ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Анализ современного состояния подготовки офицерских кадров, сегодняшних проблем  военного образования не может быть достоверным и полным без изучения опыта прошлого.

О необходимости осмысления исторического опыта развития военного образования хорошо сказал современный российский военный историк и педагог Каменев А.И.: «Русская военная школа прошла большой путь развития. В разные века, в разное время передовые люди России пытались все сделать для того, чтобы их Родина была могущественной и процветающей. Прекрасно понимая тот факт, что в условиях господства силы невозможно обойтись без армии, истинные патриоты нашей страны все делали для того, чтобы офицерский состав русской армии был на высоте положения защитника государства. На пути строительства армии и воспитания офицерских кадров, конечно же, были издержки и недочеты, которые неизбежны в любом деле и уж в таком сложном деле, как защита Отечества. На нашу долю выпала задача бережно сохранить все ценное в этом опыте, осмыслить причины издержек и недочетов, сделать надлежащие выводы для современной практики подготовки офицеров в нашей стране»[i].

Прежде чем  приступить  к оценке  современного  состояния  проблемы  подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации,  к поиску путей совершенствования системы военного образования необходимо обратиться к опыту прошлого, провести логико-исторический анализ развития системы военного образования в России.

При этом заслуживает внимания опыт наших предшественников в вопросах: государственной политики в области подготовки офицерских кадров, ее зависимости от уровня развития общества, военного искусства, вооружения и военной техники; развития сети военных образовательных учреждений; содержания, руководства, решения возникающих проблем военного образования.

С этой целью целесообразно рассматривать состояние военного образования  в наиболее характерные исторические периоды и во взаимосвязи с внутренней и внешней политикой государства,  строительством Российской армии. Провести анализ и обобщить опыт наших предшественников в вопросах: уровня и системы управления военным образованием, его планирования, организации и контроля; содержания и порядка формирования требований к подготовке  офицерских  кадров; направленности и технологии обучения в военно-учебных заведениях России.

Процесс развития системы военного образования в России можно разделить на несколько исторических периодов:

I период – зарождение  военного об­разования   (до 2-й четверти 18 века);

II период – становление системы военного образования  (1726-1860 годы);

III период – совершенствование системы военного образования в дореволюционной России (1860-1917 годы);

IV период – развитие системы подготовки офи­церских кадров в  СССР (1917-1990 годы).

Элементарное военное образование берет начало с глубокой древности. Его необходимость вызвана участием особой группы лю­дей (дружинников, дворян) в многочисленных войнах и битвах того времени. Его эволюция тесно связана с целями и задачами госу­дарственной политики, развитием экономики, образования и науки и, как следствие, развитием вооруженных сил, вооружения и воен­ной техники.

Период до 18 века характеризуется борьбой русских князей за власть, за территории, за создание централизованного государс­тва, защиту и расширение его границ. В экономике преобладает сельскохозяйственное производство и развиваются мелкие ремесла в городах.

Армии  того  периода  немногочисленные  и  непостоянные (15-50 тысяч в 9-12 веках, 40-200 тысяч в 15-17 веках). На воо­ружении армии преобладает холодное оружие,  с 14 века появляется огнестрельное оружие и артиллерийские орудия. К концу этого пе­риода основную часть вооруженных сил России составляют поместные войска, собираемые в случае необходимости и, как правило, плохо обученные, не организованные, не дисциплинированные.

В тоже вре­мя в этот период у людей, стоящих у власти, нарастает сознание того, что с развитием огнестрельного оружия искусство вести вой­ну предъявляет новые требования, ставит новые задачи, достижение которых медленно мобилизуемыми, плохо обученными, почти совсем не сплоченными войсками является делом невозможным, в особенности когда противник обладает как раз противоположными качествами. Однако, вследствие многочисленных войн, внутренних противоречий, экономической отсталости и неимения материальных средств, в пе­риод царствования первых трех Романовых (Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича) только начинают осу­ществляться первые попытки в преобразовании русского войска. По­являются постоянные войска: пехота — стрельцы, конница — городс­кие казаки и артиллерия — пушкарский цех. Организуются полки «иноземного строя». Системы подготовки командных кадров и военно-учебных заведе­ний в этот период не существовало.

В древней Руси в основе военного обучения лежал навык, передаваемый от отцов сыновьям. Дворянские дети с молодых лет готовились к военной службе соответственным воспита­нием (гимнастические и военные упражнения, охота на диких зве­рей), которое имело целью развить и укрепить физические и нравс­твенные силы юноши, сделать его мужественным и храбрым, способ­ным к военному делу. Военное искусство сыновья познавали от сво­их отцов. Светское воспитание и образование в  этот период своди­лось к научению читать и писать, а дальше умственное развитие продолжалось на основе чтения книг религиозного содержания. В 17 веке  появляются  первые  военные  книги:  «Устав  ратных,  пушечных и других дел, касающихся до военной науки…» (1621 год) и «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1648 год) .

