Все девушки и женщины обязаны пройти Всевобуч и допризывную подготовку…

Аннотация. В предлагаемой статье автор открывает ещё одну страницу участия женщин в военном строительстве.

Summary. In the proposed article, the author opens a new page of women’s participation in military buildup.

ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ

 

Романишина Вероника Николаевна — доцент кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук

(Москва.E-mail: veronika.romanishina@yandex.ru).

 

«ВСЕ ДЕВУШКИ И ЖЕНЩИНЫ ОБЯЗАНЫ ПРОЙТИ ВСЕВОБУЧ И ДОПРИЗЫВНУЮ ПОДГОТОВКУ…»

 

В наши дни прохождение женщинами военной службы в армии, правоохранительных органах стало вполне обычным явлением. По некоторым оценкам, в Вооружённых силах России насчитывается не менее 300 тыс. женщин-военнослужащих и гражданского персонала1.

До 1914 года женщины привлекались на театр военных действий исключительно в качестве медицинского персонала. Новую страницу в истории женского участия в военных конфликтах открыла Первая мировая война. Именно в этот период женщины смогли занять в армии различные должности от делопроизводителей и переводчиков до связистов, разведчиков, шофёров, лётчиков.

Однако наиболее масштабные изменения в области женской эмансипации произошли в послереволюционный период в Советской России. Принцип равенства женщин в правах с мужчинами «в государственной, хозяйственной и общественно-политической жизни» был закреплён уже в Конституции РСФСР 1918 года. Политика нового государства была направлена на вовлечение женщин в социалистическое строительство и охватывала разные сферы деятельности.

Особое внимание уделялось революционной пропаганде. После Первого Всероссийского съезда работниц и крестьянок России, состоявшегося 16—21 ноября 1918 года, по решению ЦК РКП(б) при губернских комитетах (губкомах) были созданы комиссии по пропаганде и агитации среди женщин. Съезд послужил стимулом к активизации женской инициативы на местах. Спустя год данные комиссии были преобразованы в женские отделы (женотделы) при местных комитетах РКП(б). В первом Женотделе ЦК РКП(б) в 1919 году работали И.Ф. Арманд, А.М. Коллонтай, Л.Р. Менжинская, А.В. Артюхина, К.И. Николаева, В.А. Майорова, М.П. Голубева, С.Н. Смидович и другие видные деятели партии2. Женотделы участвовали в создании комитетов помощи больным и раненым красноармейцам, а после Гражданской войны — в борьбе с голодом и разрухой, организовывая субботники, эвакуационные пункты, общественные столовые, детские интернаты.

В годы войны во все губернии бывшей Российской империи направлялись большевистские агитаторы. Уже в середине октября 1919 года, в период самых напряжённых боёв, было проведено Первое Всероссийское совещание губернских организаторов по работе среди женщин. На нём отмечалось, что основной целью и задачей является «укрепление сил революции путём привлечения работниц к единой с рабочими борьбе за торжество революции, к единому с ними строительству… коммунизма»3. При этом губернских организаторов призывали не ограничиваться в агитации листовками и брошюрами, а непосредственно привлекать женщин «к тем или иным формам революционной борьбы». Также предлагалось обратить особое внимание на работу с женщинами-крестьянками.

Губернии должны были отчитываться перед Центром о проделанной работе. Например, в отчёте Пензенскогогубкома сообщалось следующее: «По всем предприятиям были проведены митинги на тему “Значение делегатских собраний работниц” и были произведены выборы делегаток по норме представительства от 50 — одна. Первое делегатское собрание в городе было проведено 4 января 1920 г. К первому делегатскому собранию было избрано 55 женщин, из которых только 14 были коммунистками. До конца марта в губернии было проведено 3 делегатских собрания»4. Также сообщалось о создании справочных бюро на предприятиях, о проведении за месяц 50 митингов, об организации женотделом воскресников «для женщин коммунисток и сочувствующих», о проведении «недели фронта». В губернии занимались и практической работой: обследованием детских домов, организацией недели сбора помощи для поддержки Красной армии5. Отчёты, аналогичные представленному, поступали и из других губерний.

Практически сразу после октября 1917 года, учитывая дальнейшую эскалацию Гражданской войны, женщин стали активно привлекать в военной службе: они проходили краткосрочные курсы по военному делу и оказанию медицинской помощи, а затем направлялись на фронт или на охрану стратегически важных объектов; занимались окопной работой; несли милицейскую службу. Численность отрядов работниц, направленных на фронт, только из Петрограда осенью 1919 года составила более 1,5 тыс. человек6.

В составе Центрального отдела по работе среди женщин ЦК РКП(б) был создан подотдел для работы в армии, который в различные годы возглавляли И.Ф. Арманд, А.М. Коллонтай, С.Н. Смидович, К.И. Николаева.

