Аннотация. В настоящей работе рассмотрены деятельность руководителя американской миссии в СССР по поставкам вооружения и военной техники по ленд-лизу (1941—1943) бригадного генерала Филипа Р. Файмонвилла и его вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Summary. This article describes the activities of the Head of the Land-lease Mission of the Armament and Military equipment transfer (1941-1943) Brigadier General Philip R. Faymonville and his contribution to the victory of the Soviet people in the Great Patriotic War.
Зайцев Юрий Михайлович — доцент кафедры тактики, боевой подготовки и морской практики Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова, кандидат исторических наук (г. Владивосток. Email: yuriy51zaytsev@yandex.ru).
«Я никогда не обсуждаю публично любые интерпретации истории…»
Деятельность бригадного генерала ВС США Филипа Рис Файмонвилла на посту руководителя миссии ленд-лиза в Москве (1941—1943)
Вторая мировая война в Европе началась по сценарию, не предусмотренному США и Великобританией. За короткий весенний период 1940 года под оккупацией Германии оказалась большая часть Западной Европы, а в июне капитулировала ещё и Франция. Соединённые Штаты продолжали политику нейтралитета, боясь распространения войны на западное полушарие. Главные силы американского флота, сконцентрированные в Тихом океане, находились в готовности к отражению японской агрессии. Однако в Вашингтоне ещё теплилась надежда, что Япония повернёт свои штыки на север, в сторону СССР. После поражения Франции единственной силой сопротивления американские военные стратеги считали Великобританию, но и её положение оценивали как безнадёжное. Начальник штаба армии США генерал Джордж К. Маршалл полагал, что Англии придётся либо заключить мир, либо стать очередной жертвой вермахта. Не менее сложной в Вашингтоне виделась обстановка и на Дальнем Востоке после заключения в 1940 году соглашения между СССР и Японией, которое расценивалось как попытка Японии «расчистить» себе дорогу на юг, что неминуемо привело бы к войне с США.
В декабре 1940 года президент США Ф.Д. Рузвельт объявил на пресс-конференции в Белом доме, что лучшей обороной для Америки будет ситуация, если Англия сумеет обеспечить собственную оборону, а лучшим способом помощи будет передача в лизинг техники и вооружения. Так родилась идея ленд-лиза, которая вскоре обрела статус закона. 2 мая 1941 года по распоряжению президента при Управлении по чрезвычайным ситуациям был создан отчётный отдел информации по военной помощи, а спустя четыре дня Рузвельт назначил генерал-майора Джеймса Бернса на должность руководителя Управления по военным поставкам.
Реалии военной обстановки и угроза нападения Германии на СССР заставили США и Великобританию предпринимать осторожные шаги для сближения с Советским Союзом, отношения с которым обострились после подписания пакта Молотова — Риббентропа, Советско-финляндской войны и соглашения о нейтралитете между СССР и Японией. Нападение Германии на СССР 22 июня поменяло американское отношение к Стране Советов. Были разморожены советские счета на сумму 40 млн долларов, что открыло путь для военных заказов. Спустя неделю после начала войны руководство СССР представило американской стороне список внеочередного вооружения и оборудования, который включал зенитные и противотанковые орудия, самолёты-истребители и фронтовые бомбардировщики, станки для авиационной промышленности, оборудование для производства авиационного бензина, автомобильных покрышек, прокатные станы для лёгких сплавов и т.п. В начале июля начальник отдела отчетов по военной помощи генерал Д. Бернс получил уведомление быть готовым по распоряжению президента заняться вопросами поставок в Советский Союз. Бернс и его сотрудники приняли решение создать для этого специальный отдел, а возглавить его было предложено полковнику Филипу Р. Файмонвиллу1, который в это время был главным специалистом по вооружению в командовании обороны западного побережья. Кандидатура Файмонвилла была утверждена в этот же день, а уже спустя два дня, 13 июля Файмонвилл приступил к исполнению новых обязанностей2. Несмотря на важность этой работы, она была трудно осуществима: бюрократические проволочки, юридические формальности, сложности во взаимодействии с другими организациями, включёнными в программу помощи, недостаток средств транспортировки военных грузов — таков неполный перечень причин, препятствовавших эффективной работе Файмонвилла и его сотрудников. Тем не менее за короткий промежуток времени он создал организацию и построил работу таким образом, что с небольшими изменениями она просуществовала всю войну.
