Жизнь и судьба полковника А.И. Грисенко

Аннотация. В статье рассказывается о жизни и подвиге «ростовского Маресьева» полковника Александра Ивановича Грисенко.

Summary. The article tells about the life and feat of «Rostov Maresyev» Colonel Alexander Gritsenko.

ГЕРОИ И ПОДВИГИ

 

Буйло Сергей Иванович — главный научный сотрудник Института математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета, доктор физико-математических наук

(г. Ростов-на-Дону. E-mail: sibuilo@yandex.ru)

 

Три войны «Ростовского Маресьева»

Жизнь и судьба полковника А.И. Грисенко

 

За несколько дней до начала Великой Отечественной войны полковник А.И. Грисенко вооружил свой 2-й истребительный авиаполк полным боекомплектом под свою личную ответственность и без приказа вышестоящего командования1. И это при том, что в те дни из Москвы шли категорические требования: ничем не отвечать на провокации немцев! Грисенко грозило суровое (вплоть до трибунала) наказание, однако сделать это не успели: началась Великая Отечественная война.

2-й истребительный авиаполк 36-й истребительной авиадивизии ПВО Киевского особого военного округа имел на вооружении 57 самолётов И-16, И-153 (из них 49 исправных) и был одним из двух самых боеспособных истребительных авиаполков, действовавших на киевском направлении (вторым полком был    43-й, имевший на вооружении на 3 самолёта меньше).

На рассвете 22 июня 1941 года немецкая авиация внезапно атаковала наши аэродромы и уничтожила прямо на земле сотни не успевших взлететь советских самолётов. Лётчики полковника Грисенко не дали застать себя врасплох, сами атаковали немецкие самолёты и за весь первый день войны не имели боевых потерь от налётов вражеской авиации. Так для полковника Грисенко началась уже третья по счёту война…

Талантливый человек редко бывает талантлив в чём-то одном. У Александра Ивановича Грисенко была настолько удивительная судьба, что в ней нашлось место не только карьере выдающегося лётчика-истребителя, но и талантливого киноактёра!

Родился Александр Грисенко 29 июня 1904 года в городе Ростове-на-Дону в семье слесаря табачной фабрики. Шестнадцатилетним юношей вступил в комсомол и добровольцем ушёл в Красную армию. С 3 октября 1920 по март 1921 года воевал в Крыму и на Украине в составе 16-го полка 9-й (по другим данным 2-й) Донской стрелковой дивизии2. Участвовал в боях на Южном фронте против войск генерала П.Н. Врангеля.

После окончания Гражданской войны вернулся в Ростов, где вместе с Мануэлем Большинцовым, Семёном Брюмером, Шурой Ткачём и Борисом Фателевичем создал комсомольский общественный театр (КОТ), а затем в 1924 году и единственную в России негосударственную комсомольскую киностудию «Ювкинокомсомол». На этой киностудии Большинцов снял свой первый полнометражный (7 частей, 2289 метров) художественный военно-приключенческий фильм «Приказ №…» о подвигах молодых подпольщиков. Вот краткое содержание этого фильма. Небольшой южный городок оставлен войсками Красной армии, но борьба не прекращается. Подпольщики получают из Москвы известие о готовящемся наступлении красных войск и о необходимости поддержать их действия активной борьбой в тылу белых. Белогвардейской контрразведке удаётся получить список подпольщиков. Революционный комитет во главе с Зориным поручает комсомолке-подпольщице Анне любыми путями проникнуть в логово белых и уничтожить список. Анна выполняет задание комитета, чем спасает подполье от разгрома. Когда Красная армия переходит в наступление, рабочие поднимают в городе вооружённое восстание…

Главного героя (политкомиссара Зорина) сыграл Александр Грисенко (он же был и помощником режиссёра). Съёмочная группа фильма оказалась прямо-таки золотоносной — трое из её состава за выдающиеся заслуги впоследствии были отмечены Сталинскими премиями! Недавно мне удалось идентифицировать некоторых кинематографистов на копии старой фотографии съёмочной группы этого фильма.

В верхнем ряду стоят слева направо: Владимир Шаховской — актёр, сыгравший роль археолога Козловского, Евгений Славинский — выдающийся кинооператор, будущий лауреат Сталинской премии 1949 года. Ещё в 1908 году по заказу известной фирмы братьев Патэ он снял документальный фильм о ледоколе «Ермак», а в 1927 году впервые в СССР произвёл подводные съёмки из водолазного колокола. Далее стоит Александр Грисенко. В среднем ряду сидят слева направо: артистка Таисия Рыбалкина (сыграла роль подпольщицы Анны), режиссёр фильма Мануэль Большинцов и ещё один будущий известный лётчик Семён Брюмер3 (сыграл роль агента контрразведки).

