Выборгское морское сражение. Русско-шведская война 1788—1790 гг.

image_print

Аннотация. В статье подробно освещается один из кровопролитных и знаковых периодов Русско-шведской войны 1788—1790 гг. Речь идёт о морских сражениях на Балтике, в которых принимали участие либо лично руководили боевыми действиями такие известные личности, как Василий Яковлевич Чичагов, и многие другие флотоводцы.

 Summary. The article details one of the bloodiest and most significant periods of the Russian-Swedish war of 1788-1790. Talking about naval battles in the Baltic, which were attended or led by such famous personalities as Vasily Chichagov and many other naval commanders.

История войн

 

ГРИБОВСКИЙ Владимир Юльевич — старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат исторических наук, профессор

(Санкт-Петербург. E-mail: himhistory@yandex.ru).

 

ВЫБОРГСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Русско-шведская война 1788—1790 гг.

 

Выборгское морское сражение произошло во время Русско-шведской войны 1788—1790 гг. Война была развязана шведским королём Густавом III (1746—1792), который решил воспользоваться благоприятной обстановкой для реванша за поражение от России в Северной войне 1700—1721 гг. и в Русско-шведской войне 1741—1743 гг. Благоприятная обстановка, по мнению короля, заключалась в том, что большая и наиболее боеспособная часть русской армии вела военные действия на юге против Османской империи (война 1787—1791 гг.), а российский флот готовился к походу в Средиземное море.

Шведский король почти 20 лет готовился к войне, уделяя особое внимание флоту. В его правление объём военного кораблестроения вырос в несколько раз и был сравним с временами правления короля Карла XI (конец XVII в.). При этом линейные корабли и фрегаты по традиции составляли корабельный флот (так называемый флот Орлогов), а основу гребного флота («армейский флот») составили гребные канонерские лодки и более крупные гребно-парусные суда новых типов.

Большинство новых судов были построены по проектам одного из лучших судостроителей XVIII века Ф. Чапмана, они имели некоторые преимущества перед судами российского флота соответствующих типов. Но и российский флот имел в своём составе наиболее сильные в то время трёхдечные линейные корабли1.

Замысел Густава III заключался в том, чтобы уничтожить российский флот, высадить десант вблизи Санкт-Петербурга и заставить Екатерину II принять его условия мира. Флот Орлогов он поручил вести генерал-адмиралу герцогу Карлу Зюдерманландскому (своему младшему брату), а армейский флот и войска собирался возглавить сам.

Однако король недооценил возможности российского флота на Балтике. Шведы в кампанию 1788 года смогли вооружить 15 линейных кораблей, 6 больших и 5 малых фрегатов. Когда флот Орлогов в июне подошёл к о. Гогланд, его встретили 17 российских линейных кораблей.

Командовать нашим Балтийским флотом был назначен адмирал С.К. Грейг, англичанин по происхождению, герой Чесменского сражения (1770 г.), бывший с 1787 года главным командиром Кронштадтского порта. Младшими флагманами при нём состояли контр-адмиралы Т.Г. Козлянинов и А.Г. Спиридов.

Силы противников были примерно равны, но в результате ожесточённого сражения С.К. Грейгу удалось заставить герцога Зюдерманландского отступить в Свеаборг. В кампанию 1789 года шведы потерпели неудачи при Роченсальме и при о. Эланд и не смогли помешать присоединению к нашему Балтийскому флоту кораблей из Архангельска. В эту же кампанию командовать Балтийским корабельным флотом вместо умершего С.К. Грейга был назначен адмирал В.Я. Чичагов.

В.Я. Чичагов родился в 1726 году, получил образование в Морской академии. Прошёл все ступени военно-морской службы, отличался хорошим знанием морского дела, командовал кораблями и эскадрами, в 1782 году получил чин адмирала.

В кампанию 1790 года Густав III решил повторить план 1788 года, для чего были мобилизованы все ресурсы флота и армии. Отличие было в том, что десант предполагался восточнее Выборга, а флот Орлогов должен был предварительно уничтожить часть российского флота, зимовавшего в Ревеле. Однако в Ревельском сражении шведы потерпели полную неудачу, а в восточной части Финского залива были отражены в сражении у Красной горки2.

В результате шведский армейский флот с десантом и потрёпанный флот Орлогов сосредоточились в Выборгском заливе, где оказались в блокаде с моря и с суши.