В 80-х годах XVII столетия начинает складываться система взглядов на вопросы военного образования, которая связана с именем Петра I и созданным им «потешными войсками». Цель, которую преследовал Петр I при создании «потешных войск»,  — подготовка воинов к тому,  что потребуется на войне.  Программа  реализации данной цели включала:

развитие физической силы и ловкости путем игр на воздухе и гимнастических упражнений;

развитие смелости и предприимчивости путем ввода в игры неко­торой доли опасности и риска. Постижение сторожевой службы, раз­ведки, сознания того, что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»;

обучение владеть оружием, не только ружейным приемам, но и умению стрелять и колоть;

ознакомление с военной техникой и приучение пользоваться ею;

выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;

познание отечества и уяснение его исторических задач путем ознакомления с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;

развитие любви к государю и отечеству;

привитие любви к армии[ii].

Начало организованного военного образования в России было положено Петром I, который проводя государственные и военные реформы пер­вый понял, что для нужд Отечества необходимы специалисты в раз­личных отраслях государственного практического знания. Период его царствования характеризуется проведением внешней политики, направленной на удовлетворение интересов России: расширение границ государства, борьба за выход к морю (Азовские походы — 1695- 1696 гг., Северная война — 1700-1721 гг., война с Турцией — 1711-1713 гг., Персидский поход — 1722-1723 гг.). Внутренняя по­литика направлена на укрепление государственной власти, строительство промышленных предприятий, развитие просвещения, литера­туры, искусства, профессионального образования. Учреждена акаде­мия наук, возросло книгопечатание.

Для повышения качества и профессионализма личного состава им введена обязательная,  лич­ная,  пожизненная  служба  дворян   и   рекрутская   повинность  других  сословий. Русская армия стала регулярной. К 1725 году в Сухопут­ных войсках России насчитывалось 225 тысяч военнослужащих — по­жизненных профессионалов. Организационно они разделялись на действующую армию, гарнизонные войска, ландмилицию и казаков[iii].

С целью подготовки профессиональных военных кадров для создаваемой армии нового типа и военно-морского флота открывается целый ряд военных школ. В 1698 году были открыты первая артиллерийская (бомбардирская) и пехотная военные школы при Преображенском и Семеновском полках в Москве, мореходная школа в Азове. В 1701 году учреждена Школа математических и навигацких наук, более известная как Навигацкая школа.

Северная война 1700-1721 годов показала потребность русской армии в военных специалистах, в связи с чем создаются еще целый ряд специальных средних военно-учебных заведений: артиллерийская (1712)   и   инженерная   (1719)   в   Петербурге;   хирургическая   (1707), инженерная (1712) школы и школа переводчиков (1708) в Москве. Петр I, положив начало системе военного образования в России, разработал и внедрил систему стимулирования потребности в образовании, то есть поставил продвижение по службе в зависи­мость от образования и реальных заслуг офицера, а не от принципа родовитости[iv].

Анализ исторических материалов по вопросам подготовки офи­церских кадров позволяет выделить следующие характерные особен­ности системы военного образования этого периода:

1. Выпускники военных школ предназначались не только для во­енной службы, но и, в мирное время, использовались в гражданских целях как чиновники, организаторы инженерных, строительных работ и т.п.

2. Перед военной школой ставилась задача подготавливать воен­ных специалистов, профессионалов, которые могли получить офицерские  звания  только  после приобретения практических знаний, умений и навыков в войсках  и  сдачи  экзаменов специальным комис­сиям в полках.

3. Сравнение численности и состава русской армии и имеющихся военных школ показывает, что, во-первых, подготов­ка военных специалистов велась только для артиллерии, инженерных войск и морского флота и, во-вторых, не обеспечивала комплекто­вание всех офицерских должностей в войсках.

4. Учитывая низкую грамотность населения России военная школа давала не только специальное, но начальное и среднее общее обра­зование.

В то же время этим первым военно-учебным заведениям были присущи ряд недостатков:

принудительный характер обучения, всесословность обучаемых, жесткие порядки, культивировавшиеся в них, вызывали непопулярность обучения в военных школах среди дворянства;

организация и содержание подготовки офицерских кадров значительно отставали от западноевропейского уровня;

численность и качество подготовки военных специалистов не отвечало требованиям войск, военного искусства и состоянию вооружения[v].