Фильм вышел на экраны СССР в последний день декабря 1926 года и с успехом прошёл по всей стране, а М.В. Большинцов впоследствии стал известным советским кинодраматургом и режиссёром, лауреатом Сталинской премии 1940 года. Сценарист этого и других фильмов «Ювкинокомсомола» Михаил Блейман впоследствии тоже стал известным кинематографистом — одним из создателей культового фильма «Подвиг разведчика», за который в 1948 году тоже был удостоен Сталинской премии. Одними из последних фильмов М.Ю. Блеймана были «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна».

В Гражданскую войну красноармеец Александр Грисенко воевал в рядах Красной армии добровольно. А 9 ноября 1926 года он вновь, теперь уже по призыву, был зачислен курсантом в отдельную учебную роту связи 9-й Донской стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа4. В ноябре 1927 года уволен в запас.

В начале 1930-х годов Александр вместе со своей молодой женой Тамарой переезжает в Ленинград, где приступает к работе помощником режиссёра на киностудии «Ленфильм». Кинематографическому таланту Грисенко не суждено раскрыться до конца: в марте 1932 года из запаса его вновь призывают на военную службу и направляют во 2-й полк связи Ленинградского военного округа. Службу проходит командиром взвода связи и помощником начальника штаба полка5.

А в это время в ВВС происходили важные изменения. Дело в том, что в середине 1930-х годов авиация развивалась столь бурно, что образовался острый дефицит командного состава. Для выхода из создавшегося положения было решено срочно призвать командиров-коммунистов других родов войск, направить во 2-ю авиационную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР в г. Борисоглебск, где по усиленной программе обучить их лётному делу. Автором этого начинания был тогдашний командующий ВВС Яков Иванович Алкснис.

Командир взвода связи Александр Грисенко подпадает под эту программу, проходит жесточайший отбор, и в 1933 году оказывается в Борисоглебской авиашколе6. В ноябре 1935 года он оканчивает её, становится лётчиком-истребителем и в декабре того же года назначается командиром звена (обычному выпускнику авиашколы стать командиром звена можно было только ещё года через 2—3 и после дополнительного обучения) в 33-ю истребительную авиаэскадрилью 142-й истребительной авиабригады Белорусского особого военного округа в г. Бобруйск7. Исполняя обязанности командира истребительного авиаотряда, Александр Грисенко участвует в воздушных парадах над Красной площадью, тогда он и знакомится с корреспондентом «Комсомольской правды» Юрием Жуковым.

В 1938 году для капитана Александра Грисенко началась вторая война: он едет лётчиком-добровольцем в Китай сражаться против японских захватчиков. В Китае доброволец Грисенко командует звеном8 (со слов самого Грисенко, он ехал в Китай командиром звена, но командовал там, как и в Бобруйске, авиаотрядом), лично и в группе сбивает четыре японских боевых самолёта. Боевые успехи «китайского добровольца» Грисенко и его товарищей подробно описаны в книге журналиста «Комсомольской правды», а затем известного политического обозревателя Юрия Жукова9 «Крылья Китая. Записки военного лётчика». Эта книга вышла в свет в 1940 году и была написана Жуковым на основе воспоминаний Грисенко, которому для сохранения секретности был присвоен псевдоним вымышленного китайского лётчика, некоего капитана Ван Си10. Вот как в ней описывает один из своих боёв «капитан Ван Си» (надо понимать, капитан Грисенко. — Прим. авт.): «…Я направляю свою машину прямо в лоб японскому “И-96”. Будь что будет — или столкнёмся с ним, или запугаю его… Когда расстояние между нами измерялось считанными метрами, японец не выдержал и отвалил в сторону. Я тут же пристроился в хвост японцу и дал очередь… Что это? А, чёрт возьми!.. Оказывается, прямо за хвостом у меня — второй японский истребитель, а у него в хвосте — Чен Лу… Неожиданно для самураев я разворачиваюсь и ударяю по моему преследователю… Нажимаю гашетку пулемёта. Японский самолёт качнулся, свалился набок и отвесно пошёл вниз, окутанный чёрным дымом…»11.

За образцовое выполнение задания Родины в небе Китая Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 14 ноября 1938 года капитан А.И. Грисенко был награждён орденом Красного Знамени. Но, оказывается, пока «ходили» документы, ему почти за полтора месяца до указа, 26 сентября 1938 года приказом народного комиссара обороны (НКО) Союза ССР № 0737 «за особые заслуги» было присвоено сразу звание полковник12. 12 февраля 1939 года Грисенко был назначен командиром 2 иап 51-й авиабригады ВВС Киевского особого военного округа13. Головокружительная карьера: менее чем за шесть лет, с 1933 по 1939 год (из которых два года был курсантом авиашколы!), стать полковником, командиром авиационного полка! Сказать кому — поверят с трудом. Для этого надо было быть действительно талантливейшим лётчиком.

Третья война для А.И. Грисенко началась на рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал первые, самые страшные удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный, самый тяжёлый для нашей страны период войны14. Только за её первые три месяца лётчики  2 иап совершили 180 вылетов на разведку войск противника и около 1000 самолётовылетов на штурмовые удары по наступавшим немецким танковым и механизированным колоннам15. В воздушных боях лётчики полка сбили за это время 58 фашистских самолётов и 18 уничтожили на аэродромах16.