Возложение помощи советской стороне на отдел, наблюдавший за поставками по ленд-лизу, совершенно не означало, что сама программа автоматически распространялась на Советский Союз. 21 июля президент Рузвельт дал поручение Бернсу ознакомиться со списком, подготовленным советской стороной, и доложить, что может быть отправлено немедленно. Комиссия, в состав которой вошли представители военного ведомства, промышленности и Комитета по управлению производством, одобрили список товаров на сумму 60 млн долларов, из которых только грузы на 22 млн долларов могли быть отправлены до 1 октября. Это была лишь символическая помощь, составлявшая менее 1 проц. от заявленной Советским Союзом. В одобренный список не вошли самолёты и артиллерийское вооружение, т.е. то, что требовалось в первую очередь. Изделия, фигурировавшие в советском заказе, но не вошедшие в список, были переданы на рассмотрение в Комитет по управлению производством. Военное министерство упорно придерживалось точки зрения, что Москве вовсе не следует рассчитывать на поставки бомбардировщиков, а что касается истребителей, то их рекомендовали поставить не более 50 машин, да и то только в том случае, если это количество можно изготовить не в ущерб поставкам для Англии. Среди военных существовало мнение, что Советский Союз долго не продержится, а американская помощь может попасть в руки Германии.
Лишь решительное вмешательство Рузвельта, полагавшего, что если обеспечить военными поставками Англию и СССР, то можно несравнимо больше выиграть в жизнях американских солдат и в деньгах, помогло сдвинуть дело с мёртвой точки. Однако существовала большая проблема: страна, не включённая в список ленд-лиза, каковой был СССР, не могла претендовать на продукцию, произведённую по программе ленд-лиза. В соответствии с законом ей могла быть поставлена устаревшая техника или излишки военной продукции со складов, а таких излишков не было.
26 июля в США прибыла советская военная делегация во главе с генерал-лейтенантом Ф.И. Голиковым, которую принимал полковник Ф. Файмонвилл. Делегация встречалась с рядом американских официальных лиц и разъясняла важность советского фронта, срочную необходимость поставок из США, целесообразность советско-англо-американского сотрудничества. В это же время в Москве находился личный представитель и один из ближайших советников президента США Гарри Гопкинс. Целью визита являлось изучение вопроса об оказании материальной помощи СССР. На переговорах со Сталиным он заявил, что ни английское, ни американское правительства не будут посылать в СССР тяжёлое вооружение до тех пор, пока не состоится трёхстороннее совещание представителей государств для изучения стратегических интересов каждого фронта мировой войны, каждой страны3.
В августе руководство США приняло решение осуществлять экономическое содействие Советскому Союзу «с тем же приоритетом, что и к заказам всех стран, которые борются против агрессии», а государственный департамент дал разрешение на неограниченные (экспортные) лицензии по этим заказам4. В это же время чиновники в Вашингтоне столкнулись с проблемой финансирования советских заказов. Необходимого количества валюты у СССР не было, а выделение крупного кредита требовало разрешения конгресса. Такая же процедура была предусмотрена и для включения СССР в программу ленд-лиза. И то и другое требовало времени, которого не было. Решение было найдено достаточно быстро — Рузвельт дал указание приобрести у СССР на сумму до 100 млн долларов марганец, хромиты, асбест, платину и золото и в рамках этих закупок предоставить аванс в сумме 50 млн долларов. Таким образом, были оплачены наиболее срочные поставки для Красной армии. Тем не менее финансовая сторона долгосрочных заказов Советского Союза оказалась настолько сложной, что в перспективе единственным решением проблемы мог стать только ленд-лиз. Кроме того, включение СССР в программу ленд-лиза встречало противодействие в военно-промышленных кругах и конгрессе США.
