Тыл Западного фронта в наступательных операциях в битве под Москвой

Аннотация. Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения наступательных действий войск Западного фронта в битве под Москвой.

Summary. The article reveals the issues of logistical support of offensive operations of the Western Front’s troops during the battle of Moscow.

ИЗ ИСТОРИИ ТЫЛА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ

 

Ворсин Владимир Федотович — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник

(Москва. Е-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Жуматий Владимир Иванович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, доктор исторических наук, профессор

(Москва. Е-mail: jumatiy_vi@mail.ru).

 

Тыл Западного фронта в наступательных операциях

в битве под Москвой

 

Контрнаступление под Москвой (5 декабря 1941 г. — 7 января 1942 г.) стало первой стратегической наступательной операцией Красной армии в Великой Отечественной войне. Она включала несколько операций фронтов, из них Западный фронт (командующий генерал армии Г.К. Жуков) проводил Клинско-Солнечногорскую (во взаимодействии с Калининским фронтом), Тульскую и Калужскую операции. В сложных условиях командование Западного фонта проделало огромную работу по подготовке контрнаступления, при этом большое внимание уделялось материально-техническому обеспечению войск.

К началу контрнаступления тыл Западного фронта (начальник тыла генерал-майор В.П. Виноградов) был организован в соответствии с директивой по тылу фронта от 3 декабря 1941 года. Согласно этой директиве общая глубина армейского и войскового тыла составляла 50—100 км и фронтового тылового района — 125—160 км. Полевые армейские базы были удалены от линии фронта на 75—100 км, а ближе к войскам были выдвинуты отделения армейских складов1.

С переходом Красной армии в контрнаступление значительно изменились характер, объём задач материально-технического обеспечения и условия их выполнения. Западному фронту ежесуточно требовалось 10 тыс. т материальных средств. Особенно большая потребность была в боеприпасах и горючем2.

Суровым испытанием во время битвы подверглась организация артиллерийского снабжения — одного из самых важных видов материально-технического обеспечения войск в наиболее трудный период первого года войны. Снабжение войск Западного фронта вооружением и боеприпасами (начальник артиллерийского снабжения фронта генерал-майор интендантской службы А.С. Волков3) осуществлялось в условиях очень низкого уровня промышленных поставок, сильного истощения накопленных в мирное время мобилизационных запасов, сложной оперативной и метеорологической обстановки.

В результате совместной работы центральных и фронтовых органов тыла и снабжения к началу контрнаступления во фронте были созданы необходимые запасы боеприпасов, которые составили: по минам — до 2 боекомплектов, по 45-мм выстрелам — 4 боекомплекта, по 76-мм выстрелам — 3, по 122-мм и 152-мм выстрелам — 1,7 боекомплекта4.

В обеспечении войск боеприпасами важное место занимали сбор и эвакуация стреляных гильз и укупорки. От сдачи их во многом зависела отправка артиллерийских выстрелов в действующую армию5.

В целях обеспечения войск в контрнаступлении горючим и смазочными материалами (ГСМ) ГКО поставил задачу создать в районе Москвы десятидневный их запас в размере 58,5 тыс. т6. Эта задача решалась за счёт использования неприкосновенных и мобилизационных запасов, поступления горючего со складов государственных резервов, местных нефтебаз Главнефтесбыта и складов Наркомата обороны (НКО), расположенных на территории Западного фронта, а также с нефтеперерабатывающих заводов Башкирии, Орска и волжских нефтебаз. Авиационное горючее доставлялось с Кавказа по Каспийскому морю и Волге.

Кроме того, значительные запасы ГСМ к началу контрнаступления были созданы и во фронтах. На Западном фронте они обеспечивали 35—40-суточную работу наземных машин и 10—12-суточную работу авиации7. В целях увеличения ресурсов автомобильного горючего служба снабжения горючим Западного фронта (начальник отделов снабжения горючим Западного фронта генерал-майор интендантской службы П.В. Томилин) одной из первых организовала применение так называемого смесевого горючего8.

За весь период битвы под Москвой войска израсходовали 294,4 тыс. т всех видов горючего, из них на оборонительные сражения пришлось более 70 тыс. т, или 24 проц. Среднесуточная подача горючего на расход за этот период составляла более 1 тыс. т9.

К началу контрнаступления обеспеченность фронта продовольствием и фуражом была значительно хуже обеспеченности боеприпасами и горючим и составляла (включая армейские и войсковые склады) в пределах 7—10 суточных дач10. Такое наличие запасов не позволяло бесперебойно снабжать войска в ходе контрнаступления. Ограниченные запасы на фронтовых и армейских складах, а также трудности подвоза обусловили перебои в текущем снабжении войск продовольствием. Его запасы в декабре 1941 года оставались очень низкими.

