослужащих, так и целых подразделений. В последнем случае были посланы 18 эскадрилий бомбардировщиков (СБ — 12 эскадрилий, ДБ — 6 эскадрилий) и 18 эскадрилий истребителей (И-153 — 9 эскадрилий, И-16 — 7, И-15 — 2 эскадрильи), в которых совокупно насчитывалось 2044 человека. Пополнение техническим составом, работниками авиабаз, штабными офицерами осуществлялось в значительной степени одиночным порядком за счёт строевых частей, слушателей курсов и постоянного состава военных академий, авиационных школ и училищ. Подобным образом в войска были направлены 846 человек, из них: в декабре — 309, в январе — 414, в феврале — 109, в марте — 14. При этом пополнение производилось по запросам из армий и на основании указаний народного комиссара обороны СССР о необходимости накопления в частях 150 проц. лётного состава по отношению к имевшейся материальной части. Результаты изучения архивных документов позволяют подчеркнуть, что наибольшие трудности вызывал отбор технических специалистов и работников тыла, поскольку ВВС КА в указанное время испытывали в них недостаток. В результате принятых кадровых мер общее количество участвовавшего в войне с Финляндией личного состава советских ВВС составило 47 031 человек, из них: начальствующего состава — 15 518, младшего начсостава — 13 858, рядовых — 17 655, что даёт порядка 15 человек на один самолёт20.
Одним из ключевых органов, отвечавших за комплектование авиационных частей личным составом (в первую очередь комначсоставом), являлось 3-е Управление ВВС КА21, а должностным лицом, осуществлявшим общее руководство, — помощник начальника ВВС КА по кадрам комдив П.А. Котов22. Непосредственную работу в войсках проводили соответствующие отделы кадров, входившие в состав управлений ВВС армий, Северо-Западного фронта и Ленинградского военного округа.
Исследование материалов 3-го Управления ВВС КА, находящихся на хранении в РГВА, позволяет уточнить порядок кадрового обеспечения Военно-воздушных сил Красной армии в ходе Советско-финляндской войны. Здесь научный интерес представляют ряд документов. Во-первых, доклад заместителя начальника управления комбрига В.П. Белова23 о результатах обследования состояния кадров в частях Военно-воздушных сил Северо-Западного фронта, 7, 8 и 13-й армий, проведённого в период с 22 декабря 1939 по 14 января 1940 года. Во-вторых, такие малоизученные материалы, как: периодические сведения о пополнении личным составом ВВС действующей армии, представлявшиеся руководством 3-го Управления в адрес Генерального штаба Красной армии; данные по авиационным частям, намечавшимся к отправке в ВВС армий, которые вели боевые действия; сводная ведомость об укомплектованности частей ВВС лётным составом истребительной и бомбардировочной авиации по состоянию на 15 января 1940 года; сведения о состоянии ВВС 7, 8, 9, 13, 14-й армий вместе с планами их пополнения и усиления; переписка с народным комиссаром обороны СССР по вопросам выделения личного состава для пополнения частей, участвовавших в войне, и ряд других.
Анализ указанных документов показывает, что комплектование действующей армии осуществлялось как за счёт внутренних резервов ЛВО, так и за счёт других военных округов. Кадровой работой, направленной на выполнение данной задачи, было охвачено значительное количество частей, учреждений и организаций ВВС КА, располагавшихся практически на всей территории страны. Отбор и направление личного состава на фронт производилось из Хабаровска, Читы, Иркутска, Воронежа, Орла, Новочеркасска, Ржева, Харькова, Конотопа, Смоленска, Витебска, Кировограда, Белой Церкви, Умани, Львова и ряда других населённых пунктов, где дислоцировались различные авиационные подразделения24.
При этом кадровым органам приходилось решать одновременно две тесно увязанные между собой задачи: с одной стороны — обеспечивать пополнение действующих частей, с другой — изыскивать возможности для восполнения убыли в тех подразделениях (чтобы не теряли своей боеспособности), из состава которых военнослужащие (в первую очередь комначсостав) отправлялись на фронт. Для придания этой работе организованного характера с конца декабря 1939 года стали составляться соответствующие таблицы с расчётными показателями по личному составу, необходимому для данной цели, и планы по его перемещению. В значительной степени основанием для включения в такие документы сведений о количестве тех или иных специалистов являлись заявки, представлявшиеся кадровыми органами ВВС Северо-Западного фронта, действующих армий и ЛВО в адрес 3-го Управления ВВС КА.
