1

ЗАРОЖДЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНОВ ТЫЛА XIX—XX ВВ.

В публикуемой статье раскрываются вопросы строительства, реорганизации и преобразований, происходивших в органах тыла армии и флота в периоды ведения Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Автор рассматривает различные подходы по данной теме, которая представляет интерес как для специалистов тыла, так и для широкого круга читателей.

 

Военные реформы 60—70-х гг. XIX столетия только частично коснулись военного хозяйства армии и флота. Тогда были созданы органы снабжения в 15 военных округах. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. явилась своеобразным толчком для дальнейшего развития системы материального, технического и медицинского обеспечения войск. Но уже в тот период речь шла о централизованном, самостоятельном военно-хозяйственном снабжении объединений, соединений и частей как в мирное время, так и в ходе боевых действий.

Впервые в отечественной военной истории тыл армии1 в понимании, более или менее близком современному, стал формироваться в ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг. Правда, русская армия и ее военное хозяйство развертывались уже в ходе войны при отсутствии особого мобилизационного периода. Удалось лишь использовать 3-месячный промежуток времени от начала войны на море до вторжения сухопутной армии противника. Формирование органов управления, сил и средств материального, медицинского и других видов обеспечения осуществлялось на основе «Положения о полевом управлении войск», утвержденном еще в 1890 году. Естественно, документ несколько устарел, и от него пришлось сделать ряд отступлений, исходя из конкретной обстановки. Например, с развертыванием Маньчжурской армии и созданием отдельных отрядов оказалось неприемлемым важнейшее требование Положения об обеспечении войск теми военными округами, которые выделяли их, войска, для укомплектования действующей армии. Поэтому в Харбине было сформировано военно-окружное управление с подчинением командующему Маньчжурской армией2. Это несколько упорядочило снабжение войск, однако в целом не решало проблем их военно-хозяйственного обеспечения. Причин тому было несколько. Доставка личного состава и военных грузов на Дальний Восток осуществлялась по единственной, к тому же еще не достроенной Транссибирской магистрали. Соединения и части не имели подвижных запасов материальных средств. Продовольствия и фуража имелось всего на 4—10 дней, и только Порт-Артур располагал полугодовыми потребностями. Надо учесть и то обстоятельство, что с увеличением численности войск запасы провианта быстро сокращались, но не восполнялись, так как подвоз снабженческих грузов, в том числе и продовольствия из центральных губерний, прекратился в связи с занятостью подвижного состава переброской войск.

Вообще, уже с началом войны обнаружилось, что она серьезно отличалась от предыдущей. Возросла численность войск почти до 300 тыс. человек, увеличилась ширина фронтовой полосы. Вместо одной действующей армии были созданы три. Зародился такой вид операции, как совокупность сражений и боев на определенном операционном направлении. Соединения зачастую вели боевые действия на изолированных участках фронта. Наконец, увеличились сроки проведения операций, что требовало большого количества боеприпасов и других материальных средств. Все это предъявляло новые требования к обеспечению войск и в итоге вызвало значительную перестройку органов снабжения.

При А.Н. Куропаткине как главнокомандующем армиями было создано полевое управление тыла во главе с генерал-лейтенантом В. Надаровым, куда вошли все начальники соответствующих служб по видам снабжения. Управление явилось правопреемником военно-окружного управления, размещавшегося в Харбине, и стало исполнительным снабженческим органом при главнокомандующем.

Следует отметить, что в ходе войны впервые в русской армии на различных хозяйственных должностях использовались офицеры со специальным образованием, окончившие интендантские курсы, которые были основаны в 1901 году. А.Н. Куропаткин так оценивал их работу: «Деятельность чинов интендантского ведомства… выше всякой похвалы… войска получали во многих случаях довольствие от интендантства до печеного хлеба включительно»3.

