Фальсификация истории как инструмент ментальной войны
Аннотация. В статье раскрывается взаимосвязь фальсификации истории как элемента ментальной войны с вопросами обеспечения национальной безопасности; анализируются новые методы искажения исторических событий с применением ресурсов глобальной сети Интернет; уточняется место исторических фейков в современных средствах массовой информации; оценивается роль нейронных сетей с использованием возможностей искусственного интеллекта в оказании информационно-психологического воздействия на массовую аудиторию.
Summary. The paper explores the connection between historical falsification as a component of mental warfare and the challenges of national security. It examines recent techniques for distorting historical facts through the use of the internet and considers the importance of recognizing the prevalence of fake history in contemporary media. The paper also evaluates the role of neural networks and artificial intelligence in shaping public perception by providing targeted and influential information.
СУКАЛЕНКО Евгений Юрьевич — начальник научно-исследовательского центра ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат военных наук, доцент
БЕССОНОВ Евгений Георгиевич — старший научный сотрудник НИО научно-исследовательского центра ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат философских наук, доцент
ШЛЯХТЕНКОВА Ольга Сергеевна — младший научный сотрудник НИО научно-исследовательского центра ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», соискатель учёной степени кандидат наук
«КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Фальсификация истории как инструмент ментальной войны
Фундаментом изучения исторического процесса являются факты, извлекаемые исследователями из целого спектра разнообразных информационных материалов: летописей, документов, хроник, писем, мемуаров, археологических находок и др. По сути, они являются «атомами» исторического процесса, составляющими основу доказательств логически построенной цепочки событий. Именно из них сплетают своеобразную мировоззренческую материю различные интерпретаторы.
С течением времени, когда исторические события и факты утрачивают своё исходное общественное значение, они становятся объектами исследований и трактуются на основе индивидуальных представлений и взглядов исследователя. Таким образом, описание любого исторического факта приводит к дискуссионности его содержания и сущности, поскольку «время, прошедшее с момента свершения исторического события, накопленный культурный опыт человечества, определённый объём знаний предоставляют возможность плюралистического взгляда на прошлое в контексте видения новых аспектов и проблем с сопутствующим ему субъективизмом культурно-исторических оценок»1. В конечном итоге именно субъективизм культурно-исторических оценок превращает историю из научного знания в различные жанры литературы или лженауку.
Если при создании новой целостной трактовки исторических событий по отношению к общепринятой версии целью становится не поиск научной истины и описание объективной исторической реальности, а изменение взглядов населения на политические, экономические, культурные и другие общественные процессы в интересах некоторого «заказчика», то в этом случае речь идёт об умышленном искажении исторических событий, т.е. о фальсификации. Такое воздействие носит информационный, внешне управляемый характер, и для противодействия ему крайне важно понимать механизм его реализации.
В юриспруденции под фальсификацией понимается активная умышленная деятельность людей, направленная на неправомерное искажение существующих материальных и информационных объектов2. В исторической науке данный термин приобретает дополнительное идейное содержание. Употребляя его, мы имеем в виду намеренный уход от объективного описания прошлого ради достижения вненаучных целей: продвижение в общественные массы идеологических или политических концепций, пропаганда определённого отношения к прошлым событиям или вообще разрушение исторической памяти3. «По сути, фальсификации истории являются не чем иным, как фактологически искажёнными интерпретациями исторических событий и явлений, выбор которых обусловлен следующим критерием — знание, понимание и оценки данного исторического события (явления) имеют (могут иметь) критически важное значение для внутренней и внешней политики Российской Федерации, её национальной безопасности… и достижения национальных интересов»4.
Историческая фальсификация выполняет следующие задачи: подрыв авторитета Российской Федерации при проведении мероприятий её внешней политики; отрицание подвигов воинов и советского народа в ходе Второй мировой войны; развитие экстремистских взглядов; формирование сепаратистских настроений, направленных на нарушение территориальной целостности страны5.