Когда требовалось отправить сразу значительное количество отобранного личного состава, право на подобное решение оставалось за наркомом обороны Маршалом Советского Союза К.Е. Ворошиловым. В этих случаях командование ВВС отрабатывало соответствующие ходатайства, которые за подписью начальника ВВС КА комкора Я.В. Смушкевича, военного комиссара ВВС КА дивизионного комиссара Ф.А. Агальцова и помощника начальника ВВС КА по кадрам комдива П.А. Котова (или лиц, их замещавших) направлялись в адрес НКО СССР25.
В индивидуальном порядке осуществлялось комплектование ключевых командных должностей, назначение на которые требовало согласования с военно-политическим руководством страны. Так, в архивных документах 3-го Управления ВВС КА сохранился второй экземпляр письма, направленного 10 февраля 1940 года в адрес народного комиссара обороны за подписью вышеназванных начальствующих лиц. В нём в краткой форме докладывались предложения по назначению командующего ВВС 15-й армии, его заместителя и начальника штаба26.
Большой объём кадровой работы, позволивший обеспечить значительные перемещения личного состава, потребовал организации соответствующей отчётности. 14 января 1940 года руководству 3-го Управления ВВС КА для исполнения командованием советской военной авиации было отписано уведомление начальника Генерального штаба Красной армии № 100098. В нём доводилось срочное приказание наркома обороны о представлении сведений о том, что было сделано «для пополнения убыли лётного и технического состава» в каждой действующей армии. Одновременно ставилась задача направлять такую информацию за истребительную и бомбардировочную авиацию в Генштаб на регулярной основе с периодичностью один раз в десять дней («каждую декаду»)27.
В результате принимавшихся усилий кадровым органам к середине января 1940 года удалось не только обеспечить удовлетворительный уровень укомплектованности фронтовых частей ВВС КА, но и по лётному составу добиться формирования кадрового резерва. Правда, следует отметить, что этот резерв частично состоял из слабо подготовленных к боевым действиям недавних выпускников лётных школ и лётчиков, переучивавшихся на новую материальную часть28.
Как уже отмечалось, в период с 22 декабря 1939 по 14 января 1940 года с целью уточнения состояния кадровой работы в действующих частях на советско-финляндском фронте с инспекционной поездкой находился заместитель начальника 3-го Управления ВВС КА комбриг В.П. Белов. Согласно его докладу о результатах проверки на имя помощника начальника ВВС КА по кадрам комдива П.А. Котова состояние дел характеризовалось в целом положительно.
В документе подчёркивалось, что работу отдела кадров ВВС фронта выполняет соответствующий орган ВВС Ленинградского военного округа. При этом указанный «отдел кадров совершенно правильно наладил учёт движения начсостава фронта. Держит достаточную связь с частями и соединениями ВВС. Находится в курсе всех изменений в личном составе частей. Ведёт оперативный учёт и некомплект в частях»29. Одновременно им налажены сбор сведений о потерях в личном составе и своевременное их доведение до Управления кадров ВВС КА30. Основным недостатком в кадровом обеспечении являлось наличие фактов «незакрепления» руководящего комсостава на занимаемых должностях приказами народного комиссара обороны или ЛВО. В результате этого военнослужащие допускались к исполнению обязанностей без соответствующего оформления. При этом кадровиками вся необходимая работа проводилась, в т.ч. готовились проекты приказов по личному составу. Однако в силу ряда обстоятельств, в т.ч. по причине задержки рассмотрения указанных документов военными советами разных уровней, вопрос с назначением затягивался.
