К 115-летию со дня рождения М.Л. Миля
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
«ДАВНЯЯ МЕЧТА ЧЕЛОВЕКА… НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ВОПЛОЩАЕТСЯ В ВЕРТОЛЁТЕ»
К 115-летию со дня рождения М.Л. Миля
9 (22) ноября 1909 года в городе Иркутске родился Михаил Леонтьевич Миль, выдающийся советский учёный и конструктор вертолётов, доктор технических наук, основатель отечественного вертолётостроения, Генеральный конструктор Московского вертолётного завода.
Каждому, кто хоть что-то слышал о вертолётах, знакома аббревиатура «Ми». По приблизительным оценкам, среди мирового парка гражданских вертолётов машины Миля составляют около 50 проц.
С детства будущий конструктор увлекался авиационной техникой. В 12 лет сделал модель самолёта, победив в конкурсе моделистов. В 1926 году он поступил в Сибирский технологический институт в Томске, где активно участвовал в работе планерного кружка. Однако в институте не готовили авиационных инженеров, поэтому через два года Михаил перевёлся в Донской политехнический институт, где существовала авиационная специальность. Будучи ещё студентом, Миль заинтересовался винтокрылыми летательными аппаратами и во время производственной практики летом 1929 года участвовал в постройке первого советского автожира КАСКР-1 — гибрида вертолёта и самолёта.
По окончании института в 1931 году молодой инженер поступил на работу в Секцию особых конструкций (СОК) Экспериментально-аэродинамического отдела Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), где быстро зарекомендовал себя перспективным специалистом и уже через год, при преобразовании СОК в Отдел особых конструкций, возглавил бригаду аэродинамических расчётов и экспериментальных исследований.
В это же время вышли его первые печатные работы с описанием автожиров. Под его руководством была создана общая теория несущего винта, применяемая для различных случаев обтекания.
К началу 1940-х годов М.Л. Миль стал одним из ведущих специалистов по теории автожиров и вертолётов. Помимо теоретических исследований он также имел и богатый конструкторский опыт — участвовал в проектировании и испытаниях автожиров А-6, А-7, А-8 и А-14; был главным конструктором автожира-истребителя А-12 и автожира-арткорректировщика А-15.
С образованием в 1940 году завода винтовых летательных аппаратов, Михаила Леонтьевича назначили заместителем главного конструктора. Под руководством Н.И. Камова он участвовал в серийном производстве автожиров А-7-3А.
В начале Великой Отечественной войны Миль служил инженером в эскадрилье автожиров-корректировщиков, принимавшей участие в сражениях под Смоленском. В 1943 году он вернулся в ЦАГИ, где продолжил исследования по устойчивости и управляемости самолётов. В 1945 году Михаил Леонтьевич успешно защитил докторскую диссертацию. После войны он возобновил исследования по вертолётостроению, им была создана натурная геликоптерная установка, на основе которой в 1951 году был сконструирован первый советский серийный трёхместный вертолёт Ми-1.
В марте 1947 года Миль возглавил «вертолётную» лабораторию ЦАГИ, а в конце года стал во главе Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) по вертолётостроению, от которого ведёт свою историю Открытое акционерное общество (ОАО) «Московский вертолётный завод имени М.Л. Миля». Под его руководством было создано 9 базовых типов серийных вертолётов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24, а также их многочисленные модификации. На этих машинах установлено 60 официальных мировых рекордов. Большинство из них были поставлены на вооружение Советской армии.
Вместе со своими учениками М.Л. Миль разработал теорию современного вертолёта, позволившую на практике осуществить решение ряда сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта, усталостной прочности вертолётных агрегатов и др.
Михаил Леонтьевич — основоположник ведущей в мире научно-конструкторской школы вертолётостроения. Им воспитаны тысячи высококвалифицированных специалистов. В 1967 году кафедра вертолётостроения Московского авиационного института избрала его профессором. За вклад в развитие вертолётостроения в 1966 году М.Л. Милю было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он также являлся лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР.
О том, чем Михаил Леонтьевич занимался всю свою сознательную жизнь, он говорил так: «Давняя мечта человека, выраженная в сказке о ковре-самолёте, наиболее полно воплощается в вертолёте…».
Скончался М.Л. Миль 31 января 1970 года в Москве. Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от ж/д платформы Перхушково. В 1971 году его Ми-12 (производственное название прототипа В-12) получил премию Сикорского как самый мощный вертолёт в мире.
В настоящее время ОАО «Московский вертолётный завод имени М.Л. Миля» входит в холдинг «Вертолёты России» и включает в себя ОКБ, опытное производство, экспериментальный комплекс и лётно-испытательную базу. Конструкторское наследие Миля продолжает жить. Машины марки «Ми» и сегодня составляют основу вертолётных парков России и ряда иностранных государств.
Публикация Н.Л. Крыловой