Использование метода фальсификации истории характерно при решении внешнеполитических вопросов США, странами НАТО и AUKUS, другими государствами, не дружественными Российской Федерации. Так, например, «во время бомбардировок НАТО западные СМИ, вслед за главами США и Великобритании, постоянно проводят ассоциативный ряд между нацистами и сербами, действиями сербской полиции в Косово и Метохии и холокостом, президентом Сербии Милошевичем и Гитлером»6. В данном случае цель сравнений заключалась в создании и закреплении в общественном мнении устойчивого представления о том, что сербы — общественно опасные убийцы, на которых следовало воздействовать (в т.ч. военным путём), а Милошевич — преступник, которого необходимо было судить. Подобный приём был использован ещё в 1948 году, когда Государственный департамент США издал сборник документов, оправдывавших агрессию гитлеровской Германии против СССР. В качестве ответной меры в том же году в советском издательстве «Госполитиздат» вышла книга «Фальсификаторы истории (историческая справка)», посвящённая истории развязывания Второй мировой войны и опубликованная на основных европейских языках.
Исследуя способы фальсификации, которые использовали нацистские генералы в своих мемуарах, Маршал Советского Союза А.И. Ерёменко отмечал: «Гудериану удаётся создавать у поверхностного читателя впечатление определённой степени достоверности в изложении событий. Это достигается главным образом тем, что он, искажая основное, существенное в описываемых событиях, остаётся иногда верным в мелочах, деталях, а также тем, что он обходит молчанием те факты, о которых ему почему-либо невыгодно говорить, и выдвигает на передний план то, что подтверждает ту или иную вымышленную им версию»7. Основной акцент маршал делает на том, что фальсификация истории возможна только при условии, если читатель является «поверхностным», другими словами — невежественным в плане исторических событий, у него не сформировано целостное представление об историческом процессе. Именно это и позволяет субъекту информационного воздействия вложить в сознание человека любую информацию, в т.ч. фальсифицирующую исторические события, заложить разрушительные и разобщительные исторические тенденции.
Алгоритм данных примеров фальсификации исторических событий со всей очевидностью прослеживается в современных публикациях как западных, так и некоторых отечественных средств массовой информации (СМИ), в высказываниях различных общественных деятелей. Попытки переписывания истории войн, и прежде всего Второй мировой войны, направлены не только на изменение норм международного права, но и на подрыв суверенитета и территориальной целостности России и других государств. Так как суверенитет страны определяется в том числе субъектной позицией её населения, то одной из задач фальсификаторов является разрушение субъектности в национальном самосознании граждан через формирование негативного исторического образа России, вызывающего стыд за своё прошлое и формирующего желание покаяться за ошибки своих предков.
Впрочем, при изучении данной проблематики стоит учитывать ещё одну сложность — отождествление истории с литературой. Каждый писатель создаёт свой образ прошлого, и мы не имеем права требовать от него объективности или правдоподобности. Однако созданная литератором вольная интерпретация исторических событий оказывает существенное воздействие на восприятие таковых читателем, особенно при недостаточном уровне образования. Таким образом, умышленно или нет, автор через свои произведения формирует массовое сознание и ложную историческую память. Кроме того, задачи исторической фальсификации решаются с применением методов информационного воздействия, в т.ч. пропаганды на определённые группы населения.
Сегодня, когда Российская Федерация столкнулась с враждебными действиями ряда стран, направленными на изменение её традиционных ценностных основ, вопрос противодействия фальсификации истории является наиболее актуальным. Он напрямую связан с вопросами жизнедеятельности общества в целом, органов государственного и военного управления.
Важно понимать, что фальсификация истории не есть феномен, существующий сам по себе, а является оружием войн нового типа, одна из которых получила название «ментальная война». Данный термин в современной российской научной мысли появился сравнительно недавно, но уже имеет широкое распространение. «Ментальные войны — это борьба за формирование массового и индивидуального сознания, современный этап развития информационных войн, основа современной социальной инженерии»8.
В отличие от классических войн, содержанием которых является уничтожение вооружённых сил противника, смысл ментальной войны заключается в уничтожении самосознания, изменении ментальной (цивилизационной) основы общества9. Наиболее эффективными методами достижения этих целей остаются пропаганда и фальсификация. Для победы в ментальной войне с Западом необходимо переводить борьбу и побеждать на своём поле — поле ценностей, смыслов и правды10. Опорой общества должны являться традиционные ценности, история и культура России11.
Для противодействия угрозам фальсификации истории необходимо учитывать, что противник вынужден не только создавать искажённые исторические факты и события, адаптировать их для конкретной культурной общности (социальной группы), но и иметь быстрые и эффективные средства их доставки до населения. На сегодняшний день таким средством является глобальная информационная сеть Интернет.