В качестве общего вывода по итогам изучения состояния кадровой работы В.П. Беловым отмечалось, что «все части ВВС армий и ВВС фронта укомплектованы лётно-техническим составом полностью». При этом технического состава хватало также на организацию ремонтных бригад, сбор и эвакуацию вынужденно севших и разбитых самолётов, обслуживание перелетавших экипажей, в т.ч. благодаря существенной помощи, оказывавшейся 1-м Ленинградским военным авиационно-техническим училищем. Руководящим составом все части обеспечены в достаточном количестве. Определённый недостаток ощущался в специалистах тыла и аэродромного строительства, а также стрелках-радистах. Во всех армиях с первых дней боевых действий были созданы и функционировали соответствующие отделы кадров, которые сумели организовать надлежащий учёт личного состава31.
Для восполнения убыли лётного состава авиационных частей, восстановления боеспособности подразделений, из которых отбирались военнослужащие для отправки на фронт, а также создания кадрового резерва в округах командованием ВВС КА в начале января 1940 года был составлен проект плана по подготовке и выпуску из лётных училищ и школ пополнения с самостоятельным налётом на каждого выпускника по 10—12 часов. Данный документ был адресован начальнику Управления вузов ВВС КА комдиву А.А. Левину32 и предполагал к 1 июля 1940 года осуществить ускоренное обучение 5000 человек. Детальное содержание плана приведено в таблице 3.
Следует отметить, что приведённый порядок кадрового обеспечения боевых действий советской авиации в ходе войны с Финляндией подтверждается документами ВВС военных округов, находящихся на хранении в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Так, согласно материалам дела, освещающим деятельность отдела кадров Военно-воздушных сил Харьковского военного округа (ХВО), впервые вводимым в научный оборот в данной публикации, с начала 1940 года как отдельные военнослужащие, так и целые части округа стали посылаться на советско-финляндский фронт.
Всего для участия в боях были отправлены: авиационный полк на самолётах СБ из Лебедина и авиационный полк на самолётах Р-Z из Харькова, а также три роты связи (две из Харькова и одна из Конотопа). В персональном порядке из состава штаба ВВС ХВО убыли: начальник снабжения штаба майор Вольников, помощник начальника штаба майор Козинцев, начальник связи штаба майор Павлов.Оба авиаполка воевали в составе ВВС 13-й армии на Карельском перешейке, имея потери по два экипажа в каждом. После окончания войны они возвратились в места прежней дислокации — в Лебедин и Харьков33.
Подводя итог рассмотрению вопроса кадрового обеспечения Военно-воздушных сил Красной армии в ходе Советско-финляндской войны (1939—1940 гг.), отметим, что в указанном противоборстве военная авиация обеих воевавших сторон принимала самое непосредственное участие. Её действия осуществлялись в сложных метеорологических условиях в зимнее время года. Благодаря значительному численному превосходству, а также стремлению большей части личного состава выполнить свой воинский долг советским ВВС удалось захватить господство в воздухе и оказать значительную поддержку действиям наземных сил.
Являясь технически сложным родом войск, военная авиация требовала значительного количества подготовленных специалистов, в т.ч. командно-начальствующего состава. Обе стороны пытались решать вопрос кадрового обеспечения действующих частей. Советское командование с самого начала войны создало в составе руководящих органов ВВС армий соответствующие кадровые органы. Значительный объём работы выполнял отдел кадров ВВС ЛВО, поскольку военно-воздушные силы Ленинградского военного округа стали основой авиационной группировки, принимавшей участие в боевых действиях. Главным кадровым органом, возглавлявшим данную работу, являлось 3-е Управление ВВС КА.
Пополнение убыли и наращивание сил советской авиации осуществлялось посредством переброски целых полков со своим штатным вооружением и личным составом, отправки «надёрганных» подразделений (эскадрилий), отбора и посылки на фронт отдельных военнослужащих. Несмотря на наличие недочётов, кадровым органам удалось обеспечить действующие части необходимым личным составом, а по отдельным его категориям создать кадровый резерв. Параллельно решался вопрос поддержания требовавшегося уровня укомплектованности тыловых частей и соединений, выделявших из своего состава военнослужащих для отправки на фронт.
Кадровые органы ВВС КА приобрели определённый опыт работы в условиях военного времени. Одновременно были вскрыты ряд недостатков, требовавших устранения, особенно в условиях стремительно возраставшей военной угрозы со стороны нацистской Германии.
