Воздушная оборона Москвы в годы Гражданской войны в России. 1919-1921 гг.

image_print

Аннотация. В статье раскрыты события, связанные с развитием воздушной обороны г. Москвы в годы Гражданской войны и военной интервенции в России в период 1919—1921 гг.

Summary. The article reveals the events related to Moscow’s air defence during the Civil War and military intervention to Russia in 1919-1921.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

 

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент

(Москва. E-mail: Lashkov3@yandex.ru).

 

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МОСКВЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ. 1919—1921 гг.

 

Подготовка к отражению воздушных налётов авиации Вооружённых сил Юга России. 1919 год

Временные успехи войск Белого движения в Поволжье заставили командование армии молодой Республики Советов вновь вернуться к вопросу организации защиты столицы от нападения с воздуха. Он напрямую был связан с подписанием 3 июля 1919 года главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР) генерал-лейтенантом А.И. Деникиным1 специальной директивы № 08878 (т.н. Московской директивы)2.

По словам главкома, «поход на Москву» был вызван «оптимизмом, которым жил тогда юг России»3. Начавшееся вскоре крупномасштабное наступление белых частей на курском и воронежском направлениях имело целью захват г. Москвы. Основная роль отводилась Добровольческой и Донской армиям. Реально, по оценке специалистов, в воздушных налётах на Москву, Тулу и другие объекты центральной области страны могло участвовать лишь 17 проц. всего состава боевой авиации белых войск.

5 сентября 1919 года под председательством Ф.Э. Дзержинского4 был образован Комитет обороны г. Москвы (в подчинении Реввоенсовета Республики) с одновременной организацией её воздушной обороны (ВО). Для прикрытия столицы с юго-западного направления в конце июня того же года был создан Тульский укреплённый район5. 5 июля исполняющему обязанности начальника обороны укрепрайона военному лётчику М.П. Строеву6 было поручено развернуть в его границах оборону от нападения с воздуха. Между тем обстановка на фронте заметно ухудшилась. 20 сентября Красная армия была вынуждена оставить г. Курск, позднее — пали города Воронеж и Орёл. В начале октября Партизанский генерала Алексеева полк вступил в пределы Тульской губернии. До столицы оставалось не более 250 км — расстояние «трёх корниловских переходов»7. К этому времени на 700-км линии фронта у белых войск имелось всего 14 исправных самолётов8. В частности, в районе Курска действовал 6-й авиационный отряд истребителей (1-го авиационного дивизиона), приданный 9 июля 1919 года 1-му армейскому корпусу Добровольческой армии (командир — генерал-лейтенант А.П. Кутепов9)10.

Естественно, о реальной воздушной угрозе г. Москве не могло быть и речи. Однако в руководстве Красной армии думали иначе. Согласно полученным разведывательным данным в районе г. Харькова белое командование планировало создать воздушную группировку, предназначенную для налётов на столицу РСФСР. Для этой цели предполагалось задействовать специальные аэропланы, способные выполнять сверхдальние беспосадочные полёты с пребыванием в воздухе до семи часов11.

До образования Московского укреплённого района организация столичной ВО была возложена на штаб командующего войсками Московского сектора. Её начальником (воздухообороны) стал военный лётчик Б.Ф. Гончаров12 (старший инженер-технолог Главвоздухофлота), руководивший ранее воздушной обороной Тульского укреплённого района. Комиссаром по совместительству был назначен военный комиссар РККВВФ В.П. Янушевский13. В состав авиагруппы ВО было выделено до 50 аэропланов истребительного типа14 (т.е. в 3,5 раза больше, чем имелось у белых на московском направлении). Основу зенитно-артиллерийской обороны столицы составили 10 зенитных артиллерийских батарей, развёрнутых по варианту № 1 (организация воздушной обороны г. Москвы 1918 г.), но с определёнными изменениями15. Огневые позиции подразделений, вооружённых орудиями образца 1900 года (с углами обстрела до 60—65º), преимущественно размещались на окраинах столицы (Сокольники, Измайлово, Рогожская застава и др.). В их задачу входило прикрытие города с воздухоопасных направлений. В самой Москве были развёрнуты специальные зенитные средства, имевшие мобильность и больший угол обстрела. Например, 3-я отдельная автозенитная батарея, прибывшая из г. Петрограда, заняла боевой порядок у Крымского моста16. Она взяла под защиту центральную часть города с размещёнными на её территории Кремлевским комплексом, Павелецким и Брянским (Киевским) вокзалами.

