Тыловое обеспечение 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов в ходе Советско-японской войны 1945 года
ИЗ ИСТОРИИ ТЫЛА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ
В.В. ТРИШУНКИН, А.А. ГОЛОВИН — Тыловое обеспечение 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов в ходе Советско-японской войны 1945 года
V.V. TRISHUNKIN, A.A. GOLOVIN — Rear services support at the 1st and 2nd Far Eastern Fronts in the course of the Soviet-Japanese War of 1945
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы материально-технического обеспечения 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов в ходе Советско-японской войны 1945 года. Авторы на основе изучения отчётов армий и сводок по обобщению боевого опыта раскрывают масштабы подготовки тыла к боевым действиям, которая определила сроки начала Маньчжурской стратегической наступательной операции. Залегендированные под осенние фронтовые учения мероприятия включали в себя: проверки ревизии, накопление запасов, учения по тылу с отработкой обеспечения прорыва укреплённой обороны и боевых действий в глубине обороны противника, планирование организации тылового обеспечения в условиях горно-лесистой местности. В статье подчёркивается, что воины тыла оперативно выполняли все стоявшие перед ними задачи и смогли организовать обеспечение непрерывности наступательных действий. Во многом благодаря этому Маньчжурская стратегическая наступательная операция вошла в историю как один из самых успешных и масштабных образцов манёвренной войны.
Ключевые слова: Вторая мировая война; Советско-японская война (1945 г.); Маньчжурская стратегическая наступательная операция; Сунгарийская наступательная операция; Харбино-Гиринская наступательная операция; Тыл Красной армии; тыловое обеспечение; 1-й Дальневосточный фронт; 2-й Дальневосточный фронт; 1-я Краснознамённая армия; 5-я армия; 15-я армия; В.И. Вострухов; И.К. Николаев; Д.И. Андреев.
Summary. The paper looks at issues of material-technical support at the 1st and 2nd Far Eastern Fronts in the course of the Soviet-Japanese War of 1945. The authors rely on their studies of reports from armies and summaries of combat experience generalization to disclose the scale of preparing the rear for the fight, which determined the time of launching the Manchuria Strategic Offensive Operation. The events disguised as autumn front exercises included revision checks, reserve stockpiling, exercises in the rear to perfect support of fortified defense breach and fighting in the depth of the enemy defenses, and planning rear support organization in conditions of wooded highlands. The paper points out that the fighters in the rear promptly carried out all the tasks assigned to them and managed to organize support of continuous offensive activity. Largely thanks to that the Manchurian Strategic Offensive Operation went down in history as a most successful and large-scale instance of mobile warfare.
Keywords: WWII; Soviet-Japanese War of 1945; Manchurian Strategic Offensive Operation; Sungari Offensive Operation; Harbin-Jilin Offensive Operation; Red Army rear; rear services support; 1st Far Eastern Front; 2nd Far Eastern Front; 1st Army of the Red Banner; 5th Army; 15th Army; V.I. Vostrukhov; I.K. Nikolayev; D.I. Andreyev.
Советско-японская война явилась не только результатом выполнения Советским Союзом союзнических обязательств по вступлению в войну с Японией, взятых ещё на Тегеранской конференции в 1943 году. Необходимость войны СССР против фашистской Японии была обусловлена своим долгом по возвращению российских земель — Южного Сахалина и Курильских островов, которого «люди старого поколения» ждали 40 лет, а также делом освобождения китайского и корейского народов от тирании японского милитаризма. Учитывая враждебную политику Японии после нападения Германии на СССР, Советский Союз 5 апреля 1945 года денонсировал Советско-японский пакт о нейтралитете 1941 года, а 3 июня Государственный комитет обороны принял решение о крупномасштабной переброске войск на Дальний Восток. За 3 месяца сюда с европейского театра действий скрытно на расстояние 8—12 тыс. км было переброшено свыше 400 тыс. человек, огромное количество боевой техники и вооружений1. 8 августа 1945 года Советский Союз объявил японскому правительству, что с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией.
Замысел заключался в том, чтобы лишить Японию военно-экономической базы в Маньчжурии, разгромив главную группировку японских войск — Квантунскую армию, освободить Северо-Восточный Китай, Корею, Южный Сахалин и Курильские острова. Значительная роль в достижении победы отводилась Тылу Красной армии.
