Возвращение «Авроры»

 Р.Ш. НЕХАЙ — Возвращение «Авроры». Новая жизнь легендарного крейсера

R.Sh. NEKHAY — Return of «Aurora». The new life of the legendary cruiser

Аннотация. В статье рассказывается об итогах крупномасштабного проекта реконструкции легендарного крейсера «Аврора», создании на его базе новой экспозиции Центрального военно-морского музея; раскрывается значимость корабля как ценного объекта культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга и Военно-морского флота России.

Summary. The article describes the results of large-scale renovation project of the legendary cruiser ‘Aurora’, a new exposition on her base of the Central Naval Museum; as well as importance of the ship as a valuable object of cultural-and-historical heritage of St. Petersburg and the Navy of Russia.

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

 

НЕХАЙ Руслан Шамсудинович — директор ФГБУ «Центральный военно-морской музей», генерал-майор запаса, кандидат политических наук

(Санкт-Петербург. E-mail: info@navalmuseum.ru).

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ «АВРОРЫ»

Новая жизнь легендарного крейсера

 

В сентябре 2014 года место своей вечной стоянки на Петроградской набережной временно покинул один из символов Северной столицы России — легендарный крейсер «Аврора». Тысячи петербуржцев и гостей города с нескрываемым интересом и волнением следили за проводкой массивного судна по невскому руслу через специально поднятые по этому случаю разводные мосты. Крейсер по решению руководства Минобороны России направлялся для капитального ремонта на Кронштадтский морской завод. Данному событию предшествовала кропотливая работа сотрудников Центрального военно-морского музея (ЦВММ) контр-адмирала в отставке Л.Д. Чернавина, Н.В. Шишковой и многих других по демонтажу и перевозке на временное хранение уникальных экспонатов из залов корабельного музея. Всего спустя два года «Аврора» вернулась на родные невские берега в своём первозданном историческом обличье, но уже оснащённая современными технологиями для использования корабля в качестве одной из самых посещаемых в Петербурге музейных площадок.

О судьбе крейсера, его участии в боевых действиях на море в начале ХХ века и событиях октября 1917 года написано множество научных работ и публицистических очерков. Сегодня трудно предположить, какой могла быть судьба корабля, если бы его экипаж не был связан с большевистской революцией. Другие крейсера, построенные по однотипным проектам, не дожили до наших дней. Крейсер 1 ранга Балтийского флота «Аврора» — третий корабль в серии «богинь» (наряду с «Дианой» и «Палладой) — был спущен на воду 25 мая 1900 года. В мире сохранились несколько военных судов подобного класса. Это японский броненосец «Микаса» (1900 г. постройки), с которым «Аврора» встречалась в Цусимском сражении; американский крейсер «Олимпия» (1985 г.); греческий броненосный крейсер «Авероф», отметивший свою очередную, 106-ю годовщину; и, наконец, самый старый английский «Уорриор», сошедший со стапелей в далёком 1860 году. Первенец броненосного флота — один из наиболее популярных экспонатов Национального музея Королевского ВМФ в Портсмуте (Великобритания). «Аврора» в своём нынешнем состоянии также является ценнейшим памятником мирового военного кораблестроения.

Стоит отметить, что наибольшие разрушения крейсер получил в годы Великой Отечественной войны. Экипаж корабля проявил мужество и героизм, защищая Ленинград на его подступах. Девять орудий с «Авроры» были демонтированы и установлены на рубежах между Дудергофскими высотами и Киевским шоссе. Десятое 130-мм орудие вместе с комендорами заняло боевые позиции на бронепоезде «Балтиец». В дни блокады сам корабль находился в гавани Ораниенбаума и серьёзно пострадал от бесчисленных обстрелов. В пробоины поступила вода, корпус оказался полузатоплен. В июле 1944 года крейсер подняли и отправили на ремонт в Ленинграде. В 1948 году «Аврору» пришвартовали у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовали как учебную базу Нахимовского военно-морского училища. В 1957 году корабль получил статус музея.

В процессе последней реконструкции специалистами Кронштадтского морского завода было проведено освидетельствование корпуса и механизмов судна. Их состояние эксперты признали удовлетворительным. Тем не менее потребовалось устранение целого ряда серьёзных дефектов. В ходе ремонта корабелы старались максимально сохранить как «родные» детали и механизмы крейсера, так и использованные свыше века назад материалы. Так, например, было решено оставить первоначальную внутреннюю зашивку пера руля «Авроры». Она была выполнена из тропического дерева тика, а затем покрыта медными листами. Бронзовую отливку пера руля обновили, а деревянные внутренности сохранили в первозданном виде.

Наибольшие по объёму работы по ремонту крейсера затронули подводную часть его корпуса. Был заменён весь проржавевший металл, подверглись полной очистке и окраске палубные надстройки. В качестве технических новаций на корабле были установлены самые современные системы пожаротушения, связи, водоснабжения, видеомониторинга.