В конце сентября 1941 года в Москве прошло трёхстороннее совещание по вопросам военных поставок в СССР. Делегацию США возглавил А. Гарриман, в её состав вошли специалист по ленд-лизу генерал Д. Бернс, бывший сотрудник Комитета по управлению производством адмирал Уильям Стэндли и др. Секретарём делегации был назначен Филип Файмонвилл. Английскую делегацию возглавил лорд У. Бивербрук. Назначение Файмонвилла секретарём миссии было обусловлено его знакомством с программой помощи СССР и глубоким знанием проблем обеспечения техникой и вооружением5. Обсуждение всех пунктов заявок проходило не без трений, тем не менее удалось достичь единства взглядов на помощь Советскому Союзу в войне с Германией. На заключительном заседании, подводя итог работы, Гарриман сказал: «…на конференции решено предоставить в распоряжение Советского Правительства практически всё то, в отношении чего были сделаны запросы советскими военными и гражданскими органами. Советское Правительство снабжает Великобританию и Соединённые Штаты большим количеством сырьевых материалов, в которых эти страны испытывают неотложную нужду»6.
Конференция завершилась подписанием протокола (Первого, или Московского, как он был назван в дальнейшем), по которому страны-союзницы обязались ежемесячно поставлять СССР 400 самолётов, 500 танков, зенитные и противотанковые орудия, алюминий, олово, свинец и другие виды вооружения и военных материалов первоначальной стоимостью около 1 млрд долларов. По окончании конференции Гарриман передал Файмонвиллу просьбу Гопкинса остаться в Москве в качестве представителя американской миссии по поставкам в СССР. Это назначение способствовало тому, что помощь СССР была напрямую подчинена Белому дому, поскольку Гопкинс считал, что настроенный крайне пессимистично военный атташе майор Айван Иитон был неподходящей фигурой для решения этих задач. Майор Иитон был ярым антикоммунистом, полагавшим, что СССР не способен сопротивляться, и в начале июля немцы будут маршировать по Красной площади7. Преувеличение немецкой силы и пренебрежение в оценках Красной армии и мобилизационных возможностей Советского Союза легли в основу докладов Иитона в Вашингтон и формировали определённое мнение в военном ведомстве, разведывательном отделе генерального штаба (G-2) и госдепартаменте США8.
Очередное назначение Файмонвилла в Москву вызвало не меньше споров, чем предыдущее его пребывание в качестве военного атташе. Файмонвилл по-прежнему был убеждён в необходимости советско-американского сотрудничества и важности советских усилий в борьбе с фашизмом. Различия в оценках Красной армии в качестве союзника в антигитлеровской войне военного атташе А. Иитона и военного ведомства, с одной стороны, и Файмонвилла и советников президента (Гарримана и Гопкинса) — с другой стали причиной последующего конфликта между сотрудниками миссии ленд-лиза в Москве и дипломатическим аппаратом США9. Если основной задачей Файмонвилла в качестве военного атташе в СССР в 1930-х годах были сбор и оценка разведывательных данных о Красной армии, то на должности руководителя миссии по ленд-лизу она в корне изменилась — он должен был контролировать качество и полноту поставок военных грузов в соответствии с соглашениями и организовывать взаимодействие между советским военно-политическим руководством и руководителями программы ленд-лиза в Вашингтоне. Эти задачи входили в противоречие с задачами его коллег в посольстве, особенно военных атташе, чьи задачи не изменились.
Рузвельт видел препятствие своей политике в отношении помощи Советскому Союзу в бюрократии и искал самый эффективный способ его устранения. Именно поэтому основанный в Москве офис по ленд-лизу он замкнул на себя, чтобы обойти дипломатическую структуру. Полковник Файмонвилл получил от Рузвельта указание о том, что американская помощь СССР не должна быть поставлена в зависимость от каких бы то ни было условий и не должна использоваться как средство получения информации «о русских и от русских…»10. С тем, чтобы работа по программе ленд-лиза была более эффективна, президент принял решение о замене в Москве посла и части дипмиссии. Для замены посла Л. Штайнгардта, имевшего напряжённые отношения с советскими официальными лицами11, рассматривались несколько кандидатур, но выбор Рузвельта остановился на адмирале Уильяме Стэндли, бывшем начальнике военно-морских операций ВМС США, члене делегации Гарримана — Бивербрука в Москву в сентябре 1941 года.
