1

АНГЛО-ФРАНЦУЗСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО ВОКРУГ ПРОЕКТА СУЭЦКОГО КАНАЛА

Из истории военно-политических отношений

Мусаева Салихат Ибрагимовна — заведующая кафедрой истории стран Азии и Африки Дагестанского государственного университета, доктор исторических наук, профессор (г. Махачкала. E-mail: sirsa888@mail.ru)

Англо-французское соперничество вокруг проекта Суэцкого канала

Стратегическое значение кратчайшего водного пути между Западной Европой и Азией, Австралией, Восточной Африкой, включая районы нефтедобычи на Ближнем и Среднем Востоке, было признано ведущими державами мира в Конвенции относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, заключённой в 1888 году. Она гарантировала, что канал в военное и мирное время «всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага», в том числе «военных судов воюющих сторон»1. Ныне через канал проходят около 8 проц. всех мировых морских сообщений, доставляются 7—9 проц. нефти, импортируемой странами Евросоюза2.

Идея прокладки канала между Средиземным и Красным морями возникла в глубокой древности. По одной из версий впервые он был прорыт более четырёх тысяч лет назад при фараоне Сеострисе III3. Позднее проложить водный путь от Нила к Красному морю велел египетский фараон Нехо II (XVII в. до н.э.)4. Такие попытки предпринимались при Птолемеях и персидском царе Дарии I. По разным причинам канал то засыпали, то восстанавливали5. Очередную попытку соединить Александрию с одним из рукавов Нила в 1819 году предпринял основатель династии, которая руководила Египтом до середины XX века, Мухаммед Али6, но этот канал эксплуатировался недолго, вскоре он был засыпан песками.

14 июля 1854 года правителем Египта стал тот, с чьим именем связано рождение современного канала, — один из младших сыновей Мухаммеда Али, реформатор, либерал и западник Мухаммед Саид-паша7. Содержание его реформ напоминало Танзимат8 в Турции9. Преобразования, начатые Саидом и продолженные его преемником Исмаилом10, подорвали основы традиционного египетского общества и создали предпосылки для движения страны по капиталистическому пути, дали толчок её экономическому развитию11.

В отличие от реформ Мухаммеда Али, который, как отметил К. Маркс, был единственным человеком, способным добиться того, чтобы «парадный тюрбан в Османской империи заменила настоящая голова»12, при Саид-паше модернизация Египта носила ярко выраженный зависимый, прозападный, порой исключительно профранцузский характер. Ему, свободно владевшему французским и английским, но не знавшему языка своей матери — турецкого, не хватало таланта отца, чтобы вести реформы в правильном направлении и не попасть под чрезмерное влияние иностранцев. Дружба Саида с французским консулом Фердинандом де Лессепсом впоследствии привела к подписанию концессии на строительство Суэцкого канала, сыгравшей роковую роль в судьбе египетского народа.

Лессепс заинтересовался идеей его сооружения после того, как в 1835 году вернулся из Египта во Францию. Этот проект возник ещё при Наполеоне I, но порождённое ошибкой в расчётах инженера Ж. Лепера заблуждение, будто уровень воды в Красном море выше, чем в Средиземном, надолго задержало его реализацию13. Ошибку выявили П. Лаплас и Ф. Фурье. Новую жизнь проекту дали Б. Анфантен и Ф. Арль-Дюфур, который заинтересовал им Лессепса, обладавшего неуёмной энергией и умением убеждать сильных мира сего14.

Реализации идеи способствовали развитие капитализма, рост объёмов мировой торговли, увеличившие потребность европейских держав в более коротком морском пути в Индийский океан. По замыслу Лессепса, поддержанному императором Наполеоном III, Суэцкий канал должен был стать французским ответом на постройку англичанами железной дороги Александрия — Каир — Суэц между Средиземным и Красным морями.

Идея строительства канала вызвала недовольство официального Лондона, который оказывал сильное давление на турецкого султана и египетского правителя, чтобы воспрепятствовать её реализации.

Лессепс, используя тщеславие и слабость характера Саид-паши, убеждал своего друга, что согласием на строительство канала он увековечит свое имя. Саид-паша поддался уговорам, так как не предвидел ясных его отцу Мухаммеду Али последствий прокладки водного пути мирового значения — усиления натиска западных держав, перед которым Египет не мог устоять.

30 ноября 1854 года Саид-паша подписал концессионное соглашение о строительстве Суэцкого канала15 на крайне невыгодных условиях, усиливавших зависимость Египта от европейских держав, ускорявших его превращение в колонию.

Для сооружения и эксплуатации водного пути была создана возглавленная Лессепсом «Всеобщая компания морского Суэцкого канала». По условиям концессии она считалась египетским предприятием, должна была управляться по законам и обычаям Египта, а в вопросах эксплуатации канала выступать от имени египетского правительства. Капитал компании был определён в 200 млн франков (400 тыс. акций)16.

Преклонение Саид-паши перед Францией, излишняя доверчивость и влияние на него Лессепса вызывали опасения не только в Лондоне, но и в Стамбуле. Премьер-министр Турции в письме Саид-паше настаивал, чтобы тот отказался от французского проекта, подчеркивая: «Вспомните, какой ценой заплатил Ваш отец за доверие этому государству… Франция не в силах что-либо сделать ни в Вашу пользу, ни во вред, в то время как Англия может Вам навредить»17. Но Саид-паша не внял этому совету.

Лессепс, не получив одобрения турецкого султана, уговорил Саид-пашу выпустить 5 января 1856 года второй фирман о предоставлении концессии без разрешения сюзерена18. Принятые египетским правительством условия показывают, сколь легкомысленно оно относилось к проблеме, судьбоносной для страны, её будущего.

