УКРАИНСКИЕ ПАРТИЗАНЫ В СОРОК ТРЕТЬЕМ

Утвержденный 26 апреля 1943 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) Оперативный план боевых действий партизанских отрядов Украины на весенне-летний период 1943 года[1] предусматривал силами украинских и молдавских отрядов и соединений (более 50 тыс. человек, действовавших в северо-западных и юго-западных районах Украины) вывести из строя 26 крупнейших железнодорожных узлов, взорвать 97 железнодорожных и 22 шоссейных моста. При этом каждый отряд получил свою конкретную задачу. Определялись и способы осуществления этих задач: сложное минирование значительных участков железных дорог минами замедленного действия и разрушение путевого хозяйства примыкающих к железнодорожным узлам станций. По замыслу, железные дороги, по которым противник подбрасывал живую силу и технику в полосы Воронежского, Юго-Западного и Южного фронтов и вывозил награбленное на советской территории народное добро, оказывались под непосредственным воздействием партизан.

Украинские и молдавские партизаны по плану Украинского штаба партизанского движения должны были стремительно атаковать вражеские эшелоны и автотранспорт, двигавшиеся к Киеву, Кременчугу и Днепропетровску. Одновременно части партизанских формирований, чьи районы дислокации находились вблизи Десны, Припяти и Днепра, получили приказ сосредоточиться на основных направлениях передвижения советских войск в готовности по общему сигналу захватить переправы через водные преграды и удержать их до выхода к ним частей Красной армии. Проводилась необходимая передислокация партизанских сил с целью их выдвижения к намеченным объектам боевого воздействия. Задачи, поставленные перед партизанами, изменялись или конкретизировались в зависимости от военно-политической обстановки. Операции, разработанные штабами партизанского движения, являлись неотъемлемой частью общего стратегического замысла, выработанного Верховным Главнокомандованием на летне-осеннюю кампанию 1943 года.

Совещание партизанских командиров. Ковпак С.А.
Совещание партизанских командиров. Ковпак С.А.

Объектами особого внимания для народных мстителей стали дороги Украины. Только на основных в то время магистралях противника (Киев — Коростень — Ковель, Киев — Шепетовка — Ковель), где согласно весенне-летнему плану сосредоточились и развернули активные боевые действия более 30 крупнейших партизанских соединений Украины, в июле—декабре 1943 года были выведены из строя 17 железнодорожных узлов[2].

Во второй половине 1943 года украинские партизаны организовали подрыв нескольких тысяч эшелонов[3]. В результате ударов партизан пропускная способность железной дороги Коростень — Сарны — Ковель сократилась с 18—20 пар поездов в сутки в апреле 1943 года до 3—4 пар в августе, на важной магистрали Казатин — Шепетовка — Ровно с 70—80 пар в мае до 7—8 в ноябре. В целом пропускная способность железных дорог, на которых действовали украинские партизаны, до конца августа снизилась в среднем на 72 проц. Значительные потери понес и железнодорожный транспорт. По данным Украинского штаба, руководимые им партизанские соединения и отряды во второй половине 1943 года в среднем ежемесячно выводили из строя 500 паровозов и разрушали 30—40 железнодорожных мостов[4]. Причем эти диверсии совершались на дорогах, самых важных для противника. И по месту и времени они всегда увязывались с наступательными действиями Красной армии.

В период рейдов партизаны не только громили врага, но и проводили политическую работу среди населения. «Вступаешь в село, — писал С.А. Ковпак[5], — подымай народ на борьбу, используя для этого все: листовки, радио, агитаторов, вооружай местных партизан, учи их своему опыту, чтобы завтра, когда будешь далеко, позади тебя не затухало пламя пожаров, не умолкал грохот взрывов»[6]. Этих правил придерживались все рейдировавшие партизанские формирования. Так, агитаторы из соединения М.И. Наумова[7] в ходе так называемого Западного рейда (июль—декабрь 1943 г.) провели с населением более 2000 бесед, на которых присутствовали более 150 тыс. человек, распространили 12 тыс. листовок и специальных выпусков газеты «Народный клич». Численность соединения за этот рейд увеличилась в три раза[8].

Тактическую зрелость в битве на путях противника продемонстрировало Черниговско-Волынское партизанское соединение А.Ф. Федорова[9]. Только в августе им было организовано 190 крушений вражеских поездов, а всего с июля по декабрь — 430. В результате нанесенных партизанами ударов пропускная способность железной дороги Ковель — Ровно сократилась с 60 до 5—6 пар поездов в сутки. Все дороги Ковельского и Брестского узлов в ночное время полностью прекратили работу, а в дневное время немецко-фашистское командование, опасаясь партизанских мин, разрешило двигаться поездам со скоростью, не превышавшей 8—10 км/час[10]. Такой успех был достигнут в результате создания сплошных полос минирования на всех четырех закрепленных за отрядом дорогах Ковельского железнодорожного узла. Решительные действия диверсионных групп обеспечивались хорошо налаженной разведкой, которая до начала операции выявляла режим охраны пути, маршруты движения патрулей, а также устанавливала места расположения ночных вражеских засад и секретов.

Советское правительство высоко оценило умелые действия партизан, многие из которых были награждены орденами и медалями, а также удостоены звания Героя Советского Союза.

 

Приложение

 

Сов[ершенно] секретно

К п[ункту] 135 пр[иказа] П[олитбюро] № 40

от 26 апреля 1943 г.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН

боевых действий партизан Украины

на весенне-летний период 1943 г.

 

Исходя из поставленных товарищем Сталиным задач о дальнейшем развитии партизанского движения на Украине, в целях нанесения противнику более ощутительных ударов по его коммуникациям в западной и юго-западной части Украины, усиления партизанского движения в этих областях ЦК КП(б)У ставит перед партизанскими отрядами на весенне-летний период задачи, указанные ниже.