Наибольший интерес посетителей крейсера должна вызвать его серьёзно расширенная музейно-выставочная экспозиция. В двух помещениях корабля восстановлена медицинская часть с демонстрацией исторических интерьеров столетней давности. Здесь разместилась экспозиция «Военно-морская медицина и морские врачи. Морские госпитали», посвящённая истории медицины и работе служившего на «Авроре» корабельного врача В.С. Кравченко. Он впервые в истории Российского флота применил на борту рентгеновский аппарат. Ещё одной новинкой стал экспокомплекс, посвящённый корабельной церковной службе.

Общее количество предметов новой экспозиции музея увеличилось более чем в два раза — до 538 экспонатов. Среди них много новинок: корабельные артефакты; личные вещи офицеров, мичманов и матросов корабля; ордена Красного Знамени и Октябрьской Революции, которыми «Аврора» была награждена в 1927 и 1968 гг. Вся экспозиция разместилась в девяти автономных помещениях, посвящённых различным этапам истории крейсера и Военно-морского флота России, быту и службе военных моряков, участию «Авроры» в дальних походах, мировых войнах и революциях.

Зал № 1 отражает краткую историю самого крейсера. На прежние места экспонирования вернулись художественные произведения, ранее украшавшие это помещение. К ним добавились картины современных художников, наглядно демонстрирующие основные вехи ратной жизни «Авроры». Большой мультимедийный контент, совмещённый с уникальной моделью крейсера, рассказывает о его архитектуре, вооружении и технических особенностях. Доминантой зала стал мультимедийный комплекс, дополняющий экспозицию уникальными световыми и звуковыми композициями.

Зал № 2 раскрывает быт и служебные будни матросов и офицеров Российского флота на рубеже XIX—XX вв. на примере легендарного крейсера. В экспозиции впервые представлены артефакты, имеющие отношение к несению службы на кораблях Российского императорского флота. В целях динамичного раскрытия данной темы использованы сцены голографического театра, ряд музейных предметов и большое количество плоскостных материалов. В частности, модель якоря Холла и две детальные схемы, показывающие работу якорного устройства.

Зал № 3 посвящён организации морского ведомства в России (1860-е гг. — начало ХХ в.); промышленным предприятиям, участвовавшим в строительстве Российского флота; постройке броненосных кораблей; развитию крейсерских сил (1860-е — середина 1890-х гг.); реализации кораблестроительных программ 1895 и 1898 гг.; проектированию и постройке крейсеров типа «Диана» («Диана», «Паллада» и «Аврора»); участию крейсеров «Паллада» и «Диана» в обороне Порт-Артура (1904 г.); службе «Авроры» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и её переходу на Дальний Восток. Главной темой зала стало участие крейсера в Цусимском сражении 14—15 мая 1905 года. Большой раздел экспозиции отведён возвращению «Авроры» в Россию, модернизации судна и переоборудованию в учебный корабль.

Зал № 4 рассказывает о дальних плаваниях и походах «Авроры» перед Первой мировой войной; отечественном кораблестроении и морской науке; вооружении и технических средствах флота того периода; действиях «Авроры» в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского флота в Первой мировой войне (1914—1918 гг.); участии команды крейсера в событиях Февральской революции в Петрограде и Октябрьском вооружённом восстании (25—26 октября 1917 г.). Доминантой зала стал макет «Штурм Зимнего дворца», который ранее располагался в экспозиции Центрального военно-морского музея, дополненный современными трактовками исторических событий. Там же представлены материалы, рассказывающие об «Авроре» в период Гражданской войны, а также этапах восстановления крейсера и его службе в качестве учебного корабля (1923—1940).

Зал № 5 представляет исторический период 1941—1960 гг. Экспозиция тематически разделена на два основных блока: Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и крейсер «Аврора» в послевоенное время (демонстрируются материалы, посвящённые нахимовцам на «Авроре», созданию музея на корабле и проведению ремонтных работ в разное время). В зале воспроизводится подлинная кинохроника периода блокады Ленинграда.

Зал № 6 собрал памятные подарки и голографические изображения моделей кораблей, построенных в те же годы, что и «Аврора», из фондов Центрального военно-морского музея. Также в зале запланирован показ временных выставок, тематически связанных с историей крейсера и Военно-морского флота.

Сотрудниками Центрального военно-морского музея подготовлен и ряд других уникальных новаций. В частности, совместно с командованием «Авроры» разработан торжественный морской ритуал встречи высших должностных лиц и почётных гостей, в котором принимает участие команда корабля. На крейсере сохранились 8 должностей военнослужащих, а «гражданский» штат филиала ЦВММ составляет 19 сотрудников.

Возвращение крейсера «Аврора» с Кронштадтского морского завода на место вечной стоянки и завершение крупномасштабного проекта по созданию новой экспозиции филиала ЦВММ на его борту стало очередной значимой вехой в реализации государственной концепции сохранения военно-исторического наследия России.