В данное время, в интересах государственной безопасности, освобождать обвиняемых… нецелесообразно

Аннотация. В статье рассказано о жизни и деятельности бывшего командующего Амурской Краснознамённой и Каспийской военными флотилиями (1931—1938 гг.) флагмана 2 ранга Д.П. Исакова.

Summary. The article tells about the life and work of the former Commander of the Red Amur and Caspian Flotillas (1931 – 1938) Flagman 2nd Rank D.P. Isakov.

Имена и судьбы

 

БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук (г. Краснодар. E-mail: flagman.flota@yandex.ru)

 

«В данное время, в интересах государственной безопасности, освобождать обвиняемых… нецелесообразно»

 

Именно этим — интересами государственной безопасности — мотивировал свой отказ в прекращении уголовного дела против Д.П. Исакова, Н.Н. Унковского, М.А. Шифферса и В.Ф. Латушкина заместитель начальника Управления особых отделов НКВД старший майор госбезопасности Н.А. Осетров. Хотя, как теперь представляется, именно интересы государственной безопасности требовали направления этих опытных морских офицеров не в лагеря ГУЛАГа, а на боевые корабли, ибо шёл июнь 1942 года. Наиболее известным из обвиняемых во флотских кругах был командующий Каспийской военной флотилией флагман 2 ранга Дмитрий Павлович Исаков, которому, как и трём его сослуживцам, инкриминировалось участие в антисоветском военно-фашистском заговоре.

Дмитрий Павлович Исаков родился 7 ноября (26 декабря по ст. ст.) 1895 года в деревне Рузановка Панаевской волости Буинского (Алатырского) уезда Симбирской губернии в бедной крестьянской семье1. В 1906 году окончил сельскую школу, с четырнадцати лет работал по найму, батрачил, плотничал, четыре зимы валял валенки. В мае 1915 года Дмитрия призвали на военную службу и направили в Кронштадт. Так деревенский парень, который и моря-то никогда не видел, стал военным моряком, пройдя путь от рядового матроса до флагмана 2 ранга.

Как и подавляющая часть моряков-балтийцев, Д.П. Исаков активно участвовал в революционных событиях 1917 года, а в марте уже вступил в ряды РСДРП(б). Новая власть нуждалась в преданных и активных людях.

2 февраля 1918 года Д.П. Исаков был направлен в распоряжение только что созданного Главного морского технического и хозяйственного управления (ГМТХУ)2, где прослужил до осени 1919 года. Затем последовали другие назначения. География его служебных перемещений в эти годы такова: Нижний Новгород, Донбасс, Николаев, Новороссийск, Владивосток, куда он прибыл в ноябре 1922 года в качестве командира Владивостокского военного порта3 Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) (приказ главкома С.С. Каменева № 659). Положение на Дальнем Востоке оставалось весьма сложным. Японские войска находились в ДВР до октября 1922 года (а на Северном Сахалине до 1925 г.), так что Владивосток к прибытию туда Д.П. Исакова был только что освобождён частями НРА, а ДВР вошла в состав Российской Федерации буквально накануне приезда Дмитрия Павловича. Можно представить, какое хозяйство досталось новоиспечённому командиру порта. Склады пусты, оборудование механических мастерских и портовые краны исковерканы, у причалов — старенькие, едва державшиеся на плаву миноносцы, катера и мониторы. А тут ещё японцы, никак не желавшие смириться с потерей столь лакомого куска, как советский Дальний Восток. Их крейсер «Ниссини» нагло стоял на внешнем рейде Владивостока, другие корабли бесцеремонно посещали берега Камчатки. Ударить бы по ним из главного калибра, да только не было его, о чём японцы прекрасно знали. Так что работы Исакову предстояло много: в первую очередь требовала восстановления флотская материальная база. В серьёзном ремонте нуждались миноносцы «Твёрдый» и «Точный», находившиеся в сухом доке с расклёпанной наружной обшивкой и разобранными механизмами, ждали капитального ремонта «Бойкий» и ряд других судов. Лишь один миноносец «Бравый» мог выходить в море, да и то на небольшие расстояния. Но, как говорится, глаза страшатся, а руки делают. Восстанавливалось оборудование, ремонтировались корабли. В строй действующих вошёл отремонтированный и вооружённый на Дальзаводе ледокол «Надёжный», затем возвратившееся из Шанхая посыльное судно «Адмирал Завойко» во главе с командиром А.И. Клюссом и комиссаром С.К. Орловским4. После ремонта «Адмирала Завойко» переименовали в «Красный вымпел».

В 1924 году в состав МСДВ вошло ещё одно посыльное судно — «Воровский», пришедшее из Архангельска вокруг Европы и Азии. Этот поход стал одним из первых дальних плаваний кораблей молодого Красного флота. Походом руководил старший инспектор Реввоенсовета Республики А.С. Максимов5, ему помогал комиссар корабля П.И. Смирнов-Светловский6, партийную организацию на «Воровском» возглавил заслуженный военмор З.А. Закупнев7. На корабле под руководством опытных преподавателей-навигаторов Н.А. Сакеллари и Н.Ф. Рыбакова проходили практику слушатели штурманских классов при Военно-морском училище красных командиров флота. Надо сказать, что практические занятия оказались весьма насыщенными. Корабль посетил Неаполь, Порт-Саид, Аден, Коломбо, Цейлон, Сингапур, Гонконг, пересёк два океана и 10 морей, пройдя в общей сложности 14 тыс. миль.

Время шло, и на плечи начальника Владивостокского порта ложилось всё больше забот. С ростом числа военных кораблей и судов вспомогательного флота, притоком рабочей силы росла потребность в угле и нефти, воде и продовольствии, в строительстве производственных помещений и жилых домов, в новых станках и оборудовании. И для всего нужны были деньги. Финансирование же, надо сказать, оставляло желать много лучшего.

