Военные священнослужители—тверичи в XVIII веке

Армия и общество

 

Матисон Андрей Викторович — заведующий отделом Центрального архива общественно-политической истории Москвы Главного архивного управления г. Москвы, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail:matisonav@yandex.ru)

 

«Отослан в армию в полки»

Военные священнослужители—тверичи в XVIII веке

 

Многие подробности о военном духовенстве России содержатся в капитальных работах, однако они в большей мере освещают организационные вопросы, сущность законодательных актов, участие священнослужителей в тех или иных военных кампаниях и т.п.1 Гораздо менее изученными остаются персональный состав клириков*, значившихся в воинских частях, их родословная, факты цивильного и воинского служения. Чрезвычайно важным, исправляющим эту диспропорцию, стало появление обстоятельного справочника, в котором собраны данные о лицах духовного звания, проходивших службу в военном ведомстве в конце XIX — начале XX века2. Вместе с тем в представленных в нём специальных работах сведения о военных священно-церковнослужителях других периодов представлены лишь фрагментарно. Более того, автор труда отмечает, что «совершенно не исследована история военного духовенства 1725—1800 гг.»3.

Традиционным источником истории военного духовенства являются фонды Российского государственного архива (для XVIII в. — канцелярии Святейшего Синода и канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода; для более позднего периода — документа Духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства)4. Но нельзя оставлять без внимания архивные свидетельства местных духовных учреждений, к примеру, материалы Тверской епархии**. Основное место среди них занимает делопроизводственная документация духовной консистории***, включающая дела о назначениях, перемещениях клириков, рукоположении в сан и др.5

Примечательны факты из биографии священника Никольской на Зверинце церкви Твери Василия Афанасьева, определённого в 1750 году для служения в Пермский драгунский полк вместо Павла Лавровского, постриженного в монашество и ставшего иеромонахом в Селижаровом монастыре6. Из материалов дела, сформированного в консистории, видно, что Василий являлся сыном пономаря Воскресенского собора Кашина и в 1742 году был рукоположен в сан диакона к Преображенскому кафедральному собору, а через семь лет — в сан священника к Никольской церкви. Правда, вскоре после перевода в армию, он ходатайствовал о возвращении в Тверь7.

В 1759 году один из диаконов епархии подал прошение в Тверскую духовную консисторию, в котором заявил о своём желании быть рукоположенным в сан священника к Покровской церкви Ржева, и сообщив, что прежний «вдовый» священник этой церкви Иван Иванов «отослан в армию в полки»8. Другие документы показывают, что Иван носил фамилию Попов, а его предки несколько поколений служили при той же Покровской церкви: отец — дьячком, дед — диаконом, прадед — священником. Сам же Иван женился на дочери священника, «в школах не был», с 1744-го служил при Покровской церкви дьячком, с 1749-го — диаконом и с 1756-го — священником9.

В другом деле, сформированном в консистории, сохранились сведения о том, что в 1762 году к Екатерининской церкви Ржева был определён армейский священник (место служения не названо) Иван Васильев, уже через год переведённый в село Дягунино Старицкого уезда10. Десять лет спустя в консисторию было подано прошение священника Великолуцкого пехотного полка Михаила Иванова. Он извещал, что в армию был определён «по вдовству» в 1760 году, а ранее служил при Вознесенской за Волгой церкви Твери. Одновременно ходатайствовал о возвращении в Тверь и назначении на место настоятеля к Екатерининской церкви11. Другие документы позволяют установить, что он с 1749 года служил пономарём Екатерининской церкви, а через десять лет был рукоположен в сан священника к Вознесенской церкви. Его отец, Иван Андреев, последовательно был дьячком, диаконом, священником Екатерининской церкви; там же служили все их предки и родственники (первый  известный представитель рода — священник Кирилл Григорьев; упоминается в 1677 г.)12.