Блокада

Главные силы российского корабельного флота (аналог шведскому флоту Орлогов) в начале июня 1790 года составляли 30 линейных кораблей, в том числе 7 трёхдечных и 10 фрегатов (не менее 2718 орудий и 21 тыс. человек). Их дополнили 20 судов гребного флота под командованием капитана бригадирского ранга3 П.Б. Слизова4 и 8 гребных фрегатов. С севера шведам угрожали 52 гребных судна отряда вице-адмирала Т.Г. Козлянинова5, который находился на Транзундском рейде, опираясь на занятый русским гарнизоном Выборг.

Большая часть судов гребного флота под командованием К. Нассау-Зигена6 ещё вооружалась в Кронштадте. В.Я. Чичагов, ожидая их появления в Биорке-зунде, послал для поддержки Нассау три линейных корабля.

Степень укомплектованности российского флота личным составом можно представить по данным для арьергардной дивизии7 вице-адмирала А.В. Мусина-Пушкина8 в составе блокирующего флота адмирала В.Я. Чичагова.

Дивизия включала два 100-пушечных, два 74-пушечных, четыре 66-пушечных корабля и три фрегата. На 5 июня 1790 года на этих кораблях состояли 5148 человек, по штату требовалось 6283, следовательно, некомплект составлял 1182 человека. Отчасти он был компенсирован посадкой на суда 390 человек из армейских частей. Из офицеров не хватало двух капитан-лейтенантов.

Из 2906 матросов насчитывалось: матросов 1-й статьи — 32,3 проц., 2-й статьи «старых» — 35,3 проц., 2-й статьи из рекрутов — 32,4 проц.9

Из 450 человек морской артиллерии канониров: 1-й статьи — 15,6 проц., 2-й статьи «старых» — 44,4 проц., 2-й статьи из рекрутов — 40 проц.

Морские солдаты10: из 129 гренадеров: «старых» — 88,4 проц., рекрутов — 11,6 проц.; из 662 мушкетёров: «старых» — 74,2 проц., рекрутов — 25,8 проц.

Следует отметить, что достаточно опытные матросы составляли две трети экипажей.

Имея полуторное превосходство в количестве орудий главных сил и трёхдечные корабли, которых не было у шведов, адмирал В.Я. Чичагов проявил чрезмерную осторожность и своевременно не воспользовался благоприятной обстановкой для решительной атаки противника. Деморализованные неудачами на море шведы оказались в своеобразной ловушке, ограниченной островами, мелями и каменистыми банками. Но длительное бездействие российского главнокомандующего позволило противнику оправиться, предпринять меры к усилению обороны и к поискам выхода из опасного положения. Так, шведы ещё 27 мая высадили демонстративный десант восточнее Выборга, заняли пролив Биорке-зунд, а 5 июня атаковали отряд Т.Г. Козлянинова на Транзундском рейде, но были отбиты. Также безуспешны оказались и попытки арьергарда шведского гребного флота в июне пробиться из Роченсальма в Выборгский залив. Они были с потерями для шведов отражены отрядом капитана 2 ранга Р.В. Кроуна, занимавшего позицию западнее залива — у Питкопаса. Тем не менее инициатива вновь переходила к Густаву III. Свою нерешительность В.Я. Чичагов оправдывал неготовностью половины гребного флота, сложностью навигационной обстановки11, а отчасти и большим количеством больных на кораблях (на 14 июня — 1238 человек).

Передовые офицеры российского флота настаивали на энергичном наступлении с целью уничтожения противника. В частности, ещё 27 мая командир 66-пушечного корабля «Не тронь меня» капитан 1 ранга Д. Тревенен12 советовал воспользоваться блокадой и высадить десант у Стокгольма.

Д. Тревенен порицал осторожность В.Я. Чичагова, который не последовал сразу за шведами в Выборгский залив, чтобы немедленно их атаковать. При этом он ссылался на исторический пример. Осенью 1759 года в сражении при Кибероне английский адмирал Э. Хауке, имея 27 линейных кораблей, преследовал французский флот из 21 корабля под командованием маршала де Конфланса. Несмотря на навигационные опасности — прилив, сильное волнение при порывистом ветре — английский флагман, вступив в бой, вошёл вслед за французами в Киберонский залив (бухту). Англичане, потеряв 300 человек и два потерпевших крушение корабля, добились победы: два французских корабля были захвачены, пять сгорели или разбились, остальные были загнаны в устье реки и заблокированы.