Внешняя поли­тика в период с 1726 по 1860 годы направлена на расширение и укрепление Российской Империи, ее положения в мире. Войны этого периода связаны как с защитой интересов России, так и в угоду внешней политике государственной власти.

Претерпевает структурные, организационные и численные измене­ния российская армия, которая в 1862 году насчитывала уже 800 тысяч человек (на период военных действий численность вооружен­ных сил России достигала 2,3 млн. человек)[vi].

Развивается и сис­тема военного образования. Потребность в подготовленных и воспитанных в духе преданности царю и Отечеству офицерских кадрах становится всё большей. В связи с этим  на смену петровским специ­альным школам приходят кадетские корпуса: Сухопутный, позднее 1 Кадетский (1732), Морской (1752), Артиллерийская и инженерная дворянская школа, позднее 2 Кадетский (1758), иностранных единоверцев (1775), 1 Московский (1778), Павловский (1798), Пажеский (1802), Финляндский (1812) и другие. Кадетские корпуса предназначались для подготовки не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений. В первых кадетских корпусах обучалось от 150 до 600 дворянских детей. В развитии этих военно-учебных заведений наметился уклон в сторону их большей кастовой замкнутости по составу воспитанников и универсализма в содержании обучения.

Появляются высшие военно-учебные заведения: Медико-хирургическая академия (1798), Николаевская академия Генерального штаба (1832), офицерские классы (с 1855 года академии) Главного инженерного (1819) и Главного артиллерийского (1820) училищ. В академии принимались на основе тщательного конкурсного отбора лучшие из выпускников кадетских корпусов, военных училищ или университетов, прослужившие в войсках, как правило не менее двух лет. Офицеры сдавали до 18 вступительных экзаменов и поступившие обучались  от 2 до 3 лет. Созданные на базе лучших военных училищ и школ военные  академии  в  короткие сроки стали центрами русской военно-теоретической и военно-инженерной мысли.

Елизавета Петровна в 1758 году поддерживает предложения гене­рал-фельдцейхмейстера графа П.И.Шувалова и учреждает Артилле­рийскую и инженерную дворянскую школу под его начальством. Ека­терина II уже в первый год своего царствования (1762) преобразу­ет  ее  в  Артиллерийский  и  инженерный  шляхетский кадетский корпус и утверждает его устав. В 1765 году становится шефом сухопутного корпуса, назначает главным директором этого корпуса И.И.Бецкого, поддерживает все его преобразования и в 1766 году утверждает разработанный им устав корпуса.

Большой вклад в развитие системы военного образования в рассмат­риваемый период внесли Александр I и Николай I, которые не толь­ко значительно увеличили сеть и численность военно-учебных заве­дений, но и создали подчиненную непосредственно императору сис­тему управления ими, внесли существенные коррективы в содержание и организацию учебного процесса кадетских корпусов[vii].

До начала XIX века каждое военно-учебное заведение устраивало свою внутреннюю жизнь, систему обучения и воспитания, исходя из личных качеств и педагогических способностей своих директоров. С целью введения  единства в обучении и воспитании,  осуществления  контроля  за деятельностью военно-учебных заведений в 1805 году Александром I учреждается особый «Совет о военно-учебных заведе­ниях». Дальнейшую централизацию управления деятельностью военно-учебных заведений проводит Николай I.

Николаем I был создан специальный комитет под председательст­вом министра народного просвещения Л.Шишкова, перед которым была поставлена цель «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы»[viii]. Стремясь не допустить про­никновения в военно-учебные заведения того образования и воспи­тания, которые, по мнению правительства, могли вызвать рецидивы 14 декабря 1825 года, их стали превращать в своеобразную школу муштры и дрессировки.

Как следствие такой политики резко ухуд­шился состав преподавательского состава (лучшие преподаватели стали уходить в гражданские учебные заведения), на первое место ставилась строевая подготовка, а такие предметы, как тактика, артиллерия, фортификация отошли на задний план. Прогрессивные формы и методы воспитания времен Бецкого, Кутузова стали забы­ваться, а взамен их внедрялись методы принудительного воспитания с применением телесных наказаний.

В результате российская армия получала профессионально малограмотных подпоручиков, считавших кулачную расправу лучшим средством воспитания, привыкшим повино­ваться не авторитету старшего командира, а страху перед наказа­нием, усвоивших принцип: «Главное — не попасться». Все эти ка­чества выпускников военно-учебных заведений того периода в пол­ной мере проявились во время Крымской войны, когда наряду с героическими поступками,  подвигами офицеров,  была масса  случаев трусости, невыполнения приказов, казнокрадства, боязни и нежела­ния взять на себя ответственность, принять командование, прийти на помощь товарищу[ix].

