К 200-летию со дня рождения генерала флота Ф.Ф. Веселаго
Аннотация. Статья посвящена деятельности выдающегося военно-морского историка российского флота генерала флота Ф.Ф. Веселаго в должности директора Гидрографического департамента Морского министерства (1881—1884).
Summary. The article is devoted to the activities of the distinguished naval historian General of the Fleet F.F. Veselago in the position of the Director of the Hydrographic Department within the Naval Ministry (1881-1884).
ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
СМИРНОВ Валентин Георгиевич — директор Федерального казённого учреждения «Российский государственный архив Военно-Морского Флота», капитан 1 ранга запаса, доктор исторических наук
(Санкт-Петербург. E-mail: sam1956@mail.ru)
«БУДУ ОТСТАИВАТЬ ПОРУЧЕННУЮ МНЕ ПОЗИЦИЮ ДО ПОСЛЕДНЕЙ КРАЙНОСТИ…»
К 200-летию со дня рождения генерала флота Ф.Ф. Веселаго
В почти 200-летней истории Гидрографической службы Российского флота было немало выдающихся людей. Одним из них является генерал флота Феодосий Фёдорович Веселаго (23 марта (4 апреля) 1817 — 17(29) октября 1895), который известен прежде всего как выдающийся историк Российского флота.
Служебный путь Ф.Ф. Веселаго был нестандартным. Выпускник Морского кадетского корпуса (1834 г.) и Офицерского класса (1837 г.), он впоследствии был не только преподавателем в этих образовательных учреждениях, но и заведовал Офицерским классом (1846—1853 гг.). Вынужденный по домашним обстоятельствам оставить флотскую службу в столице, Веселаго в 1853—1856 гг. в чине майора был инспектором слушателей Императорского Московского университета. Затем, в 1857—1860 гг., будучи подполковником, служил в должности помощника попечителя Казанского учебного округа и фактически выполнял обязанности своего начальника. В 1861—1866 гг. Ф.Ф. Веселаго в качестве «гражданского служащего» вновь трудился в столице, в Цензурном комитете. Затем в течение 15 лет был членом Совета Главного управления по делам печати (1866—1881 гг.)1. При этом 6 декабря 1869 года состоялся приказ генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича о назначении Ф.Ф. Веселаго членом Комитета морских учебных заведений. С этого времени начался второй этап его флотской службы2.
В те годы как опытный преподаватель он был привлечён контр-адмиралом К.Н. Посьетом к обучению великого князя Алексея Александровича, будущего генерал-адмирала, с которым совершил несколько путешествий по России, различным морям и океанам.
Когда в начале своего царствования (1881 г.) император Александр III поставил великого князя Алексея Александровича во главе русского флота, последний, зная способности тайного советника Ф.Ф. Веселаго, 22 июня 1881 года назначил его директором Гидрографического департамента Морского министерства (ГД), председателем Учёного отделения Морского технического комитета и Комитета морских учебных заведений с переименованием в генерал-лейтенанты Корпуса флотских штурманов3 (КФШ). 26 июня 1881 года Ф.Ф. Веселаго объявил в приказе по ГД о своём вступлении в должность директора4.
Следует отметить, что ГД был создан в 1837 году после упразднения Управления генерал-гидрографа. Директор ГД подчинялся непосредственно начальнику Главного морского штаба. ГД существовал почти полвека (до 1885 г.). Его директорами (предшественниками Ф.Ф. Веселаго) были генерал-лейтенант КФШ А.Г. Вилламов (1837—1854 гг.), вице-адмирал Ф.П. Врангель (1854—1855 гг.), контр-адмирал Б.А. Глазенап (1855 г.), вице-адмиралы М.Ф. Рейнеке (1855—1859 гг.), С.И. Зеленой (1859—1874 гг.) и Г.А. Вевель фон Кригер (1874—1881 гг.)5.
ГД находился в Санкт-Петербурге, в здании Главного адмиралтейства. О том, каким личным составом руководил Ф.Ф. Веселаго в бытность директором ГД, даёт представление составленная нами на основе «Отчётов директора Гидрографического департамента» таблица (см. табл. 1).
