«…ГЛАВНУЮ ВОЕННО-МОРСКУЮ БАЗУ БАЛТФЛОТА ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ СОЗДАТЬ В ЛУЖСКОЙ ГУБЕ»

image_print

Из фондов военных архивов

Петров Павел Владимирович — заведующий сектором рукописных и письменных источников отдела архивных фондов Государственного музея-заповедника «Петергоф», кандидат исторических наук (E-mail: kbf1939@rambler.ru)

«…Главную военно-морскую базу балтфлота предполагалось создать в лужской губе»

Базовое строительство в Финском заливе в 1935—1939 гг.

1 января 1935 года начальник инженеров Морских сил Балтийского моря (МСБМ)1 направил начальнику штаба объединения рапорт, приложив к нему проект военно-морской базы (ВМБ) для торпедных катеров (ТК) в Копорском заливе2. В документе предусматривалась возможность захода в обозначенную бухту морского буксира с баржей, для чего в восточной части бухты требовалось произвести углубительные работы. В нём также указывалось на необходимость ускорения выдачи оперативно-тактического задания для составления окончательного генерального плана ВМБ, о чём управление инженеров МСБМ и ставило в известность помощника командующего Морскими силами Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)3. Не прошло и недели, как проект был рассмотрен и утверждён с некоторыми уточнениями4.

Но значительно большее значение имело строительство ВМБ в Лужской губе. Дело в том, что ещё в июне 1933 года вышло постановление Совета Труда и Обороны (СТО) СССР «О программе военно-морского строительства на 1933—1938 гг.», согласно которому предусматривалось обновление корабельного состава флота, увеличивалась в три раза численность морской авиации, намечалось строительство новых аэродромов, береговых батарей и военно-морских баз. В дополнение к нему был принят и другой документ с грифом секретно — «Об особых мероприятиях по Кронштадтской морской крепости», в котором ставилась задача «приступить в 1934 году к постройке манёвренной базы Балтийского флота в Лужской губе и в её районе боескладов (в первую очередь для минно-торпедного боезапаса и вооружения)». В связи с этим от командования МС РККА требовалось в течение месяца представить в СТО доклад со всеми необходимыми расчётами5. Сжатые сроки объяснялись тем, что в указанном пункте предполагалось разместить в недалёком будущем главные силы Морских сил Балтийского моря, выведя их из Кронштадта6.

12 августа 1935 года штабом БФ была составлена пояснительная записка к плану строительства Лужской ВМБ на 1936 год с указанием срока полного окончания работ — 1 мая 1939-го. Акватория базы разделялась на три пункта дислокации: северный (торпедные катера), средний (надводные корабли и вспомогательные плавсредства) и южный (подводные лодки). К 1 мая 1937 года предполагалось углубить половину акватории средней гавани с устройством здесь мола и причального фронта набережной, позволявших безопасно швартоваться и маневрировать 18 подводным лодкам (ПЛ), 3 плавбазам (ПБ), 10 эскадренным эсминцам (ЭМ) и лидерам эсминцев (ЛДЭ), плавмастерской (ПМ), 2 транспортам (ТР), мореходным и рейдовым баржам7. При этом снабжение пресной водой и топливом возлагалось на ТР, судоремонт — на ПМ и ПБ; во всём остальном (боепитание, размещение личного состава, подача электроэнергии и др.) командование подразделений боевых кораблей должно было обходиться только своими средствами. На берегу же требовалось возводить объекты Лужского военного порта (склады, мастерские, гаражи, караульные помещения и прочее) с тем расчётом, что маневренную подачу необходимых запасов как для них, так и для всей базы предстояло осуществлять по железной дороге8.

Для выполнения намеченного на 1936 год объёма работ (резка и бурение льда, углубление дна под мол, заготовка и доставка лесоматериалов и камня, постройка общежитий и складов) необходимо было до конца 1935-го отпустить кредиты в сумме 2 млн рублей. В случае невозможности сделать это в текущем году строительство северного мола могло быть произведено лишь в зиму 1936—1937 гг.

К упомянутой пояснительной записке прилагался план всех работ первой очереди на сумму 15 млн рублей. Во вторую очередь (к 1 мая 1938 г.) намечалось возводить объекты в северной гавани, где дислоцировались бы дивизион торпедных катеров с радиоуправлением (ТК РУ), плавбаза ТК и основные сооружения для них (ангары, казарменный городок, мастерская для переборки моторов, зарядная); тогда же предполагалось завершить углубительные работы, подготовить западный волнолом и набережную в средней гавани, начать постройку объектов в южной гавани для стоянок ПЛ и размещения их экипажей. Второочередным считалось вступление в строй действующих портовой мастерской для текущего ремонта части перечисленных кораблей, электростанции, складов жидкого топлива9. В третью очередь (к 1 мая 1939 г.) намечались окончание строительства южной гавани, дальнейшее углубление акватории средней гавани, постройка береговой базы подводных лодок, сдача береговых сооружений и складов порта и жилого фонда10.

23 августа 1935 года командующий БФ Л.М. Галлер представил начальнику Морских сил РККА В.М. Орлову справку-доклад по строительству Лужской ВМБ. Определяя её как «передовую базу Балтфлота», автор документа выделял следующие пункты оперативного предназначения базы: «1. Постоянное базирование [в ней] сил передового отряда (корабли поддержки дозора, тральщики и охрана водного района), обеспечивающего развёртывание БФ и удержание передовой операционной базы. 2. Эпизодическое базирование сил (1-го эшелона атаки) при развёртывании для сосредоточенного удара в случае попыток прорыва на ост [на восток]. 3. Временное базирование всех сил, поддерживающих наступательную операцию. 4. При расширении оперативного плацдарма на вест [запад] Лужская база из передовой (маневренной) превращается в операционную с постоянным базированием кораблей зимой и летом»11.

В состав передовой Лужской базы с целью рассредоточения и лучшего взаимодействия базировавшихся здесь сил12 были включены такие пункты, как Ручьи, Усть-Луга и оз. Липовое. Относительно оборудования базы в первом из них было отмечено, что капитальные вложения должны быть сделаны главным образом в интересах обеспечения укрытой стоянки летом и производства текущего ремонта крупных боевых кораблей, включая крейсеры. В частности, план гидротехнических работ предусматривал возможность последующего развития ВМБ одновременно с ростом боевого состава БФ. Тральщики, охотники и вспомогательные суда было предложено базировать в Усть-Луге; оз. Липовое планировалось использовать в последующем для маневренного базирования дивизиона ТК13. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В соответствии с приказом народного комиссара обороны СССР (№ 9 от 11 января 1935 г.) Морские силы Балтийского моря были переименованы в Краснознаменный Балтийский флот.

2 Некоторые подробности о системе главной базы Балтийского флота см. также: Золотарёв В.А., Козлов И.А. Три столетия Российского флота. 1914—1941. М., 2004. С. 686, 687.

3 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-92. Оп. 7. Д. 241. Л. 10.

4 Там же. Л. 11.

5 Амусин Б.М., Кинякин И.Н., Урюпин М.Б. и др. Морские инженеры и строители Балтийского флота: История и современность. Калининград, 2006. С. 58.

6 Там же. С. 59.

7 РГА ВМФ. Ф. Р-1483. Оп. 1. Д. 310. Л. 12, 13.

8 Там же. Л. 13.

9 Там же. Л. 14.

10 Там же. Л. 15.

11 Там же. Л. 6.

12 Там же. Л. 6, 7.

13 Там же. Л. 8.