Переброска войск, вооружения, боеприпасов и техники к линии Воронежского[11], Юго-Западного[12] и Южного[13] фронтов осуществляется противником по основным железнодорожным магистралям: Брест — Ковель — Киев — Ворожба; Брест — Ковель — Здолбунов; Казатин — Фастов — Смела — Днепропетровск — Сталино; Львов — Здолбунов — Шепетовка; Львов — Тарнополь — Жмеринка — Казатин.

В результате развернувшегося более широкого партизанского движения в лесистой и более благоприятной для действия отрядов северной части Украины по некоторым железным дорогам движение железнодорожных эшелонов противника временно прекращено на железнодорожных участках Киев — Коростень, Овруч — Чернигов, а на остальных сокращено до минимума (Ковель — Сарны — Коростень — Киев — Ромодан).

В силу этого противник вынужден производить большую часть своих войсковых перевозок по железнодорожным магистралям, проходящим на территории южных, степных областей Украины (Фастов — Мироновка, Цветков — Знаменка, Пятихатка — Днепропетровск, Николаев — 3наменка).

В связи с этим ЦК КП(б)У считает необходимым передислоцировать несколько крупных партизанских соединений в западную и юго-западную части Украины с целью развертывания партизанского движения в областях: Волынской, западной части Львовской, Дрогобычской, Станиславской, Черновицкой, а также направить несколько партизанских отрядов по долине реки Прут в Измаильскую область, в районы устья реки Дуная.

В указанных районах развертыванию партизанского движения будет благоприятствовать наличие сплошной гористо-лесистой местности, а в долине реки Прут и устья реки Дуная наличие гористой пересеченной местности и большого количества плавней с зарослями. Это дает возможность укрываться даже крупным партизанским отрядам и постоянно наносить большой урон всем железным дорогам, выходящим из Польши, Венгрии и Румынии, тем самым будут отрезаны железнодорожные магистрали, проходящие по территории южной части Украины. Кроме того, партизанские отряды, действующие в устье реки Дуная, вооруженные мелкокалиберной артиллерией, противотанковыми ружьями, применяя минные заграждения в русле реки Дуная, будут иметь возможность нанести значительный урон противнику в судоходстве и особенно в уничтожении нефтеналивных судов.

Население на границе с Польшей, Прикарпатской и Закарпатской Украины, Молдавской ССР, особенно украинцы, русины, словаки, поляки, болгары, угнетаемые немецкими захватчиками, будут всячески поддерживать партизанские отряды в борьбе против немецких захватчиков.

Большую помощь партизанам в проведении диверсионной деятельности окажут местные рыбаки, состоящие в основном из бедняцкого населения, лояльно настроенные по отношению к советской власти.

Передислокация крупных партизанских отрядов из северных в западную и юго-западную части Украины вполне возможна и подтверждается проведенными рейдами в течение зимы 1942—1943 года отрядами Ковпака, Сабурова[14], Наумова, Федорова, Шушпанова, Лукашова, совершившими от 500 до 1200-километровые переходы с боями по северной, средней и даже южной части Украины. Например, отряд Героя Советского Союза Наумова совершил героический рейд по территории Сумской, Полтавской, Кировоградской, Одесской и Винницкой областей.

Опыт проведенных рейдов убедительно свидетельствует о том, что одним из самых активных методов развертывания партизанской борьбы в настоящее время является постоянное передвижение отрядов по новым районам, где они усиливаются новым пополнением, активизируют местные вооруженные группы, наносят противнику внезапными ударами значительный урон в живой силе и на его коммуникациях. Во время передвижения партизанские отряды приобретают новый боевой опыт, большую маневренность. Личный состав отрядов закаляется в боях, отряды становятся неуловимыми и грозой для оккупантов. Рейдирующие партизанские отряды укрепляют веру у населения в освобождение его от гнета немецких оккупантов. Рейдирующие отряды наряду с организацией новых партизанских формирований выявляют большое количество местных скрытых резервов, активизируют подпольные партийные организации.

По имеющимся данным, немецкие гарнизоны располагаются в большинстве случаев в крупных сельских населенных пунктах или городах и почти отсутствуют в деревнях. Полиция и небольшие карательные формирования в населенных пунктах при появлении партизан разбегаются, все это в значительной степени облегчает движение партизанских отрядов.

ЦК КП(б)У, ставя задачу о передислокации крупных партизанских соединений и отрядов в западные и юго-западные области Украины с целью развертывания партизанского движения в этих районах, одновременно ставит задачу в течение весенне-летнего периода вывести из строя на важнейших коммуникациях 26 крупных железнодорожных узлов, из них в первую очередь узлы: Нежин, Фастов, Шепетовка, Коростень, Ровно, Здолбунов, Ковель, Сарны, Белокоровичи, Жмеринка, Казатин; во вторую очередь железнодорожные узлы: Тарнополь, Рожище, Буск, Гусятин, Залещики, Унгены, Ново-Украинка, Слободка и ряд других. Это намечается сделать путем взрыва в районе узлов всех крупных и мелких железнодорожных и шоссейных мостов, а также минированием на значительных расстояниях участков железных дорог минами замедленного действия сроком от 5 до 45 суток, разрушением путевого хозяйства мелких железнодорожных станций, прилегающих к железнодорожным узлам.

Для осуществления изложенных мероприятий перед партизанскими соединениями и отрядами ставятся следующие задачи:

Отрядам Попудренко[15]. В мае 1943 года вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Нежин путем производства диверсии на жел[езно]дор[ожных] линиях Нежин — Киев, Нежин — Бахмач, Нежин — Прилуки, Нежин — Чернигов. (Общая численность отрядов — 1500 чел[овек]).

