Иностранные корабли разведки: история и современность.
Аннотация. В статье рассказывается об истории и современности иностранных разведывательных кораблей.
Summary. The article tells about the history and present day of foreign reconnaissance ships.
ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ
ШЕЛЬ Вячеслав Вячеславович — докторант Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук
(Москва. E-mail: schell77@mail.ru).
ИНОСТРАННЫЕ КОРАБЛИ РАЗВЕДКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Исторический опыт развития и применения иностранных разведывательных кораблей (1950 г. — начало XXI в.)
В настоящее время помимо Военно-морского флота (ВМФ) России разведывательные корабли (рзк) есть в составе военно-морских сил (ВМС) 18 государств (США, ФРГ, Франция, Норвегия, Польша, Швеция, Испания, Италия, Греция, Румыния, Болгария, Португалия, Украина, Китай, Япония, КНДР, Новая Зеландия, Тайвань). Их водоизмещение составляет от 1500 до 7000 т. Все иностранные рзк можно условно разделить на три подкласса: корабли измерительного комплекса (кик), корабли гидроакустической разведки (кгар) и многофункциональные рзк, решающие задачи радиотехнической и гидроакустической разведки1. Они также имеют свою историю.
После окончания Второй мировой войны 1939—1945 гг. иностранные рыболовные траулеры, вооружённые специальными радиотехническими станциями, активно использовались для ведения разведки побережья СССР и деятельности советских кораблей в море. Так, например, в 1953 году плавбаза «Печора» у побережья Советского Союза обнаружила английские рыболовные траулеры «Арктик Викинг» и «Лорд Эссенген», лежавшие в дрейфе с выпущенными рыболовными сетями. При этом на них работали радиолокационные и радиопеленгаторные станции. В операционной зоне Северного флота (СФ) вели разведку английские рзк «Ромула» и «Магнолия» под легендой «охраны рыболовства». Норвегия также регулярно собирала разведывательную информацию посредством таких же рыболовных судов. Так, в середине 1950-х годов небольшой траулер «Эгер», «нашпигованный» самым современным электронным оборудованием, регулярно вёл разведку неподалёку от Кольского полуострова2. США в вопросах морской разведки в отличие от СССР, Великобритании и Норвегии, использовавших рыболовные траулеры для ведения наблюдения на море, приходилось полагаться в основном на собственные боевые надводные корабли и подводные лодки. Так, например, в 1964 году США использовали эсминцы «Мэддокс» и «Тернер Джой» для ведения радиоэлектронного наблюдения у берегов Северного Вьетнама. Однако в условиях возникшей «холодной войны» этого уже было недостаточно.
Первые корабли (переоборудованные транспортные суда), специально предназначенные для ведения морской радиоэлектронной разведки (РЭР) в интересах Агентства национальной безопасности (АНБ), начали появляться у США после 1960 года. Это были три корабля: «Рядовой Хосе Ф. Вальдес» (Т-AG 169), «Джеймс Е. Робинсон» (Т-AG 170) и «Сержант Джозеф Е. Миллер» (Т-AG 171)3. Их экипажи укомплектовывались гражданским персоналом Командования морских перевозок (КМП) и специалистами АНБ. Одновременно к ведению морской РЭР приступили и ВМС США. Первым их кораблём разведки стал созданный на базе транспортного судна рзк «Оксфорд» (AG 159), который осенью 1962 года в районе Карибского моря осуществлял перехват радиопереговоров правительств Кубы и СССР4. После этого ему присвоили новое обозначение: AGTR, где AG — многоцелевое вспомогательное судно, TR — технические исследования. Затем в состав ВМС США вошли ещё четыре корабля, построенных на базе крупных транспортных судов: «Джорджтаун» (AGTR 2), «Джеймстаун» (AGTR 3), «Бельмонт» (AGTR 4), «Либерти» (AGTR 5). Эти корабли в основном действовали в следующих районах: вдоль побережья Южной Америки; вдоль берегов Африки, в Карибском и Южно-Китайском морях; в Средиземном море. Эти рзк невозможно было спутать ни с какими другими кораблями и судами. Их предназначение легко угадывалось по характеру выполнявшихся ими задач и по обилию установленных антенн.