Резолюция Третьего Всероссийского съезда профессиональных союзов, состоявшегося в 1920 году, включала пункт о работе женщин в пользу Красной армии, согласно которому предлагалось привлекать их для оказания помощи в госпиталях, а также открывать курсы для санитарок и «красных сестёр», где помимо учёбы следовало читать лекции по политической грамотности. Кроме того, планировалось направлять женщин для работы в справочных бюро, в эвакуационных пунктах и книжных киосках7.

В годы Гражданской войны женщины получили возможность учиться на различных военных курсах. В Московском Кремле в 1918—1920 гг. функционировали Первые московские пулемётные курсы. Кроме строевых и классных занятий курсанты несли охрану территории. Были открыты кавалерийские курсы, впоследствии преобразованные в Первую Советскую московскую кавалерийскую школу, выпускницы которой служили в Первой конной армии С.М. Будённого.

В 1922 году эту школу с наградой «золотыми часами» и со званием командира взвода окончила Александра Павловна Богат. Интересно, что по традиции императорской армии в учётной карточке Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) она значилась как «Богат-Бочков Александр Павлович». Родилась Александра Павловна в 1898 году в крестьянской семье. В 20 лет оказалась на службе в Красной армии, с которой за три года прошла от Харькова до Чёрного моря — сначала в группе войск Сумского направления, затем в качестве комиссара сануправления дивизии и комиссара по эвакуации прифронтовой полосы. После выпуска была назначена командиром взвода 2-го эскадрона в 19-м кавалерийском полку 4-й кавалерийской дивизии Первой конной армии, затем — начальником разведки 21-го кавалерийского полка. В 1924—1927 гг. она окончила основной курс Военной академии имени М.В. Фрунзе, но по состоянию здоровья демобилизовалась. Находясь в запасе комсостава, Александра Павловна работала в Осоавиахиме по подготовке трудящихся женщин к обороне страны8.

В годы Гражданской войны в РККА служили 66 тыс. женщин9. Конечно, такая численность в масштабах армии была незначительной, но и это количество можно считать феноменальным явлением для начала XX века. В 1917—1928 гг. за боевые отличия и заслуги 69 участниц Гражданской войны10 были награждены высшей наградой Советской России — орденом Красного Знамени, из них 39 женщин — в 1928 году, в ознаменование десятилетия РККА.

На завершающем этапе войны, когда советская власть была установлена на значительной территории бывшей Российской империи, вопрос получения женщинами военного образования и прохождения ими службы в РККА стал предметом активных дискуссий. Н.И. Подвойский11 и А.М. Коллонтай12 считали военную службу женщины средством обеспечения её фактического социального равенства с мужчинами. Вопрос о военном обучении женщин активно обсуждался на Втором Всероссийском совещании губернских организаторов, проходившем 27 марта — 6 апреля 1920 года. С докладом выступал Н.И. Подвойский. По итогам совещания были подготовлены циркулярное письмо и тезисы о необходимости привлечения женщин во Всевобуч, а также об их участии в создании милиционной армии13. На Всероссийском совещании работниц, состоявшемся в 1921 году, Н.И. Подвойский также выступал с докладом. Первый пункт резолюции устанавливал, что «все девушки и женщины обязаны пройти Всевобуч и допризывную подготовку, привлекая их через Ревкомы и РКСМ, а также через Парткомы». Пункт третий гласил: «Вся тыловая военная служба должна находиться в руках женщин, для чего нужно постепенное вовлечение их в школы Всевобуча»14.

Гражданская война поставила ряд задач стратегического характера, одной из которых являлась подготовка командных кадров. С этой целью в 1918 году была образована Академия Генерального штаба РККА, в 1921 году переименованная в Военную академию РККА (далее — академия). В первые годы её существования состояние образовательного процесса оставляло желать лучшего. Так, комиссар академии В. Смирнов 4 марта 1920 года сообщал комиссару Всероссийского Главного штаба Д.И. Курскому, что «состав преподавателей Академии в общем совершенно случайный, не объединённых общими взглядами, ни любовью к делу», отмечая, что значительная часть преподавателей не состоит в штате, хотя преподаватели таких курсов, как стратегия и тактика, должны быть штатными. Также Смирнов писал о неудовлетворительной постановке учебного дела и методике преподавания предметов, а также о нехватке времени для самостоятельной работы в связи с большой загруженностью в академии. Так, на лекции отводилось 900 часов и, в результате вместе с практическими занятиями и общеобразовательными предметами слушатели были заняты по 10—13 часов15. В. Смирнов предлагал «немедленно создать комиссию по пересмотру программы и методов преподавания в академии».