Основу стратегического плана составляла Маньчжурская наступательная операция, осуществлённая силами трёх фронтов: Забайкальского (командующий Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, начальник тыла генерал-полковник В.И. Вострухов), 1-го Дальневосточного (командующий Маршал Советского Союза К.А. Мерецков, начальник тыла генерал-майор И.К. Николаев), 2-го Дальневосточного (командующий генерал армии М.А. Пуркаев, начальник тыла генерал-лейтенант Д.И. Андреев). Операция носила скоротечный характер и должна была завершиться в течение двух месяцев.
Основной план предусматривал окружение и уничтожение главных сил Квантунской армии путём одновременного наступления трёх фронтов. Для этого фронтам были поставлены следующие задачи: в ходе Харбино-Гиринской наступательной операции 1-го Дальневосточного фронта прорвать укреплённые районы противника, преодолеть глубокоэшелонированную оборону, нанося главный удар в направлении на Муданьдзян силами 5-й армии, с дальнейшим наступлением на Харбин и Гирин; в ходе Сунгарийской наступательной операции 2-го Дальневосточного фронта планировалось активное взаимодействие сухопутных войск и Краснознамённой Амурской флотилии при форсировании Амура и наступлении на Фудзинь и Цзямусы. 16-я армия должна была держать оборону на побережье Татарского пролива и Южном Сахалине. Для успешного выполнения поставленных задач необходимо было не только организовать перегруппировку на Дальний Восток дополнительных сил и средств, но и осуществить всестороннее обеспечение и подготовку тыловых служб, подразделений, частей и учреждений тыла.
Организация тылового обеспечения стала ключевым фактором, определившим сроки начала Советско-японской войны, поэтому большинство мероприятий по подготовке тыла начали проводиться ещё до окончательного утверждения замысла боевых действий, а предстоявшие наступательные операции были залегендированы под осенние фронтовые учения2, и войска не знали об истинных целях проводившихся мероприятий. Заблаговременная подготовка тылового обеспечения включала в себя: приведение частей тыла в высокую боевую готовность; накопление и содержание установленных запасов материальных средств; организацию управления тылом; планирование тылового обеспечения воинских частей.
15-й армии 2-го Дальневосточного фронта предстояло нанести главный удар в ходе Сунгарийской наступательной операции. В связи с этим командованием фронта был предпринят комплекс мероприятий по проверке состояния тыла. В 1 квартале 1945 года оргинспекторским отделом интендантского управления Дальневосточного фронта были проведены 17 проверок (из них 7 ревизий), по результатам которых к уголовной ответственности привлекли 16 человек3. Проверки выявили ряд существенных недостатков: заявки от интендантского отдела армии поступали с опозданием, что приводило к срыву обеспечения вещевым имуществом; ремонт обуви и обмундирования не был организован (четверть обуви на складах 15-й армии нуждалась в ремонте); ремонтные мастерские не были обеспечены необходимыми материалами. Они расхищались путём оприходования меньшего количества материалов, чем фактически было выдано со склада, а списывалось по отчётам мастерской больше, чем фактически расходовалось на ремонт4.
Проведя работу по устранению выявленных недостатков, интендантский отдел армии организовал чёткое и эффективное руководство ремонтными мастерскими, обеспечил их всем необходимым. Был создан неснижаемый обменный фонд обуви за счёт ремонта списанной5. Также был создан необходимый запас нижнего белья в целях предотвращения заболеваемости педикулёзом6. К началу Советско-японской войны войска были полностью обеспечены вещевым имуществом по летнему плану, на складах армий и фронтов были созданы необходимые запасы вещевого имущества.
В то же время инспекция Приморской группы войск7 установила факты нарушения снабжения продовольствием и фуражом. Обеспеченность продовольствием при норме на 60 суток составляла: хлебопродуктами — менее 22 сутодач, мясопродуктами — менее 24 сутодач, рыбой — 10 сутодач, овсом — 14 сутодач. Причинами неудовлетворительного обеспечения продфуражом являлись: плохая реализация местных нарядов (не реализовано рыбы 2500 т — 58 сутодач, мясопродуктов 2000 т — 30 сутодач, круп 1000 т — 9 сутодач, овса 4600 т — 30 сутодач); отсутствие переработки поступившего зерна в муку в количестве 3000 т — 12 сутодач (из-за отказа местных мельниц от переработки вследствие отсутствия рабочей силы)8.