1. Взорвать мосты на жел[езно]дор[ожных] линиях, идущих от станции Нежин, и жел[езно]дор[ожной] линии Гомель — Бахмач: а) через реку Снов в районе Щорс; б) через р[еку] Десна в районе Макошино на жел[езно]дор[ожной] линии Гомель — Бахмач; в) через р[еку] Вьюница у Коровина (8 км юго-западнее Нежин); г) через р[еку] Девица у Володьково — Девица (11 км юго-западнее Нежин); д) через р[еку] Вьюница, длиной 33 метра, на западной окраине Филевка (7 км южнее Нежин); е) через р[еку] Удай, длиной 45 метров (северо-восточнее ст[анции] Рожновка); ж) через р[еку] Остер на восточной окраине Хвастовцы (23 км юго-западнее Бахмач); з) через р[еку] Вересочь на восточной окраине Вересочь (30 км севернее Нежин); и) через р[еку] Остер (12 км восточнее Нежин).

2. Установить мины замедленного действия сроком от 2 до 30 дней на линиях: а) Нежин — Бобровица (45 км юго-западнее Нежин); б) Нежин — Девица (11 км юго-западнее Нежин); в) Ичня — Прилуки; г) Нежин — Куликовка (25 км юго-восточнее Чернигов); д) Нежин — Плиски (37 км восточнее Нежин).

3. В районе ст[анции] Нежин разгромить и разрушить несколько железнодорожных станций и их путевое хозяйство: (водокачки, стрелки, крестовины, водяные колонки, средства связи, электростанции и др[угие] объекты станционного и путевого хозяйства), в том числе Бобровица на жел[езно]дор[ожной] линии Нежин — Киев.

Отряду Салай, численностью около 300 чел[овек] совместно с местными диверсионными группами к концу мая месяца:

1. Взорвать три жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Оржица (5 км западнее ст[анции] Гребенка) на жел[езной] дор[оге] Полтава — Киев; б) через р[еку] Сула (18 км восточнее Гребенка) на жел[езной] дор[оге] Киев — Полтава; в) через р[еку] Безымянная (20 км южнее ст[анции] Гребенка).

2. Заминировать железную дорогу Киев — Полтава, Прилуки — Смела минами замедленного действия сроком до 30 суток.

3. Отрядам остаться в этом районе, организовать новые партизанские отряды и активизировать боевую деятельность на железных и шоссейных дорогах указанных районов.

Отрядам Ковпака численностью около 2000 чел[овек] из района базирования в настоящее время на территории Киевской области выйти в рейд в юго-западном направлении и в первую очередь (май 1943 г[ода]) вывести из строя железнодорожный узел Жмеринка, для чего:

1. Взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Южный Буг (15 км северо-восточнее Жмеринка) на ж[елезно]д[орожной] линии Жмеринка — Проскуров.

2. Уничтожить два шоссейных моста через р[еку] Ров (10 км северо-западнее Жмеринка) на шоссе Винница-Деражня.

3. Установить мины замедленного действия сроком до 30 суток на железнодорожных линиях Жмеринка — Винница, Жмеринка — Проскуров.

Во вторую очередь (июнь 1943 г[ода]) вывести из строя железнодорожный узел Казатин, для чего: а) взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Ростовица (15 км восточнее Казатин) длиной 63 м[етра], на линии Казатин — Боровики; б) взорвать шоссейный мост через р[еку] Гнилопядь на шоссе Бердичев — Винница; в) взорвать путевое и станционное хозяйство на станциях: Голендры — Зарудинцы; г) установить мины замедленного действия сроком от 2 до 30 суток на жел[езно]дор[ожных] линиях Казатин — Винница, Казатин — Боровки, Казатин — Бердичев.

В третью очередь (июль 1943 г[ода]) вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Фастов, для чего: 1. Взорвать два жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Уван, длиной 80 м[етров] (15 км юго-западнее Фастов) на жел[езной] дор[оге] Фастов — Житомир; б) через ручей (24 км юго-восточнее Фастов) на жел[езной] дор[оге] Фастов — Белая Церковь.

2. Взорвать мост через р[еку] Ирпень (15 км северо-западнее Фастов) на шоссе Брусилов — Фастов.

3. Установить мины замедленного действия сроком от 2 до 30 суток на жел[езной] дор[оге] Фастов — Васильков; Фастов — Попельня.

4. Разрушить путевое и станционное хозяйство на 5 станциях: Кожанка, Полениченцы, Сорочий брод, Мотовиловка и разъезд Волица (в районе Фастов).

После выполнения указанных задач основной группе отрядов возвратиться в прежний район дислокации.

Для систематического воздействия на указанные жел[езно]дор[ожные] узлы создать и оставить в районе Фастов партизанские отряды.

Из состава своих отрядов выделить 2 отряда и направить:

Первый — в район Смела — Чигирин — Знаменка с задачей: связаться с местными партизанскими отрядами и отрядом Дзюрок, активизировать боевые действия и совместно с ним вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Знаменка, для чего:

1. Взорвать мост через р[еку] Ингулец (30 км восточнее Знаменка) на жел[езно]дор[ожном] участке Знаменка — Александрия.

2. Уничтожить путевое и станционное хозяйство ст[анции] Хировка (15 км северо-западнее Знаменка) на жел[езной] дор[оге] Знаменка — Смела.

3. Заминировать жел[езно]дор[ожные] участки Кировоград — Хировка, Хировка — Смела, Знаменка — Александрия.

Второй — направить в район Ново-Украинка с задачей:

1. Восстановить связь с отрядом Скирда.

2. Вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Ново-Украинка, для чего: а) взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Ташлык (5 км севернее Ново-Украинка) на жел[езной] дор[оге] Семла — Одесса; б) разгромить ст[анцию] Помошная (20 км южнее Ново-Украинка) на этой же дороге; в) заминировать минами замедленного действия перегоны Ново-Украинка — Помошная, Ново-Украинка — Миргород.

Выделенным отрядам по выполнении задач остаться в этом районе, активизировать боевую деятельность на перечисленных узлах и железных дорогах.

В отряды выбросить: две рации, радиста и трех инструкторов-подрывников.