Снижение запасов продовольствия и фуража стало результатом несвоевременного централизованного завоза в связи с загрузкой железных дорог, поэтому продовольственной службе впервые пришлось столкнуться с организацией и проведением заготовок из местных ресурсов в освобождённых от врага районах11. Со второй половины декабря снабжение фронта продовольствием и фуражом за счёт местных ресурсов начало планироваться Центром. 24 января 1942 года постановлением ГКО было организовано Главное управление продовольственного снабжения Красной армии (ГУПС), которое до конца войны возглавлял генерал-лейтенант интендантской службы Д.В. Павлов. Этим же постановлением начальником управления продовольственного снабжения Западного фронта был назначен П.П. Захаров12.

В обеспечении войск хлебом как в период контрнаступления, так и в период общего наступления особых трудностей не было. Перед началом контрнаступления фронт имел 19 полевых автохлебозаводов, 18 хлебопекарен, которые обеспечивали 80 проц. личного состава фронта. Остальные 20 проц. покрывались за счёт использования местных хлебозаводов и хлебопекарен13.

Успешному решению вопроса обеспечения войск Западного фронта зимним обмундированием способствовало наличие крупных промышленных предприятий в Москве и Московской области, а также помощь всего советского народа, проявлявшего всестороннюю заботу о героических защитниках столицы. Только предприятия Москвы для Западного фронта изготовили: телогреек ватных — 20 900, подшлемников — 390 600, портянок тёплых — 32 600 пар, кальсон тёплых — 166 200, перчаток зимних — 264 400 пар, шаровар суконных — 16 400 и много других вещей14.

Неоценимую помощь фронту оказало население городов и сёл нашей страны, посылая в действующую армию бесчисленное количество подарков, в которых имелись и тёплые вещи для воинов Западного фронта. Всё это позволяло войскам нормально переносить суровые условия зимы 1941/42 года и успешно решать задачи по разгрому противника15.

В то время как Красная армия была полностью обеспечена тёплыми вещами, немецкая армия оказалась абсолютно не подготовленной к зиме. По этому поводу М.И. Калинин говорил: «…Германское командование совершенно не подготовило для своей армии зимнего обмундирования, что, несомненно, обошлось немецким войскам в 200—300 тысяч замёрзшими, не считая обмороженных»16.

В ходе контрнаступления под Москвой и общего наступления советских войск зимой 1941/42 года особо важное значение имело восстановление железных дорог в освобождавшихся от противника районах. Однако из-за слабого обеспечения фронтов железнодорожными войсками, отсутствия у них достаточного количества техники, материалов, да и опыта темп восстановления железных дорог не поднимался выше 3,5 км в сутки, в то время как наши войска проходили ежесуточно от 6—7 до 12—15 км. Это сказывалось на работе тыла, особенно на организации подвоза материальных средств17.

Для ускорения восстановительных работ первой очереди военные советы усиливали железнодорожные войска воинскими частями и местным населением, автотранспортом, выделяли им горючее, снабжали продовольствием. К 8 января 1942 года в условиях чрезмерно суровой зимы только в полосе Западного фронта было восстановлено около 1000 км железнодорожного пути, что обеспечило подвоз всего необходимого войскам, вплоть до армейского и войскового тыла, в самое тяжёлое для них время, когда вследствие снежных заносов автотранспорт по существу не работал18.

В период наступательных действий войск под Москвой для их снабжения довольно широко использовался воздушный транспорт. Только в район Вязьмы и другие пункты авиагруппа перебросила около 20 тыс. солдат и офицеров и 17 т воинских грузов, а всего за время битвы под Москвой летчики Аэрофлота совершили 32 730 самолётовылетов, налетав 61 тыс. часов, и перевезли около 50 тыс. солдат и офицеров и 135 т воинских грузов19.

Автомобильный транспорт в основном выполнял перевозки войск и воинских грузов от железнодорожных станций до линии фронта и при маневрировании силами в пределах фронтов. Его работе препятствовали отсутствие благоустроенных дорог и метровые снежные заносы. Если в дивизии боеприпасы и продовольствие доставляли автотранспортом по снежным дорогам, то для доставки их в полки пришлось вновь прибегнуть к помощи такого транспорта, как гужевой.

Учитывая тяжёлое положение с подвозом, Ставка Верховного Главнокомандования выделяла фронтам транспорт из своего резерва. Бывало и так, что материальные средства, особенно боеприпасы, подвозились этим транспортом прямо с заводов непосредственно в дивизии и полки, минуя склады Центра, фронтов и армий20.

Автомобильные части и подразделения по заснеженным дорогам перевозили войска, материальные средства, эвакуировали раненых и больных. Так, в декабре 1941 года и в начале января 1942 года автомобильные части перевезли четыре стрелковые дивизии из района Москвы в район Осташкова для формирования 4-й ударной армии21.