В результате отсутствия контроля за обеспечением сеном до 33 проц. конского состава в 366, 258, 384, 335, 231 и 363-й стрелковых дивизиях было истощено9. Исправить положение дел позволило изъятие переходящих запасов Дальневосточного фронта на текущее довольствие, после чего запасы продовольствия и фуража составили до 82, а по некоторым наименованиям до 143 сутодач10.
Создавая запасы продовольствия в войсках, командование объединений исходило из планировавшихся темпов наступления, отрыва от армейских складов, предполагавшихся сложностей с подвозом.
При подготовке к операции осуществлялись проверки ветеринарных отделов и ветеринарных лазаретов фронтов. Об их результатах сообщалось в штабы армий, в отчётах описывались основные нарушения и их виновники. Фронты были обязаны составлять ежемесячные отчёты о заболеваемости и убыли конского состава, которые включали в себя: сведения об упитанности лошадей и состоянии ковки, состоянии ухода за шерстным покровом, о фуражном довольствии, размещении конского состава, эффективности ветлазаретов, анализ убыли конского состава, сведения о профилактике заболеваний и специальной подготовке ветеринарного состава с анализом представленных данных и соответствующими выводами11. Эти отчёты демонстрируют, что основными недостатками в работе фронтовых ветеринарных служб являлись высокая заболеваемость среди животных и низкая профилактическая работа12.
Усиление фронтов материальными средствами и войсками с Западного театра военных действий проходило в режиме строжайшей секретности и легендирования. Органы военных сообщений и инженерные войска приняли все меры для сокрытия от противника масштабов перегруппировки. 1-й и 2-й Дальневосточные фронты отдалялись от границы на 15—20 км, поэтому любые передвижения производились только ночью, днём войска располагались в лесах и лощинах, организуя мероприятия по маскировке транспорта с запасами материальных средств. Инженерными частями 5-й армии были установлены 18 км вертикального маскировочного забора и 1515 наддорожных масок, которые должны были ввести противника в заблуждение относительно направления главного удара. Наибольшие трудности при проведении маскировки представлял железнодорожный участок, использовавшийся в интересах 5-й армии, который располагался прямо у границ с Маньчжурией и оккупированной японцами Кореей. Кроме того, 5-я армия вынуждена была сосредоточить все силы в небольшом по площади районе, поэтому все внутрифронтовые перевозки здесь носили особый характер: войскам было запрещено размещаться в населённых пунктах, выгрузка эшелонов и их движение происходили только в ночное время при полной светомаскировке, а на одном из вспомогательных направлений 1-го Дальневосточного фронта с целью отвлечения внимания оборудовался ложный район сосредоточения.
Архивные документы 5-й армии демонстрируют, что подготовка объединения осуществлялась не только в части накопления материальных средств и проверок работы отделов. Рассматривались возможные трудности, с которыми могли столкнуться службы тыла при ведении наступательных действий в Маньчжурии. Анализируя приказание начальника штаба армии, согласно которому начальники отделов тыла должны были представить свои предложения по устройству и работе тыла в наступательных операциях в условиях таёжной, горно-лесистой местности13, можно сделать вывод, что тыл армии готовился решительно преодолевать трудности при выполнении поставленных задач. При составлении предложений необходимо было учитывать следующие факторы, влиявшие на организацию материального обеспечения:
— расположение тылов должно находиться в зависимости не от уставных требований, а от времени, необходимого на обеспечение войск материальными средствами;
— ориентирование в горах и лесной местности представляет большие трудности для неподготовленного личного состава;
— движение автомобильного транспорта по дорогам Маньчжурии затруднено из-за непригодности дорог для движения;
— каменистая почва усложняет строительство автомобильных и железных дорог, оборудование аэродромов;
— плотность населения, проживающего в Маньчжурии, крайне низкая;
— необходимость организации материально-технического обеспечения на широком фронте;
— организация охраны тыла и усиление боевых расчётов при противодействии прорвавшимся в тыл диверсионным группам противника;
— увеличенный расход горючего при движении в горной и другой труднопроходимой местности.