Отряду Лысенко численностью 308 чел[овек] организовать систематические диверсии на жел[езной] дор[оге] Киев — Нежин, Киев — Гребенка, а также на шоссе Киев — Чернигов и взорвать 2 моста: а) взорвать мост через р[еку] Десна в районе Остер: б) взорвать [мост через] р[еку] Остер в районе Козелец.

В дальнейшем организовать новые партизанские отряды и активизировать их действия на указанных дорогах.

Отрядам Маликова[16] численностью 731 чел[овек] в мае 1943 г[ода] вывести из строя железнодорожный узел Коростень, для чего:

1. Взорвать четыре железнодорожных моста: а) через р[еку] Ирша, длиной 75 метров (27 км южнее Коростень) на жел[езной] дор[оге] Коростень — Житомир; б) через р[еку] Жерев, длиной 72 м[е]т[ра] (30 км севернее Коростень) на жел[езной] дор[оге] Коростень — Овруч; в) через р[еку] Годыч, длиной 23 м[е]т[ра] (30 км юго-западнее Коростень) на жел[езной] дор[оге] Коростень — Новгород-Волынский. Мосты взорвать на 1 и 2 пути; г) через р[еку] Конивец (30 км северо-западнее Коростень), длиной 33 метра на жел[езной] дор[оге] Коростень — Белокоровичи.

2. Взорвать мосты через р[еку] Ирша (30 км южнее Коростень) на шоссе Коростень — Житомир и р[еке] Уж (50 км северо-восточнее Коростень) на шоссе Коростень — Речица.

3. Разрушить путевое и станционное хозяйство на пяти железнодорожных станциях и разъездах: Лугины, Подольский, Семигород, Холостина, Ушица.

Последующая задача — вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Белокоровичи, для чего взорвать три железнодорожных моста на линиях, идущих от ст[анции] Ровно: а) через р[еку] Уборть (20 км северо-западнее Белокоровичи), длиной 90,5 метра на участке Белокоровичи — Олевск; б) через р[еку] Жужель (8 км западнее Белокоровичи), длиной 31 метр на участке Белокоровичи — Городница; в) через р[еку] Жерев (4 км восточнее Белокоровичи), длиной 31 метр на участке Белокоровичи — Коростень; г) заминировать минами замедленного действия отдельные участки железнодорожного полотна сроком до 30 суток; д) разрушить станционное и путевое хозяйство ст[анции] Дровяной  пост.

В последующем систематически воздействовать на жел[езно]дор[ожные] линии, подходящие к этим узлам.

Отрядам Наумова численностью 860 чел[овек] после переформирования выйти в Черновицкую область и силами своих отрядов вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Залещики, для чего:

1. Взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Днестр (в районе Залещики) на участке Городенко — Залещики; б) через р[еку] Прут (10 км юго-восточнее Снятынь) на участке Альманашти — Коломыя; через р[еку] Прут (12 км северо-западнее Снятынь).

2. Разрушить шоссейный мост через приток руки Прут (6 км северо-западнее Снятынь) на шоссейной дороге Коломыя — Иванкауц.

3. Заминировать отдельные участки жел[езно]дор[ожного] полотна на жел[езно]дор[ожных] линиях от ст[анции] Залещики минами замедленного действия до 40 суток.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожные] линии Яссы — Кишинев — Тирасполь, Яссы — Черновицы, для чего:

1. Взорвать два жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Прут (у г[орода] Унгены) на линии Яссы — Кишинев; б) через р[еку] Вахлуй (у Поды-Илоаей) на жел[езно]дор[ожной] линии Яссы — Треушти.

2. Взорвать шоссейный мост через р[еку] Жижи (20 км севернее Яссы) на шоссе Яссы — Веки.

Сформировать из местного населения три отряда и поставить им задачу — систематически воздействовать на жел[езные] дор[оги] Серет — Черновицы, Крешмеза — Коломыя.

Выделить из состава соединения 2—3 самостоятельных отряда и направить в Измаильскую область с задачами:

1. Вывести из строя железнодорожный узел Галац, для чего взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Прут (18 км северо-западнее Галац) на линии Галац — Тирасполь; б) через р[еку] Серет (10 км юго-западнее Галац) на линии Галац — Текучи; в) через р[еку] Ямтук (у г[орода] Болград) на линии Галац — Тирасполь.

2. Воспрепятствовать водным перевозкам противника по р[еке] Дунаю путем минирования русла реки и применения противотанковых ружей по судам и баржам с боеприпасами и горючим.

Отрядам Бегма[17] численностью 1069 чел[овек] в первую очередь (май 1943 г[ода]):

1. Вывести из строя железнодорожные узлы Ровно и Здолбунов, для чего взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Стубла (23 км северо-западнее Ровно), длиной 38 метров на участке Ровно — Ковель; б) через р[еку] Горынь (15 км северо-восточнее Ровно), длиной 210 метров на участке Ровно — Сарны; в) через р[еку] Иква (40 км юго-западнее Здолбунов), длиной 43 метра на участке Здолбунов — Броды.

Взорвать три шоссейных моста через р[еку] Стубла (25 км юго-западнее Ровно) на шоссе Дубно — Ровно, Млынув — Ровно, Луцк — Ровно.

В отряд выбросить рацию, радиста и трех инструкторов-минеров.

Во вторую очередь (июнь 1943 г[ода]) вывести из строя железнодорожный узел Сарны, для чего взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Случ (2 км севернее Сарны), длиной 234 метра на участке Сарны — Лунинец; б) через р[еку] Горынь (17 км западнее Сарны), длиной 79 метров на участке Сарны — Ковель; в) через р[еку] Случ (2 км восточнее Сарны), длиной 249 метров на участке Сарны — Коростень.

Разрушить путевое и станционное хозяйство жел[езно]дор[ожных] станций Удрицк — Томашгрод.