Цель военного вос­питания того времени  сформулирована в «Наставлении для образования выпускни­ков военно-учебных заведений», разработанном Я.И.Ростовцевым по непосредственным указаниям Главного начальника военно-учебных заведений Великого князя Михаила Павловича: «Христианин, верно­подданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и об­разованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офи­цер, — вот качества, с которыми выпускник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды армии с чистым желанием отплатить Государю за его благодеяния честною службою, честною жизнью и честною смертью»[x].  Сообразно этой цели основное внимание в кадетских корпусах обращалось на воспитание нравс­твенности, краеугольным камнем всего воспитания была религия.

Актуальна и по нынешний день сформулированная Я.И.Ростовцевым в Наставлении главная цель обучения: «…дать воспитаннику проч­ное основание в науке, дабы при любви к труду, когда ум его впоследствии и летами, и опытом разовьется, он мог учить себя сам и идти далее без помощи посторонней; для чего и надобно все­ми мерами приучать кадета к работе самостоятельной, вселять в него любовь к труду и уважение к наукам. Не следует упускать из виду, что способности и склонности воспитанников, как и вообще всех людей, не одинаковы, а потому во всех науках по мере воз­можности (в языках и искусстве непременно), распределяя препода­вание по классам, не сдерживать тех воспитанников, которые выры­ваются из общего уровня классной массы и заслуживают идти далее и шире предметов, программою для их класса назначенных»[xi].

В этот период продолжается процесс увеличения сети воен­но-учебных заведений. Все военно-учебные заведения к 1850 году разделяются на 3 класса:

1-й класс — все губернские кадетские корпуса (кроме Финлянд­ского, Оренбургского и Сибирского) и Александровский кадетский корпус для малолетних;

2-й класс — Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков  и юнкеров, 1,2 С-Петербургские, Павловский, Финляндский, 1 и 2 Московские, Александринский Сиротский, Оренбургский, Сибирский кадетские корпуса, Дворянский полк;

3-й класс — Императорская военная академия, Главное инженер­ное училище (с 1855 г. Николаевское ИУ), Главное артиллерийское училище (с 1849 г. Михайловское АУ), Морской кадетский корпус.

Период 1860-1881 годов характеризуется укреплением позиций России на Дальнем Востоке, Черном море, в Средней Азии (походы в Среднюю Азию (1865-67), война с Турцией (1877-78). Во внутренней политике — это период демократических и либеральных реформ, отмены крепостного права, развития капиталистических отношений. Произошел промышленный переворот в обрабатывающей промышленности, идет строительство железных дорог, развитие тяжелой индустрии, внедрение машинного способа производства, рост банков.

В этих условиях проводятся преобразования и в системе военно­го образования, в первую очередь связанные с военной реформой 1860-1880 годов.       В 1863 году было образовано Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), которое  подчинялось военному министру и главному начальнику военно-учеб­ных заведений.

ГУВУЗ имел статус министерства с большими властными полномочиями. В его ведении  находились военные и юнкерские училища, кадетские корпуса, военные гимназии и прогим­назии, Учительская семинария военного ведомства и педагогические курсы при 2-й Петербургской гимназии.

В результате проведенных реформ были созданы благоприятные условия для плодотворной работы военно-учебных за­ведений. Этот факт подтверждается и тем, что система военного образо­вания практически осталась неизменной до Октябрьской революции 1917 года, не считая переименований военно-учебных заведений, дальнейшего увеличения их сети, совершенствования организации и содержания учебно-воспитательного процесса.

С приходом на трон Александра III кончился период демокра­тических преобразований. Решением императора военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса. Военные прогимназии, часть юн­керских училищ, Педагогические курсы и Учительская семинария ликвидированы.  Всему строю их внутренней жизни придавался военный порядок, должности воспитателей замеща­лись только офицерами, группы воспитанников по возрастам своди­лись в роты, все они уравнивались в средствах содержания. Такая организа­ция кадетских корпусов сохранилась до конца периода. В дальнейшем, в период царствования Николая II, наблюдается рост емкости и числа военно-учебных заведений, ослабление режима кадетских корпусов.

Сложившаяся сеть военно-учебных заведений обеспечи­вала подготовку для армии офицерских кадров со средним и высшим специальным образованием,  их переподготовку и повышение квалификации, а  также  подготовку техников и рабочих для артиллерийского и морского ведомств, военных фельдшеров.