Безусловно, развитие информационно-коммуникационных сетей увеличило скорость передачи информации, объёмы транслируемых материалов, мощность информационного влияния на целевую аудиторию, территориальный охват. Исследование деятельности террористических организаций в информационном пространстве показало, что до эпохи социальных сетей они пытались использовать общенациональные или международные новостные каналы. Однако «Интернет и социальные сети ускоряют и облегчают общение между членами террористических организаций для координации действий при глобальной атаке, а также позволяют им обращаться ко всем пользователям Интернета и социальных сетей с индивидуализированным компонентом»12.
Постоянное развитие информационных технологий увеличивает возможности информационно-психологического воздействия, направленного на конкретного человека, исходя из его индивидуальных особенностей восприятия информации. Тезис подтверждается появлением нейронных сетей и включением в их работу возможностей искусственного интеллекта («интеллектуальных помощников»). Например, японская компания CyberAgent заявила о планах использования искусственного интеллекта для создания адресной, персонализированной рекламы. Её отличительной особенностью будет наличие виртуального персонажа, чьи манеры и стиль поведения адаптированы под характер и потребности каждого конкретного пользователя. Сегодня всё чаще используются нейронные поисковые системы, особенно популярные в молодёжной среде, при общении с которыми создаётся впечатление, что запрашивающий ведёт реальный диалог с другим человеком. Такие «поисковики», отвечая на исторические запросы пользователей, умышленно или нет, часто выдают фактологические ошибки и создают ложное представление об истории России.
В настоящее время информационное пространство настолько насыщено недостоверными данными, так называемым информационным мусором, что недостаточно подготовленному человеку становится сложно отделить реальность от вымысла. В результате надёжный фундамент для манипулирования сознанием граждан уже практически создан. «Фальсификация, подлог стали настолько привычными, что любая самая дикая конспирологическая теория находит множество поклонников, и обыватель задаётся вопросом: а был ли, собственно, Холокост? А не подделали ли средневековые записи? А высадка на Луну — не удачная ли телепостановка? Традиционная картина мира более ненадёжна»13.
Показательной в этой связи является популярность термина «фейк» (от английского fake — подделка), определяющего, по сути, группу ложных информационных сообщений. Фейки, в зависимости от преследуемой цели, можно разделить на развлекательные, мошеннические, дискредитирующие (человека или организацию), эпатирующие (привлекающие внимание к автору или платформе) и манипулятивные (формирующие общественное мнение)14. Наибольшую опасность для государственности представляет последняя группа фейков, распространяющих ангажированную, недостоверную, часто антиобщественную информацию, которая способствует системному продвижению деструктивных идей и ценностей. Существует множество примеров таких сетевых «информационных вбросов», среди которых немало сообщений на историческую и политическую тематику. Так, в Сети можно столкнуться с информацией, что Финляндии на самом деле не существует, а миф о ней родился в результате сговора СССР и Японии15; Советский Союз не распался, а юридически существует и поныне, и др.16
Один из способов противодействия фальсификации — это борьба с фейками: их выявление, разоблачение и устранение из информационного пространства. Однако, учитывая скорости современных технологий, он, по всей вероятности, окажется малоэффективным. Производство исторических фейков может иметь такие масштабы, которые не позволят своевременно удалять их из информационного поля и одновременно проводить разъяснительную работу с населением. Кроме грандиозного количества фейков, необходимо учитывать и стремительность их распространения. Это обусловлено наличием в коммуникативной сфере таких инструментов, как социальные сети и мессенджеры. «За счёт большей доверительности пользователей соцсетей и мессенджеров друг к другу и преимущественно эмоционального реагирования на информацию вкупе с высокой скоростью её передачи (в результате репостов / ретвитов / пересылок и т.д.) фейки распространяются среди большой аудитории и усваиваются гораздо лучше, чем в какой бы то ни было другой информационной среде»17. В итоге частота появления и темпы распространения фейков уже сейчас превышают быстроту реакции на них.
Во избежание стихийного распространения фейков (в т.ч. многочисленных конспирологических теорий и слухов о событиях недавнего прошлого) необходимо, с одной стороны, обучать граждан методу критического анализа в отношении сведений, получаемых из непроверенных ресурсов, с другой — взращивать уровень доверия к официальным СМИ как к источнику достоверной, объективной и значимой информации о реальных процессах, протекающих в нашей стране и мире. Следовательно, надо развивать систему слаженного взаимодействия различных ведомств и представителей журналистского сообщества, а также систему управления информационными потоками, которые направлены на формирование общественного сознания.