Заминировать отдельные участки железнодорожного полотна минами замедленного действия на указанных дорогах.

Отрядам Федорова, находящимся в пути следования из Черниговской в Волынскую область, численностью 2200 чел[овек]. Вывести из строя жел[езно]дор[ожные] узлы Ковель — Луцк — Буск, для чего уничтожить 5 железнодорожных мостов: а) через р[еку] Стырь (60 км юго-восточнее Ковель), длиной 140 м[е]т[ров] на жел[езной] дор[оге] Ковель — Киверце; б) через р[еку] Стоход (50 км восточнее Ковель), длиной 85 метр[ов] [на] жел[езной] дор[оге] Ковель — Сарны; в) мост через р[еку] Турья (25 км севернее Ковель), длиной 150 м[е]т[ров] на жел[езной] дор[оге] Ковель — Камень-Каширский; г) через р[еку] Выжва (35 км северо-западнее Ковель) на жел[езной] дор[оге] Ковель — Брест-Литовск (длиной 50 метр[ов] на 1 м и 2 пути); д) через р[еку] Турья (25 км южнее Ковель), длиной 55 метров на жел[езной] дор[оге] Ковель — Владимир-Волынский.

Уничтожить четыре шоссейных моста через р[еку] Горынь (5 км восточнее Оструг) на шоссе Оструг — Шепетовка, р[еку] Стубель (25 км юго-западнее Ровно) на шоссе Дубно — Ровно, Млынув — Ровно, Луцк — Ровно.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожную] линию Рожище — Луцк, для чего взорвать мост через р[еку] Стырь (5 км южнее Рожище) на линии Луцк — Рожище.

В районах действия организовать новые партизанские отряды из местного населения и поставить задачу систематически разрушать жел[езно]дор[ожный] узел Буск.

Партизанским отрядам Пискарева и Сваричевского — выйти в рейд совместно с отрядами Ковпака до района Жмеринка и далее следовать самостоятельно.

Отряду Пискарева численностью до 200 чел[овек] по прибытии в район дислоцирования (жел[езно]дор[ожный] узел Окница, 40 км западнее Могилев-Подольский) — взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Днестр в районе Могилев-Подольский; в дальнейшем вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Окница.

Отряду Сваричевского, численностью 200 человек — выйти в районе северо-восточнее Слободка — Балта — Кодым с задачей вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Слободка: а) уничтожить путевое и станционное хозяйство станций Слободка и Обходная; б) заминировать минами замедленного действия сроком до 30 суток железные дороги Слободка — Ново-Украинка, Слободка — Одесса, Слободка — Бельцы;

Партизанским отрядам: Кожухарь, Бабич и Шкрябич — следовать совместно с Сабуровым, первым двум до Тарнополя, последнему до Черновиц с дальнейшим выходом:

Отрядам Кожухарь и Бабич общей численностью 500 чел[овек] по прибытии в район Оргеево вывести из строя жел[езную] дор[огу] Унгены. Постоянной диверсионной работой систематически воздействовать на жел[езно]дор[ожные] участки Унгены — Кишинев, Унгены — Белицы и взорвать железнодорожные мосты.

Отряду Шкрябич численностью 250 чел[овек] — из района Черновицы следовать по долине р[еки] Прут и выйти в район Чебруч — Незавертайловка — Градиница (все пункты 50 км восточнее Тирасполь).

По прибытии в район действия вывести из строя железнодорожный узел Бендеры, для чего:

1. Взорвать два железнодорожных моста: а) через р[еку] Днестр (2 км восточнее Бендеры), длиной 250 м[е]т[ров] на линии Бендеры — Тирасполь; б) через р[еку] Бык (10 км северо-западнее Бендеры), длиной 27 метр[ов] на линии Бендеры — Ревака.

2. Заминировать отдельные участки жел[езных] дор[ог] Бендеры — Заим — Ревака, Бендеры — Тирасполь минами замедленного действия сроком до 35—40 суток.

Отрядам Куманек[18], Бойко и Гнибеда общей численностью 408 чел[овек] — совершать диверсии на жел[езно]дор[ожных] линиях Конотоп — хут[ор] Михайловский, Ворожба — хут[ор] Михайловский, Конотоп — Ворожба.

Постоянно держать под воздействием путем совершения диверсий на железнодорожных линиях узла Ворожба.

Отрядам Сабурова численностью в 3 тыс. человек — в конце мая 1943 года вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Шепетовка путем взрывов мостов на жел[езно]дор[ожных] линиях, идущих от ст[анции] Шепетовка: а) мост длиной 134 метра через р[еку] Горынь (27 км северо-западнее Славута). Мосты взорвать на 1 и 2 путях на жел[езной] дор[оге] Шепетовка — Здолбунов; б) мост длиной 50 метров через р[еку] Хомера (35 км восточнее Шепетовка) на жел[езной] дор[оге] Шепетовка — Бердичев. Мосты взорвать на 1 и 2 путях; в) мост длиной 32 метра через р[еку] Лезневка (10 км северо-восточнее Шепетовка) на жел[езной] дор[оге] Шепетовка — Новоград-Волынский (двухпутный); г) мост длиной 59 метров через р[еку] Хомора (35 км южнее Шепетовка) на железнодорожной линии Шепетовка — Староконстантинов (двухпутный); д) мост длиной 35 метр[ов] через р[еку] Горынь 55 км юго-западнее Шепетовка на железнодорожной линии Тарнополь — Шепетовка (двухпутный); е) взорвать мост через р[еку] Горынь (5 км восточнее Оструг) на шоссе Оструг — Шепетовка.

Кроме взрывов указанных мостов, жел[езно]дор[ожные] линии, отходящие от ст[анции] Шепетовка: Здолбунов — Шепетовка, Шепетовка — Бердичев, Шепетовка — Новоград-Волынский, Шепетовка — Староконстантинов, — заминировать минами замедленного действия, а также разрушить станционное и путевое хозяйство на жел[езно]дор[ожных] станциях и разъездах: Баранье, Шепетовка, Полонное, В[еликие] Пузырки, Городище.