Было уменьшено количество часов по ряду предметов, продолжительность урока установлена в 50 минут (вместо 60 минут), а высвободившиеся 5 часов в неделю отданы на занятие физкультурой. Классные занятия предписывалось планировать так, чтобы воспитан­ники ежедневно готовили уроки не более, чем по трем предметам. По каждому предмету был разработан единый для всех кадетских корпусов учебник.

В ведении военного министерства находились и заведения, под­готавливающие специалистов-техников для артиллерийского ведомс­тва и военных фельдшеров.

Заслуживает внимания опыт управления деятельностью артилле­рийских военно-учебных заведений. Научное, организационное и ме­тодическое руководство всей системой подготовки артиллерийских специалистов (офицеров, техников, фейерверкеров) осуществляла Михайловская артиллерийская академия. Должность ее начальника именовалась: начальник Михайловской артиллерийской академии и артиллерийских училищ и ему были присвоены права вице-директора Главного артиллерийского управления. К 1917 году начальнику ака­демии подчинялись начальники Михайловского, Константиновского, Сергиевского, Николаевского артиллерийских и Технического учи­лищ, артиллерийской офицерской школы. Такая организация управле­ния артиллерийскими военно-учебными заведениями позволяла коор­динировать их деятельность, в первую очередь по учебной части. Все программы обучения разрабатывались в академии, что обеспечи­вало их преемственность, дифференциацию по уровням и задачам об­разования, учет как последних достижений науки и техники, так и требований войсковой практики. Этому же способствовала практика комплектования преподавательского  состава  училищ  выпускниками академии.

К середине XIX века численность обучаемых в военно-учебных заведениях, готовивших офицеров, составляла 7315 кадет и юнкеров, а годовой выпуск был увеличен до 950 офицеров, что по оценке комиссии великого князя Михаила Николаевича   (1862 год)   позволяло   пополнять   офицерские  вакансии только на одну треть. Емкость военно-учебных заведений 80-х годов XIX  столетия  позволяла  выпускать  до  2,4  тысяч офицеров в год, а к 1913 году — до 3250 офицеров, что позволяло обеспечи­вать до 80 процентов офицерских вакансий в войсках. То есть, при реальной естественной убыли офицерского состава 9-12% подготовка офицеров в военных училищах была запланирована исходя из 7-8-процентной убыли. Недостающее число офицеров компенсировалось за счет приема в старшие классы военных училищ студентов или выпускников граж­данских вузов, платного обучения части юнкеров (своекоштных) и экстерната. Имевшиеся кадетс­кие корпуса не обеспечивали потребность военных училищ, поэтому в училища разрешалось принимать и молодых людей с гимназическим ат­тестатом[xii].

Технологическая  схема  военного образования предусматривала получение общего среднего  образования в кадетских  корпусах  или  гражданских  гимназиях,   среднего   военно-специального в военных училищах, служба в войсках и получение высшего военного (военно-специального) образования в академиях. Исключение составляла только военно-медицинская академия, в ко­торую, как и в гражданские вузы, принимали юношей с общим средним образованием. Поэтому и срок обучения в военных академиях был меньше, чем в университетах и технических вузах.

К началу XX века образование  уже воспринималось как жизненная необходимость и меры по его стимулированию уже направлялись на повышение  заинтересованности  обучающихся в высоком качестве своей учебы.

Таким образом, анализ исторического опыта развития системы военного образования в России до 1917 года позволяет сделать следующие выводы:

— дело подготовки офицерских кадров в России  всегда  находилось в ведении высших органов государственной власти — императоров,  занимавших высшие государственные  посты  великих  князей, высших правительственных чиновников,  которые устанавливали требования к офицерским кадрам,  порядок,  организацию и содержание их подготовки,  сеть военно-учебных заведений и численность обучаемых в них,  определяли порядок и уровень финансирования военного образования;

— строгой, научно обоснованной системы перспективного  планирования развития военного образования не существовало. Создание, ликвидация или реорганизация военно-учебных заведений,  установление специальностей, уровней образования, программ и численности подготовки офицерских кадров находились в прямой  зависимости от  внешних  и  внутренних политических,  экономических условий, состояния армии, развития вооружения, уровня образования в стране,  интересов господствующего класса. Для развития военного образования решающее значение имели взгляды  и  отношение  к  нему царствующих особ, руководителей соответствующих ведомств, их понимание и желание поддержать и реализовать на практике передовые идеи,  предложения  и  начинания  прогрессивно мыслящих деятелей своей эпохи

— система военного образования существовала отдельно от   системы  образования  России,  но,  в тоже время,  обе  системы взаимно влияли на развитие содержания,  форм, методов и организации обучения и воспитания;

— перед военно-учебными заведениями ставилась задача  морального,  нравственного,  эстетического, духовного, патриотического воспитания дворянских детей, подготовки преданных своему императору, Отечеству и вере офицеров, обладающих необходимыми для военной или гражданской службы общими и  специальными  знаниями  и умениями. Выполнение этой задачи контролировалось на самом высоком  уровне  —  императором,   великими князьями, руководителями военного министерства и военных ведомств[xiii].