Авиационное прикрытие столицы осуществляли 1-й авиационный отряд истребителей, два авиаотряда от Московской и Егорьевской школ авиации, разведывательный и фотографический отряд, а также отряд связи17. Руководство авиацией воздушной обороны было возложено на военлёта А.В. Шиукова18.

С приближением противника к столице городской Комитет обороны на своём очередном заседании (2 октября) обсудил вопрос о состоянии воздушной обороны, позднее заслушал доклад её руководства о готовности столичной ВО к отражению воздушных налётов19. При этом особое внимание обращалось на организацию системы наблюдения, оповещения и связи20. Были приняты оперативные меры по увеличению количества ближних и дальних наблюдательных постов. Дальняя линия постов в течение месяца развернулась в городах Калуга, Юхнов, Серпухов, Кашира, Михайлов, Рязань, Луховицы, Воскресенск21. Одновременно было налажено взаимодействие с воздушной обороной Тульского укреплённого района через специального представителя столичной ВО лётчика-наблюдателя М. Нестерова22. Для организации контроля воздушного пространства были разработаны и введены в действие «Указания постам воздушного наблюдения»23, в основу которых были положены аналогичные указания, утверждённые в июле 1919 года применительно для ВО Тульского укрепрайона. В частности, старшим наблюдательных постов выдавались документы, предписывавшие местным военным властям, комиссарам и служащим телеграфа «в случае передачи телеграммы “Москва — Воздухообороне”, начинающейся словом “Воздух”… передавать такую телеграмму вне всякой очереди, прервав передачу других телеграмм, хотя бы срочно оперативных»24.

В дни празднования 2-й годовщины Октябрьской революции (6—7 ноября 1919 г.) поступила информация25 о возможности воздушного налёта противника на Москву. Вся столичная ВО была немедленно приведена в полную боевую готовность, а руководству авиационных школ, расположенных в городах Зарайск и Егорьевск, предписывалось установить дежурство в небе столицы силами одного авиазвена (два аэроплана истребительного типа). Дежурные аппараты должны были быть «готовы к вылету каждую минуту без задержки, иметь пулемёты»26.

Также наблюдательному посту (г. Рязань) ставилась задача немедленно телеграфировать в Управление ВО г. Москвы обо всех обнаруженных неприятельских летательных аппаратах и их движении в сторону Москвы, Егорьевска и Зарайска27. Но командование ВСЮР не имело возможности действовать в глубоком советском тылу в связи с распылённостью своей авиации по всему театру войны (один самолёт на 50 км фронта). Отсутствовал даже единый план её использования во время «московского похода». Этим объяснялось отсутствие воздушной поддержки белых войск в районе г. Воронеж (19—24 октября), что ускорило сдачу города частям Красной армии. В то же время белые лётчики практически бездействовали возле Киева в период наметившегося там «затишья»28.

С последующим отступлением Добровольческой и Донской армий на юг необходимость в организации воздушной обороны Москвы вновь отпала. Своей телеграммой от 18 ноября Б.Ф. Гончаров поставил начальнику связи столичной ВО задачу немедленно снять ранее развёрнутые наблюдательные посты (в Калуге, Сепухове, Юхнове, Кашире, Михайлове и Рязани) и старшим НП прибыть со всем телефонным имуществом в Москву.