Дорожники работали с большим подъёмом и энтузиазмом. Только в полосе Западного фронта в период с 20 декабря 1941 года по 1 марта 1942 года были построены 172 моста общей длиной 3876 погонных метров, восстановлены 92 разрушенных моста, построены 2224 км снегозащиты, расчищены 12 126 км дорог от снега, в том числе 7019 км вручную, построены 700 погонных метров деревянных дорог. Большую помощь в расчистке дорог оказывало местное население22.

Опыт транспортного обеспечения в битве под Москвой выявил как сильные, так и слабые стороны каждого вида транспорта, показал необходимость создания в феврале 1942 года Транспортного комитета ГКО, который помог мобилизовать все ресурсы транспортной системы, ликвидировать беспорядок в использовании различных видов транспорта, обеспечить их взаимодействие, свести на нет управленческую разобщённость и несогласованность в перевозках23.

С началом контрнаступления под Москвой медицинская служба Западного фронта (начальник военно-санитарного управления фронта бригадный врач М.М. Гурвич24) основное внимание сосредоточила на бесперебойной эвакуации раненых и больных в армейские и фронтовые лечебные учреждения. К началу контрнаступления госпитальная база фронта насчитывала 80 тыс. коек, в том числе 17 600 внештатных. Однако и этого количества, как показали дальнейшие события, было явно недостаточно, так как свыше 58 тыс. коек, или 72 проц. коечной сети, были заняты ранеными и больными. Несвоевременное высвобождение коечной сети госпитальной базы объяснялось большой загруженностью железных дорог оперативными перевозками и стремлением командования фронта обеспечить лечение раненых и больных во фронтовом тылу с тем, чтобы ускорить их возвращение в строй25.

В дальнейшем специалисты по статистике подсчитают, что за годы войны из числа раненых, контуженных и обмороженных, поступивших на излечение в медицинские учреждения, были возвращены в строй 71,7 проц., из числа заболевших — 86,7 проц. Тогда, в период битвы под Москвой, ещё не было обобщённых данных. Однако и так было ясно, что героизм военных медиков, их самоотверженность были важным слагаемым достижения победы под Москвой26.

Роль и значение ветеринарной службы в годы войны определялись наличием большого количества конского состава в Красной армии, численность которого достигала 2 млн голов, необходимостью сохранения его боеспособности. Общее руководство ветеринарной службой осуществляло Ветеринарное управление Красной армии, возглавляемое генерал-лейтенантом ветеринарной службы В.М. Лекаревым. Военным комиссаром управления был В.Н. Карпов27.

Несмотря на отдельные недочеты, обеспечение и обслуживание войск Западного фронта в период битвы под Москвой отвечали складывавшейся оперативной и тыловой обстановке. Работники тыла, исходя из конкретных условий, во многом по-новому решали вопросы его организации и тем самым способствовали выполнению задач, поставленных перед войсками.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки

http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Основные показатели работы тыла Советских Вооружённых Сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1970. С. 25.

2 Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М., 1977. С. 95.

3 Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне. М., 1977. С. 476.

4 Организация и работа тыла Западного фронта в битве под Москвой. С. 63.

5 Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне. С. 476.

6 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 67. Оп. 32174. Д. 357. Л. 129—131.

7 Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 175.

8 Производилось смешение автомобильного бензина с керосином и лигроином, а в отдельных случаях к лигроину добавлялось до 10 проц. автомобильного бензина, и эта смесь использовалась в автомобилях. В исключительных случаях в бензин для грузовых транспортных автомобилей добавлялось даже дизельное топливо. См.: Никитин В.В. 30 лет во главе Службы горючего (Сборник трудов). М., 1999. С. 200.

9 Там же. С. 201, 202.

10 Суточная дача (сутодача) — количество продовольствия, положенного по установленным нормам для питания одного довольствующегося в сутки.

11 Вещиков П.И. Продовольственная служба Вооружённых Сил России: Краткая история. М., 1999. С. 203.

12 Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 196.

13 Организация и работа тыла Западного фронта в битве под Москвой. С. 75.

14 Там же. С. 110.

15 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII—XX вв.): В 4 кн. Кн. 3. Тыл Красной армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. СПб., 2000. С. 71.

16 Калинин М.И. Победа будет за нами // Известия. 1942. 11 апреля.

17 Голушко И.М. Тыл Советских Вооружённых Сил в первом периоде войны. // Воен.-истор. журнал. 1973. № 10. С. 36.

18 Ковалёв И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). М., 1981. С. 156.

19 Ковалёв И.В. Указ. соч. С. 161.

20 Голушко И.М. Указ. соч. С. 36.

21 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. С. 181.

22 Основные показатели работы тыла Советских Вооружённых Сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1970. С. 39.

23 Военные сообщения в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М., 1963. С. 63.

24 Медицинское обеспечение Советской армии в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Т. 1. М., 1991. С. 63.

25 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. С. 182.

26 Великая Отечественная война 1941—1945 годов: В 12 т. Т. 12: Итоги и уроки войны. М., 2015. С. 457.

27 Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 326.