По мере своего погружения в новый обширный круг обязанностей Феодосий Фёдорович убеждался в том, насколько велик был объём задач, которые предстояло безотлагательно решать. «Чем больше вхожу я в область нашей гидрографии и морской научной деятельности, тем более убеждаюсь, что впереди предстоит необъятная работа…», — писал Ф.Ф. Веселаго 6 апреля 1882 года военно-морскому агенту (атташе) в Париже вице-адмиралу И.Ф. Лихачёву6. В том же письме Ф.Ф. Веселаго просил его указывать «откровенно на замеченные Вами недостатки и слабые стороны нашей гидрографии…» и разрешить ему «иногда, в случае возникновения особенно новых вопросов, узнавать о них Ваше мнение»7.
Следует отметить, что Иван Фёдорович Лихачёв (1826—1907 гг.) в молодости был одним из тех воспитанников Морского корпуса и слушателей Офицерского класса, которые обучались у Ф.Ф. Веселаго. Впоследствии И.Ф. Лихачёв проявил себя как выдающийся офицер, был контужен в период Крымской войны, в 35 лет стал контр-адмиралом, а с 1867 года служил за границей, являясь военно-морским агентом (атташе) в Англии и Франции. В 1882 году И.Ф. Лихачёв получил предложение занять место председателя Морского технического комитета (возможно, инициатором этого стал Ф.Ф. Веселаго), но ответил прошением об отставке. Он был уволен со службы в 1883 году с мундиром и пенсией в возрасте 57 лет. Впоследствии, не имея семьи, И.Ф. Лихачёв проживал в Париже. Однако он не порвал связи с флотом: старался знакомить русских морских офицеров со всеми полезными для них новинками, появлявшимися за границей, рецензировал и переводил на русский язык труды иностранных морских специалистов, изобретателей и флотоводцев. В журнале «Русское судоходство» (1888. № 24) И.Ф. Лихачёв опубликовал работу «Служба Генерального штаба во флоте», в которой первым в России высказал идею создания Морского генерального штаба (был учреждён в 1906 г.).
Непродолжительный срок пребывания Ф.Ф. Веселаго в должности директора ГД не позволил ему реализовать все проекты, сформировавшиеся в том числе и в результате переписки с И.Ф. Лихачёвым. Тем не менее отметим достижения генерала Ф.Ф. Веселаго в период его руководства Гидрографической службой.
В 1881—1884 гг. на Балтийском, Чёрном и Каспийском морях, в Восточном океане (до 1917 г. на русских картах употреблялось название Восточный океан, а не Тихий. — Прим. авт.) и на Онежском озере продолжались обычные гидрографические работы. Планирование их осуществлялось за полтора года до летней кампании. Перед началом очередного полевого сезона Ф.Ф. Веселаго представлял управляющему Морским министерством «на благоусмотрение и утверждение» «Предположение “О гидрографических работах в русских морях в… году”»8. В конце года в ГД поступали отчёты из экспедиций и отдельные съёмки для подготовки общего отчёта9. 14(26) декабря 1882 года в письме к И.Ф. Лихачёву Ф.Ф. Веселаго так оценивал состояние гидрографических работ: «Производство наших съёмок идёт весьма удовлетворительно и с довольною точностью, но работа в финских шхерах подвигается довольно медленно по особенностям местности…»10.
Уже при «Отчёте Гидрографического департамента за 1881 год» был напечатан «Очерк русских гидрографических работ, за всё время существования нашего флота». Он был помещён и в «Морском сборнике»11. В дополнение к нему по поручению ГД капитаном КФШ М.А. Поповым под наблюдением начальника чертёжной полковника КФШ С.П. Самохвалова была составлена «Хронологическая карта русских гидрографических работ», на которой по отличительным цветам красок легко можно было видеть хронологию, последовательность, место и обширность каждой из произведённых работ.
Для удобства поиска в ГД необходимых материалов по инициативе Ф.Ф. Веселаго в 1882—1884 гг. под руководством подполковника КФШ И.И. Елизарова были составлены три «передвижных» (карточных) каталога: русских и иностранных карт; книг, брошюр, таблиц и т.п.; отчётов о гидрографических работах прежнего времени, съёмочных и промерных рабочих журналов.
Ф.Ф. Веселаго хорошо понимал важность оснащения подразделений Гидрографической службы современными техническими средствами. Для этого были осуществлены некоторые организационно-технические мероприятия. Так, например, в 1882 году мастерская мореходных инструментов в Николаеве из частного владения перешла в государственное12.