Логично предположить, что эти предложения формировались на основе проводившихся учений по тылу в июне 1945 года, в которых в том числе отрабатывались вопросы тылового обеспечения частей в глубине обороны противника в горно-лесистой местности14. Подготовка тыла и обеспечение войск предусматривали устранение выявленных перед началом проведения операции недостатков в организации тылового обеспечения. С учётом слаборазвитой дорожной сети Маньчжурии и возможных разливов рек и ручьёв автомобильное управление Дальневосточного фронта провело проверку в объединениях на предмет наличия средств усиления проходимости. В письме начальнику тыла 2-й Краснознамённой армии от 28 июля 1945 года указывалось на недостаточную укомплектованность автопарка средствами усиления проходимости, которая составила 51 проц. В связи с этим начальник тыла фронта приказал организовать в армии их изготовление. На каждую автомашину предстояло заготовить цепи, а также по две хворостяные дорожки длиной не менее 10 м каждая15. 1-й Дальневосточный фронт переоборудовал автомобили, предназначенные для перевозки сухогруза, под налив в связи с предполагавшимися повышенным расходом ГСМ. Одновременно изучалось влияние переоборудования бортовых автомобилей под налив на их техническое состояние. Начальник службы горючего Приморской группы войск полковник И.С. Афонин 7 июня 1945 года отмечал: «Перевозка горючего в контейнерах КП-2 на бортовых автомашинах очень вредно отражается на задний мост и трансмиссию автомашины и выводит их преждевременно из строя вследствие того, что в контейнерах отсутствуют внутренние отсекающие ребра, что создаёт сильную вибрацию горючего и как результат дёргание машины». В связи с этим монтирование контейнеров КП-2 на автомобилях взамен топливозаправщиков применяли только в тех случаях, когда не было возможности укомплектовать роты подвоза топливозаправщиками заводского типа16.
Фронтовые и армейские тыловые районы 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов были общими и размещались, как правило, вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на удалении от войск до 25 км (1-й Дальневосточный фронт) и до 150 км (2-й Дальневосточный фронт). Отдельные границы армейским районам не назначались, так как это представлялось нецелесообразным. Особенностью данной организации можно считать то, что фронтовые границы остались неизменными вплоть до окончания Маньчжурской стратегической наступательной операции17.
К началу Советско-японской войны, 8 августа 1945 года Дальневосточные фронты располагали значительными силами.
Следует отметить, что соотношение частей тылового обеспечения и боевых частей составляло 1 : 2,3. Столь внушительное количество частей тылового обеспечения стало одним из основных условий успешного развития молниеносного и непрерывного наступления.
В ночь на 9 августа 1945 года войска Дальневосточных фронтов в тропический ливень без артиллерийской подготовки перешли в наступление. Оно развивалось стремительно, фронт наступления составлял 2800 км. С первых военных дней тыловые части предпринимали все усилия для обеспечения непрерывности наступления войск, продвигавшихся со значительно большей скоростью в глубь территории Маньчжурии, нежели планировалось изначально. Уже 10 августа войска 1-го Дальневосточного фронта отрезали все коммуникации японцев в Пограничненском УР18, предотвратив отход и организацию обороны противником на реках Мулинхэ и Муданьдзян. 15 августа 5-я армия заняла Муданьдзян, хотя его планировалось занять лишь к 24 августа19. Город находился на железнодорожной ветке Пограничная — Муданьдзян — Харбин, захват столь крупного инфраструктурного центра с развитой сетью автогужевых дорог и железнодорожными узлами позволил развивать наступление на Харбин совместно с частями Забайкальского фронта. Изначально средний темп наступления планировался до 10 км в сутки20, однако уже в первый день наступления войска продвинулись до 50 км в глубину21, во второй день ещё до 40 км, тем самым превысив планировавшиеся темпы наступления почти в 5 раз.
Темпы продвижения войск превосходили темпы восстановления железных дорог на территории Маньчжурии, поэтому основным видом подвоза материальных средств для 1-го Дальневосточного фронта был автомобильный транспорт. Общий тоннаж автомобильных перевозок за военную кампанию для фронта составил 200 тыс. т различных грузов. Из-за прошедших дождей, интенсивного движения самоходной артиллерии и тяжёлых танков военно-автомобильные дороги пришли в негодное состояние. Это приводило к созданию заторов на десятки километров. Поэтому материальные средства, тыловые части и учреждения отставали от передовых частей22.
Проблема подвоза особенно острой была в 1-й Краснознамённой армии, о чём можно судить по донесению заместителя начальника тыла армии начальнику тыла 1-го Дальневосточного фронта23. Войска объединения находились на линии Муданьдзян, а тылы на линии Линькоу, Лишучжень, Мулин. 14-й автополк армии работал на пределе возможностей, однако подвоз ГСМ до нормы не был доведён, в полках отсутствовало горючее, так как оно не вывозилось с дивизионных обменных пунктов (ДОП).
