Брусиловский прорыв. Борьба в воздухе. Часть 2 — Наступление

ИСТОРИЯ ВОЙН

АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович — заместитель главного редактора «Военно-исторического журнала», подполковник запаса, кандидат исторических наук
(Москва. E-mail: aviator1ww@mail.ru)

БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ. БОРЬБА В ВОЗДУХЕ.
ЧАСТЬ 2 — НАСТУПЛЕНИЕ

В предыдущей публикации мы рассказали о действиях авиации противоборствующих сторон в ходе подготовки к наступлению Юго-Западного фронта (ЮЗФ) русской армии летом 1916 года. В настоящей статье речь пойдёт о борьбе в воздухе непосредственно в период наступательной операции русских войск, т.е. с 22 мая (4 июня) по 22 августа (4 сентября) 1916 года1.
22 мая 1916 года на рассвете, на две недели раньше намеченного срока все четыре армии Юго-Западного фронта (8 А, генерал-лейтенант, с 7 июля 1916 г. генерал от кавалерии А.М. Каледин; 7 А, генерал от инфантерии Д.Г. Щербачёв; 9 А, генерал от инфантерии П.А. Лечицкий; 11 А, генерал от кавалерии В.В. Сахаров)2 после массированной артиллерийской подготовки перешли в наступление. К этому времени в состав авиации фронта входили: управления четырёх авиационных дивизионов (ад) — по одному на каждую армию; 18 авиационных отрядов (13 корпусных (као) — ближней разведки; 4 армейских (аао) — дальней разведки и 1 истребительный (иао)); 1-й боевой отряд Эскадры воздушных кораблей (ЭВК) «Илья Муромец» (2 корабля: II и XIII). По армиям авиаотряды распределялись следующим образом: 8-я армия (8 ад) — 5, 8, 12 и 18 као и 8 аао; 11-я армия (11 ад) — 7-й и 2 Сибирский као и 6 аао; 7-я армия (7 ад) — 3, 32 и 35 као, 3 аао, 7 иао, 1-й боевой отряд ЭВК; 9-я армия (9 ад) — 14, 16, 26 и 30 као, 9 аао3. Всего к 22 мая в авиаотрядах фронта имелись в наличии 78 аэропланов, из них 28 в 9 А4. Разведывательные авиаотряды в основном оснащались двухместными самолётами-разведчиками «Вуазен», «Фарман», «Анаде» и «Моран» нескольких модификаций. В некоторых отрядах имелись также трофейные самолёты немецкого и австрийского производства. Например, 8 као весь период летнего наступления воевал на трофейных германских и австрийских самолётах; 7 иао имел на вооружении одноместные истребители «Ньюпор-11» и двухместные «Ньюпор-10» и «Моска-Быстрицкий»5.
Что касается противника, то точного количества его авиационных отрядов и самолётов в них автору пока установить не удалось6. Достоверно известны пять германских авиаотрядов, действовавших в конце мая — начале июня 1916 года в полосе русского Юго-Западного фронта (группа армий генерала А. Линзингена и Южная армия). Это 17, 45 и 54-й полевые (F.Fl.Abt. 17, F.Fl.Abt. 45 и F.Fl.Abt. 54), 220-й и 230-й артиллерийские авиаотряды (A.Fl.Abt. 220 и A.Fl.Abt. 230)7, по 6 самолётов в каждом. Кроме того, против авиации 8-й русской армии действовали 3 истребительных авиационных отделения Kampfeinsitzerstaffels (Kests) — два в районе Ковеля (Kest Byten и Kest Osiekrow) и одно — Владимира-Волынского (Kest Nowy-Zaharow) в составе 2—6 одноместных истребителей «Fokker E. III», вооружённых синхронными пулемётами8. Разведывательные германские авиаотряды в основном были оснащены двухместными самолётами «Albatros C. I», «Rumpler C. I» и «Aviatik B. II». В австро-венгерских армиях, противостоявших русским на Юго-Западном фронте (1, 2, 4 и 7-я), к 22 мая 1916 года имелись 14 авиационных рот (Flik 1, 3, 5, 9, 10, 11, 13, 14, 18, 20, 22, 25, 26 и 27) по 6 самолётов в каждой9. Австро-венгерские разведывательные авиароты имели на вооружении двухместные аппараты «Hansa-Brandenburg C. I», «Oeffag C. I» и «Lloyd C. II» и несколько одноместных истребителей «Fokker А. III»10. Почти все германские и австрийские самолёты-разведчики к весне 1916 года были вооружены одним или двумя пулемётами. Общее количество наличных самолётов в австро-германской авиации к 22 мая 1916 года можно оценить примерно в 100 единиц.
