Военно-голубиная связь в Красной армии накануне и в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Жарский Анатолий Петрович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат военных наук (191180, г. Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10)

ШЕПТУРА Владимир Николаевич — профессор Военной академии Генерального Штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук (тел. 8-495-438-99-45)

Военно-голубинная  связь в Красной Армии накануне и в годы Великой Отечественной войны

Голубиная связь1 была принята на вооружение Красной армии в 1929 году и с этого времени, несмотря на быстрое развитие технических средств связи, широко использовалась как вспомогательное средство вплоть до 1945 года. В ходе Великой Отечественной войны голуби использовались в основном в интересах разведывательных отделов армий, вместе с тем имели место случаи их успешного применения и для оперативной связи командования.

История применения голубей для военной связи2 уходит в далёкое прошлое. Известно, что древние египтяне, греки, римляне, персы и китайцы широко использовали голубей для передачи информации на бумажных носителях (в том числе и военного предназначения). Однако анализ ряда источников3 позволяет полагать, что толчком к повсеместному внедрению военно-голубиной связи (почты) во всех европейских армиях стал опыт успешного боевого применения голубей-«связистов» французами в ходе Франко-Прусской войны (в 1870 г. при обороне Парижа). Из осаждённого города на воздушных шарах были доставлены 363 голубя, многие, из которых вернувшись в Париж, принесли значительное количество голубеграмм4 (служебных записок и микрофотоснимков)5.

Уже в 1874 году в Германии (во всех крепостях), а позднее и в других европейских армиях создаются штатные подразделения голубиной почты (военно-голубиные станции).

В Россию почтовые голуби для организации военно-голубиных станций (вгс) в крепостях Варшавского военного округа (Брест-Литовске, Варшаве, Новогеоргиевске) были специально завезены из Бельгии в 1885 году. Позднее в приказе по военному ведомству № 46 (1888 г.) было объявлено «Положение о Военно-голубиной почте», которое устанавливало штаты, порядок подчинённости и жизнедеятельности вгс.

В соответствии с этим положением вгс в зависимости от числа направлений, по которым поддерживалась голубиная связь, подразделялись на четыре разряда (I разряд — на четыре направления, II — на три, III — на два и IV разряд — на одно). Каждая станция имела соответственно разряду от 1 до 4 голубятен по 125 пар голубей в каждой6.

Каждому голубю на восьмой день после его рождения надевалось на лапку родовое кольцо с государственным гербом (на кольце были также обозначены: год рождения голубя и его номер, а также номер станции), а через 1,5 месяца на крыло ставилось ещё и клеймо, также с обозначением номеров станции и голубя. На каждой станции вёлся список голубей с отметками о направлении и дальности их дрессировки. К началу Первой мировой войны по военно-инженерному ведомству числились 10 штатных военно-голубиных станций. Кроме того, некоторые крепости и воинские части содержали свои (нештатные) станции.

К сожалению, авторы не располагают значительным объёмом сведений о боевом применении вгс в годы Первой мировой войны7. Хотя если учесть, что длительный период война носила позиционный характер, вполне можно предположить, что военно-голубиные станции нашли своё применение. Вместе с тем интерес к военно-голубиной связи после войны по-прежнему сохранялся, а теория и практика использования голубей в качестве подвижных средств связи продолжали развиваться.

В 1925 году в целях подготовки почтовых голубей для использования в интересах обороны государства решением Советского правительства создаётся единый центр голубиного спорта при Центральном совете Осоавиахима СССР, а в 1928 году заместитель наркома по военным и морским делам СССР И.С. Уншлихт предлагает Распорядительному заседанию Совета труда и обороны ввести в Советской Республике «военно-голубиную повинность».

В своей докладной записке по этому поводу он, в частности, писал: «Для удовлетворения потребности РККА в военное время почтовыми голубями, необходимыми для службы связи, Наркомвоенмор считает своевременным установление военно-голубиной повинности… [При этом] возможность использования почтовых голубей во вред интересам Союза ССР диктует необходимость воспрещения содержания и разведения почтовых голубей учреждениями и лицами, не зарегистрированными в органах НКВМ и Осоавиахима, а равно запрещения всем, за исключением органов НКВМ, вывоза почтовых голубей из пределов Союза ССР и ввоза их из-за границы»8.