Фальсификация истории может быть представлена не только посредством коротких ложных информационных сообщений или масштабных, якобы научных, изысканий, но и через создание ошибочного, негативного образа тех или иных исторических событий в развлекательной и игровой сферах. Такая работа направлена в первую очередь на формирование ложной картины мира у наиболее уязвимых социальных групп — детской и молодёжной аудитории. По мнению председателя Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкина, «зарубежные фильмы и компьютерные игры насквозь пропитаны желанием представить Россию в негативном свете… Логика противостояния вшита в сюжет многих произведений… что делает их латентным оружием пропаганды»18. В целях защиты исторической памяти российского народа необходимо использовать современные информационные технологии для создания и распространения собственного исторического контента путём разработки компьютерных игр, моделирования виртуальных персонажей, элементов дополненной и виртуальной реальности.
Для эффективной борьбы с фейками надлежит прежде всего наладить систему обучения населения навыкам работы с информацией, поднимать уровень исторического образования с использованием всех возможных ресурсов — от просветительских программ и документальных фильмов до компьютерных игр. Не менее значимой остаётся техническая работа по своевременному выявлению и блокированию фейков в информационном пространстве. Кроме того, для повышения эффективности ведения информационной работы с населением необходимо разработать теоретические положения, раскрывающие суть фальсификации истории как инструмента ментальной войны.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Рашина Г.Н. Философско-культурологические модели интерпретации исторического знания. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Белгород, 2005. С. 17.
2 Холевчук А. Г. Фальсификация как объект криминалистического исследования. Автореф. дисс. … канд. юр. наук. М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2010. С. 13.
3 Никифоров Ю.А. Фальсификация истории Второй мировой войны: к постановке проблемы // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 6. С. 80—88.
4 Кикнадзе В.Г. Сила в правде. Защита истории как стратегический приоритет обеспечения национальной безопасности России // Военно-исторический журнал. 2022. № 9. С. 11.
5 Там же; подробнее см.: Кикнадзе В.Г. Государство, политика и СМИ в создании современного образа Великой Победы // Мир и политика. 2010. № 12. С. 30—36; он же. Генезис права и управления в области противодействия попыткам фальсификации и искажения истории в ущерб интересам России // Вестник Академии права и управления. 2015. № 4. С. 29—36.
6 Чураков Д.О. Локальные конфликты современности. Россия на страже мира. 1991—2008. М.: Вече, 2022. С. 220.
7 Еременко А.И. Против фальсификации Второй мировой войны. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. С. 21.
8 Делягин М.Г. Ментальные войны: минимально необходимый инструментарий // Сборник материалов конференции «Армия и общество. Технологии ментальных войн». М.: Международный военно-технический форум «Армия-2022», 2022. С. 22.
9 Безопасность страны как фундамент развития // Арсенал Отечества. 2021. 30 марта.
10 Ильницкий А.М. Ментальные войны — первые уроки СВО // Сборник материалов конференции «Армия и общество. Технологии ментальных войн». С. 31, 32.
11 Там же. С. 32.
12 Овчинский В.С. Цифровые качели между свободой и терроризмом // Защита и безопасность. 2021. № 3. С. 24.
13 Зельвенский С. Mocumentary: история вопроса // Сеанс. 2008. 11 апреля.
14 Фейковизация как средство информационной войны в интернет-медиа: научно-практическое пособие. М.: Блок-принт, 2023. С. 64—67; Чумиков А.Н. Актуальный инструментарий информационного противоборства в «холодной», «горячей» и «гибридной» войне // Наука. Общество. Оборона. 2023. № 2. С. 19—19.
15 For the truth about Finland // Reddit. 2016. 1 декабря. URL: https://www.reddit.com/r/finlandConspiracy.
16 Обращение к гражданам СССР // LiveJournal. 2017. 27 января. URL: https://vecherusia.livejournal.com/7072.html.
17 Фейковизация как средство информационной войны в интернет-медиа… С. 62.
18 Бастрыкин назвал западные игры и кино оружием против России // РИА Новости. 2021. 28 декабря.