В целом к началу 1-й мировой войны система военного образования России приобрела строгую логическую последовательность и единообразие в основных ее звеньях. По своему педагогическому потенциалу и уровню подготовки выпускников она заняла одно из ведущих мест в мире.

В советский  период  развитие  системы военного образования происходило в совершенно иных социально-политических, национальных и межнациональных,  экономических, военно-политических внутренних и внешних условиях.

В первые  же дни Советской власти ставится задача на кардинальное изменение системы  и  содержания  подготовки  командного состава  новой  армии,  направленных на учет военно-политической обстановки и контингента обучаемых, обновление профессорско-преподавательского  состава,  введения в учебные планы общественных наук,  системы военно-политического воспитания.

 Приказом наркома по  военным  делам от 14 ноября 1917 года были закрыты все военно-учебные заведения дореволюционной России. В результате сложившаяся к 1917 году российская система военного образования была почти полностью разрушена. Были ликвидированы большинство военных училищ. В какой-то мере сохранились только военные академии, проявившие лояльность к новой власти (Артиллерийская, Военно-медицинская, Инженерная, Интендантская и Морская), а также специальные офицерские школы: авиационная, автомобильная, электротехническая и др. Педагогический потенциал, материальная база, традиции обучения и воспитания российской военной школы в значительной мере были утрачены. Строительство системы советского военного образования практически было начато заново с выборочным использованием  предыдущего  опыта  российской военной  школы.

С началом Гражданской войны молодая советская республика столкнулась с острым недостатком командных кадров. Поэтому в срочном порядке создается  сеть  военно-учебных заведений,  включающая курсы и школы подготовки и усовершенствования младшего,  среднего и старшего командного состава, военных специалистов среднего звена.

В дальнейшем сеть таких курсов расширяется за счет  их организации во фронтах, армиях и дивизиях. Одновременно для подготовки командных кадров технического и специального профиля организуются специальные (авиационные, артиллерийские, инженерные, топографические, железнодорожные, медицинские и другие) и высшие (стрелковые,  артиллерийские,  электротехнические, автоброневые, кавалерийские и другие) военные школы и Военно-авиационный  техникум. Срок обучения в создаваемых курсах и школах составлял от 3 до 10 месяцев. Комплектовались они солдатами, унтер-офицерами, рабочими и крестьянами, большинство из которых были малограмотными.

К концу 1918 года в стране действовало 63 таких военно-учебных заведения (13 тысяч курсантов),  к сентябрю 1919 года –107, а в ноябре 1920 — 153 (54 тысячи курсантов)[xiv].

Для подготовки начальствующего состава в этот период начали функционировать Артиллерийская (с 1926 г.  — ВА им. Ф.Э.Дзержинского), Военно-инженерная, Военно-медицинская, Военно-хозяйственная (в настоящее время ВА тыла и транспорта)  и Военно-морская академии,  заново создается Академия Генерального штаба (с 1925 г. — ВА им. М.В.Фрунзе). Срок обучения в них составлял от 6 до 12 месяцев.

В период мирного строительства между Гражданской и  Великой Отечественной  войнами,  в связи с совершенствованием Вооруженных Сил на базе новой боевой техники и созданием новых родов  войск, система  военного образования претерпевает неоднократные изменения по содержанию и срокам обучения,  структуре,  составу и численности военно-учебных заведений, организации управления ими.

Дальнейшее развитие военно-учебных заведений (1929-1941 годы) связано с техническим перевооружением Вооруженных Сил,  созданием новых родов войск,  возрастающей угрозой войны. В результате возникает  необходимость  обучения  командных  кадров  всех уровней новым образцам вооружения и военной техники, способам их боевого применения и эксплуатации.

В этот период открывается ряд новых военных академий: Генерального штаба, военно-транспортная, механизации и моторизации,  военно-химическая,   Ленинградская  военно-воздушная. Вновь реорганизуются в самостоятельные вузы военно-хозяйственная, военно-инженерная и электротехническая академии. Военно-воздушная академия в Москве разделяется на две: военно-воздушную инженерную и командного и штурманского состава ВВС. Академии становятся крупными учебными и научными центрами, обеспечивающими наряду с основной задачей, подготовкой командных и инженерных кадров, и  подготовку необходимых для Вооруженных Сил научных и научно-педагогических кадров. Значительно увеличивается их вклад в разработку новых образцов вооружения и военной техники.