После выполнения этой задачи выйти в юго-западном направлении в Станиславскую область с целью: а) организации новых партизанских отрядов из местного населения Станиславской и Дрогобычской области; б) вывести из строя жел[езные] дор[оги] Львов — Стрый, Перемышль — Стрый, Стрый — Станислав.

Отряду Воронцова численностью 170 чел[овек] базироваться Ахтырка — Лебедин и совершать диверсии на жел[езно]дор[ожной] линии Сумы — Харьков.

Взорвать жел[езно]дор[ожные] мосты через р[еку] Ворскла в районе Кириковка и р[еку] Мерла у Богодухова.

Нарушать движение автогужтранспорта на шоссейных и грунтовых дорогах в районе Ахтырка — Ледебин — Зеньков.

Отрядам Шушпанова численностью 400 чел[овек] по прибытии в район дислоцирования в северную часть Каменец-Подольской области — Шепетовка путем систематических диверсий воздействовать на жел[езно]дор[ожную] линию Здолбунов — Шепетовка — Полонное.

Отряду Мирковского численностью 293 человека — выйти в район Малин — Бородянка с задачей систематических диверсий на жел[езной] дор[оге] Коростень — Киев, а также взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Тетерев (35 км сев[еро]-вост[очнее] Радомышль) на жел[езно]дор[ожной] линии Киев — Коротсень и на шоссе Дымер — Запрудка.

По мере выполнения партизанскими отрядами поставленных перед ним задач последующей их задачей будет разрушение железнодорожных узлов и линий. 1. Тарнополь; 2. Бусы — Броды; 3. Гусятин; 4. Бельцы; 5. Николаев — Кривой Рог — Херсон (сеть жел[езных] дор[ог]).

Для вывода из строя названных объектов необходимо:

1. В районе жел[езно]дор[ожного] узла Тарнополь взорвать пять железнодорожных мостов: а) через р[еку] Серет на жел[езной] дор[оге] Тарнополь — Золочев (9 км северо-западнее Тарнополь); б) через р[еку] Серет (10 км юго-западнее Тарнополь) на линии Тоустолуг — Кшыне; в) через р[еку] Гныздыно-Гнила (30 км южнее Тарнополь); г) через р[еку] Гныздына (10 км северо-восточнее Тарнополь) на линии Тарнополь — Лановце; д) через р[еку] Гныздыно-Гнила (30 км южнее Тарнополь) на линии Тарнополь — Тренбовля.

2. Взорвать шоссейные мосты через р[еки] Гныздына и Гныздыно-Гнила на шоссе Тарнополь — Скалат.

3. Разрушить путевое и станционное хозяйство на жел[езно]дор[ожной] станции Зарудченко.

4. Заминировать минами замедленного действия отдельные участки железнодорожных линий.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожную] линию Буск — Броды, для чего:

1. Взорвать четыре жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Петлев (6 км юго-восточнее Буск); б) через р[еку] Западный Буг (8 км восточнее Буск) на линии Красне — Броды; в) через р[еку] Приток, р[еку] Стырь (5 км юго-восточнее Броды) на линии Львов — Радзивиллув; д) через р[еку] Западный Буг (2 км северо-восточнее Буск) на шоссейной дороге Глиняный — Радзехув.

2. Заминировать отдельные участки жел[езно]дор[ожного] полотна указанных жел[езно]дор[ожных] линий минами замедленного действия сроком до 40 суток.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Бырлад, для чего:

1. Взорвать два жел[езно]дор[ожных] моста: а) через р[еку] Прут (37 км северо-западнее Бырлад) на жел[езной] дор[оге] Бырлад — Фэлчиу; б) через р[еку] Бырлад (6 км северо-восточнее Бырлад) на жел[езной] дор[оге] Бырлад — Хуши.

2. Взорвать шоссейным мост через р[еку] Безымянную (25 км восточнее Бырлад) на шоссе Зорлени — Рынзешти.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Бельцы, для чего: а) взорвать мост через р[еку] Безымянную (10 км севернее Бельцы) на жел[езной] дор[оге] Могилев-Подольский — Бельцы; б) заминировать минами замедленного действия сроком до 30 суток жел[езно]дор[ожные] участки Бельцы — Яссы, Яссы — Слободка.

Вывести из строя жел[езно]дор[ожную] линию Чертков — Гусятин, для чего: а) взорвать жел[езно]дор[ожный] мост через р[еку] Збруч, длиной 51 м[е]т[р] на жел[езной] дор[оге] Чертков —- Ярмолинцы; б) заминировать отдельные участки железнодорожного полотна на линии Чертков — Гусятин минами замедленного действия, сроком до 40 суток; в) взорвать шоссейный мост через р[еку] Збруч на шоссе Гусятин — Чертков.

Вывести из строя железнодорожные линии Николаев — Долинская, Херсон — Апостолово, для чего: а) взорвать мост через р[еку] Висун (10 км севернее Снегиревка); б) взорвать мост через балку (40 км северо-восточнее Снегиревка); в) эти же дороги заминировать минами замедленного действия сроком до 30 суток.

Выброску организаторско-диверсионных групп производить, как правило, в партизанские отряды и только как исключение в особых случаях в степные области Украины, где нет партизанских отрядов, группы выбрасывать для самостоятельных действий.