В 1883 году была значительно расширена деятельность мастерской мореходных инструментов в Санкт-Петербурге. Для этой цели был увеличен инвентарь мастерской, приобретено несколько ценных инструментов и приглашены хорошие мастеровые. Об этом Ф.Ф. Веселаго так писал И.Ф. Лихачёву: «…компасы де Колонга13 делались только в мастерской превосходного механика-артиста Брауэра14, который брал за свою работу громадные деньги. Когда, расстроив свои дела, он начал неисправно выплачивать мастеровым жалованье, мне удалось пригласить в департаментскую мастерскую лучшего из мастеров, который делал компасы. Когда же Брауэр умер, то к нам перешли ещё несколько хороших мастеровых, и теперь у нас, по образцу мастерской Брауэра, устраивается своё компасное производство. Конечно, таланта Брауэра не создать; но надобно постараться сделать всё, что можно с данными средствами»15. Проведённые Ф.Ф. Веселаго мероприятия позволили, в частности, приступить к производству магнитных компасов системы Колонга, требовавших особенно тонкой и математически точной отделки, а также исправлять их. Кроме того, из-за границы выписывались лучшие компасы, изучались их достоинства и недостатки, испытывались и вводились спроектированные в самой мастерской различные усовершенствования этих инструментов.
Образцы всех гидрографических, астрономических, навигационных и метеорологических инструментов, отпускавшихся на суда, а также коллекции стёкол и светильников, применявшихся в маячных лампах, содержались в кабинете Ф.Ф. Веселаго.
В 1884 году в ГД из инструментальных камер всех портов были собраны подробные сведения о числе инструментов, наличных и числившихся по книгам, с указанием рода инструмента, его номера, имени мастера и других признаков, определявших каждый отдельный экземпляр. При этом было принято решение на каждом инструменте вырезать якорь с буквами Г и Д (ГД) и указывать номер, под которым этот инструмент числился по всем книгам.
Отчётливо понимая значение маячной службы, Ф.Ф. Веселаго, отвечая на одно из писем И.Ф. Лихачёва, отмечал следующее: «…разделяю Ваше мнение о новой правильной постановке маячной части; но не могу умолчать, что осуществление этого представления встретило бы сильное препятствие со стороны финансовой. В настоящее время у нас собственно на маячную администрацию (частью смешанную с гидрографическим управлением) выходит до 13 тысяч рублей (в год. — Прим. авт.), да на добавочное вознаграждение инженерам — строителям маяков — около 27 тысяч. В отдельное начальственное лицо над маячною частью легко превратить директора Балтийских маяков, получающего 4 тысячи [рублей] жалованья и живущего в Ревеле; но когда пойдёт дело о штате для его канцелярии, жалованье специалистам, сумме на разъезды и пр[очее]., и пр[очее]., то потребуется такая сумма, которой наверно не дадут…»16. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 4127. Оп. 5. Д. 3776. Л. 5 об.
2 Там же. Ф. 402. Оп. 2. Д. 1041. Л. 10.
3 Там же. Л. 1.
4 Там же. Л. 2.
5 История Гидрографической службы Российского флота: В 4 т. / Под ред. А.А. Комарицына. Т. 1. СПб.: изд. Главного управления навигации и океанографии МО РФ, 1996. С. 340, 341.
6 РГА ВМФ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 222. Л. 1, 1 об.
7 Там же.
8 См.: там же. Ф. 402. Оп. 2. Д. 3620. Л. 1, 55—66 об.
9 См.: там же. Д. 3773. Л. 434.
10 Там же. Ф. 16. Оп. 1. Д. 222. Л. 49.
11 Веселаго Ф. Извлечение из отчёта по Гидрографическому департаменту за 1881 г. Введение и краткий исторический очерк русских гидрографических работ // Морской сборник. 1884. № 4. С. 1—60.
12 История Гидрографической службы Российского флота. Т. 3. С. 49.
13 Колонг Иван Петрович (1839—1901) — гидрограф, учёный в области морской навигации, генерал-майор (1893), член-корреспондент Петербургской академии наук (1896). С 1878 г. возглавлял компасное дело на флоте, в 1898—1901 гг. — помощник начальника Главного гидрографического управления (ГГУ).
14 Брауэр Георг Константинович (1816—1882) — механик. В 1845—1866 гг. работал в Пулковской обсерватории. С 1866 г. владел собственной большой мастерской в Петербурге. Утонул в Финском заливе, следуя по льду в Кронштадт.
15 РГА ВМФ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 222. Л. 47 об., 48.
16 Там же. Л. 44, 44 об.