Женская помощь в эксплуатации авиационного вооружения во время Советско-финляндской войны 1939—1940 гг.

Аннотация. В статье рассказывается о малоизвестном эпизоде Советско-финляндской войны 1939—1940 гг., когда жёны лётно-технического состава одной из советских авиачастей пришли на помощь своим мужчинам и участвовали в подготовке авиационного вооружения к боевым вылетам.

Summary. The article tells us about a little known episode of the Winter War 1939—1940, when wives of pilots and engineers of one of the Soviet air units came to the assistance of their husbands and participated in reconditioning of the aircraft equipment.

Аверченко Сергей Викторович — преподаватель кафедры истории войн и военного искусства ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)», подполковник, кандидат исторических наук

(г. Воронеж. E-mail: aviator1ww@mail.ru).

 

Женская помощь в эксплуатации авиационного вооружения во время советско-финляндской войны 1939—1940 гг.

 

30 ноября 1939 года началась Советско-финляндская война. Военную авиацию СССР в ней представляли Военно-воздушные силы (ВВС) Ленинградского военного округа (с переброшенными в течение войны из других регионов авиачастями) и ВВС Краснознамённого Балтийского флота (КБФ). В составе ВВС КБФ действовала 12-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья (оиаэ) под командованием майора А.А. Денисова. Эскадрилья организационно входила в 61-ю истребительную авиабригаду1 и базировалась на аэродроме Липово, который был построен в 1930-х годах на Кургальском полуострове (примерно в 110 км западнее Ленинграда) для прикрытия с воздуха Лужской губы, находившейся в ней военно-морской базы «Ручьи» и оперирования в средней части Финского залива. 12 оиаэ имела на вооружении истребители И-15бис, а в течение войны начала перевооружаться на новейшие самолёты И-153 «Чайка». К моменту начала боевых действий в эскадрилье было 10 самолётов И-15бис (при положенных 16 по штату) и 16 лётчиков. 30 января 1940 года в часть поступила первая «Чайка». В дальнейшем их число всё время увеличивалось, и к концу войны эскадрилья имела 13 И-15бис и 22 И-153 при 24 лётчиках в строю2.

Истребители КБФ во время Советско-финляндской войны выполняли следующие задачи: патрулирование советского побережья, охрана кораблей КБФ и Ладожской военной флотилии, сопровождение бомбардировщиков, налёты на военные объекты финнов на Карельском перешейке и на островах Финского залива, прикрытие высадки десантов на финские острова и штурмовка различных военных объектов.

На истребителях И-15бис были установлены четыре синхронных пулемёта ПВ-1 калибра 7,62 мм, два сверху и два снизу. Боезапас составлял по 1100 патронов для верхних пулемётов и по 425 для нижних. Боекомплект одного вылета составлял 3050 патронов. Кроме того, на четырёх держателях Дер-31 самолёт мог нести бомбы общей массой до 150 кг3.

И-153 «Чайка» вооружались тоже четырьмя пулемётами калибра 7,62 мм, но уже скорострельными ШКАС, два сверху и два снизу. Запас патронов: 750, 700, 520 и 500 на каждый. Общий боекомплект — 2470 патронов на вылет. И-153 также мог на четырёх бомбодержателях Дер-31 и Дер-32 нести до четырёх бомб общим весом до 150 кг4.

Учитывая большую огневую мощь обоих истребителей, авиачасти, имевшие их на вооружении, часто привлекали для решения штурмовых задач. Лётчики 12 оиаэ летали на штурмовку артиллерийских и зенитных батарей, железнодорожных станций, аэродромов противника и огневых точек на линии фронта5.

Штурмовые налёты обычно заканчивались расстрелом всего боезапаса. После каждого вылета с боевой стрельбой специалистам инженерно-авиационной службы6 по вооружению нужно было снять все пулемёты с самолётов, разобрать их, почистить, собрать и снова установить на борт. Кроме того, необходимо было набить пулемётные ленты патронами, по 2470—3050 патронов на каждый истребитель. Имевшегося по штату количества специалистов по вооружению не хватало. Согласно штату № 15/906 — 015/906 авиационной эскадрильи одномоторных истребителей (мирного и военного времени), утверждённому 2 февраля 1939 года, в ней имелись следующие специалисты по авиавооружению: старший техник по вооружению, он же начальник службы вооружения эскадрильи — 1/1*, младший техник по вооружению — 1/1, старший мастер авиавооружения — 5/15, старший мастер авиавооружения в резервном звене — 1/17. Как видно из приведённых цифр, в мирное время в эскадрилье было два руководителя по эксплуатации вооружения (оба офицеры) и шесть мастеров-оружейников (красноармейцы срочной и сверхсрочной службы): один в резервном звене и пять основных — по одному на три самолёта. В штате военного времени мастеров-оружейников предусматривалось 16 человек — по одному на самолёт. Но все советские части, участвовавшие в «Зимней войне», на штаты военного времени не переводились. Поэтому восьмерых имевшихся в эскадрилье специалистов-вооруженцев не хватало, чтобы вовремя выполнить весь необходимый объём работ по подготовке авиавооружения к боевым вылетам. Тем более что начинала войну 12 оиаэ с 10 самолётами, а окончила её с 35, и каждый с четырьмя пулемётами!