Территория в полосе действий войск разделяясь на «общий» и «ближний» тыл. Тыловое управление при главнокомандующем ведало территорией общего тыла, которая охватывала все основные железнодорожные, грунтовые и водные пути сообщения. Территория же ближнего тыла находилась в распоряжении армий и была поделена на тыловые районы, глубина которых зависела от характера предполагавшейся операции, путей сообщения и колебалась от 1,5 до 10 переходов (один переход — 25 км). При этом главным было максимальное приближение к войскам армейских частей и учреждений тыла. Выделение в ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг. тыловых районов для армий явилось попыткой разграничить регионы заготовок материальных средств и пункты размещения самих частей и учреждений тыла. Кроме того, это помогало разграничению ответственности за подвоз и эвакуацию, хотя эта мысль и не высказывалась официально. В ходе войны впервые уставной термин «тыл» стал пониматься не просто как обратная сторона фронта. Тыл по существу стал организационно тем ведомством, которое имело свою территорию, а также силы и средства, необходимые для всестороннего обеспечения войск.

ПОСЛЕ Русско-японской войны 1904—1905 гг. было принято решение переработать в армии и на флоте основные руководящие документы, в том числе положения о полевом управлении войск, войсковом хозяйстве, уставы и наставления (инструкции). Для разработки предложений по управлению тылом действующей армии была создана специальная комиссия. Она признала целесообразным ввести централизованное снабжение войск, упразднив установившееся деление военного хозяйства на «войсковое» и «интендантское», однако осуществление выработанных рекомендаций задерживалось из-за финансовых затруднений. Все же проект нового «Положения о полевом управлении войск» был составлен, и в него вошел раздел «Тыл действующей армии». Положение было утверждено только в 1914 году — в день объявления мобилизации перед Первой мировой войной. Документы, детализирующие положение, появились уже в ходе войны, но до начала боевых действий исполнители о них не знали. Более того, Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич (младший) добился отмены положения, так как не хотел менять старую систему. Поэтому развертывание войск и их военного хозяйства осуществлялось также по документам 1890 года4.

В ходе Первой мировой войны снабжение войск осуществлялось следующим образом: центральные военно-хозяйственные управления подчинялись непосредственно военному министру; за общее руководство войсками и их военно-хозяйственное обеспечение на театре военных действий отвечал Верховный главнокомандующий. Однако в этой структуре отсутствовали органы по снабжению войск, кроме управления военных сообщений (ВОСО), которое организационно входило в штаб.

Во фронте непосредственное руководство военно-хозяйственным снабжением войск осуществлял главный начальник снабжения армий фронта, подчиненный главнокомандующему армиями фронта, однако он согласовывал свою работу с генерал-квартирмейстером, то есть с оперативным отделом штаба фронта. Впоследствии начальник снабжения, кроме снабженческих служб, объединял руководство военными сообщениями, транспортом, санитарной и ветеринарной службами, казначейством, военными округами и гражданским управлением в полосе фронта, однако специальных органов управления не имел: все вопросы решались через штаб фронта. Ставка и штабы фронтов получали информацию о состоянии обеспечения войск «от дежурного генерала».

В армейском звене принцип самостоятельности органов управления материально-техническим и другими видами обеспечения также не выдерживался. Руководство снабжением войск сосредоточивалось в штабе армии, в его этапно-хозяйственном отделе. В корпусе и дивизии начальники соответствующих служб снабжения подчинялись непосредственно командиру соединения. В полку хозяйственную часть возглавлял заведующий хозяйством, которому подчинялись службы снабжения. Таким образом, положительный опыт по централизованному снабжению войск через органы управления тыла был категорически отвергнут. Театр военных действий делился условной границей параллельно линии фронта на войсковой и тыловой районы. Войсковой район простирался от переднего края до границы с армейским и фронтовым районами. Оперативные боковые разграничительные линии определяли армейские и фронтовые тыловые районы. Боковые разграничительные линии в войсковом районе между корпусами, дивизиями и полками не устанавливались. Начиная с 1915 года дивизиям и полкам определялись районы для заготовок продовольствия, фуража и других видов материальных средств. При этом применялись и методы реквизиции. Вместе с тем со снабжением войск возникли серьезные трудности, поэтому было решено создать управления по снабжению при Ставке Верховного Главного Командования с подчинением их начальнику штаба. Учреждалась и должность главного полевого интенданта, затем было создано главное управление военных сообщений и внесены некоторые изменения в организацию органов снабжения фронтов.