С 1937 года средние военные школы преобразуются в военные училища, которые являлись средними военными учебными заведениями со сроком обучения вначале три,  а затем  два года.  В них принимается молодежь с образованием не ниже 7-10 классов.

В результате этих преобразований в 1938 году командный и начальствующий состав для Сухопутных войск,  ВВС и ВМФ готовили 13 военных академий,  один  военный институт,  5 военных факультетов при гражданских вузах, 75 военных училищ (в т.ч. 18 авиационных, 7 военно-морских, 11 артиллерийских, 9 бронетанковых и др.)[xv].

В 1939-1940 годах, в связи с угрозой войны и развертыванием кадровой армии происходит значительное увеличение сети и емкости военно-учебных заведений. Формируются десятки новых училищ, в том числе по совершенно новым специальностям.

В 1941 году, перед началом Великой Отечественной войны, подготовку офицеров для армии и флота в стране осуществляли: 15 военных академий,  10 военных факультетов при гражданских вузах, 7 высших военно-морских училищ, 203 средних военных училища (240 тысяч курсантов) и ряд других. Для переподготовки и усовершенствования офицеров, в том числе и офицеров запаса, функционировало более 100 курсов.

С началом Великой Отечественной войны военно-учебные  заведения переводятся на сокращенные сроки обучения: в военных академиях – 6-12 месяцев;  в военных училищах —  4-10  месяцев;  на курсах усовершенствования – 2-6 месяцев. Дополнительно создаются ряд новых военных училищ – пехотных, пулеметно-минометных, войск ПВО, береговой обороны, парашютных частей и др. Численность курсантов в сухопутных и летных училищах увеличивается почти вдвое. Непосредственно фронтами развернуто свыше 200 различных краткосрочных курсов младших офицеров. Всего  в годы войны действовало свыше 220 различных военных училищ.  Расширяется сеть курсов усовершенствования начальствующего состава.  Так, в 1941 году такие курсы были созданы при 11 военных академиях,   при  штабах  фронтов,  при  6  военных  округах[xvi].

Таким образом, увеличение сети и емкости военно-учебных заведений,  сокращение сроков и оптимизация содержания обучения  в них,  позволили обеспечить потребность действующей армии и флота в командных кадрах и даже к концу войны создать определенный резерв. Всего за годы войны военно-учебные заведения дали армии и флоту около двух миллионов офицеров.  С улучшением обстановки на фронтах, в целях повышения качества подготовки военных кадров с 1 декабря 1942 года были  переведены  на  довоенные  сроки  обучения  военно-технические академии,  а  с  1 июля 1943 года – все остальные высшие военно-учебные заведения. Увеличилась продолжительность обучения в военных училищах (до 2-х лет) и на курсах.

В послевоенный период непрерывный рост технической оснащенности  Вооруженных  Сил,  оснащение  их ракетно-ядерным оружием, сложной военной техникой,  создание новых видов  и  родов  войск предъявило к военным кадрам и системе их подготовки новые, повышенные требования.  От офицеров потребовалось знание основ ядерной физики,  радиотехники, электроники, высшей математики и других наук.

В связи с этим, начиная с 1948 года, расширяются масштабы подготовки офицеров по новым специальностям, реорганизуются старые и формируются новые академии, средние и высшие военные училища. В 1946 году создается Военная академия артиллерийской радиолокации (с 1948 года Артиллерийская радиотехническая академия), в 1956 году – Военная командная академия ПВО. В связи с переориентацией Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского на подготовку военных специалистов в области ракетно-ядерного оружия и для создаваемых Ракетных войск стратегического назначения, она переименовывается сначала в артиллерийскую инженерную, а затем в военно-инженерную академию. На базе ее командного факультета в 1953 году  в Ленинграде создается Военная артиллерийская командная академия (позднее Военная  артиллерийская  академия).   Создаются  радиотехнические, ракетные, зенитно-ракетные и другие училища, в том числе инженерные и командно-инженерные со сроком обучения 5-6 лет.  К 1954 году было вновь сформировано 28 высших  военных  училищ, увеличена  вдвое численность слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений[xvii].

В итоге всех преобразований к 1973 году в стране действовало 153 военно-учебных заведения: 18 военных академий, 1 военный инсти­тут, 105 высших военных училищ (из них 79 со сроком обучения 4 года и 26 – со сроком обучения 5 лет), 7 военных факультетов при граж­данских вузах и 22 средних военных училища. Кроме того, довузовская подготовка молодежи осуществлялась в 7 суворовских военных и Нахимовском военно-морс­ком училищах.