Эта проблема касалась всех авиачастей, принимавших участие в «Зимней войне». Решали её по-разному. В одних частях в помощь вооруженцам привлекали красноармейцев из аэродромных рот, авиационных баз и ремонтных органов ВВС. В других для эксплуатации авиационного вооружения в авиачастях Северо-Западного фронта решением высшего командования ВВС привлекали курсантов 2-го Ленинградского военного авиационно-технического училища (оно готовило авиационных техников именно по эксплуатации и применению авиационного вооружения)8. Проблема была настолько масштабна, что по окончании войны вопрос об увеличении числа специалистов-вооруженцев в штатах авиачастей рассматривался на совещании инженеров частей ВВС действующих армий в Главном управлении ВВС РККА9.

12 оиаэ была небольшой частью ВВС КБФ, и помощи извне в решении этой проблемы её ожидать не приходилось. Специалисты-оружейники трудились в прямом смысле не покладая рук, но всё равно не справлялись с большим объёмом навалившейся на них работы. В небольшом гарнизоне всё происходящее быстро становится достоянием гласности. О трудной ситуации с эксплуатацией авиавооружения узнали жёны лётно-технического состава. В части была реально работавшая женская организация — женсовет10, возглавлявшийся женой одного из лётчиков — Евгенией Михайловной Боровских. С началом войны женщины развернули активную деятельность. Они помогали в столовой с приготовлением пищи, привозили её на стоянки самолётов и раздавали лётчикам и техникам, пошили и развесили в казарменных помещениях светомаскировочные занавеси из чёрной ткани, шили тёплые рукавицы для личного состава эскадрильи.

Узнав же, что в части в условиях интенсивных боевых действий не хватает специалистов-оружейников, председатель женсовета Е.М. Боровских предложила командиру эскадрильи помощь женщин в чистке пулемётов и набивке патронных лент для них. Снятие пулемётов с самолёта представляло собой сложную операцию, требовавшую опыта и большой физической силы, т.к. пулемёты весили 14,5 кг ПВ-111 и 11,1 кг ШКАС12, поэтому эту операцию мужчины оставили за собой. Женщинам же поручили чистку пулемётов и набивку лент патронами. Оружейный мастер старшина Василий Чаплыгин научил женщин разбирать, чистить и собирать пулемёты. С этой работой они прекрасно справлялись, несмотря на то, что работать приходилось при морозе до -45ºС в неотапливаемых ангарах13.

Своей работой женщины оказали большую помощь специалистам-вооруженцам инженерно-авиационной службы эскадрильи в период боевых действий. Истребители продолжали вылетать на боевые задания и громить врага, обрушивая на него всю огневую мощь своих четырёх пулемётов. По окончании войны «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 года 12-я отдельная истребительная авиаэскадрилья ВВС КБФ была награждена орденом Красного Знамени. Некоторая доля заслуг, за которые эскадрилья была награждена этим орденом, принадлежит тем самым боевым подругам из женсовета, которые в трудную минуту пришли на помощь своим мужьям.

Необходимо отметить, что такая практика привлечения к обслуживанию авиационной техники офицерских жён не получила широкого распространения ни во время Советско-финляндской войны, ни позже. Автору известен только один, приведённый здесь, такой случай. Но вот в годы Великой Отечественной войны, когда в авиачастях не хватало специалистов-оружейников, девушек призывали в армию для прохождения службы на должностях оружейников в строевых частях ВВС.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Тиркельтауб С.В., Степаков В.Н. Против Финляндии: советская морская авиация на Балтике в войне 1939—1940 годов. СПб.: Б&К, 2000. С. 17.

2 Там же. С. 43; Маслов М.А. Боевые «чайки» Сталина: И-15, И-15бис, И-153. М.: Коллекция; Яуза; ЭКСМО, 2008. С. 59.

3 Маслов М.А. Указ. соч. С. 74.

4 Он же. Истребитель И-153 «Чайка» // Авиаколлекция. 2014. № 1. С. 15, 18.

5 Тиркельтауб С.В., Степаков В.Н. Указ. соч. С. 21—40.

6 В то время инженерно-авиационная служба ВВС называлась эксплуатационно-технической.

7 Российский государственный военный архив. Ф. 29. Оп. 47. Д. 931. Л. 29—36в.

8 Там же. Оп. 34. Д. 542. Л. 52.

9 Там же. Оп. 42. Д. 50. Л. 4, 17, 242; Ф. 24708. Оп. 9. Д. 401. Л. 38, 39, 46.

10 Женсовет — представительный выборный орган женской общественности воинской части. Его деятельность направляется на вовлечение жён офицеров, а также женщин — рабочих и служащих Вооружённых сил в активную общественную, культурно-массовую и военно-спортивную работу.

11 Описание 7,62 мм пулемёта ПВ1 / Сост. А.К. Лашков. 2-е изд. М.: Воениздат, 1933. С. 5.

12 Описание синхронного пулемёта «ШКАС» — 7, 62 мм / Сост. В.Н. Салищев, К.Н. Руднев. М.: Изд-е НКОП, 1938. С. 7.

13 Вьюгин Я.М. В памяти живых // Алтарь Отечества: альманах. Т. 4. Б.м.: Пробел-2000, 2013. С. 31.

* В числителе указано количество специалистов по штату мирного времени, а в знаменателе — по штату военного времени.