ВЛАДИМИР СВЕЧИН — ПИОНЕР РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛИЗМА

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

Крылова Анастасия Андреевна — соискатель кафедры истории и краеведения Тверского государственного университета, магистр истории

(г. Тверь. e-mail: gen_history@mail.ru)

Владимир Свечин — пионер российского автомобилизма

Представители многочисленного старого дворянского рода Свечиных вписали немало ярких страниц в военную историю государства Российского. Это прежде всего участники Наполеоновских войн генерал-лейтенант Никанор Михайлович Свечин, портрет которого находится в Военной галерее Зимнего дворца, его племянники генерал-лейтенант Алексей Александрович и генерал-майор Пётр Александрович, активный деятель Белого движения генерал-лейтенант Михаил Андреевич Свечин, а также наиболее известный российскому читателю Александр Андреевич Свечин, генерал-майор (1917), комдив (1936), добровольно принявший советскую власть и необоснованно репрессированный в 1937 году. В начале прошлого века в военных кругах был известен ещё один Свечин — Владимир Владимирович, флигель-адъютант Николая II, гвардии полковник Преображенского полка, посвятивший себя развитию автомобилизма в России, активно сотрудничавший в этой области с Военным министерством.

Конец XIX — начало XX века отмечены быстрым развитием техники. Одним из важнейших изобретений этого периода стал автомобиль. В то время как в Европе совершались неоднократные попытки поставить автомобили на вооружение армии, проводились испытания различных моделей, развивалось производство машин, создавались общественные автомобильные организации, в России долгое время не воспринимали техническую новинку всерьёз. Собственное автомобильное производство отсутствовало, так как являлось невыгодным из-за высокой стоимости оборудования и низкого спроса. Тем не менее, хотя владельцев авто в России было пока немного, стали устраиваться спортивные состязания между автомобилистами, организовываться общества и клубы. В 1900 году возник Московский автомобиль-клуб, а в 1902-м в столице было создано Российское автомобильное общество (РАО).

Поворотным моментом в истории российского автомобильного движения можно считать 1909 год, когда РАО возглавил Владимир Владимирович Свечин — душа российского автомобилизма, как называли его современники. Этот человек, обладавший качествами лидера и опытного организатора, сумел объединить спортсменов, автолюбителей и военных в стремлении сделать автомобиль доступным в России.

Владимир Владимирович родился 13 мая 1871 года* в семье тверского дворянина, действительного статского советника Владимира Алексеевича и его супруги Елены Ильиничны (урождённой Бибиковой) Свечиных. Родители рассчитывали, что сын сделает карьеру юриста, поэтому Владимир поступил в Императорское училище правоведения, которое окончил в числе лучших в своём выпуске1. В 1893 году, после смерти родителей он поступил вольноопределяющимся первого разряда в гвардейский Преображенский полк, тем самым продолжив родовую традицию службы в гвардии. За время нахождения в полку Владимир успел попробовать себя на разных должностях: исполнял обязанности заведующего полковой охотничьей командой, командовал поочерёдно разными ротами, руководил командой конных ординарцев, занимал должность батальонного, а позднее и полкового адъютанта. 6 августа 1905 года Свечин и его друг и сподвижник по автомобильному делу Алексей Дмитриевич Оболенский были назначены флигель-адъютантами Николая II2. На этой должности Владимир находился до Февральской революции.

Одним из первых масштабных мероприятий, организованных Свечиным, стал пробег по маршруту Петербург — Рига — Петербург. Это было первое в России многодневное многоэтапное состязание автомобилей. К его подготовке и проведению, кроме РАО, удалось привлечь также столичный автомобиль-клуб и Военное министерство, которое с марта 1909 года возглавлял активный сторонник развития военной техники генерал от кавалерии Владимир Александрович Сухомлинов.

В начале XX века, когда автомобили ещё не получили распространения в качестве персонального средства передвижения, казалось, не было нужды и в формулировке правил дорожного движения и принятии определённых предупреждающих знаков. Тем не менее автомобилисты, число которых с каждым годом возрастало, стали сталкиваться с такими трудностями, как отсутствие стоянок, заправок, указателей и дорожных знаков, карт шоссейных дорог. Всё это, а также непонимание и порой недоброжелательное отношение населения создавало неудобства не только местным автовладельцам, но и иностранцам.

23—28 сентября 1909 года в Париже состоялась Международная дипломатическая конференция по вопросам автомобилизма. Только благодаря личной инициативе и настойчивости В.В. Свечина Россия была представлена на этом мероприятии. Дело в том, что ни одно заинтересованное министерство не посчитало нужным командировать в Париж своего специалиста. Узнав об этом, Свечин, изначально намеревавшийся участвовать лишь как делегат от РАО, попросил своего друга В.Н. Орлова, находившегося в свите императора, ходатайствовать перед В.А. Сухомлиновым о возложении на него функций официального представителя Военного министерства3. Министр выразил согласие, и Свечина избрали в числе четырёх других делегатов в вице-председатели конференции. Он принял участие в обсуждении всех вопросов, в том числе касавшихся правил дорожного движения и необходимых документов на автомобили. Именно эта конференция утвердила первые четыре предупреждающих знака: переезд через рельсы, поворот дороги, препятствие на дороге, перекрёсток. Возвратившись из Парижа, Свечин доложил Николаю II о её результатах, передал государю итоговый протокол для подписи и ходатайствовал о присвоении РАО статуса «императорского». 6 мая 1910 года Николай II удовлетворил эту просьбу4, поддержанную, кстати, многими влиятельными членами РАО, в том числе и Петром Аркадьевичем Столыпиным. 10 мая состоялось подписание устава Императорского российского автомобильного общества (ИРАО) министром внутренних дел, с одной стороны, и В.В. Свечиным — вице-президентом и фактическим руководителем общества — с другой5. К этому моменту членами ИРАО являлись 120 человек, в том числе представители императорской фамилии и крупные государственные деятели. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Анненкова Э.А. Императорское училище правоведения. СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2006. С. 211—213.

2 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 409. Оп. 1. Д. 174308 (п/с 150—291). Л. 16.

3 Там же. Ф. 970. Оп. 3. Д. 1426. Л. 3 об., 4.

4 Там же. Л. 23.

5 Устав состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Императорского российского автомобильного общества. СПб., 1910.

* Даты, касающиеся России, приводятся по старому стилю.