В определённой степени, с учётом поправок на реалии XXI века, полученные результаты могут быть использованы в настоящее время при решении аналогичных задач кадрового обеспечения боевых действий отечественных Военно-воздушных сил. В данном контексте отдельное внимание следует обратить на целесообразность применения штатных частей в максимально полном составе, а также своевременное накопление резервов командного состава.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См., например: Барышников В.Н. От прохладного мира к зимней войне: восточная политика Финляндии в 1930-е годы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997; Зимняя война 1939—1940. Кн. 1. Политическая история / Отв. ред. О.А. Ржешевский. М.: Наука, 1998; Барышников Н.И., Лайдинен Э.П. Избранное: из истории советско-финляндских отношений. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2013; Барышников В.Н. Маннергейм и Советский Союз. М.: Кучково поле, 2021.
2 См., например: Барышников В.Н. Финская война. М.: Кучково поле, 2023.
3 См., например: Дятлов В.В., Мильбах В.С. Боевое применение береговой артиллерии в Советско-финляндской войне 1939—1940 гг. // Военно-исторический журнал. 2014. № 11. С. 29—31; Лашков А.Ю. Противовоздушная оборона Красной армии и Краснознамённого Балтийского флота в Советско-финляндской войне (1939—1940 гг.) // Там же. 2019. № 11. С. 4—10; Ворсин В.Ф., Снегова Ю.В. Организация работы Тыла Красной армии в Советско-финляндской войне (30 ноября 1939 — 13 марта 1940 г.) // Там же. С. 11—17; Лашков А.Ю. Противовоздушная оборона Красной армии и Краснознаменного Балтийского флота в Советско-финляндской войне (1939—1940 гг.) // Там же. 2019. № 12. С. 4—10.
4 См., например: Гагин В.В. История участия советских ВВС в локальных войнах и вооружённых конфликтах в 1936—1940 гг. Дисс. … канд. ист. наук. Воронеж: Воронежский гос. педагог. ун-т, 2007; Геуст К.-Ф. ВВС РККА на финской войне: к 75-летию советско-финской войны / Пер. с англ. Б.К. Иринчеев. СПб.: Историко-культурный центр Карельского перешейка, 2014; Безуглов С.А. Опыт боевых действий частей и соединений ВВС Красной армии в Советско-финляндской войне (1939—1940). Автореферат дисс. … канд. ист. наук. Монино: Институт военной истории, 2009; Безуглов С.А. Авиация РККА в Зимней войне: опыт боевых действий советских ВВС накануне Великой Отечественной войны. 1939—1940. М.: Центрполиграф, 2023; Котлобовский А. ВВС Финляндии в «Зимней войне» // Мир авиации. 1992. № 1. С. 11—15; Лазарев А.М. Финская авиация: две войны в небе Карелии // Север. 1995. № 4—5. С. 149—158.
5 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 11, 18—20.
6 Там же. Ф. 34980. Оп. 14. Д. 143. Л. 2—5.
7 Там же. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 24, 38.
8 Там же. Л. 37.
9 Из 1412 самолётов 124 были в неисправном состоянии.
10 В общее количество самолётов, обозначаемых в отчётных документах как И-15, предположительно входили как непосредственно сами истребители И-15, так и машины последующей модификации И-15 бис (И-152).
