Зорко следящий за духом войны…

Аннотация. В статье рассказывается о судьбе уникального русского художника-баталиста и талантливого архитектора, автора рисунков к «Летописи войны» 1914 года, заслуженного участника сражений Первой мировой войны артиллерийского офицера Л.Р. Сологуба (1884—1956 гг.).

Summary. The article tells about the fate of a unique Russian painter of battle scenes and a talented architect, author of drawings for the «Chronicles of the War» in 1914, a distinguished participant of battles of World War I artillery officer L.R. Sologub (1884-1956).

ФАМИЛЬНЫЙ АРХИВ

 

КРАСИЛЬЩИКОВА Гузель Алексеевна — архитектор, кандидат технических наук

(Москва. E-mail: fundkrasil@yandex.ru)

 

«ЗОРКО СЛЕДЯЩИЙ ЗА ДУХОМ ВОЙНЫ…»

 

Минуло столетие со дня начала одной из самых жестоких и кровопролитных войн за всю историю человечества. Героическое участие российской армии в этой мировой бойне, ратные подвиги солдат и офицеров на полях сражений Первой мировой, к сожалению, по идеологическим мотивам замалчивались на протяжении десятилетий. Клеймо «империалистической войны» как дамоклов меч зависло над памятью сотен тысяч павших бойцов и фронтовиков, выживших в огненной геенне. Подобное выборочное отношение официальных советских властей к отечественной истории не позволило сохранить в полном объёме документальные свидетельства той эпохи. Тем ценнее для нынешнего поколения переданные из семейных архивов, возвращённые на Родину из русской эмиграции рукописи и рисунки непосредственных участников и очевидцев тех событий.

Одним из основных создателей изобразительной хронологии Первой мировой войны был талантливый русский художник и архитектор офицер-фронтовик Леонид Романович Сологуб. Написанные им рисунки — уникальная графическая летопись событий 1914—1916 гг. Все зарисовки художника были сделаны непосредственно во время боевых действий, переходов, привалов, перемещений по маршрутам и тропам войны.

Л.Р. Сологуб 1924 г.
Л.Р. Сологуб
1924 г.

Многие из старинных предметов, картин и рисунков Л.Р. Сологуба (дальней родственницей которого является автор этой статьи) были переданы из зарубежья в дар Родине в разное время по желанию отца его дочерью парижанкой Ириной Леонидовной Сологуб (1919—2008 гг.).

Потомок запорожских казаков Л.Р. Сологуб родился 29 апреля 1884 года в г. Ейске в семье купца второй гильдии. Художественное образование получил вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Санкт-Петербургской академии художеств в классе профессора Л.Н. Бенуа. Был командирован в зарубежную поездку и премирован первым призом в конкурсе по строительству здания Государственной думы. В 1911 году совместно с Бакстом, Рухляевым, Регельсоном и Овсянниковым получил первую премию в 2000 золотых рублей как победитель конкурса на лучший вариант памятника к 300-летию Дома Романовых. В настоящее время над волжскими просторами в г. Костроме на этом грандиозном постаменте 1913 года постройки, под которым сохранилась закладная доска императора Николая II, возвышается 11-метровая бронзовая скульптура В.И. Ленина.

В 1913 году Л.Р. Сологуб стал автором архитектурного комплекса из 300 павильонов Костромской губернской сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки, посвящённой 300-летию Дома Романовых, за что из рук императора получил золотой портсигар. В тот же год был приглашён с бригадой художников текстильным фабрикантом Н.М. Красильщиковым для росписи сводов и наружного декорирования здания церкви Ильи Пророка в селе Родники. Там же им был выполнен проект и построено здание дома общественного собрания фабрики «Товарищество мануфактур “Анна Красильщикова с сыновьями”». В этом уникальном сооружении начала прошлого века, по отзывам современников, «всё было в новинку: золочёные люстры, лепнина на потолке на библейские темы, скульптуры греческих и римских философов, декоративные сосуды в стенных нишах».

Именно в селе Родники Л.Р. Сологуб познакомился со своей будущей супругой — дочерью директора фабрики Н.М. Красильщикова Анной (1898—1936 гг.), с которой обвенчался после войны.

Будучи автором и архитектором мемориального памятника 12-й батарейной роте, защищавшей 5 сентября 1812 года укрепление на Шевардинском редуте, воздвигнутого в 1912 году, к 100-летию Бородинского сражения, Л.Р. Сологуб отказался от вознаграждения за свою работу и по этическим соображениям даже не поставил своего имени на монументе. Но офицеры лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады сами отблагодарили талантливого зодчего, подарив ему золотой медальон с миниатюрным изображением памятника, обрамлённого бриллиантами и рубинами. Этот ценный подарок в 1987 году был передан дочерью архитектора Государственному Бородинскому военно-историческому музею-заповеднику.

Началась Первая мировая война. Л.Р. Сологуб, охваченный патриотическими чувствами, жертвует всё своё имущество на военные нужды страны, оставляя себе только карандаш и бумагу, и продолжает жить лишь на пенсию от Императорской Академии художеств (ИАХ). Имея право на освобождение от воинской повинности, тридцатилетний художник отказывается от «белого билета» и уходит добровольцем на фронт рядовым солдатом. Уже в 1916 году Л.Р. Сологуб за боевые отличия был награждён Георгиевским крестом 4-й степени и произведён в чин подпоручика. Но и на фронте отважный офицер не перестаёт быть художником. Непосредственно на полях сражений он начинает писать свой знаменитый цикл рисунков о войне.