5 декабря 1919 года Всероссийский Полевой штаб распорядился срочно отправить на Туркестанский фронт до 50 проц. зенитных батарей столицы, переформировав их в полевые подразделения29. Вскоре было решено расформировать и Управление ВО г. Москвы.

 

Защита неба столицы в период Советско-польской войны 1920 года

С началом Советско-польской войны третий раз за годы Гражданской войны и военной интервенции в России была восстановлена столичная воздушная оборона. На волне временных успехов польских войск возникла опасность прорыва её авиации к столице РСФСР. 5 апреля 1920 года было решено поставить на огневые позиции для воздухообороны Москвы 23 батареи, часть из которых предполагалось перевооружить 76,2-мм специальными зенитными орудиями образца 1914 года. В соответствии с распоряжением Начвсеросглавштаба от 31 мая того же года при 1-й Московской запасной артиллерийской бригаде началось формирование четырёх отдельных зенитных артиллерийских взводов. По мере формирования эти взводы занимали огневые позиции30. Каждый взвод состоял из двух орудий образца 1900 года. Они снабжались «15-вёрстными проводами» и пятью телефонными станциями каждый. Командирами взводов назначены бывшие фейерверкеры31. Позднее взводы были сведены в батареи. По согласованию с Комитетом обороны г. Москвы для усиления контроля со стороны официальных властей за состоянием воздухообороны в состав батарей были назначены комиссары.<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Деникин Антон Иванович (4(16) декабря 1872 — 8 августа 1947) — видный российский военачальник, политический и военный деятель Белого движения на Юге России, генерал-лейтенант (1916). Окончил Киевское пехотное юнкерское училище (1892) и Николаевскую академию Генерального штаба (1899). В Первую мировую войну: командир бригады, дивизии, армейского корпуса (1916 — апрель 1917), начальник штаба ВГК (апрель—май 1917), главнокомандующий армиями Западного, затем — Юго-Западного фронтов. В годы Гражданской войны в России: командующий (апрель—октябрь 1918), главнокомандующий Добровольческой армией (ноябрь 1918 — январь 1919), Вооружёнными силами Юга России (январь 1919 — январь 1920), Верховный правитель России (январь—апрель 1920). В дальнейшем в эмиграции.

2 Директива № 08878 («Московская директива») — оперативно-стратегическое целеуказание Вооружённым силам Юга России во время Гражданской войны овладеть столицей РСФСР г. Москвой.

3 Белая Россия 1917—1922 гг.: фотоальбом. М.: Посев, 2003. С. 111.

4 Дзержинский Феликс Эдмундович (30 августа (11 сентября) 1877 — 20 июля 1926) — российский революционер польского происхождения, советский политический деятель, глава ряда наркоматов, основатель и глава ВЧК. В годы Гражданской войны в России: председатель Комитета обороны Москвы (сентябрь 1919, октябрь 1920).

5 Постановлением РВСР от 28 июня 1919 г. для организации обороны Тулы и прилегающих районов в радиусе 30 км от войск Деникина был создан штаб обороны г. Тулы. Приказом РВСР № 1181/220 от 22 июля 1919 г. г. Тула превращалась в укреплённый район на правах крепости второго разряда с непосредственным подчинением РВСР.

6 Строев (Рихтер) Михаил Павлович (8(20) ноября 1887 — 1961) — российский (советский) военный руководитель и теоретик в области авиации, капитан русской армии, генерал-майор авиации (1940). Окончил Киевское военное училище (1908), Императорскую Николаевскую военную академию (1914), Киевскую школу лётчиков-наблюдателей (1917), Московскую авиационную школу (1918). Участник Первой мировой войны (1914—1918). В годы Гражданской войны в России занимал руководящие должности в РККВВФ. Начальник штаба управления ВВС (1924). Позднее на командных и преподавательских должностях в ВВС РККА. В годы Великой Отечественной войны: начальник авиаотдела 2-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта (октябрь 1943 — август 1944), начальник военного отдела Главного управления учебных заведений Министерства авиапромышленности (с августа 1944). С декабря 1948 г. в запасе.