Со временем в ВМС США и АНБ было решено создать также малый разведывательный флот. Предлагалось оснастить американские рыболовные траулеры специальным электронным оборудованием для ведения морской РЭР. Расчёт строился на том, что такие корабли смогут гораздо ближе подходить к разведываемым целям, нежели крупные или военные. Однако основу такого флота к середине 1960-х годов составили не траулеры, а три бывших транспортных судна, оборудованных специальной аппаратурой. Им присвоили обозначение «AGER», где AG — многоцелевое вспомогательное судно, а ER — исследования окружающей среды. Первым таким кораблём (AGER 1) стал «Баннер». В 1967 году, действуя с базы Йокосука (Япония), он вёл разведку вдоль берегов советского Дальнего Востока, Северной Кореи и Китая. В конце этого же года в данный район отправился «Пуэбло» (AGER 2)5. Третий корабль из этой серии, «Палм-бич» (AGER 3), также оснащённый аппаратурой для ведения морской РЭР, действовал в другом районе Мирового океана. Как и AGTR, эти суда для самообороны имели лишь пулемёты и стрелковое оружие.
В дальнейшем планировалось создание ещё нескольких кораблей класса AGER, но американская программа пассивной электронной разведки с использованием кораблей была прекращена после того, как в 1967 году «Либерти» по ошибке израильтян подвергся атаке со стороны их самолётов и торпедных катеров, а в январе 1968 года «Пуэбло» захватили северокорейцы6. После этих двух инцидентов американцы на продолжительное время отказались от использования кораблей разведки. К 1970 году все рзк перечисленных выше типов были сняты с учёта ВМС. США для ведения морской РЭР стали использовать собственные боевые корабли и вспомогательные суда, усиливая их при необходимости техническими средствами наблюдения и разведки. Однако с конца 1970-х — начала 1980-х годов командование ВМС стран НАТО стало уделять большое внимание мероприятиям боевой подготовки сил советского ВМФ. В течение ряда лет в летний период к разведке деятельности сил ВМФ СССР привлекались боевые корабли различных классов. Американцы использовали танкодесантные корабли типа «Ньюпорт», действовавшие одиночно, англичане и французы — корабли классов эсминец УРО — фрегат УРО в сопровождении танкеров. На вертолётных площадках кораблей специально устанавливались контейнеры с техническими средствами разведки.
Позже, определив в качестве основной угрозы советские подводные лодки, США инициировали в 1982 году строительство большой серии судов гидроакустической разведки (T-AGOS)7. Они предназначались для океанографических исследований, а также для дальнего гидроакустического обнаружения подводных лодок с помощью буксируемых антенн системы «Сертасс»8. В период 1984—1990 гг. были построены 18 таких кораблей типа «Сталворт» (Т-AGOS-1-18) водоизмещением 2285 т, со скоростью хода 11 узлов, дальностью плавания 6400 миль и автономностью 90 суток9. Они укомплектовывались экипажами смешанного состава общей численностью 25 человек (20 гражданских и 5 военных специалистов). Оснащённые мощными гидроакустическими станциями с протяжёнными буксируемыми антенными системами, они существенно дополняли возможности системы гидроакустического наблюдения «Сосус». Однако мореходные качества этих кгар оставляли желать лучшего, особенно в бурных водах и холодных высоких широтах. Сказалась то, что данные суда проектировались по стандартной схеме и за исключением слипа (наклонная поверхность, уходящая в воду. — Прим. авт.) в корме для спуска буксируемой антенны ничем не отличались от катеров и патрульных кораблей.
Для решения этой проблемы необходимо было поменять тип корпуса корабля. Так, в период 1991—1993 гг. появились четыре судна океанского наблюдения типа «Викториес» (T-AGOS-19-22) водоизмещением 3400 т, со скоростью хода 16 узлов, экипажем общей численностью 27 человек (22 гражданских специалиста, 5 военных моряков)10. Они стали первыми военными кораблями, построенными как катамараны, с малой площадью действующей ватерлинии. Данная конструкция наименее подвержена качке при сложных гидрометеоусловиях. В результате существенно улучшились мореходные качества кгар. Кроме гидроакустической станции (ГАС) UQQ-2, на судах этого типа появились и опускаемые низкочастотные ГАС типа LFA, работающие в активном режиме11. Их импульсы, отражённые подводными целями, улавливались антеннами UQQ-2.