Таким образом, опыт Первой мировой войны показал необходимость создания самостоятельных органов тыла — от центра до полка (отдельной воинской части) включительно.

в ходе Гражданской войны на ряде фронтов и в армиях были созданы самостоятельные органы тыла. Так, в августе 1918 года особоуполномоченным Совета обороны по снабжению Южного фронта был назначен А.Я. Пархоменко (в ряде документов он именуется начальником тыла). Тыл фронта имел штаб из трех отделов, а также управления и службы по всем видам снабжения. А.Я. Пархоменко снискал репутацию человека, способного в любой обстановке осуществлять всестороннее обеспечение войск. Не случайно при организации 1-й Конной армии он был назначен начальником ее тыла. Это он создал высокоподвижный по тому времени тыл 1-й Конной и, советуясь с бывшими генералами русской армии, выработал тактику действий частей, учреждений и подразделений тыла подвижных войск.

С окончанием Гражданской войны резко сокращается личный состав армии и флота. Центральное управление снабжения реформируется в Управление снабжения, однако и оно вскоре ликвидируется. Порядок снабжения при устранении промежуточных звеньев — армейского, корпусного, дивизионного, значительно упрощается и осуществляется по схеме центр — военный округ — воинская часть — военнослужащий. Термин «тыл» как система всестороннего обеспечения войск (сил) был исключен из обихода, а Военно-хозяйственная академия ликвидирована.

Здесь следует сказать о том, что в ходе военной реформы 1920-х годов5 была проведена очередная — третья по счету — «строевизация»6 военно-хозяйственных органов, хотя реформа фактически не затронула вопрос перевооружения армии, так как решать его в тот период не представлялось возможным. Опытные специалисты-снабженцы были уволены в запас, а вместо них назначены лица, выведенные за штат из числа среднего и старшего командного состава. В специально разработанной инструкции по комплектованию начальствующего состава органов управления, частей и учреждений военно-хозяйственных органов приоритет отдавался строевым командирам и военным комиссарам.

В 1935 году вместо Военно-хозяйственного управления создаются управления продовольственного, вещевого и обозно-хозяйственного снабжения, также подчиненные наркому обороны. Принимается и новая схема снабжения войск: центр — военный округ — дивизия — полк — рота — военнослужащий. Вновь создаются Военно-хозяйственная академия и интендантское училище. Уставной термин «тыл» меняет свои функции уже в юридическом плане. Так, в 1934 году издается временный Устав тыла, часть I (войсковой тыл), а в 1936 году — часть II (армейский тыл), проводятся общевойсковые маневры и учения, где проверяется правильность уставных положений по организации снабжения и обслуживания войск.

В 1939 году учреждается Управление начальника снабжения Красной армии во главе с А.В. Хрулевым. В 1940 году оно преобразуется в Главное интендантское управление в составе управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия. В марте 1941 года решением ЦК ВКП(б) и Советского правительства утверждается «Положение о главных и центральных управлениях Народного комиссариата обороны». Нарком обороны Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко приказом от 13 марта 1941 года таким образом распределил обязанности между своими заместителями по руководству службами снабжения и обслуживания. Первый заместитель Маршал Советского Союза С.М. Буденный руководил работой управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия, санитарного, ветеринарного управлений и отдела материальных фондов. Управления устройства тыла, вооружения и снабжения, военных сообщений и снабжения горючим входили в состав Генерального штаба Красной армии. Маршал Советского Союза Г.И. Кулик ведал деятельностью Главного артиллерийского управления (ГАУ) и Управления химической защиты Красной армии. Заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников руководил Главным военно-инженерным управлением, а также Управлением строительства укрепленных районов. Главное автобронетанковое и Финансовое управления при НКО оставались в непосредственном подчинении наркома обороны7.