В первые дни войны героический подвиг совершил командир звена 2 иап младший лейтенант Дмитрий Александрович Зайцев. 28 июня 1941 года он вылетел на самолёте И-16 на перехват шедшего к Киеву вражеского бомбардировщика. Увидев на высоте 2000 м Ю-88, Зайцев атаковал его, заставив сбросить бомбы в поле. Освободившись от груза, гитлеровец стал уходить. У Зайцева кончились боеприпасы, и он принял решение идти на таран. Ювелирным ударом фашистский самолёт был сбит, а Зайцев, хотя и с погнутым винтом, благополучно возвратился на свой аэродром. Это был один из первых таранов наших лётчиков с начала войны и первый всего из двух, официально зарегистрированных при обороне Киева. В последующих боях в районе Киева звено Зайцева уничтожило ещё 12 самолётов противника, 5 из которых Зайцев сбил лично. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1941 года лётчик 2 иап младший лейтенант Д.А. Зайцев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»17.<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Жуков Ю. Люди сороковых годов. М.: Советская Россия, 1975. С. 349; Буйло С. Три войны «ростовского Маресьева» // Вечерний Ростов. 2002. 6 июня; он же. Повесть о настоящем полковнике // Вечерний Ростов. 2014. 21 февраля.

2 Горемыкин В.П. и др. Великая Отечественная: комдивы: военный биографический словарь. Т. 2. М.: Кучково поле, 2014. С. 503—505; Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Картотека учётно-послужных карточек (УПК). УПК А.И. Грисенко.

3 Брюмер Семён Ильич (22 мая 1906 — 22 февраля 1956) — киноактёр и известный лётчик. Родился в г. Керчь. В качестве актёра снялся в двух фильмах ростовской киностудии Ювкинокомсомол: «Коммунит» в 1925 г. и «Приказ №…» в 1926 г. Работал кинооператором на киностудии Мосфильм. В 1931 г., как и его друг А. Грисенко, по партийной мобилизации уходит в авиацию и заканчивает Военную школу лётчиков в Сталинграде. В 1936 г. по состоянию здоровья переходит в гражданскую авиацию. Работал начальником аэропорта Минеральные Воды, начальником Таджикского Управления ГВФ, начальником Управления Воздушной магистрали Москва — Иркутск. С июля 1941 г. С.И. Брюмер — командир Юго-Западной авиагруппы особого назначения (ЮЗАГОН), осуществлявшей по воздуху снабжение, доставку боеприпасов и эвакуацию раненых из осаждённой Одессы. Был военным консультантом одного из лучших советских фильмов времён войны «Жди меня» (в титрах не указан). В конце 1944 г. назначен начальником Ростовского-на-Дону аэропорта. Проживал в г. Ростове-на-Дону.

4 ЦАМО РФ. Картотека УПК. УПК А.И. Грисенко.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Горемыкин В.П. и др. Указ. соч. С. 504.

9 Жуков Георгий (Юрий) Александрович (10 апреля 1908 — 31 мая 1999) — известный журналист, писатель, государственный и общественный деятель. В 1939 г. в журнале «Новый мир», а в 1940 г. отдельной книгой под вымышленной фамилией опубликовал «Записки капитана Ван Си. Крылья Китая», написанные со слов советского военного лётчика А.И. Грисенко. Во время ВОВ — корреспондент, затем начальник отдела фронта «Комсомольской правды». С 1946 г. заместитель ответственного секретаря газеты «Правда», затем обозреватель по международным вопросам. С 1952 г. — заместитель главного редактора «Правды». В 1957—1962 гг. — председатель Госкомитета Совмина СССР по культурным связям с зарубежными странами. Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской премии. Автор более 25 книг.

10 Ван Си. Крылья Китая: записки военного лётчика // Пер. с кит. Ю. Жукова. М.: Гослитиздат, 1940. 216 с. В этой книге, а также в вышедшей в 1939 г. в Воениздате под другим китайским псевдонимом Фын Ю-Ко небольшой брошюре: «Записки китайских лётчиков» журналиста Ю. Королькова, советские лётчики-добровольцы были названы вымышленными китайскими именами: Ли Си-цын (Лисицын), Ван Ю-шин (Ванюшин), Ху Бен-хо (Губенко) и др. Впоследствии эти два произведения (особенно после корейской войны) стали основой для армейского фольклора о подвигах «китайских» лётчиков Ли Си-цына и Ван Ю-шина.

11 Там же. С. 176, 177.

12 ЦАМО РФ. Картотека УПК. УПК А.И. Грисенко.

13 Там же.

14 Любаров Г. Герои Отечественной войны. Командир // Сталинский сокол. 1942. 18 февраля.

15 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Л. 50.

16 Там же.

17 Там же. Оп. 682523. Л. 6.