Российское командование имело представление об авиационной группировке противника. С помощью войсковой, агентурной и воздушной разведки удалось выявить с севера на юг вражеские аэродромы. В полосе действия 8 А в дер. Жмудча, в Луцке (при штабе 4-й австро-венгерской армии) и в Копче — 3 аэродрома; напротив фронта 11 А в Ситно, Бродах (при штабе 2-й австро-венгерской армии), п. Подкамень, г. Злочев, п. Богутын, г. Зборов, ст. Езерна и в г. Брзежаны (при штабе германской Южной армии) — 8 аэродромов; на фронте 7 А в п. Баковице, г. Подгайцы (при штабе группы Гофмана), в районе д. Бялокерница, в г. Свейков, г. Бучач и южнее г. Бариш — 6 аэродромов; в полосе действия 9 А в д. Городенка (при штабе группы Гадфи), в г. Коломыя (при штабе 7-й австро-венгерской армии), д. Юркутц (Юркоуц), г. Садагура, г. Черновицы (при штабе группы Шульца), г. Кучурмаре — 6 аэродромов. Итого в полосе русского Юго-Западного фронта были известны 23 неприятельских аэродрома, то есть против российских авиаторов действовали не менее 23 авиационных отрядов противника11. А так как на одном аэродроме могли базироваться и по несколько авиаотрядов, то, возможно, их было и больше. Таким образом, к началу наступления авиационные силы противника были примерно на треть больше наших: не менее 23 авиационных отрядов против 18 российских.
Успешное наступление русских войск оказалось полной неожиданностью для противника, который передислоцировал в полосу Юго-Западного фронта значительные силы. Получили подкрепления и воздушные силы. Так, в июне 1916 года в районе г. Ковеля (фронт 8 А) были сосредоточены 1-я и 2-я боевые эскадры (Kampfgeschwader — KG. I и KG. II). В состав 2-й эскадры входили 6 боевых отрядов (Kampfstaffel, или сокращённо Kasta) — 7, 8, 9, 10, 11 и 12-й. В составе 1-й эскадры на Восточный фронт были переброшены 4 отряда: 3 своих — Kasta 2, 3 и 5 и Kasta 20, прикомандированный из 4-й боевой эскадры (KG. IV). В каждом боевом отряде было 8—10 самолётов, всего около 10012. Один из отрядов KG. II имел на вооружении двухмоторные трёхместные самолёты-бомбардировщики «AEG G. III» и «Rumpler G. II», которые оснащались оборонительными пулемётными турелями в носу и хвостовой части и могли нести до 300 кг бомбовой нагрузки. Другие пять отрядов состояли из двухместных самолётов «Albatros C. III» и «Rumpler C. I», которые вооружались оборонительным пулемётом у наблюдателя и могли нести до 100 кг бомб. Авиаотряды 1-й боевой эскадры (KG. I) также имели на вооружении самолёты «AEG G. III», «Rumpler G. II» и «Albatros C. III»13. Боевые эскадры непосредственно подчинялись начальнику Полевого воздушного флота Германии майору Г. Лит-Томсену14. Экипажи боевых отрядов получили значительный боевой опыт на западноевропейском театре, в том числе под Верденом, умели действовать в едином строю и вести групповые воздушные бои. Эти эскадры предназначались в первую очередь для групповых бомбовых атак наземных объектов и патрулирования своего фронта. Их экипажи атаковали любой русский самолёт, пытавшийся проникнуть в расположение противника.
С прибытием в район Ковеля германских боевых эскадр обстановка в воздухе кардинально изменилась, что командованию 8-й армии, готовившейся к удару на г. Ковель, создало дополнительные трудности. За короткий период противник добился полного превосходства в воздухе, подавив противостоявшую ему на этом участке фронта меньшую по численности авиацию 8-й армии. Позже А.А. Брусилов с горечью отмечал: «Одна из причин, не давших возможности овладеть Ковелем, помимо сильных подкреплений, подвезённых немцами, заключалась в том, что у них было громадное количество самолётов, которые летали эскадрильями в 20 и более аппаратов и совершенно не давали возможности нашим самолётам ни производить разведок, ни корректировать стрельбу тяжёлой артиллерии…»15. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ

1 Далее все даты приводятся по старому стилю (Юлианскому календарю).
2 11 июня в состав ЮЗФ была также передана 3 А генерала от инфантерии Л.В. Леша, а в начале июля из вновь прибывших в состав ЮЗФ войск была создана армейская группа генерала от кавалерии В.М. Безобразова (в которую вошла и императорская гвардия), преобразованная 15 августа в Особую армию (генерал от кавалерии В.И. Гурко).
3 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 6053. Оп. 1. Д. 2. Л. 26; Боевое расписание армий Юго-Западного фронта к 22 мая (4 июня) 1916 г. См.: Ветошников Л.В. Брусиловский прорыв. Оперативно-стратегический очерк. М., 1940. С. 168—178; Ткачёв В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации. 1910—1917 гг. СПб.: ГИЦ «Новое культурное пространство», 2007. С. 451—458; Хайрулин М.А. «Илья Муромец». Гордость русской авиации. М.: Коллекция; Яуза; ЭКСМО, 2010. С. 98, 99.
4 Назин И., Бараков И., Латышев А. Авиация в Брусиловском прорыве // Воен.-истор. журнал. 1940. № 12. С. 110.
5 РГВИА. Ф. 6076. Оп. 1. Д. 51. Л. 34, 39; Ф. 6053. Оп. 1. Д. 2. Л. 82—179.
6 Следует отметить, что представленная работа отражает освоение темы автором на данный момент, в последующем, по мере дальнейшего её изучения, некоторые цифры могут измениться.
7 По материалам автора, Б.Ю. Степанова (Санкт-Петербург) и А. Блума (США).
8 Подробнее см.: Аверченко С.В., Лашков А.Ю. Действия авиации и зенитной артиллерии в ходе Брусиловского прорыва летом 1916 года // Воен.-истор. журнал. 2011. № 6. С. 13, 14.
9 Подсчитано С.В. Аверченко по: Grosz P.M., Haddow G., Schiemer P. Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One. Flying Machines Press, Mountain View, California, USA. 1993. P. 541—552.
10 Grosz P.M. Fokker E. III (Windsok datafile № 15). Albatros production, Berkhamsted, Great Britain. 1989. P. 16, 17.
11 Наступление Юго-Западного фронта в мае — июне 1916 года. Сборник документов. М.: Воениздат, 1940. Схемы 3 и 4.
12 По материалам личных архивов С.В. Аверченко и А. Блума (США). Российское командование в 1916 г. считало, что в районе Ковеля действовала одна KG. II в составе четырёх авиаотрядов. См.: Сведения о германской авиации. Пг., 1918. С. 5, 6.
13 August G. Blume. Air War East: Bombing and Reconnaissance on the Russian Front 1914—1917 // Over the front. 1996. № 2. Р. 132—154.
14 Генрих фон Лит-Томсен (1867—1542) — германский военачальник, генерал авиации (1942). В годы Первой мировой войны начальник Полевого воздушного флота (с 1915 г.), начальник штаба воздушных сил (с октября 1916 г.).
15 Брусилов А.А. Мои воспоминания. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. С. 188.