В КРАЙНЕ тяжелых условиях начавшейся Великой Отечественной войны органы управления, силы и средства военно-экономического обеспечения соединений и объединений выполняли триединую задачу: обеспечивали мобилизационное развертывание соединений и частей, а также снабжали войска, которые вели напряженные боевые действия на фронте от Баренцева до Черного моря; эвакуировали на восток промышленные, сельскохозяйственные предприятия и запасы материальных средств; осуществляли отмобилизование собственных частей и учреждений.

Центральные управления снабжения и обслуживания НКО в начальный период войны практически бездействовали. 30 июня 1941 года главный интендант Красной армии генерал-лейтенант А.В. Хрулев докладывал начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову: «Дело организации службы снабжения действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я, как главный интендант, ни Управление устройства тыла, вооружения и снабжения Генерального штаба на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов… Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить»8. Тогда Георгий Константинович с присущей ему прямотой ответил Хрулеву: «Мы сами не имеем никаких связей. И не знаем, что войскам требуется»9.

А.В. Хрулев раньше других понял, что система управления военно-экономическим обеспечением войск не соответствует условиям начавшейся маневренной войны. Требовались решительные меры по централизации управления службами снабжения и обслуживания. Начали с изучения опыта управления тылом в период Русско-японской, Первой мировой, Гражданской войн, а также опыта снабжения западноевропейских армий предыдущего периода Второй мировой войны. Группой офицеров из состава Генерального штаба и Главного интендантского управления в сжатые сроки на основе изученных материалов, а также старого «Положения о полевом управлении войск», утвержденного Николаем II в 1914 году, были разработаны положения о Главном управлении тыла Красной армии и об Управлении тыла фронта (армии) в военное время.

28 июля 1941 года проекты документов лежали на столе у И.В. Сталина. Члены ГКО собрались на станции метро «Кировская». В эту ночь немцы бомбили Москву. Прочитав документы, Верховный Главнокомандующий молча протянул их начальнику Генерального штаба Г.К. Жукову, тот быстро ознакомился с проектами и заявил категорическим тоном: «Я не согласен. Авторы этих документов хотят, чтобы органы тыла подмяли Генеральный штаб».

Сталин вспылил: «Вы в этом ничего не понимаете. Никакой Вы не начальник Генерального штаба, Вы просто кавалерист». Взял документы обратно и сразу же подписал их10. Здесь следует сказать, что впоследствии документы были доработаны и заново утверждены 30 июля 1941 года11.

1 августа 1941 года состоялось подписание приказа народного комиссара обороны об организации Главного управления тыла, управлений тыла фронта и армии и об утверждении соответствующего положения. Этим же приказом учреждались должности начальника Тыла Красной армии и начальников тыла фронтов и армий.

Уже после войны, касаясь вопросов, связанных с реформой тыла, Г.К. Жуков говорил, что до 1941 года он не представлял себе гигантские масштабы и необычайную сложность в работе тыла в современной войне, а касаясь причин освобождения его с поста начальника Генерального штаба, заметил, что, возможно, И.В. Сталин при решении этого вопроса имел в виду не только разногласия по поводу обороны Киева, но и реорганизацию тыла12.

Главное управление Тыла Красной армии состояло из штаба тыла, управления военных сообщений, автодорожного управления и инспекции начальника тыла. Кроме Главного управления, начальнику Тыла Красной армии подчинялись: Главное интендантское управление, управления снабжения горючим, санитарное и ветеринарное13. Впоследствии в его подчинение было передано Финансовое управление Красной армии. Должности заместителей начальников штабов по тылу во фронтах (армиях) и отделы (отделения) тыла в общевойсковых штабах упразднялись. Положением об управлении тылом предусматривалось, что начальник Тыла Красной армии ведает его организацией, перевозками войск и пополнений, подвозом всех видов материальных средств и военного имущества фронтам, эвакуацией раненых и больных. На должность начальника Тыла Красной армии был назначен генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев, а начальниками тыла фронтов в августе 1941 года назначались: генерал-лейтенант В.К. Мордвинов (начальник Военной академии Генерального штаба РККА имени К.Е. Ворошилова) — Северный фронт; генерал-майор М.Г. Снегов (командир 8-го стрелкового корпуса) — Северо-Западный фронт; генерал-лейтенант В.Н. Курдюмов (командующий войсками Западного военного округа) — Западный фронт; генерал-лейтенант М.С. Хозин (начальник Военной академии имени М.В. Фрунзе) — Резервный фронт; генерал-лейтенант М.А. Рейтер (заместитель командующего войсками Северо-Кавказского военного округа) — Центральный фронт; генерал-лейтенант В.Ф. Яковлев (командующий войсками Киевского военного округа) — Юго-Западный фронт; генерал-лейтенант И.К. Смирнов (начальник Управления военно-учебных заведений (УВУЗ) Красной армии) — Южный фронт14.

