Тыл Западного фронта в оборонительной операции Битвы под Москвой (сентябрь—декабрь 1941 г.)

Аннотация. Статья раскрывает вопросы организации материально-технического обеспечения оборонительных действий войск Западного фронта в Битве под Москвой.

Summary. The article reveals some items of logistical support of the defensive operations of the Western Front forces in the Battle of Moscow.

Из истории тыла вооружённых сил

ВОРСИН Владимир Федотович — научный сотрудник научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник

(Москва. Е-mail: vorsin_vf@mail.ru);

СНЕГОВА Юлия Викторовна — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ

(Москва. E-mail: Snegova_Ulia@mail.ru).

 

ТЫЛ ЗАПАДНОГО ФРОНТА В ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ БИТВЫ ПОД МОСКВОЙ (СЕНТЯБРЬ—ДЕКАБРЬ 1941 г.)

 

Московская оборонительная операция, сыгравшая огромную роль в срыве гитлеровского плана «блицкрига», проходила с 30 сентября по 5 декабря 1941 года1. В те дни многое зависело от действий войск Западного фронта, непосредственно прикрывавших Москву. Войсковой и оперативный тыл должен был обеспечивать отходившие, упорно сражавшиеся войска Западного фронта (командующий фронтом — генерал-полковник И.С. Конев, с 10 октября — генерал армии Г.К. Жуков), а также переформирование армий и ввод в оборонительное сражение новых объединений непрерывным и своевременным подвозом всех видов материальных средств, одновременно заботясь о создании необходимых резервов в снабжении войск.

К концу сентября 1941 года в основном были уже сформированы и доукомплектованы органы управления тылом, подразделения, части и учреждения тыла всех звеньев2. Организация тыла к началу Битвы под Москвой была определена директивами по тылу фронта № 015 от 13 августа и № 016 от 10 сентября 1941 года (начальник тыла — генерал-майор В.П. Виноградов)3. Глубина фронтового и армейского тыловых районов по сравнению с довоенными взглядами была значительно сокращена и составляла во фронте — 100 км, ширина — 200 км, а глубина армейских тыловых районов (вместе с войсковыми) составляла 140—150 км. Это обусловливалось не только близостью столицы к линии фронта, но и стремлением обеспечить готовность войск к переходу в контрнаступление4.

Тыловые части и учреждения армий развёртывались на одной-двух железнодорожных станциях ближе к войскам, куда по железной дороге через Москву запасы поступали с фронтовых складов. Большая часть фронтовых складов была размещена на направлении главного удара противника, т.е. на железнодорожном направлении Москва — Гжатск — Вязьма, часть из них находилась в районах, где были размещены центральные склады ещё в мирное время. Общая протяжённость железных дорог в границах фронтового и армейских тыловых районов составляла около 1000 км5.

Дорожная сеть в тыловой полосе Западного фронта (начальник автодорожного отдела фронта полковник А.И. Сычёв) состояла в основном из грунтовых дорог. Сеть фронтовых автомобильных дорог в оборонительной операции, организованная главным образом в армейском тылу, связывала районы размещения основных групп фронтовых складов и госпиталей с полевыми армейскими базами. Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, использовавшихся армиями и фронтом, составляла около 1100 км6.

Для организации подвоза по грунту фронт использовал также военно-автомобильные дороги Ставки ВГК: Калинин — Торжок — Вышний Волочёк; Волоколамск — Зубцов — Ржев; Москва — Вязьма, которые проходили во фронтовом тыловом районе7. Однако из-за того, что все железнодорожные пути и автомобильные дороги, шедшие с востока, сходились в Московском узле, возникали затруднения в организации подвоза и эвакуации. Никаких путей в обход Москвы в распоряжении фронта первоначально не было, а какое-либо движение гужевого и автомобильного транспорта через Москву категорически запрещалось. В этих условиях важную роль в Битве под Москвой сыграло строительство Московской окружной автомобильной магистрали — так называемого Московского кольца общим протяжением 125 км, из которых 28,6 км было построено дорожными частями заново. Эта дорога соединила все сходившиеся к Москве 10 радиальных автомобильных и 11 железных дорог, что обеспечивало быструю манёвренность транспортов при переброске их с одних магистралей, питавших фронт, на другие и разгружало движение в пределах города8.