В 2000 году был построен кгар типа «Импекбл» (T-AGOS-23) водоизмещением 5370 т, со скоростью хода 12 узлов, дальностью плавания 3 тыс. миль. В состав экипажа в количестве 44 человек входят 26 гражданских лиц и 18 военных моряков. Основное назначение этого судна состоит в ведении гидроакустической разведки в интересах решения задач противолодочной обороны главнокомандованием Атлантического и Тихоокеанского флотов США. Судно буксирует активную низкочастотную антенную решётку подводных шумопеленгаторных устройств для сбора первичной акустической информации, осуществляет её первичную обработку и через спутник передаёт полученные данные береговым станциям для дальнейшей обработки и оценки. «Импекбл» имеет такие же обводы корпуса, как у судов типа «Викториес».
Однако ввиду снижения в середине 1990-х годов XX века — начале XXI века активности действий подводных сил ВМФ РФ в Мировом океане необходимость в кораблях типа «Импекбл» отпала. Российские подводные лодки не создавали угрозу США, и американцы строительство кгар этой серии свернули. Строительство второго корабля T-AGOS-24 прервали при 5-процентной готовности. Остальные корабли (их планировалось три — T-AGOS 25/26/27) даже не закладывали. Имевшиеся кгар стали выводиться в резерв, а затем передаваться другим ведомствам для переоборудования и дальнейшего использования. В составе Командования морских перевозок (КМП) ВМС США остались только три судна типа «Викториес» и одно — «Импекбл». Все они базируются на Тихоокеанском побережье США. Ещё одно судно содержится в резерве ВМС12. Другие были переданы иным ведомствам и странам, в том числе Португалии (T-AGOS-5 и -11) и Новой Зеландии (T-AGOS-17). Два кгар типа «Хибики» (AGOS), построенные в 1991—1992 гг. в Японии по типу американского «Викториес» (водоизмещением 2850 т), действуют в интересах японских ВМС. Вместе с тем помимо кгар специальные функции КМП ВМС США, в том числе по ведению морской РЭР, выполняют ещё 18 эксплуатируемых по долгосрочному контракту судов, из них три — командно-измерительного комплекса (кик), семь — океанографических (оис) и другие13. Несмотря на изменения военно-политической обстановки в мире, штатный судовой состав КМП ВМС США поддерживается стабильно. Устаревающие либо израсходовавшие свой эксплуатационный ресурс суда списываются или выводятся в резерв и заменяются новыми. Всё это указывает на то, что в ВМС США традиционные подходы к ведению морской РЭР не подлежат каким бы то ни было ограничениям, и сфера разведывательной деятельности в интересах флота только расширяется. <…>
Полный вариант статьи читайте вп бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Морская радиоэлектроника. 2007. № 3(21). С. 27.
2 Шлезингер Р. Радиоэлектронная война / Пер. с англ. М.: Воениздат, 1963. С. 233.
3 В скобках указаны последующие названия кораблей и судов или их бортовые номера (здесь и далее по тексту статьи).
4 Хухтхаузен П.А., Шелдон-Дюпле А. Военно-морской шпионаж: история противостояния / Пер. с англ. Ю.В. Юрьева. М.: Вече, 2013. С. 220.
5 Richelson J.T. The U.S. intelligence community. 1989. Р. 188—190.
6 Вознесенский М.Б. На грани мировой войны. Инцидент с «Пуэбло». М.: Вече, 2007. С. 45.
7 Силин Ю. Прямая зависимость // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 12. С. 59—62.
8 Мосалёв В. Суда гидроакустического наблюдения ВМС США // Там же. 1986. № 6. С. 60.
9 Ричелсон Д.Т. История шпионажа ХХ века / Пер. с англ. М.: Эксмо-пресс, 2000. С. 221.
10 Суда командования морских перевозок ВМС США: справочные данные // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 11. С. 53, 54.
11 Судно гидроакустического наблюдения «Эффектив» ВМС США // Там же. 1996. № 7. Цв. вклейка.
12 Юрьев М. Разведка военно-морских сил США // Там же. 2007. № 7. С. 43—51.
13 Чертанов В. Реорганизация командования морских перевозок ВМС США // Там же. 2012. № 12. С. 68—70.