И хотя этот проект в полном объёме реализован не был, в 1929 году приказом Реввоенсовета «О принятии на вооружение системы голубиной связи» использование голубей в военных целях было узаконено. В 1930 году было издано и первое «Руководство по боевой подготовке войск связи РККА для частей военного голубеводства», а для военных тренеров-селекционеров почтовых голубей учреждена военно-учётная специальность (ВУС) № 16.

Военно-голубиные станции подразделялись на постоянные (стационарные) и подвижные. Постоянные станции входили в окружной (фронтовой) комплект частей (подразделений) связи, а подвижными (на автомобильной или гужевой базе) должны были быть укомплектованы все корпуса9.

Срок установления связи для постоянных голубиных станций определялся временем, необходимым для выделения и доставки голубей в пункт расположения поста голубиной связи. При перевозке голубей в автомобиле или в мотоцикле на расстояние 100 км связь устанавливалась за 2 часа. Срок установки связи с подвижной станции определялся временем, необходимым для подготовки голубей на новом месте стоянки и для доставки их на пост. Считалось, что подвижная станция может развернуть голубиную связь на четвёртый день10. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Применение голубей для обмена информацией в целях управления войсками именовалось в официальных документах руководства Красной армии голубиной связью, а не голубиной почтой, как это даётся в некоторых источниках.

2 Примеч. авт.: Использование голубей для связи возможно благодаря их природной способности (усиленной подбором, скрещиванием и тренировкой) находить путь к месту своего постоянного жительства (к своему гнезду, к своей паре (самке или самцу)) на больших удалениях (до 1000 и более км) и после продолжительного отсутствия (до двух лет). Продолжительность жизни голубя составляет примерно 25 лет, однако служить «почтарями» они могли не более 15.

Родоначальниками большинства разновидностей европейского почтового голубя считаются каррьер и чайка, однако в чистом виде эти породы для военно-голубиной связи не применялись. Использовались бельгийские (антверпенские, брюссельские, люттихские и др.) породы выносливых почтовых голубей, полученных благодаря удачному скрещиванию с другими видами.

3 См. например: Военная энциклопедия. М.: Изд-во Сытина. Т. VI. С. 502—504; Дратвин М.И. Служба связи. Эволюция и тенденции развития средств связи. М.: Учебный отдел Академии ГШ РККА, 1937. С. 39.

4 Голубеграммы (депеши), пересылавшиеся с голубями, писались на тонкой (папиросной) бумаге, вкладывались в стволик гусиного пера и прикреплялись к крепкому перу в хвосте голубя или помещались в лёгкий металлический контейнер (портдепешник), который прикреплялся к лапке птицы. Если нужно было передать длинный текст, то делали микрофотоснимок (с уменьшением до 800 раз) и переводили его на тоненькую пленку из коллодия — «пелликюлю». Доставка корреспонденции осуществлялась со средней скоростью 60—70 км в час (однако иногда голуби могли лететь со скоростью до 100 км в час). В связи с тем, что голубь мог нести на себе груз до 75 граммов (около 1/3 собственного веса), его иногда приспосабливали к фотосъёмке местности.

5 Военная энциклопедия. Т. VI. С. 502.

6 Штат станций даётся в соответствии с «Положением о военно-голубиной почте». Приказ по военному ведомству № 46 (1888 г.). Сборник приказов по военному ведомству за 1888 г. Из фондов научной библиотеки Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).

7 Известны, например, случаи успешного применения почтовых голубей для связи с разведывательными группами и дозорами. Для этого голуби помещались в особых сумках на конном разведчике или в ранце пешего дозорного, а в районе расположения штаба, принимающего донесения размещалась голубиная станция. / Осипов К. Служба связи на войне. М.: Литературно-издательский отдел Политуправления Реввоенсовета Республики, 1920. С. 19, 20.

8 Цейтлин В. Голуби на военной службе. М.: Воениздат, 1930. С. 46.

9 Прим. авт.: Интересно заметить, что накануне Великой Отечественной войны примерно такими же были взгляды на применение вгс и у нашего вероятного противника. Как следует из «Особых распоряжений по связи» (Приложение № 9 к директиве «Барбаросса»), в каждой армии развёртывалась стационарная и в каждом корпусе по подвижной голубестанции. См.: Сборник военно-исторических материалов. Документы немецкого командования по вопросам подготовки войны. М.: Воениздат, 1960. С. 137—152.

10 Наставление по голубиной связи РККА. М.: Отдел издательства Наркомата обороны Союза ССР, 1934. С. 13, 17, 83, 84.