Воинство небесное и земное

Аннотация. В статье рассказывается о содержании выставки в Государственном музее истории религии и судьбе представленных на ней экспонатов, связанных с Отечественной войной 1812 года.

Summary. The article describes the content of the exhibition in the State Museum of Religion’s History and the fate of presented here exhibits connected with the Patriotic War of 1812.

Военная летопись Отечества

 

Лучшева Зинаида Александровна — ведущий научный сотрудник Государственного музея истории религии, кандидат философских наук (Санкт-Петербург. E-mail: zluchsheva@yandex.ru)

Воинство небесное и земное

 

С 14 ноября 2012 года по 10 марта 2013 года в Государственном музее истории религии (г. Санкт-Петербург) работала выставка «Воинство небесное и земное», посвящённая двум юбилейным датам в российской истории — 1150-летию российской государственности и 200-летию Отечественной войны 1812 года. Посетители могли ознакомиться с уникальными памятниками отечественной истории и культуры, отразившими многовековые православные традиции российского воинства.

Вооружённые конфликты и войны неизменно сопровождали историю нашей страны. Перед лицом опасности, во время тяжких потрясений и бед люди нередко обращались к Богу, ища помощи и защиты, надежды и спасения. Поэтому вполне логично, что военная история России запечатлелась в религиозных образах, ставших неотъемлемой частью отечественной духовной культуры. Это в полной мере относится и к представленной на выставке иконе XVII века «Богоматерь Смоленская». Накануне Бородинского сражения икону пронесли по русскому лагерю, что способствовало укреплению в воинах веры в победу. Этот момент изображён на хромолитографии 1862 года «Молебен перед Бородинской битвой». Один из списков иконы находился у М.И. Кутузова в течение всей войны, был положен в изголовье его гроба, торжественно перевезённого из Бунцлау в Санкт-Петербург, и установлен над могилой полководца в Казанском соборе.

Особый интерес представляют и две другие иконы, связанные с историей Бородинского сражения. Это «Спас Нерукотворный» и «Распятие со святыми Адрианом и Наталией». Первая из них происходит из Спасо-Бородинского женского монастыря, основанного вдовой генерала А.А. Тучкова IV — М.М. Тучковой (1781—1852) на предполагаемом месте гибели её мужа в 1812 году — на Семёновских (Багратионовых) флешах, и была подарена Николаю II 26 августа 1912 года в связи со столетием Бородинской битвы; вторая также имеет не менее славную историю, о чём говорит табличка со следующей надписью: «Распятие Христа Спасителя, вылитое из офицерского знака, бывшего на груди поручика лейб-гвардии Финляндского полка Аполлона Никифоровича Марина в сражении под селом Бородиным в 1812 г. Знак сохранил жизнь Марина от картечной пули. Аполлон Никифорович Марин, прослужа 50 лет, умер в чине генерал-лейтенанта в 1873 году 9 августа в городе Воронеже». На обратной стороне иконы помещён текст о роде Мариных, посвятивших себя служению Отчизне. Так, сам Аполлон Никифорович (1790—1873), окончив Первый кадетский корпус, служил в пехоте, был неоднократно ранен, написал историю Финляндского полка. Будучи в отставке, устроил в Воронеже школу для крестьянских мальчиков, детей своих бывших крепостных.

Символично размещение на данной иконе рядом с распятием изображений святых мучеников Адриана и Наталии, день памяти которых отмечается православной церковью 26 августа. Именно 26 августа (7 сентября) 1812 года и состоялась битва при Бородино.

Военно-историческая составляющая иконы заключается ещё и в том, что в неё вмонтированы три медали — две серебряные и одна медная. Одна из серебряных медалей — «В память Отечественной войны 1812 г.», учреждённая указом «О пожаловании участников освобождения русской земли от нашествия Наполеона», выдавалась только участникам боевых действий, вторая — «За взятие Парижа 19 марта 1814 г.» — лишь тем, кто брал столицу Франции. Медная медаль у подножия креста — точная копия первой серебряной медали — была учреждена высочайшим манифестом от 30 августа 1814 года для награждения старшин в дворянском роду и купечества, содействовавших победе русских войск. Таким образом, так же как и само серебряное распятие, отлитое из офицерского знака, все три медали связаны с событиями Отечественной войны 1812 года и последовавших за ней Заграничных походов русской армии.