Большие трудности в Битве под Москвой складывались в обеспечении войск вооружением и боеприпасами. Промышленность в это время ещё не могла полностью удовлетворить возросшие потребности войск. Некоторых видов оружия и боеприпасов на складах имелось очень мало. Так, на 1 октября 1941 года войска Западного фронта (начальник артиллерийского снабжения фронта генерал-майор интендантской службы А.С. Волков)9 были укомплектованы миномётами и зенитными орудиями примерно на ⅓ штатной потребности, а орудиями наземной артиллерии — на ⅔. Средняя же обеспеченность частей и соединений орудиями и миномётами составляла 49 проц., а пулемётами — 61 проц.10

На время оборонительных боев под Москвой запасы боеприпасов на полевых складах армейских баз не превышали 0,75 боекомплекта, а на фронтовых — 1,0. Уменьшение норм запасов объяснялось прежде всего экономическими условиями, а также трудностями своевременного подвоза боеприпасов с фронтовых и центральных складов на выгрузочные станции армий и далее в войска11. Устанавливался жёсткий лимит отпуска боеприпасов для армий исходя из конкретных задач, которые предстояло им решать в предстоявшей операции. Поэтому обеспечение боеприпасами армий, входивших в состав фронта, было неравномерным.

В условиях острого недостатка вооружения существенным подспорьем являлось возвращение в строй после ремонта повреждённых вооружения и боевой техники, а также многообразная помощь трудящихся столицы войскам Западного фронта в деле производства вооружения, боеприпасов и других материальных средств. За период обороны Москвы предприятия местной и кооперативной промышленности дали фронту 3896 тыс. гранат всех видов, 328,8 тыс. противотанковых мин, 6215,9 тыс. трассирующих снарядов, 2 тыс. грузовых автомобилей и другой военной продукции. Уже к декабрю 1941 года из 670 предприятий местной промышленности 654 были заняты производством боеприпасов, вооружения и снаряжения12.

В ходе оборонительного сражения важное значение имела обеспеченность войск Западного фронта горючим и смазочными материалами (начальник отдела службы горючего генерал-майор интендантской службы П.В. Томилин)13. Фактически она превышала нормы запасов, установленные директивой фронта по тылу от 19 октября 1941 года (во фронте две заправки и в армиях — одна заправка). Высокая обеспеченность фронта и армий горючим объяснялась в первую очередь тем, что в распоряжение фронта поступали большие мобилизационные запасы горючего Комитета резервов и местных складов Главнефтесбыта. Кроме того, в полосе отхода войск фронта находились центральные склады, а в районе Москвы сосредоточивались эвакуированные из западных областей страны мобилизационные резервы горючего Наркомата обороны14.

Вес заправки горючего фронта по основным сортам на 14 ноября 1941 года составлял: КБ-70 — 100 т; автомобильного бензина — 1068 т; дизельного топлива — 240 т; керосина — 60 т; лигроина — 45 т; всего — 1513 т15.

Обеспеченность фронта горючим гарантировала работу наземных машин в течение 35—40 суток при неизменном составе техники и весе заправки. Запасы горючего в войсках составляли две—три заправки. В период боёв с 15 ноября по 5 декабря 1941 года фронт расходовал ежедневно (в заправках): высокооктановых бензинов — 0,23; авиационных бензинов — 0,08; автомобильного бензина — 0,48; дизельного топлива — 0,1016. В целом расход горючего был невысоким, так как во фронте не было ещё достаточного количества танков, самоходных артиллерийских установок и самолётов.

Благодаря мобилизации всех ресурсов в Москве и на подмосковных складах и нефтебазах к началу декабря войска Западного фронта имели уже 5—6 заправок горючего, которые размещались с учётом предстоявшего наступления. Около 70 проц. горючего было подвезено непосредственно в войска и на армейские склады. Важную роль в подвозе горючего сыграли автомобильные наливные батальоны Центра, которые были созданы по указанию начальника Тыла Красной армии — заместителя наркома обороны генерал-лейтенанта А.В. Хрулёва. С помощью этих батальонов осуществлялась срочная подача горючего при резком изменении и усложнении обстановки на фронтах17. В ходе оборонительной операции Битвы под Москвой службе снабжения горючим удалось обеспечить не только текущие потребности войск, но и создать к концу операции запасы, позволившие успешно решать последующие задачи.

В оборонительный период войска фронта, несмотря на сложную оперативную и тыловую обстановку, не испытывали серьёзных трудностей в снабжении их основными продуктами питания. Значительную часть потребности в продовольствии войска покрывали за счёт заготовок из местных средств. При организации заготовок большую помощь оказывали местные партийные и советские органы. Для связи с местными органами при военных советах армий и фронта были созданы оперативные группы, которые наряду с оказанием помощи войскам в организации заготовок занимались эвакуацией народно-хозяйственного имущества, организовывали уборку и обмолот урожая.