В августе 1941 года были преобразованы органы тыла ВВС, в ноябре создана структура обеспечения войск ПВО, а в мае 1942 года — ВМФ. В 1942 году вводятся должности заместителей командиров корпусов, дивизии по тылу с соответствующим аппаратом. Положение о реорганизации органов управления и снабжения военных округов было утверждено в 1943 году.

Подытоживая сказанное, отметим, что созданная в годы Великой Отечественной войны централизованная структура органов управления, соединений, частей и учреждений тыла не только в полной мере отвечала возросшим требованиям войск, но и способствовала успешному решению ими боевых задач.

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Термин «тыловое обеспечение» введен в оборот в 1964 г., вобрав в себя транспортное, материальное и др. виды тылового обеспечения войск.

2 Управление возглавил интендант армии генерал-майор И. Губер. Ему подчинялись помощник интенданта, канцелярия и шесть отделений по видам снабжения.

3 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 16. Оп. 13. Д. 18. Л. 64—68.

4 Кстати, по признанию А.В. Хрулева, текст «Положения о полевом управлении войск» 1914 года удалось разыскать и использовать в 1941 году при подготовке новых документов по реорганизации Тыла Красной армии.

5 В реформе просматривались два этапа: первый (1921—1923 гг.), второй (1924—1926 гг.). На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение Вооруженных сил. Поэтапная демобилизация армии сопровождалась изменениями в комплектовании, снабжении, управлении, организационно-штатном устройстве войск. Главное содержание второго этапа составляли завершение процесса становления территориально-милиционного строительства, продолжение совершенствования аппарата управления, организационно-штатной структуры войск; переход к плановой боевой подготовке командных кадров в мирных условиях.

6 Первая «строевизация» проводилась в 1856—1857 гг., вторая — в 1905—1907 гг., а четвертая — в 50-х гг. ХХ столетия. Тогда на одном из совещаний назначенный на должность начальника Тыла ВС СССР маршал Советского Союза И.Х. Баграмян заявил: «Смелее выдвигать на хозяйственные должности строевых командиров и политработников». В этот период на первый факультет Военной академии тыла и транспорта было запрещено принимать офицеров, имевших воинское звание с добавкой «интендантской службы». Вскоре это нелепое ограничение отменили.

7 Оценивая организационную структуру материально-технического, медицинского и других видов обеспечения войск в сложное предвоенное время, А.В. Хрулев говорил, что она действовала «по принципу растопыренных пальцев».

8 Архив Генерального штаба. Ф. 10. Оп. 295. Д. 001. Л. 241.

9 Тыл Вооруженных Сил. 1991. № 9. С. 25.

10 Воен.-истор. журнал. 1961. № 6. С. 68, 69.

11 Тогда были утверждены «Положение об управлении Тылом Красной армии на военное время», «Схема организации органов управления Тылом».

12 Тыл Вооруженных Сил. 1990. № 1. С. 36, 37.

13 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 67. Оп. 12018. Д. 147. Л. 1—10, 42.

14 Надо отметить, что многие назначенцы не питали особой привязанности к тыловой работе и всячески стремились уйти на другие должности. Лишь И.К. Смирнов продержался около года, другие ушли через несколько месяцев. См.: Тыл Вооруженных Сил. 1988. № 12. С. 25.