Это был настоящий творческий подвиг. Кругом холод, сырость, слякоть и грязь. Ветер постоянно сдувал с планшета листы бумаги, замёрзшие пальцы с трудом держали карандаш. Затекали ноги, снежные хлопья застилали глаза, дым артобстрелов мешал отображать постоянно менявшуюся натуру. Весь творческий процесс проходил урывками в часы недолгого фронтового затишья. Очень часто, не успев закончить даже одной зарисовки, офицер поднимался в очередной бой.

Известный художник Александр Бенуа в декабре 1916 года написал в одной из газет: «…работы архитектора-художника и артиллерийского офицера Л.Р. Сологуба в Академии художеств по духу близки Гаршину и Толстому, а моментами даже наводят воспоминания о самых характерных среди верещагинских картин».

В журнале «Нива» (1916 г., № 26) был опубликован большой материал, посвящённый работам Л.Р. Сологуба. Вот некоторые фрагменты этой статьи: «…для нас даже эти разрозненные, почти мгновенно набросанные эскизы на ходу имеют громадный интерес, как явления войны, отразившейся сквозь призму художественного наблюдения. Это не фотография, в большинстве случаев точно, но безжизненно и бестемпераментно передающая всё живое и мёртвое. Это глаза художника, и его ум, и его личный темперамент. Он показывает нам войну так, как видит её он, и поэтому нам трудно оторваться от этой «записной книжки», где перед нами встают как живые типы солдат, то ухарски беззаботные, то вдумчиво сосредоточенные, картины сражений в их будничном виде, бивуак с наскоро разложенными кострами, грязная дорога, по которой плетётся из ухаб наша грозная артиллерия или шагают раненые… Чувствуется вдумчивая, глубокая душа, зорко следящая за самим духом войны и за его отражением на людях, событиях и местностях!».

Будучи офицером лейб-гвардии стрелкового артиллерийского дивизиона, Л.Р. Сологуб продолжал оставаться преподавателем батального класса ИАХ в Санкт-Петербурге. В 1916 году в один из своих отпусков ему удалось организовать и провести в Императорской Академии художеств большую выставку под названием «На войне». На ней были представлены рисунки, этюды и наброски с натуры лучших учеников Мастера. Именно этот анонс был набран в начале плаката выставки, причём крупным шрифтом. Свои собственные работы известный архитектор-художник, отличавшийся большой скромностью, афишировал мелким шрифтом. Выставка, проходившая под патронажем Императорского Высочества Августейшего президента академии великой княгини Марии Павловны, носила благотворительный характер (для сбора средств в помощь детям бойцов действующей армии) и получила самые широкие отклики российской общественности.

В семейном архиве сохранились наброски тезисов пояснительного доклада Л.Р. Сологуба к представленным художественным материалам:

«…местности, по которой отступал неприятель. Разрушенные станции. Разбитые поезда. Сожжённые деревни.

…заградительный огонь. Выход стрелков из окопов. Штыковые удары.

Конец боя. Убитые. Раненые. Дорога раненых. Сборные пункты. К братским могилам. Братские могилы. Разные виды могил. Австрийские и немецкие могилы.

…Психология русского солдата. О его здоровье, выносливости, силе и героизме».

После окончания войны Л.Р. Сологуб с женой проживал в Екатеринодаре. В 1919 году в семье родилась дочь Ирина. Но уже через два месяца вследствие происходивших революционных событий и гражданских междоусобиц на Юге России начались долгие месяцы скитаний. Из Новороссийска семья перебралась в Турцию, а затем во Францию. Через три года после развода с женой Л.Р. Сологуб поселился в Гааге, но так и не принял голландского гражданства. Он оставался российским подданным и стал «русским голландцем» в своих новых живописных произведениях.

В 1920—1930-х годах Л.Р. Сологуб продолжал свою творческую и публицистическую деятельность, организовал несколько выставок русских художников-эмигрантов. В российских архивах и библиотеках и по сей день находятся газеты, журналы, статьи, каталоги (более двадцати наименований), где опубликованы материалы и работы Мастера.

Но все его тайные мысли и стремления были всегда направлены в сторону России. Неоднократно Л.Р. Сологубу предлагали принять иностранное подданство, на что он с гордой усмешкой неизменно парировал: «Ну какой я голландец!» и всякий раз отказывался от посулов местных властей.

Леонид Романович Сологуб ушёл из жизни в 1956 году, прожив более 36 лет в своей скромной художественной мастерской по ул. Безейденхаутсевег, 451 на окраине Гааги.

Возле дома художника росло самое высокое в округе старое дерево. Многометровый исполин рухнул ровно через три дня после смерти Мастера.

Но остались людская память и многочисленные работы талантливого русского художника и архитектора.

Главное желание настоящего российского патриота Л.Р. Сологуба всё же сбылось. Его произведения вернулись на родную землю и позволили новым поколениям соприкоснуться с живыми рисунками летописи почти забытой войны.