В связи с этим фронтом была передана дополнительная рота автоцистерн, а 14-й автополк доукомплектован машинами. Тыл фронта также усилил воинские части тыла армии за счёт фронтовых дорожных частей. Проведённые мероприятия позволили обеспечить непрерывность тылового обеспечения наступательных действий 1-й Краснознамённой армии24.
363-я стрелковая дивизия (сд) 35-й армии успешными тактическими действиями и молниеносным форсированием р. Сунгач с захватом опорного пункта Малый Хунган и Малый Нанган создала условия для выхода в тыл Хутоускому укреплённому району. Части первого эшелона оказались без продфуража и горючего, части и учреждения тыла только через три дня смогли форсировать Сунгач и преодолеть заболоченную местность, проложив по болоту колонный путь усилиями 50-го отдельного сапёрного батальона25.
Несмотря на подготовительные мероприятия, из-за трудностей с подвозом в отдельных случаях возникали проблемы с обеспечением ГСМ. Разбитые, труднопроходимые дороги, а порой и полное бездорожье приводили к повышенному расходу топлива. К примеру, расход топлива у автомобилей марки «Студебекер» 5-й армии в среднем составлял 50 л на 100 км26. Запасы ГСМ на складах в связи с перерасходом и увеличением плеча подвоза снизились. Армейский транспорт сильно отставал от боевых частей и своевременно подвозить горючее был не в состоянии. Армии были усилены фронтовым наливным автотранспортом и ёмкостями, создавались подвижные отделения армейских складов горючего, часть бортовых автомобилей была оборудована бочками и бидонами.
Из-за высоких темпов продвижения наступавших соединений конский состав кавалерийских частей лишился обеспечения фуражом и подковным материалом. За время ведения боевых действий 1-й Краснознамённой армией были захвачены и поставлены в строй 2500 трофейных лошадей, из которых планировалось сформировать отдельные подразделения. Но эти лошади не проходили ветеринарной обработки и ставились в строй вместе с кадровым составом, что привело к росту заболевания сапом27. Общая заболеваемость лошадей по 1-му Дальневосточному фронту составила 17,3 проц. Снабжение фуражом значительно улучшилось при захвате и использовании трофейного фуража. Комбикорм для японских лошадей был высокопитательным, приготовленным на основе сена, овса, ячменя, кукурузы, бобовых жмыхов, соли и мела28. Снабжение подковным материалом было недостаточным, что приводило к большому количеству заболеваний копыт у животных. Ситуация в 5-й армии осложнялась также тем, что западноевропейская порода лошадей оказалась не приспособленной для действий в горно-лесистой местности. Это приводило к частым травмам и серьёзным осложнениям29.
Кавалерийские части занимались в основном преследованием противника, а не прорывом обороны, поэтому боевые потери и повреждения были невысокими. Большее количество ранений было нанесено лошадям холодным оружием при атаках смертников и осколками снарядов при ударах артиллерии противника. Потери конского состава, включая боевые, составляли 3,7 проц. от его общей численности, при этом небоевые потери составляли более 50 проц. всех потерь.
Значительный объём воинских перевозок при ведении боевых действий 2-м Дальневосточным фронтом возлагался на Краснознамённую Амурскую флотилию (КАФ). На сунгарийском направлении КАФ должна была обеспечить переправу частей и тылов 15-й армии через Амур и организовать подвоз снабженческих грузов из района Ленинское в Фудзинь и Цзямусы. Отряд транспортов для переправы частей 355 сд (7 буксиров и 8 барж) был сформирован и направлен в пункты переправы ранее намеченного срока, уже в первый военный день. Остальные 6 транспортов (6 буксиров и 12 барж) были сформированы и поданы в Ленинское не на шестнадцатый день войны, как планировалось, а на седьмой. К 20 августа в Ленинском было сосредоточено всего 19 транспортов (19 буксиров, 29 барж) общей грузоподъёмностью 16 тыс. т30. На четвёртый день наступления Амур вышел из берегов, началось наводнение, что привело к выходу из строя армейских понтонных переправ. На КАФ возлагалась теперь задача не только перевозить части усиления и резервы 15-й армии с переправ, сорванных наводнением, но также переправлять тылы и материальные средства в районы Фудзинь, Тунцзян, Цзямусы, Саньсин31. Общий объём перевозок 15-й армии речным транспортом в период с 9 августа по 1 октября 1945 года составил более 28 тыс. т.