Ещё одно консисторское дело связано с известной фигурой среди русского военного духовенства XVIII века — Лукианом Федотовым. В 1774-м, будучи протодиаконом Преображенского кафедрального собора Твери, он просил об увольнении его от должности «для определения во священника» к собору лейб-гвардии Преображенского полка13. Его отец, Федот Андреев, служил протоиереем Тверского собора, дядя (там же) — ключарём, родной брат — священником, а двоюродный брат — протодиаконом14. За службу при полковом соборе Лукиан Федотов был награждён саном протоиерея и в 1798 году удостоен в числе четырёх представителей белого духовенства****, «яко знатнейших пред прочим духовенством», высшей награды, доступной для клириков, — митры15.

В 1779 году священник Преображенской церкви Ржева Степан Сергеев ходатайствовал о рукоположении на своё место сына — дьячка городского собора. При этом проситель сообщал, что в 1740—1750 гг. служил настоятелем храма в селе Спасском Зубцовского уезда, а в 1758-м был назначен священником Тверского драгунского полка. Спустя четыре года он был определён к ржевской церкви16.

Об определении к Никитской церкви Твери просил (1780 г.) состоявший ранее среди армейского духовенства (конкретное место службы неизвестно) протоиерей Николай Алексеев. Его поддержали и прихожане, с тем чтобы «уволенного от полку» протоиерея определить к их храму, «поелику он в здешнем городе родился»17. Источники дают возможность выяснить, что Николай, носивший фамилию Блохин, до назначения в армию учился в Тверской духовной семинарии, был сыном пономаря Вознесенской церкви Загородского посада Твери и принадлежал к одному из старейших тверских священно-церковнослужительских родов (его предки не менее чем в шести поколениях служили при городских храмах)18. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Подробнее об историографии темы см.: Ивашко М.И. Русская Православная Церковь и Вооружённые силы в XVIII — начале XX вв.: Историографическое исследование. М., 2004; Котков В.М. Военное духовенство России: Страницы истории. СПб., 2003. Т. 1.

2 См.: Капков К.Г. Памятная книга военного и морского духовенства XIX — начала XX веков. Справочные материалы. М., 2008.

3 Там же. С. 26.

4 Там же. С. 7.

5 Подробнее о материалах для изучения биографий и семейной истории священно-церковнослужителей см.: Матисон А.В. Источники изучения генеалогии православного приходского духовенства России XVIII — начала XX вв. // 2000-летию Рождества Христова посвящается: Специальный выпуск «Вестника архивиста». М., 2001.

6 Государственный архив Тверской области (ГА ТО). Ф. 160. Оп. 3. Д. 1475. Л. 14, 14 об.

7 Там же. Л. 1, 2, 10 об., 14, 14 об.

8 Там же. Оп. 13. Д. 706. Л. 1, 2.

9 Там же. Д. 696. Л. 1, 1 об., 6; Д. 699. Л. 1, 1 об., 3, 3 об., 13 об.; Д. 705. Л. 1—3 об., 5; Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 350. Оп. 2. Д. 3538. Л. 81 об.; Холмогоров В., Холмогоров Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. XVII и XVIII столетия // Тверские епархиальные ведомости. 1894. № 1. Приложение. С. 9.

10 ГА ТО. Ф. 160. Оп. 13. Д. 204/9. Л. 1, 1 об., 6 об.

11 Там же. Оп. 3. Д. 447. Л. 5, 5 об., 7.

12 Там же. Д. 435. Л. 1, 3, 7. 7 об.; д. 438. Л. 4; д. 439. Л. 3; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 16060. Л. 70 об.

13 ГА ТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 833. Л. 1, 1 об.

14 Матисон А.В. Православное духовенство русского города XVIII века: генеалогия священно-церковнослужителей Твери. М., 2009. С. 104, 105.

15 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1. Т. XXV. № 18801.

16 ГА ТО. Ф. 160. Оп. 13. Д. 94. Л. 14, 14 об.

17 Там же. Оп. 3. Д. 1407. Л. 1, 2.

18 Там же. Д. 255. Л. 1, 1 об.; Матисон А.В. Православное духовенство… С. 99, 100.

* Священнослужитель, церковнослужитель.

** Епархия — церковно-административная территориальная единица.

*** Консистория духовная — орган церковного управления, ведавший делами епархии.

**** Вместе с Лукианом эту награду вручили двум протопресвитерам московских соборов и кафедральному протоиерею Киева.