Решительность английского адмирала и искусство его моряков действительно заслуживают высокой оценки. Однако положение адмиралов Э. Хауке и В.Я. Чичагова было совершенно разным. В распоряжении англичанина находилась только часть многочисленного флота (до 150 кораблей), и возможные потери не могли изменить соотношение сил на море. Русский же адмирал должен был рискнуть всем флотом, и потеря нескольких кораблей могла не только уравнять силы противников, но и обеспечить шведам превосходство в силах, достаточное для высадки десанта на южный берег Финского залива вблизи столицы.

Потери же, особенно навигационные, были неизбежны. Учитывая степень изученности шхер и известные нам карты побережья того времени, входить в залив без тщательного промера и обвеховывания13 фарватера было более чем рискованно. Д. Тревенен сам убедился в опасности плавания вблизи берегов Финского залива, потеряв в кампанию 1789 года корабли «Родислав» и «Северный Орёл».

Английский адмирал Г. Нельсон говорил, что если хороший командир разбил свой корабль, то ему надо дать другой. Примерно так поступил и В.Я. Чичагов с Д. Тревененом, поручив ему 66-пушечный «Не тронь меня». Но рисковать столицей адмирал не мог: флот был её щитом. Сейчас положение В.Я. Чичагова мы можем сравнить с положением английского адмирала Д. Джеллико в 1914 году, когда от мощи вверенного ему флота (Гранд Флита)14 зависели безопасность Британских островов и отчасти исход всей войны. Поэтому Джеллико не рвался в Гельголандскую бухту, где мог подставиться под торпеды германских миноносцев и подводных лодок, а ограничился дальней блокадой Германии и держал Гранд Флит в готовности в Скапа-Флоу на Оринейских островах. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Корабли с вооружением из 100 пушек, которые устанавливались на трёх непрерывных палубах (деках), в отличие от двухдечных, имевших 60—74 орудия.

2 Подробнее см.: Грибовский В.Ю. Выборгское морское сражение 1790 г. «Трафальгар Балтики». СПб.: Центр сохранения культурного наследия, 2011.

3 Капитан бригадирского ранга — во второй половине XVIII в. флотский чин, введённый вместо капитан-командора, занимал промежуточное положение между капитаном 1 ранга и контр-адмиралом.

4 Слизов Пётр Борисович — образование получил в штурманской роте, 1757 г. — подштурман, участвовал в боях под Кольбергом в 1758—1761 гг., в 1789 г. произведён в капитаны бригадирского ранга, командовал гребным флотом. Гребной (галерный) флот — основан Петром I для действий в мелководных и шхерных районах. Аналог шведскому армейскому флоту с тем отличием, что у нас основным боевым кораблём была галера, хотя имелись и более крупные суда.

5 Козлянинов Тимофей Гаврилович — окончил Морской шляхетный кадетский корпус, мичман с 1769 г. Участник Русско-турецкой войны 1768—1774 гг., в 1789 г. произведён в вице-адмиралы, командовал эскадрой.

6 Нассау-Зиген, принц Карл Генрих Николай Оттон — принят в русскую службу в 1788 г. с чином контр-адмирала, командовал флотилией Черноморского гребного флота, отличился в сражении при Очакове в июне 1788 г. В 1789 г. произведён в вице-адмиралы и назначен командовать Балтийским гребным флотом.

7 Арьергардная дивизия — замыкающее соединение в боевом порядке флота.

8 Мусин-Пушкин Алексей Васильевич — получил образование в Морской академии, мичман с 1751 г., в 1787 г. произведён в вице-адмиралы, с 1789 г. — флагман в Балтийском флоте, командовал дивизией в кампанию1790 г.

9 В переводе на современные понятия рекрут-новобранец, «старый» — матрос 2-й статьи, обученный матрос, матрос 1-й статьи — опытный матрос.

10 Морские солдаты — часть команды корабля, вооружённая ружьями (мушкетами), предназначались для ближнего и абордажного боя, высадки десантов.

11 Навигационная обстановка — условия для плавания.

12 Тревенен Д. — англичанин на русской службе, отличился в войне 1788—1790 гг.

13 Обвеховывание — обозначение фарватера вешками (палки на якорях).

14 Гранд Флит — официальное наименование главных сил английского флота в 1914—1918 гг.