Успешному форсированию р. Амур и продвижению войск 15-й армии вдоль р. Сунгари способствовали действия 10-й воздушной армии. Из-за прошедших дождей большинство наведённых переправ было выведено из строя. Тыл воздушной армии собственных плавсредств не имел, поэтому перебазирование тыловых частей и материальных средств на аэродромы противника было затруднёно. Нижне-Амурское пароходство сумело переправить на аэродром Фудзиня лишь один батальон аэродромного обеспечения (бао) из шести32. В итоге было принято решение о перевозке горюче-смазочных материалов, продовольствия, боеприпасов, комендатур бао на Фудзинский аэроузел транспортными самолётами. Из-за отсутствия плавсредств 52-й и 86-й районы авиационного базирования так и не смогли преодолеть Амур. Тыловое обеспечение 10-й воздушной армии на аэродромах Маньчжурии осуществлялось частями, переброшенными транспортными самолётами.
На КАФ также возлагалась задача по медико-санитарному обеспечению. На бронетанкерах флотилии медицинская помощь оказывалась по ходу ведения боевых действий. Санитарные транспорты выполняли функции госпитально-транспортных судов. Они обеспечивались всеми необходимыми материальными средствами и врачами-хирургами. Основная масса раненых была принята и обработана санитарным транспортом, который следовал за отрядами боевых кораблей и был хорошо оборудован передовыми подвижными госпиталями КАФ и 15-й армии33.
При стремительном продвижении в глубь территории Маньчжурии и отдалении войск от армейских складов всё большее значение приобретали захваченные трофеи. За время военных действий войскам Дальневосточных фронтов с трофейных складов были выделены следующие виды продовольствия: 11 тыс. т муки; 3500 т макарон; 2340 т мясопродуктов и 12 770 т свежих овощей34. Например, 22-я стрелковая дивизия в ходе операции сообщала командованию армии, что части обеспечены продовольствием за счёт трофеев и в поставках с армейских складов не нуждаются35. Однако войска испытывали острый дефицит сахара, табака и спирта, т.к. данных товаров на трофейных складах не хватало36.
Для охраны перешедших под контроль советских войск складов с продовольствием, вещевым имуществом, ГСМ в полках создавались трофейные команды численностью до 8 человек. Из-за своей малочисленности они не были в состоянии предотвратить расхищение имущества местным населением. Также распределение трофеев и выдача их в войска затруднялись тем, что личный состав команд не мог перевести на русский язык надписи на японском и китайском языках37 на трофейной таре.
Подвоз материальных средств войскам, наступавшим на Южном Сахалине, и для десантов, действовавших на Курильских островах, осуществлялся морским транспортом. В этих целях на судах были развёрнуты армейские склады боеприпасов, горючего, продовольствия. Плавучие склады следовали вдоль западного побережья Южного Сахалина и Курильских островов, разгружаясь в назначенных пунктах, откуда грузы подавались в наступавшие войска. К примеру, для обеспечения войск 16-й армии были подготовлены три морских транспорта с отделениями складов: два — с продовольствием (по 30 сутодач каждый), один — с боеприпасами (1 боекомплект) и ГСМ (800 т)38.
После капитуляции и начала разоружения основных сил японской Квантунской армии противник действовал разрозненными отрядами, нападавшими на колонны и склады обеспечения39. Нападения групп смертников и атаки японских снайперов продолжались вплоть до октября 1945 года. В связи со сложившейся обстановкой начальник тыла 1-го Дальневосточного фронта гвардии генерал-майор И.К. Николаев приказал40:
— разъяснять личному составу тыловых частей и учреждений фронта необходимость повышения бдительности;
— вооружить и обеспечить боеприпасами военнослужащих всех тыловых частей и учреждений, находящихся на территории Маньчжурии;
— назначать в частях боевые расчёты;
— отправлять автомашины колоннами с боевым охранением, перед выездом уточнять боевой расчёт.