Адмирал У.Г. Стэндли12, считавший, что его функции будут мало отличаться от обязанностей его предшественников, не предполагал, что ключевые фигуры в администрации президента видели его роль в обеспечении ускоренной поставки военного вооружения в СССР. Растущее понимание различия того, как видел свои функции Стэндли, и того, как они виделись в Вашингтоне, способствовало атмосфере напряжённости между миссией Ф. Файмонвилла и сотрудниками дипмиссии США13. Эта напряжённость, перераставшая во враждебность, особенно обострилась после того, как посольство и его сотрудники были эвакуированы в Куйбышев, а миссия ленд-лиза осталась в Москве. Файмонвилл продолжал тесно работать с советскими высокопоставленными чиновниками, в то время как адмирал Стэндли и его военные атташе оказались изолированными территориально. Более того, Файмонвиллу всё чаще приходилось вторгаться в сферу традиционной деятельности военных атташе, поддерживая связь через Управление по ленд-лизу с военным ведомством, не информируя при этом посла14. Так, по согласованию с военным ведомством Файмонвилл в ноябре 1941 года передал заместителю наркома внешней торговли А.Д. Крутикову характеристики американского лёгкого танка М315, который впоследствии поступил на вооружение Красной армии. Он готовил и направлял в Вашингтон доклады о положении на советско-германском фронте, военно-политические оценки, существенным образом отличавшиеся от тех, которые готовились новым военным атташе полковником Джозефом Микела и основывались на «личных наблюдениях или мнениях»16. Настроенный крайне антисоветски, всю информацию Микела воспринимал через фильтр своей враждебности к Кремлю, что породило нежелание советских официальных лиц контактировать с ним и делиться какой-либо информацией. Оценка Файмонвиллом обстановки на советско-германском фронте, несомненно, оказала влияние на выработку курса правительства США по отношению к Советскому Союзу в первые тяжёлые месяцы Великой Отечественной войны17. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Файмонвилл Филип Рис — (1888 — 1962), бригадный генерал ВС США, первый военный атташе посольства США в СССР (1934—1938), руководитель миссии ленд-лиза США в Москве (1941—1943).
2 Джонс Р.Х. Ленд-лиз. Дороги в Россию: военные поставки для СССР во Второй мировой войне. 1941—1945 / Пер. с англ. А.Н. Андреева. М.: Центрполиграф, 2015. С. 50, 51.
3 Там же. С. 52; Микоян А.И. Военно-экономические вопросы на Московской конференции трёх держав в 1941 году // Воен.-истор. журнал. 1978. № 9. С. 62.
4 Джонс Р.Х. Указ. соч. С. 55.
5 Интернет-ресурс: https://www.fbistudies-faymonville-letter.pdf; Джонс Р.Х. Указ. соч. С. 69, 70.
6 Внешняя политика СССР в период Отечественной войны. Т. 1. М.: Политиздат, 1946. С. 175.
7 Glantz M.Е. An Officer and a Diplomat? The Ambiguous Position of Philip R. Faymonville and United States — Soviet Relations, 1941—1943 // The Journal of Military History. Vol. 72. № 1. January 2008. P. 151, 152.
8 Ibid. Р. 156.
9 Ibid. Р. 157; Herndon J.S., Baylen J.O. Col. Philip R. Faymonville and the Red Army, 1934—43. P. 502.
10 Dieane J.R. The Strange Alliance. N.Y., 1947. P. 91.
11 По свидетельству В.М. Фалина, «ни один посол, наверное, не потратил столько энергии на отравление отношений со страной пребывания, как Штайнгардт». См.: Фалин В.М. Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов. М.: Центрполиграф, 2016. С. 195.
12 Адмирал У. Стэндли вступил в должность посла США в СССР в феврале 1942 г.
13 Standly W.H., Ageton A.A. Admiral Ambassador to Russia. Chicago: Henry Regnery Company, 1955. P. 97, 117, 118.
14 Glantz M.Е. Op. cit. P. 159.
15 Пашолок Ю. Янки при дворе ГАБТУ КА. Автор отмечает, что Файмонвилл сыграл важную роль в истории поставок американской бронетехники в СССР. Интернет-ресурс: http://warspot.ru.
16 Glantz M.Е. Op. cit. P. 164; Thompson S.M. The Bolshevik? The Faymonville controversy in the 1930s and 1940s. P. 62.
17 Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М.: Международные отношения, 1987. С. 135.