11 ТБ-3 — четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик конструкции А.Н. Туполева, созданный в начале 1930-х гг. К моменту начала Советско-финляндской войны морально устарел. ДБ-3 (Ил-4) — двухмоторный дальний бомбардировщик, разработанный в середине 1930-х гг. конструкторским бюро под руководством С.В. Илюшина. Накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) был одним из самых массовых бомбардировщиков ВВС КА. СБ — двухмоторный скоростной бомбардировщик, спроектированный в середине 1930-х гг. под руководством А.Н. Туполева. В ходе Советско-финляндской войны являлся основным советским бомбардировщиком. И-16 — одномоторный истребитель-моноплан с убирающимся шасси, созданный в 1933 г. под руководством Н.Н. Поликарпова. Один из самых массовых советских боевых самолётов конца 1930-х — начала 1940-х гг. И-15 — одномоторный истребитель-биплан, разработанный в первой половине 1930-х гг. под руководством авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. И-15 бис — улучшенный вариант истребителя И-15. И-153 «Чайка» — одномоторный истребитель, представлявший собой дальнейшую модернизацию истребителя И-15 и И-15 бис. Р-5 — одномоторный многоцелевой полутораплан, созданный в конце 1920-х гг. под руководством Н.Н. Поликарпова. Имел множество различных вариантов и активно применялся практически во всех военных операциях ВВС КА, включая Советско-финляндскую и Великую Отечественную войны. Р-Зет (Р-Z) — дальнейшее развитие самолёта Р-5. Использовался в качестве разведчика и лёгкого бомбардировщика. ССС — одна из модернизаций самолёта Р-5. Применялся в качестве штурмовика. Р-10 — одномоторный многоцелевой самолёт-моноплан, сконструированный в Харьковском авиационном институте во второй половине 1930-х гг. Использовался в качестве разведчика и ближнего бомбардировщика.
12 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 44, 45.
13 Лашков А.Ю. Противовоздушная оборона Красной армии и Краснознамённого Балтийского флота в Советско-финляндской войне (1939—1940 гг.) // Военно-исторический журнал. 2019. № 11. С. 4.
14 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 49—51.
15 Там же. Л. 51, 52.
16 Там же. Л. 52, 53.
17 Согласно данным советского командования из 105 суток, в течение которых велись боевые действия, количество лётных дней составило: ВВС 14-й армии — 42, ВВС 9-й армии — 39, ВВС 8-й армии — 54, ОАГ — 18, Карельский перешеек (ВВС 7-й и 13-й армий) — 25. В остальные дни погода была нелётной или ограниченно лётной // РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 15.
18 Безуглов С.А. Опыт боевых действий частей и соединений ВВС Красной армии в Советско-финляндской войне (1939—1940). С. 204.
19 РГВА. Ф. 29. Оп. 56. Д. 81. Л. 136.
20 Там же. Л. 140—142.
21 В служебной переписке исследуемого периода данный орган нередко именовался как «Управление кадров ВВС КА».
22 Котов Павел Александрович (1900—1966) — советский военачальник, генерал-майор авиации (июнь 1940 г.). В 1939—1940 гг. занимал должность помощника начальника ВВС КА по кадрам — начальника 3-го Управления ВВС КА. В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) на преподавательской работе.
23 Белов Василий Павлович (1901—1979) — генерал-лейтенант авиации (1944). В Красной армии с 1918 г. В 1939—1941 гг. проходил службу в 3-м Управлении ВВС КА на различных должностях, в т.ч. с января по июнь 1941 г. в качестве его начальника. За упущения по службе был снят с должности и с понижением в воинском звании с генерал-майора авиации до полковника, а также с понижением в должности назначен начальником Челябинской военно-авиационной школы штурманов и стрелков-радистов. Данным учебным заведением руководил до своего увольнения из рядов Вооружённых сил в 1954 г., дослужившись до воинского звания генерал-лейтенант авиации.
24 РГВА. Ф. 29. Оп. 47. Д. 923. Л. 7, 12—16.
25 Там же. Л. 42—45.
26 Там же. Л. 8, 9.
27 Там же. Л. 1.
28 Там же. Д. 923. Л. 16а—23.
29 Там же. Д. 844. Л. 2.
30 Именно такое название главного кадрового органа советских ВВС приводится в документе. В данном случае под «Управлением кадров» подразумевается 3-е Управление ВВС КА.
31 РГВА. Ф. 29. Оп. 47. Д. 844. Л. 12.
32 Левин Александр Алексеевич (1896—1942) — генерал-майор авиации (1940). В Красной армии с 1918 г. На протяжении 1930-х гг. занимал ряд ответственных руководящих должностей в командовании советской военной авиации, в т.ч. начальника Управления военно-учебных заведений ВВС КА. В июне 1941 г. арестован, осуждён и приговорён к расстрелу. В феврале 1942 г. приговор приведён в исполнение. В 1955 г. реабилитирован.
33 Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 151. Оп. 13040. Д. 61. Л. 25 об., 26.