К примеру, боевой расчёт колонны управления тыла 2 КА назначался следующим образом: по команде командира автоколонны с фронта нападение отражали 1-я машина роты охраны, штаб и интендантский отдел; с правого фланга — ветеринарный, дорожный отделы, политотдел тыла, отдел артснабжения и военторг; с левого фланга — санитарный отдел, отдел кадров, взвод охраны; с тыла — СМЕРШ и машина взвода охранения41.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что органы тыла провели масштабную работу по подготовке и организации тылового обеспечения во время Советско-японской войны, смогли организовать бесперебойное снабжение наших войск всеми видами материальных средств для жизни и боя. Гибкость и высокая эффективность системы тыла позволили с честью решить все поставленные задачи в условиях невиданно высоких темпов наступления. Учёт особых географических и климатических условий Маньчжурии, грамотное распределение имевшихся ресурсов, использование опыта Великой Отечественной войны позволили Тылу Вооружённых сил обеспечить победу Красной армии над японским милитаризмом, что способствовало скорейшему окончанию Второй мировой войны.
Таким образом, тыловые органы справились с возложенными на них задачами, а полученный опыт тылового обеспечения войск и сил флота при действиях на Дальнем Востоке используется в Российской армии и в наши дни.
____________________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кикнадзе В.Г. Сила V правде. Защита исторической памяти как стратегический национальный приоритет России. М.: Вече, 2022. С. 215, 216; он же. Российская политика защиты исторической правды и противодействия пропаганде фашизма, экстремизма и сепаратизма. М.: Прометей, 2021. С. 530.
2 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 87. Оп. 12391. Д. 1068. Л. 8.
3 Там же. Л. 50.
4 Там же Л. 131.
5 Там же. Ф. 238. Оп. 1562. Д. 171. Л. 219.
6 Войсковой тыл в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (примеры из опыта тылового обеспечения войск). Военная академия тыла и транспорта. Л., 1974. С. 61.
7 Приморскую группу войск переименовали в 1-й Дальневосточный фронт 5 августа 1945 г.
8 ЦАМО РФ. Ф. 86. Оп. 12405. Д. 1674. Л. 11.
9 Там же. Л. 18—24.
10 Там же. Л. 11.
11 Там же. Ф. 76. Оп. 12325. Д. 376. Л. 86.
12 Там же. Л. 399.
13 Там же. Ф. 460. Оп. 5078. Д. 51. Л. 20—21.
14 Там же. Ф. 234. Оп. 3233. Д. 17. Л. 35.
15 Там же. Ф. 304. Оп. 7031. Д. 37. Л. 118.
16 Там же. Ф. 234. Оп. 3233. Д. 22. Л. 42.
17 Ворсин В.Ф., Жуматий В.И. Тыловое обеспечение в Маньчжурской стратегической наступательной операции // Военно-исторический журнал. 2020. № 8. С. 4.
18 Укреплённом районе.
19 ЦАМО РФ. Ф. 16. Оп. 1022. Д. 45. Л. 11.
20 Там же.
21 Там же. Ф. 234. Оп. 3213. Д. 427. Л. 16—22.
22 Там же. Ф. 460. Оп. 5078. Д. 70. Л. 60.
23 Там же. Ф. 294. Оп. 6888. Д. 58. Л. 105.
24 Там же. Л. 106.
25 Печененко С. 363-я стрелковая дивизия в боях на Мишаньском направлении // Военно-исторический журнал. 1975. № 7. С. 45.
26 ЦАМО РФ. Ф. 234. Оп. 3233. Д. 17. Л. 330.
27 Там же. Ф. 76. Оп. 12325. Д. 376. Л. 187.
28 Там же. Л. 184.
29 Там же. Л. 401.
30 Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ (ФЦАМО РФ) Архив Военно-морского флота (АВМФ). Ф. 1790. Оп. 10. Д. 83. Л. 123.
31 Там же.
32 Там же.
33 Там же. Л. 155.
34 ЦАМО РФ. Ф. 86. Оп. 12405. Д. 138. Л. 234.
35 Там же. Ф. 1093. Оп. 1. Д. 26. Л. 53.
36 Там же. Ф. 294. Оп. 6988. Д. 58. Л. 123.
37 Войсковой тыл в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. … С. 62.
38 Сысоев П.И. Тыл советских Вооружённых сил в кампании на Дальнем Востоке // Военно-исторический журнал. 1975. № 8. С. 44.
39 ЦАМО РФ. Ф. 460. Оп. 6691. Д. 51. Л. 153.
40 Там же.
41 Там же. Ф. 304. Оп. 7031. Д. 37. Л. 44.