Серьёзной проверкой для коллектива порта стала подготовка экспедиции на остров Врангеля. 3 июня 1924 года тихоокеанцы получили из Москвы директиву Высшего командования РККФ и Главного гидрографического управления, предписывавшую срочно сформировать Особую гидрографическую экспедицию на остров Врангеля, чтобы поднять на острове советский флаг и тем самым отстоять права СССР на территорию, на которую тогда незаконно претендовали Великобритания и США. Экспедицию возглавил военный моряк, опытный гидрограф-геодезист начальник Управления безопасности кораблевождения Дальнего Востока Б.В. Давыдов8.

Поход в северные широты решили провести на наиболее крепком корабле — канонерской лодке «Красный Октябрь». Его тщательно отремонтировали, снабдили топливом, провизией и водой. Сменили также часть экипажа.

20 июля 1924 года «Красный Октябрь» вышел из Владивостока и 3 августа прибыл в бухту Провидения. Здесь перед выходом в Северный Ледовитый океан корабль пополнил запасы угля. Им заполнили не только угольные ямы и кочегарку, но и нижний носовой трюм и даже специальные выгородки на верхней палубе.

Затем экспедиция направилась в залив Лаврентия, оттуда — на север и 19 августа достигла северо-восточной оконечности острова Врангеля. Следуя вдоль южного берега на запад, «Красный Октябрь» подошёл к бухте Роджерса и стал на якорь. Высадившись на берег, члены экспедиции нашли признаки недавнего пребывания здесь людей.

20 августа на мысе, названном позднее Пролетарским, на специально сооружённой мачте в торжественной обстановке был поднят Государственный флаг СССР. У самой кромки берега установили медную доску в память о посещении острова советской экспедицией. На галечной косе определили магнитный и астрономический пункты и установили знак. Так была утверждена принадлежность острова Врангеля Советской России9.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 97. Л. 1.

2 Там же. Л. 2.

3 Военный порт — оборудованный район побережья с прилегающей акваторией. В состав военного порта обычно входили корабли и плавсредства вспомогательного флота, верфи, заводы или мастерские, сухие и плавучие доки, арсеналы, склады и хранилища оружия, боеприпасов и других материальных средств, сигнально-наблюдательные посты и средства связи, гидрографическая и лоцманская службы, части и учреждения обеспечения и обслуживания. В качестве необходимого оборудования порты должны были иметь пирсы, стенки, причалы и рейдовые бочки для стоянки кораблей и судов, погрузочно-разгрузочные средства, подъездные пути и другие сооружения. Порты, как правило, прикрывались береговой артиллерией и сухопутными войсками. В СССР с начала 1920-х годов военные порты стали включаться в состав формировавшихся на флотах военно-морских баз.

4 Примечательна судьба этого небольшого корабля. Уйдя из Петропавловска в июне 1921 г., когда в Приморье хозяйничали белогвардейцы, и обманув японских наблюдателей, корабль укрылся в Шанхае. Командование связалось с дипломатической миссией РСФСР в Пекине и действовало в дальнейшем по указаниям её морского представителя. 24 января 1923 г. на «Завойко» подняли красный флаг. На корабельном празднике полпред в Китае от имени советского правительства объявил команде благодарность за образцовое поведение, сохранение корабля и преданность революции.

5 Максимов Андрей Семёнович (1866—1951), вице-адмирал (1914). Окончил Морской корпус (1887), офицерские классы (1895). Участник Русско-японской войны 1904—1905 гг., Первой мировой войны. После Февральской революции 1917 г. избран командующим БФ. С июня 1917 г. — начальник Морского штаба Верховного главнокомандующего, с ноября — 2-й помощник морского министра. В 1918 г. — старший инспектор Наркомата по морским делам. В 1924 г. возглавлял переход «Воровского» из Архангельска во Владивосток. С 1927 г. в отставке.

6 Смирнов (Смирнов-Светловский) Пётр Иванович (1897—1940), флагман флота 2 ранга (1938). В ВМФ с 1918 г. Окончил ВМА (1927). В 1918 г. — комиссар минного отряда, начальник штаба Волжско-Каспийской военной флотилии, начальник отряда 5-й армии Восточного фронта. В 1919 г. — комиссар и председатель военного трибунала Кронштадтской крепости, командующий Волжской и Днепровской военными флотилиями. В 1930—1937 гг. — инспектор ВМС РККА. В августе—декабре 1937 г. — командующий ЧФ. В январе 1938 — марте 1939 г. — 1-й заместитель и врид наркома ВМФ СССР. В 1939 г. необоснованно репрессирован, реабилитирован в 1956 г.

7 За́купнев Захар Александрович (1890—1938), флагман 2 ранга (1935), участник Октябрьской революции и Гражданской войны. На военной службе с 1911 г. Окончил ВМА (1924). Начал службу матросом на БФ. После Октябрьской революции — на партийных и командных должностях. В 1933—1935 гг. — командующий Северной военной флотилией. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.

8 Давыдов Борис Владимирович (1883—1925), гидрограф, исследователь морей Северо-Восточной Азии. Окончил Морской кадетский корпус (1901), Николаевскую морскую академию (1908). Служил офицером на кораблях и судах флота. В 1901—1904 гг. находился в заграничном плавании на военном транспорте «Амур». В 1910—1913 гг. — командир гидрографического судна «Таймыр», входившего в гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. С 1922 г. — начальник Управления безопасности кораблевождения Дальнего Востока.

9 Давыдов Б.В. В тисках льда. Л., 1925. С. 22, 23.