Для более широкого развития партизанского движения выбросить организаторско-диверсионные группы в районы, находящиеся под прикрытием партизанских отрядов, в составе: командира, комиссара, начальника штаба, инструктора-подрывника и радиста в течение мая—июня 1943 года в отряды: а) т[оварища] Ковпака — 5 групп с направлением двух из них в Молдавскую ССР и трех в Волынскую область; б) т[оварища] Наумова — 6 групп, из них две в Молдавскую ССР и четыре в Измаильскую область; в) т[оварища] Сабурова — 6 групп, из них две в Дрогобычскую область, две в Станиславскую и две в Молдавскую ССР; г) т[оварища] Федорова — 4 группы (польских) для направления в район Хельм и две в Замостье; д) т[оварищу] Попудренко — 5 групп в Полтавскую область; е) т[оварища] Бегма — 3 группы в Тарнопольскую область.

Представительствам Украинского штаба на Воронежском, Юго-Западном и Южном фронтах ставятся задачи: в границах своих фронтов на территории Левобережной Украины организовать и выбросить 31 организаторско-диверсионную группу. Силами этих групп и организуемых ими отрядов систематически воздействовать на вражеские коммуникации.

Представителю Украинского штаба на Воронежском фронте ставится задача сформировать и забросить в тыл противника 12 организаторско-диверсионных групп, из них: в Сумскую область отряды Куманька — 4, Черниговскую отряды Попудренко — 6, Киевскую (левобережную часть) отряд Лысенко — 2 группы.

Этим группам поставить задачи: а) взорвать 9 железнодорожных мостов (через реки Эсмань, Удай, Сейм, Вьюница, Безымянная у м. Яготин, Требешь и Недра); б) организовать диверсии на железнодорожных линиях: Конотоп — хутор Михайловский, Бахмач — Ворожба, Бахмач — Гребенка, Бахмач — Киев.

Представителю Украинского штаба на Юго-Западном фронте ставится задача сформировать и забросить в тыл противника 9 групп, из них: в Харьковскую [область] — 5 и Полтавскую область — 4. Этими группами и местными партизанскими отрядами систематически совершать диверсии на железных дорогах: Харьков — Львов, Полтава — Кременчуг, Харьков — Сумы, Кременчуг — Ромны, Харьков — Полтава, Харьков — Лозовая, Харьков — Изюм.

Взорвать три железнодорожных моста на дорогах: Харьков — Сумы, Кременчуг — Ромны.

Представителю Украинского штаба на Южном фронте ставится задача сформировать и забросить в тыл противника 10 групп через крупные партизанские отряды и направить в Сталинскую область — 3, Днепропетровскую — 4, Кировоградскую — 3 группы с задачами взорвать шесть железнодорожных мостов (через реки Томаковка, Тлемин, Горный, Теник, Гусаровка).

Учитывая всевозрастающие антифашистские настроения у польского народа и его стремление вести активную борьбу с оккупантами, необходимо поляков, находящихся в партизанских отрядах Украины, выделить в особые самостоятельные польские отряды, усилить их командно-политическим составом, в первую очередь из поляков, снабдить всем необходимым и подкрепить эти группы украинскими и русскими партизанами.

Организуемые отряды передислоцировать на территорию Польши в районы Хелм, Замостье, Быхово, где имеется благоприятная база для широкого развертывания партизанского движения среди польского населения и украинского, направленного против немецких захватчиков.

Для выполнения этих задач отряду Сатановского общей численностью в 120 чел[овек] совместно с двумя партизанскими отрядами, выделенными из состава тов[арища] Федорова, — выйти в район Хелм — Замостье с задачей: а) установить связь с партизанскими отрядами польских патриотов, организовать новые партизанские отряды из местного населения, истреблять немецких агентов и предателей польского народа; б) вывести из строя железнодорожный узел Хелм и Замостье путем взрыва двух железнодорожных мостов (через притоки р[еки] Вепш); в) заминировать минами замедленного действия сроком от 2 до 30 суток линии жел[езной] дор[оги] Ковель — Хелм — Замостье — Владимир-Волынский.

Учитывая благоприятные условия для развертывания партизанской борьбы в районах Прикарпатской и Закарпатской Украины, где преобладает украинское население, необходимо направить туда несколько отрядов из украинских партизанских соединений по организации местных партизанских формирований для совместных боевых и диверсионных действий на жел[езно]дор[ожных] коммуникациях и нефтепромыслах.

Для выполнения этой задачи тов[арищу] Сабурову выделить из своего соединения 3 самостоятельных отряда и направить в Закарпатскую Украину для проведении активных боевых действий в районы Санок, Великой Борозни и Лукачева, а также организации новых отрядов из местного населения.

Материально-техническое обеспечение необходимыми средствами партизанских отрядов, а также заброска организаторско-диверсионных групп в районы операций потребует не менее 250 самолетовылетов для доставки грузов в отряды.

Кроме того, для бесперебойного обеспечения материально-техническими средствами партизанских отрядов необходимо иметь в распоряжении Украинского штаба партизанского движения 6 самолетов «Дуглас» с запасными баками.

В целях активизации агентурно-разведывательной работы на временно оккупированной территории Украины Украинскому штабу партизанского движения и командирам партизанских соединений, отрядов особое внимание обратить на организацию постоянного наблюдения за передвижением войск и боевой техники противника по жел[езным] дор[огам] и шоссейным магистралям.

Необходимо иметь разведывательные резидентуры на узловых и железнодорожных станциях из числа железнодорожных служащих — украинцев и русских. Эти резидентуры снабдить радиостанциями для быстрейшей передачи сведений по передвижению войск, боевой техники противника и других разведывательных данных. Резидентурам поставить задачи выявления передвижения войск и грузов противника по железным дорогам.

Уделить внимание организации террористических актов над фашистскими политическими и государственными деятелями, генералами, крупными чиновниками и изменниками Родины.

Для отдельных отрядов разработать конкретные задачи по уничтожению наиболее известных на Украине своими зверствами гитлеровцев и их наемников.

Как в партизанских отрядах, так и при Украинском штабе партизанского движения и прифронтовых представительствах организовать курсы по подготовке террористов из числа проверенных в боях партизан, изъявивших желание и способных выполнять намеченные террористические акты.