Прежде всего, обращает на себя внимание ничем не оправданный длительный срок концессии — 99 лет с момента открытия канала19. К тому же последующий его переход в собственность Египта был обусловлен выкупом оборудования канала, за которое компания могла запросить плату, непосильную для египетского правительства.

Из всех условий концессии наибольшее удивление вызывает параграф соглашения, касающийся перехода части земель Египта, являвшегося де-юре владением Османской империи, в собственность компании канала. Его широкое толкование позволяло создать колонию, иностранное государство внутри Египта20. Как видно, Саид-паша и его окружение не разобрались в предложенной им формулировке, не обратили внимания на то, какими опасностями чреват этот параграф21.

Египетское правительство освободило компанию Суэцкого канала от налогов, безвозмездно предоставило ей земельные площади, каменоломни, обязалось провести через пустыню канал для снабжения зоны строительства пресной водой из Нила22 и бесплатно предоставлять 4/5 необходимого числа рабочих23. На этом фоне особенно странным выглядело то, что по условиям концессионного договора Египту причиталось лишь 15 проц. прибыли от эксплуатации канала.

Сделка с Саид-пашой не означала, что так же успешно пойдут дела в Лондоне и даже в Париже. Французское правительство не слишком поощряло Лессепса. Парижские политики не верили в перспективность и успех строительства канала, полагая, что бывший дипломат намеревается лишь «выжать» деньги.

Добиться поддержки Лессепсу удалось не сразу. В 1855 году международное положение Франции обязывало её проявлять сдержанность. Вторая империя не желала идти на конфликт с Англией, так как была её союзницей в войне против России, вошедшей в нашу историю как Крымская (1853—1856 гг.). Быть осторожным Наполеона III заставляло и то, что в военном отношении Англия превосходила Францию. Однако он оказал Лессепсу — двоюродному брату своей супруги Евгении Монтихо неофициальную поддержку, понимая политическую и экономическую выгоду строительства Суэцкого канала. Есть также версия, что император негласно получил долю в компании Суэцкого канала24. Эта поддержка помогла Лессепсу разместить во Франции более половины акций компании25. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу (Константинополь, 29 октября 1888 г.) // Интернет-ресурс Правотека.ру. http://www.pravoteka.ru/pst/51/25192.html/.

2 Суэцкий канал под угрозой? // Интернет-ресурс ТПП-Информ. 2011. 8 февраля. http://www.tpp-inform.ru/security/943.html.

3 Щенников В. Суэцкий канал от фараонов до наших дней // Азия и Африка сегодня. 1999. № 11. C. 16.

4 Гальский Д. Великие авантюры. История создания Суэцкого и Панамского каналов. М.: Прогресс, 1986. C. 8.

5 Marlowe J. Anglo-Egyptian Relations 1800—1953. L., 1954. P. 61.

6 Мухаммед Али, Мехмет Али (1769—1849), правитель Египта в 1805—1849, основатель династии, правившей до Июльской революции 1952 г.

7 Саид-паша Мухаммед (1822—1863), правитель Египта (с 1854), один из сыновей Мухаммеда Али. Сторонник европеизации Египта.

8 Танзимат — название реформ и периода их проведения в Османской империи с 1839 до начала 70-х годов XIX в., вызванных кризисом османского феодального общества, социально-экономическими сдвигами первой трети XIX в., усилением национально-освободительной борьбы угнетённых народов Юго-Восточной Европы, обострением соперничества европейских держав на Балканах и Ближнем Востоке, угрозой дальнейшего распада Османской империи.

9 Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М.: Наука, 1965. C. 186.

10 Исмаил-паша (1830—1895), правитель Египта в 1863—1879 (с 1867 г. — хедив — титул египетских правителей в 1867—1914). Проводил реформы, способствовавшие капиталистическому развитию страны. В 1876 г. по настоянию европейских держав отстранён от власти турецким султаном.

11 Зеленев Е.И. Государственное управление Египтом и Сирией в Османский период в XVI — начале XX в. (Принципы и основные тенденции): Дис… докт. ист. наук. СПб., 2000. C. 232.

12 Маркс К. Русско-турецкие осложнения. Уловки и увёртки британского кабинета. Последняя нота Нессельроде. Ост-индский вопрос / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.: В 50 т. Т. 9. М.: Политиздат, 1957. C. 202.

13 Виноградов К.Б. Фердинанд Лессепс и строительство Суэцкого канала // Вопросы истории. 1969. № 11. C. 145.

14 Poydenot H. Le Canal de Suez. P., 1955. P. 12, 13.

15 Суэцкий канал: Факты и документы: Сб. ст. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. C. 47.

16 Суэцкий канал / Советская историческая энциклопедия: В 16 т. Т. 13. М.: Советская энциклопедия, 1971. П. 987.

17 Аль-Барави Р., Улейш М.Х. Экономическое развитие Египта в новое время. М.: Иностранная литература, 1954. C. 111.

18 Виноградов К.Б. Мировая политика 60—80-х гг. XIX в.: События и люди. Л.: ЛГУ, 1991.C. 32.

19 Hurewitz J. Diplomacy in the Near and Middle East. A documentary Record: 1535—1914. N.Y., 1956. P. 149.

20 Suttin A. Lifting the veil, British society in Egypt 1768—1956. L., 1988. P. 61.

21 Аль-Барави Р., Улейш М.Х. Указ. соч. C. 114.

22 Hurewitz J. Op. cit. P. 148.

23 Kienitz E. Der Suezkanal. Berlin, 1957. P. 110, 111.

24 Marlowe J. The Making of Suez Canal. L., 1964. P. 66, 67, 100, 122, 123.

25 Виноградов К.Б. Фердинанд Лессепс… C. 146.