В связи с незначительным удалением фронтовых складов от армейских было принято решение о размещении основных запасов продовольствия на фронтовых складах. Для обеспечения войск Западного фронта на период с 5 ноября по 5 декабря 1941 года предусматривались следующие запасы продовольствия и фуража и их эшелонирование: в войсках — 3, на армейских складах — 2 и на фронтовых складах — 15 суточных дач18. Однако по многим видам продуктов такие запасы создать не удалось.

Со стороны командования и работников продовольственной службы первостепенное внимание уделялось вопросам организации питания и доставки на передний край горячей пищи в походных кухнях и термосах19. Главным было, чтобы личный состав, находившийся на переднем крае, обеспечивался горячей пищей и кипятком не менее двух раз в сутки. В промежутках между приёмами пищи выдавались отварной картофель, сало-шпиг и варёное мясо, а там, где это сделать было невозможно, выдавались 25—30 проц. суточной нормы продуктов сухим пайком20. Основные трудности в приготовлении и доставке горячей пищи состояли в том, что в войсках фронта не хватало 677 походных кухонь, 100 тыс. котелков, много кипятильников и термосов21. Из доклада военного совета фронта от 17 ноября 1941 года на имя А.И. Микояна и А.В. Хрулёва следует, что боевые соединения фронта были обеспечены кухнями только на 30—40 проц. К тому же походные кухни, как правило, термосами были не укомплектованы22.

Принятые меры по изысканию на месте пищеварочных котлов, вёдер, бидонов, а также по изготовлению очажных кухонь на предприятиях Серпухова, Малоярославца, Подольска и других городов в значительной мере облегчили положение. При недостаче термосов пища подносилась на линию фронта в бидонах и вёдрах, обшитых тёплыми чехлами23. Несмотря на имевшиеся трудности, личный состав войск регулярно получал горячую пищу, на складах были созданы необходимые запасы продовольствия.

Тяжёлые оборонительные бои в осенне-зимний период под Москвой совпали с подготовкой и проведением тылом фронта сезонной смены обмундирования и обуви. Служба обозно-вещевого снабжения с этой задачей справилась. Обеспечению войск Западного фронта зимним обмундированием способствовала деятельность предприятий Москвы и Московской области, которыми были изготовлены и поставлены для Западного фронта 162 тыс. шинелей, 198 тыс. хлопчатобумажных гимнастёрок, 487 тыс. ватных шаровар и много других вещей, а также помощь, оказанная со стороны местного населения и всего советского народа24. Только за три осенних месяца 1941 года были собраны более 15 млн штук различных тёплых вещей, около 3 млн кг шерсти для изготовления валенок, миллионы пар варежек25. За счёт полученных от населения в 1941 году тёплых вещей и белья можно было одеть и обуть более 2 млн воинов26. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Итоги дискуссии о стратегических операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. // Воен.-истор. журнал. 1987. № 10. С. 16.

2 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М., 1977. С. 76, 77.

3 Организация и работа тыла Западного фронта в битве под Москвой. М., 1958. С. 30.

4 Там же. С. 31.

5 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.) в 4 кн. Кн. 3. Тыл Красной армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. СПб., 2000. С. 171.

6 История дорожных войск. М., 1995. С. 62.

7 Там же.

8 Там же. С. 65.

9 Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне. М., 1977. С. 454.

10 Там же. С. 448.

11 Организация и работа тыла Западного фронта… С. 61.

12 Там же. С. 110.

13 Никитин В.В. 30 лет во главе службы горючего: сборник трудов. М., 1999. С. 202.

14 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. С. 173.

15 Организация и работа тыла Западного фронта… С. 66.

16 Там же.

17 Никитин В.В. Указ. соч. С. 197.

18 Развитие Тыла Советских Вооружённых Сил (1918—1988). М., 1989. С. 128.

19 Бурмистров Г.П., Чесноков П.И. Исторический очерк о продовольственной службе. СПб., 2000. С. 255.

20 Организация и работа тыла Западного фронта… С. 74.

21 Там же. С. 73.

22 Тыл Советской армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. II, III. Л., 1963. С. 89.

23 Вещиков П.И., Огуречников А.А., Шанин А.В. Продовольственная служба Вооружённых Сил России: краткая история. М., 1999. С. 200.

24 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. С. 173.

25 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг. Т. 2. М., 1961. С. 560.

26 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 86.