Всем партизанским отрядам дать указание об организации специального наблюдения за передвижением по железным дорогам эшелонов с танками, бронемашинами и артиллерией с целью нападения на эти эшелоны, захвата артиллерии, бронемашин, танков и применение их при нападении на гарнизоны, железнодорожные станции, оклады с вооружением, боеприпасами, вещевым довольствием и горючим.

Для этого командирам отрядов выделить на особый учет имеющиеся в отрядах кадры танкистов, шоферов и артиллеристов, а также организовать выявление их среди местного населения и вовлечение в отряды с тем, чтобы обеспечить этими кадрами полное использование захваченных танков, бронемашин и артиллерии.

Украинскому штабу партизанского движения обеспечить основными кадрами танкистов и артиллеристов те партизанские отряды, которые их не имеют.

Учитывая, что в глубоком тылу военные аэродромы противника зачастую находятся с целью маскировки в удаленных местах от городов и других крупных населенных пунктов и слабо охраняются, предложить партизанским отрядам производить внезапные налеты на аэродромы и уничтожать самолеты, склады горючего и личный состав.

Верно: Хряпкина

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) . Ф. 17. Оп. 162. Д. 37. Л. 86—104.

ПРИМЕЧАНИЯ

1] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 37. Л. 75.

[2] Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне1941—1945 гг. М., 1959. С. 569. Т. 4.

[3] Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки: В 4-х кн. Кн. 2. М., 1998. С. 344.

[4] Партизанское движение (По опыту Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.). Жуковский; М.: Кучково поле, 2001. С. 196.

[5] Ковпак Сидор Артемьевич (1887—1967) — государственный деятель, один из руководителей партизанского движения, дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), генерал-майор (1943). В 1942—1943 гг. совершил рейд из Брянских лесов по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской областям, в 1943-м — Карпатский рейд. Всего было пройдено свыше 10 тыс. км, разгромлены гарнизоны врага в 39 населенных пунктах. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени. В селе Котельва Полтавской области ему установлен бронзовый бюст, в Путивле — памятник.

[6] Ковпак С.А. Сталинский рейд. М., 1947. С. 50.

[7] Наумов Михаил Иванович (1908—1974) — один из руководителей партизанского движения на Украине, генерал-майор (1943), Герой Советского Союза (1943). С января 1943 по март 1944 г. совершил с боями три рейда на Южную, Правобережную и Западную Украину (свыше 10 тыс. км). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

[8] Партизанское движение… С. 203.

[9] Федоров Алексей Федорович (1901—?) — государственный и партийный деятель, один из руководителей партизанского движения, дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), генерал-майор (1943). С марта 1943 г. — 1-й секретарь Черниговского и Волынского подпольных обкомов партии, одновременно командовал Черниговско-Волынским партизанским соединением, действовавшим на Украине, в Белоруссии и в брянских лесах. Награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени. В Днепропетровске ему установлен бронзовый бюст.

[10] Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Киев, 1975. Т. 2. С. 258.

[11] Воронежский фронт образован в июле 1942 г. из части войск левого крыла Брянского фронта, оборонявших район Воронежа. Во время Курской битвы 1943 г. Воронежский фронт совместно со Степным фронтом разгромил врага в ходе Белгородско-Харьковской операции. В марте—октябре 1943 г. Воронежским фронтом командовал генерал армии Н.В. Ватутин.

[12] Юго-Западный фронт был создан 22 июня 1941 г. в результате преобразования Киевского особого ВО. В августе-сентябре 1943 Юго-Западный фронт во взаимодействии с Южным фронтом осуществил Донбасскую операцию, в результате которой был освобожден Донбасс, прорвана оборона противника на реке Молочная, войска Красной армии вышли к низовьям Днепра и Крыму, захватили плацдарм на южном берегу Сиваша и блокировали с суши крымскую группировку противника (командующий в марте—октябре 1943 г. — генерал армии Р.Я. Малиновский).

[13] Южный фронт был создан 25 июня 1941 г., переименован в 4-й Украинский фронт20 октября 1943 г. В марте—октябре 1943 г. фронтом командовал генерал-полковник, с сентября 1943 г. генерал армии Ф.И. Толбухин.

[14] Сабуров Александр Николаевич (1908—1974) — один из руководителей партизанского движения на Украине, Герой Советского Союза (1942), генерал-майор (1943). С ноября 1942 г. — начальник штаба по руководству партизанским движением в Житомирской области. Автор ряда книг о партизанском движении. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды. В Овруче ему установлен памятник.

[15] Попудренко Николай Никитович (1906—1943) — один из организаторов партизанского движения на Украине, Герой Советского Союза (1943, посмертно). В 1942—1943 гг. — заместитель командира, командир партизанского соединения Черниговской области, начальник областного штаба партизанского движения. Погиб 6 июля 1943 г. в бою в злынковских лесах (ныне Новозыбковский район Брянской области). В годы войны вел дневник («Щоденник»), который был опубликован в 1949 г. Похоронен в Чернигове, где ему установлен памятник.

[16] Маликов Степан Федорович (1909—1983) — один из организаторов и руководителей партизанского движения на Украине. В январе 1943 — апреле 1944 г. был 1-м секретарем Житомирского подпольного обкома КП(б)У, командовал партизанским соединением. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, тремя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды.

[17] Бегма Василий Андреевич (1906—1965) — один из руководителей партизанского движения на Украине, генерал-майор (1943). В 1942—1944 гг. был секретарем Ровенского подпольного обкома, членом нелегального ЦК КП(б)У, начальником областного штаба партизанского движения и командиром партизанского соединения. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней.

[18] Куманек Порфирий Фомич (1911—1972) — один из организаторов и руководителей партизанского движения на Украине. В 1942—1943 гг. — комиссар партизанского соединения А.Н. Сабурова, 1-й секретарь Сумского подпольного обкома КП(б)У. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени.

 

Публикация Ю.А. ГЛУШКОВОЙ