7 Белая Россия 1917—1922 гг. С. 112.

8 Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. М.: Техника — молодёжи, 2000. С. 66.

9 Кутепов Александр Павлович (16(28) сентября 1882 — 26 января 1930) — русский военный деятель, генерал от инфантерии (1920), активный участник Белого движения. На военной службе с 1901 г. Окончил Петербургское пехотное юнкерское училище (1904). Участник Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1918) войн. В годы Гражданской войны в России в составе Добровольческой, позднее — Русской армий. Прошёл путь от командира роты до командира армейского корпуса. С ноября 1920 г. в эмиграции.

10 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 100. Оп. 3. Д. 860. Л. 120.

11 Там же. Л. 119.

12 Гончаров Борис Фёдорович (14(26) декабря 1882 — после 1926) — русский (советский) военный руководитель, военный лётчик, подполковник русской армии (1916). На военной службе с 1900 г. Окончил Киевский кадетский корпус (1900), Константиновское артиллерийское училище (1903), Михайловскую артиллерийскую академию (1911), Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (1913). Участник Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1918) войн. В годы Гражданской войны в России в рядах РККА: заведующий авиацией при военном руководителе Северной группы и Петроградского района (с марта 1918), старший инженер Технического комитета Главного управления РККВВФ (с декабря 1918), начальник воздушной обороны г. Тулы (с июня 1919), г. Москвы (сентябрь—декабрь 1919). В послевоенный период на ответственных административных должностях в ВВС РККА. В 1926 г. необоснованно арестован и осужден на 10 лет ИТЛ.

13 Янушевский Владимир Павлович (1897 — 20 июня 1937) — советский руководитель. Учился в Институте инженеров путей сообщения и военно-инженерном училище. В годы Гражданской войны в России: секретарь Моссовета (декабрь 1917 — июль 1918), член коллегии ВЧК (март 1918 — январь 1919), комиссар Главного управления РККВВФ (1919—1920). В послевоенный период на ответственных должностях в органах государственной безопасности, юстиции, на научной и хозяйственной работе. Необоснованно репрессирован (1937), реабилитирован (1990, посмертно).

14 Остапчук М.В. Противовоздушная оборона Москвы в 1918—1920 гг. // Вестник ПВО. 1960. № 5. С. 75.

15 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1023. Л. 8, 28.

16 Вестник ПВО. 1958. № 8. С. 36, 37.

17 Константинов А.У., Наземнов В.П., Поляков Г.П. Ордена Ленина Московский округ ПВО. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1981. С. 19.

18 Шиуков (Шиукашвили) Алексей Владимирович (19 февраля (4 марта) 1893 — 9 декабря 1985) — российский (советский) военный лётчик, авиационный конструктор, писатель, подпоручик русской армии (1917), полковник Советской армии. На военной службе с августа 1914 г. Окончил школу авиации при Одесском аэроклубе (1913), Военную авиационную школу (1915), Московскую авиационную школу (1916). Участник Первой мировой войны (1914—1918). В годы Гражданской войны в России занимал руководящие должности в РККВВФ. В послевоенный период на командных, административных и преподавательских должностях.

19 Остапчук М.В. Указ. соч. С. 75.

20 Противовоздушная оборона страны (1914—1995 гг.). М., 1998. С. 34.

21 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1069. Л. 65.

22 Там же. Л. 13.

23 Там же. Л. 2.

24 См.: Остапчук М.В. Указ. соч. С. 75.

25 Полученные сведения носили предположительный характер.

26 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1069. Л. 36.

27 Там же. Л. 38.

28 Кондратьев В., Хайрулин М. Указ. соч. С. 66.

29 РГВА. Ф. 37977. Оп. 3. Д. 5. Л. 3—12.

30 Остапчук М.В. Указ. соч. С. 76.

31 РГВА. Ф. 25883. Оп. 5. Д. 1093. Л. 6.