В 70-х – 80-х  годах продолжаются преобразования системы военного образования, направленные на повышение уровня образования офицерских кадров, приближение содержания высшего профессионального образования к общегосударственным требованиям, увеличение масштабов подготовки военных специалистов. В 1973 году были впервые введены принятые в настоящее время уровни военного образования: среднее военно-специальное, высшее во­енно-специальное и высшее военное. Уточнены предназначения воен­но-учебных заведений. К 1976 году все средние училища, кроме авиаци­онно-технических, преобразованы в высшие.   Значительное  число  высших командных училищ преобразовано в высшие командно-инженерные или ин­женерные со сроком обучения 5 лет. Создан ряд новых инженерных учи­лищ. Пересмотрены программы обучения в сторону усиления фундамен­тальной естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки в со­ответствии с требованиями высшей школы. Военные академии практически полностью переведены на подготовку командных и инженерных кадров для средних и высших звеньев управления (с высшим военным образованием), со сроком обучения 2 (позднее 3) года.

Необходимо отметить, что наряду с позитивными результатами проводимые преобразования имели и отрицательный эффект. На инженерных факультетах академий полностью прекращена первич­ная подготовка инженеров с высшим военно-специальным образованием, кроме Военной академии имени Дзержинского и Военно-воздушной инженерной академии, где продолжалась подготовка инженеров из числа авиационных техников. Последовавшее за этим об­вальное сокращение или даже ликвидация общенаучных и общеинженерных кафедр привели к резкому падению научно-педагогического потенциала  инженерных факультетов академий, снижению уровня научных исследова­ний.

В середине 80-х годов перед Министерством обороны встала проблема  недостаточности высококвалифицированных инже­неров для науко­емкой и научно-педагогической деятельности в научно-исследователь­ских, испытательных учреждениях, в вузах и военной приемке. Высшие военные училища не могли обеспечить такого образования своим выпускникам из-за преимущественно эксплуатационной направленности их учебных планов и программ.  В связи с этим в 1989 году возобновляется подготовка инженеров из числа курсантов по наиболее сложным наукоемким специальностям на  инженерных факультетах военных академий со сроком обучения 5-6 лет.

В итоге к 1991 году страна располагала вполне сложив­шейся системой военного образования. Действовало 166 военно-учебных заведения: 18 военных академий, 3 военных института, 130 высших во­енных училищ (из них 48 со сроком обучения 5 лет), 7 военных факуль­тетов при гражданских вузах и 8 средних военных училищ (из них 2 — для подготовки военнослужащих иностранных армий)[xviii].

В целом, сложившаяся к 90-м годам XX столетия система военного  образования обеспечивала решение задач подготовки офицерских кадров, восстановила позиции, утраченные после 1917 года, вновь вышла на одно из ведущих мест в мире.



[i]См,: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990.  с. 184

[ii], См,: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990с.13-14

[iii]См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М., Воениздат, 1993., с. 43-46]

[iv]См,: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990, с.15-17

[v] См,: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990, с.18

[vi] См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М., Воениздат, 1993., с. 266-270

[vii] См.:, Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700 — 1910. М., 1910.  с.145

[viii]См.:, Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700 — 1910. М., 1910., с.11

[ix]См.: Керсновский А.А. История русской армии в 4-х книгах. – М., Голос. – 1994.,  кн.2, с.36-42

[x] См.:, Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700 — 1910. М., 1910., с.7

[xi]См.: Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. М: Инф.-изд.агентство «Русский мир», 1993. с.68

[xii] См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М., Воениздат, 1993., с. 167

[xiii]См.: Пестов В.А. История и перспективы развития военного образования в России. – М: ВА РВСН, 2001, 102-104

[xiv]См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР. Новосибирск: НВВПУ, 1991. , с. 35

[xv] См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР. Новосибирск: НВВПУ, 1991. с.40-42

[xvi]См.: Советская военная энциклопедия (в 8 томах). М.: Воениздат, 1978,  т.2, с.60

[xvii] См.: Советская военная энциклопедия (в 8 томах). М.: Воениздат, 1978, т.2, с.65

[xviii]См.: Пестов В.А. История и перспективы развития военного образования в России. –  М: ВА РВСН, 2001, с.114-120

 

Авторы:  Кандидат педагогических наук, доцент кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН имени Петра Великого Пестов Валерий Алексеевич; адъюнкт кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН имени Петра Великого,   капитан Дробот Игорь Сергеевич.