На 26 февраля 1920 года численность слушателей академии составляла 750 человек16. При этом желавших учиться было достаточное количество, в связи с чем, военком академии обратился в Реввоенсовет Республики с просьбой прекратить набор17.

Женщины-сотрудницы академии активно вовлекались в трудовую и политическую деятельность. Согласно списку сотрудников академии (161 человек), подлежавших назначению на «снеговую повинность» 22 февраля 1920 года, значилась 51 женщина18. В академии проводились общие собрания женщин, на которых обсуждались различные вопросы. Например, в повестке заседания 16 декабря 1921 года, на котором присутствовали 58 человек, был заслушан доклад на тему «Новая экономическая политика и задача работниц», после чего состоялись выборы делегаток в райком женского отдела (от академии была избрана одна делегатка, Полякова)19.

В феврале 1920 года из-за острого недостатка соответствующих специалистов для службы «на восточных окраинах и сопредельных странах Среднего, Ближнего и Дальнего Востока, а также для службы по военно-дипломатической части» при академии было открыто Восточное отделение20. Согласно «Положению о Восточном отделении Академии Генерального штаба», предполагалось ежегодно зачислять на отделение 20 человек из числа желающих и выдержавших вступительный экзамен в академию, и 20 человек, командируемых Комиссариатом иностранных дел также после «особого испытания». Кроме языков — турецкого (2 наречия), персидского (2 наречия), индустани, английского, основ арабского языка, китайского, японского, корейского и монгольского — изучались специальные предметы, положенные по общей программе академии21.

С апреля 1924 года начальником Военной академии РККА был назначен М.В. Фрунзе, занимавший эту должность до своей смерти в январе 1925 года. Именно с его именем связано проведение в академии целого ряда реформ. Были пересмотрены программы всех учебных дисциплин, переработаны учебные материалы, была значительно расширена программа изучения опыта Гражданской войны22. Особое внимание уделялось практическим занятиям в поле и в войсках; практиковалась лабораторная методика преподавания. Акцентировалось внимание на теориях тактики и военного искусства, в т.ч. оперативной стратегии23. Основными предметами стали оперативное искусство, тактика, стратегия, социально-экономические дисциплины, история войн, военного искусства, иностранные языки. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шойгу поздравил 326 тыс. служащих женщин с наступающим 8 марта. См. интернет-ресурс: https://ria.ru (дата обращения: 6 марта 2017 г.).

2 Аверьянова А.К. Первый Всероссийский съезд работниц. См. интернет-ресурс: http://www.a-z.ru.

3 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 10. Д. 1. Л. 1.

4 Там же. Ф. 71. Оп. 34. Д. 1838. Л. 45.

5 Там же.

6 Подсчитано по: Богат А.П. Работница и крестьянка в Красной Армии. М.; Л., 1928. С. 42—44.

7 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 9. Л. 23.

8 Российский государственный военный архив (РГВА). УПК № 24178; Богат А.П. Указ.соч. С. 8—10.

9 Чирков П.М. Женщины в Красной Армии в годы гражданской войны и империалистической интервенции (1918—1920) // История СССР. 1975. № 6. С. 107; Женщины Страны Советов: краткий исторический очерк. М., 1977. С. 86.

10 Подсчитано автором по: Приказ Революционного Военного Совета Союза СС Республик по личному составу армий от 23 февраля 1928 г. № 101 г. Москва; РГВА. Ф. 28361. Оп. 1. Л. 31; Музалевский М.В. Героини Гражданской войны. М.: Кавалеръ, 2015.

11 Подвойский Николай Ильич — начальник Всевобуча (всеобщее военное обучение утверждено Декретом ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г.) и частей особого назначения в 1919—1923 гг., член реввоенсовета ряда армий и председатель Высшей военной инспекции.

12 Коллонтай Александра Михайловна — народный комиссар общественного призрения в первом составе Совета народных комиссаров РСФСР; с весны по осень 1919 г. являлась наркомом пропаганды и агитации Украины, членом правительства Крымской республики и начальником политотдела Крымской армии.

13 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 23. Л. 3.

14 Там же. Д. 6. Л. 32.

15 РГВА. Ф. 24696. Оп. 1. Д. 6. Л. 185.

16 Там же. Л. 49.

17 Там же. Л. 27.

18 Там же. Л. 70.

19 Там же. Д. 8. Л. 5.

20 Густерин П.В. Восточный факультет Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе.// Воен.-истор. журнал. 2015. № 2. С. 32—37.

21 Там же. С. 33.

22 Академия имени М.В. Фрунзе. М.: Воениздат, 1973. С. 71.

23 Там же. С. 74, 75.