Ещё одна икона, представленная на выставке и связанная с историей Отечественной войны 1812 года, — это «Богоматерь Ченстоховская». Икона в серебряном окладе, выполненном мастером В. Поповым в Санкт-Петербурге в 1813 году, представляет собой список чудотворной иконы, находящейся в Польше, в Ченстоховском монастыре. В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия монастыря в благодарность за освобождение от наполеоновских войск поднесли генералу русской армии Ф.В. Остен-Сакену список с чудотворного образа. Генерал передал список М.И. Кутузову, который отправил икону в Санкт-Петербург. По распоряжению Александра I икона была оправлена серебряным окладом с драгоценными камнями и помещена в Казанском соборе.

К числу редких относится и экспонировавшаяся на выставке икона «Троица Новозаветная», на которой каждый лик Троицы виден только с одной стороны: слева — Иисус Христос, справа — Саваоф, анфас — Дух святой в виде голубя. Каждый образ виден под определённым углом и размещён на отдельных пластинках, поставленных вертикально на расстоянии друг от друга и содержащих только часть общего изображения. Подобный способ размещения цельной композиции на горизонтальной и вертикальных поверхностях встречается со второй половины XVIII века в светском искусстве и в религиозном — в изображении Троицы. На тыльной стороне мемориальная надпись, сделанная рукой князя Петра Алексеевича Волконского: «1812 года. В память моего спасения от неприятеля в Донском монастыре посвящает сий образ от трудов моих КПА Волконский».

На выставке был представлен и ряд экспонатов, задействованных при праздновании 100-летия Отечественной войны 1812 года. Это церковная утварь, иконы, хоругви, облачение священника, альбом цветных репродукций «За Веру, Царя и Отечество. Отечественная война 1812 года в картинах» (издание И.С. Лапина. Париж, 1912), икона «Спас Нерукотворный с избранными святыми», которая была «сооружена усердием Московских ремесленников в память столетней годовщины Отечественной войны 1812 г.».

Отдельный раздел экспозиции — это полковые церкви и их реликвии. Принадлежавшие военному ведомству, они занимали особое место в системе православных храмов. Так, во многих полковых церквах и храмах военных училищ на стенах укреплялись мемориальные доски с именами погибших в разных кампаниях воинских чинов: офицеров, как правило, поимённо, а солдат — общим числом. Здесь же хранились знамёна и всевозможные военные реликвии. Например, в Преображенском всей гвардии соборе хранились 488 знамён, 12 замков и 65 ключей от крепостей Турции и другие трофеи. В убранстве церквей могли быть использованы элементы воинской символики, в частности, изображения ордена Святого Георгия.

Каждый полк имел свой полковой храм, своих особо почитавшихся святых. Артиллеристы, почитавшие своим покровителем святого Сергия Радонежского, ещё в XVII веке возвели храм в Пушкарской слободе в Москве. Для него в 1688 году известным иконописцем московской Оружейной палаты П.Ф. Билигдиным была написана икона «Троица Ветхозаветная в бытии с хождением». Она также экспонировалась на выставке. Хотелось бы особо подчеркнуть, что иконы и богослужебная утварь полковых храмов часто являлись вкладом офицеров и рядовых воинских подразделений. Об этом свидетельствуют сопроводительные надписи с перечнем фамилий и званий всех дарителей, что придаёт этим памятникам мемориальный характер

Кроме полковых стационарных церквей, существовали походные церкви для проведения богослужений в походных, в том числе боевых условиях. Одним из центральных экспонатов выставки «Воинство небесное и земное» как раз и являлась такая походная церковь, кстати, специально отреставрированная к данной выставке.

Среди полковых икон, демонстрировавшихся на выставке, особый интерес посетителей привлекала икона в киоте «Богоматерь от бед страждущих», датированная 1896 годом. Икона была создана в ознаменование столетнего юбилея лейб-гвардии  1-й артиллерийской бригады. В нижней части киота находится металлическая табличка с текстом: «Ко дню столетия батареи 9 ноября 1896 года и в молитвенную память о собратьях-сослуживцах, убитых на поле брани и умерших на службе. От чинов 3-й батареи Л.ГВ. I-й артиллерийской бригады». Отметим, что сформированный 9 ноября 1796 года лейб-гвардии артиллерийский батальон (с 16 октября 1869 г. — лейб-гвардии 1-я артиллерийская бригада) ведёт свою историю от бомбардирской роты Преображенского полка и пушкарей Семёновского и Измайловского полков. За боевые заслуги 3-я батарея награждена знаками отличия на головных уборах и Георгиевскими серебряными трубами: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года», «За отличие в турецкую войну 1877 и 1878 годов» и юбилейной трубой с бантом из Андреевской ленты, пожалованной 9 ноября 1896 года в связи со столетием батареи.

Таким образом, выставка продемонстрировала ещё раз, сколь сильны были связи РПЦ с русской армией, что неизменно содействовало военно-патриотическому воспитанию личного состава Вооружённых сил Российской империи.