Судьба армейского комиссара А.С. Гришина

Аннотация. В статье на основе ранее не публиковавшихся архивных документов исследуется роль армейского комиссара 2 ранга А.С. Гришина в строительстве Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) в период 1931—1937 гг.; освещаются вопросы противоборства партийных функционеров и репрессивных органов с кадровым флотским составом Морских сил РККА.

Summary. On the base of previously unpublished archive documents the author examines the role of the army commissioner of the 2 rank A.S. Grishin in the building of the Red Banner Baltic fleet in 1931-1937, highlights issues of the contention between party functionaries with repressive bodies and the fleet staffing of the Naval Forces of the WPRA.

 

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

 

БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук

(г. Краснодар. E-mail: Flagman.Flota@yandex.ru).

 

«Члены ревсоветов морей и океанов советской страны…»

Судьба армейского комиссара А.С. Гришина

 

Среди военных комиссаров высшего ранга Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) особое внимание привлекает личность заслуженного военно-морского политработника, члена Реввоенсовета Балтийского и военного совета Черноморского флотов армейского комиссара 2 ранга А.С. Гришина. Его жизненный путь, от рабочего-литейщика, матроса-подводника до одного из высших политических начальников РККА, заслуживает внимания современных историков и широкой читательской общественности.

Александр Сергеевич Гришин родился 3(15) августа 1890 года в дер. Сивково Премышенского уезда Калужской губернии в многодетной крестьянской семье. С раннего детства он был приучен к тяжёлому сельскому быту, в 1902 году окончил местную начальную школу. Бедность не давала возможности деревенскому пареньку продолжить образование: ещё в отроческом возрасте он был вынужден податься в наёмные работники. В течение десяти лет, вплоть до поступления на военную службу, Гришин трудился литейщиком на заводах Северной столицы1. Там он впервые соприкоснулся с деятельностью подпольных революционных кружков и даже участвовал в массовых забастовках питерских рабочих.

В октябре 1911 года А.С. Гришина призвали на военную службу во флот и направили в Учебный отряд подводного плавания (УОПП) в г. Либаву2. Затем по представлению командования УОПП способный молодой матрос был командирован для дополнительного обучения во флотскую машинную школу, располагавшуюся в Кронштадте. А после окончания школы, с декабря 1913 года Гришин продолжил службу на подводных лодках Морских сил Балтийского моря (МСБМ). Его первым боевым кораблём стала субмарина «Дракон»3. На ней он участвовал в Первой мировой войне, многократно выходя в морские походы.

За время службы на подводной лодке Гришин приобрёл ценный боевой опыт и завоевал большой авторитет у сослуживцев. В 1915 году с учётом полученного образования, выслуги лет и заслуг в боях с германцами был удостоен чина старшего унтер-офицера. На «Драконе» Гришин прослужил до весны 1916 года4.

В апреле опытного моряка направили на Балтийский завод, где он до октября участвовал в сборке новых подводных лодок американского производства, полученных по заказу царского правительства. По выходе со стапелей субмарины «АГ-13» (получившей впоследствии обозначение «АГ-16») Александр Сергеевич был зачислен в её экипаж, в составе которого в качестве машиниста-подводника прослужил до сентября 1917 года5.

В дни Февральской революции, будучи в отпуске в Петрограде, А.С. Гришин вместе с рабочими Выборгской стороны участвовал в свержении царского режима. В марте того же года он официально вступил в РКП(б)6, занялся активной большевистской пропагандой на Флоте Балтийского моря (ФБМ). Но в сентябре 1917 года по болезни его уволили с военной службы, после чего он работал литейщиком на заводе «Новый Леснер» и одновременно состоял членом заводского комитета по организации Красной гвардии7. В судьбоносные для страны октябрьские дни А.С. Гришин командовал красногвардейским отрядом при захвате телефонной станции и в боях под Пулково8. В декабре его избрали заместителем председателя Красной гвардии Выборгского района г. Петрограда9, а спустя два месяца он был назначен заместителем председателя вербовочной комиссии по созданию Красной армии, затем — помощником военного руководителя и военного комиссара (военкома) Выборгского района г. Петрограда10. Через 2 года он уже числился помощником губернского военкома в Северной столице11. Стоит отметить, что революционные заслуги молодого большевика (в т.ч. его участие в подавлении восстания моряков Кронштадтской крепости) были отмечены гораздо позднее — лишь в 1933 году он был удостоен ордена Красного Знамени12.

В 1922—1923 гг. А.С. Гришин возглавлял политсекретариат Петроградского и Псковского губернских военкоматов, временно числился комиссаром г. Пскова13. Позднее служил военкомом и начальником политотдела 2-й железнодорожной бригады. В 1925—1927 гг. являлся заместителем начальника политотдела 56-й и 10-й стрелковых дивизий, военным комиссаром (военкомом) и начальником политотдела 43-й стрелковой дивизии14. Проявив себя перспективным руководителем, осенью 1926 года он был направлен для повышения квалификации на Курсы усовершенствования высшего политического армейского состава (КУВПАС)15. После их окончания в мае 1927 года получил назначение военкомом и начальником политотдела 30-й стрелковой дивизии, а в ноябре 1928 года — начальником организационного отдела политуправления Украинского военного округа (ПУУВО)16. Под руководством прославленного полководца Гражданской войны, командующего УВО И.Э. Якира он приобрёл большой военно-политический опыт и практику руководства личным составом в крупном воинском объединении. Но судьбой было предписано возвратиться на родной Военно-морской флот. В 1930 году Александр Сергеевич Гришин сначала был назначен заместителем начальника политуправления Морских сил Балтийского моря (МСБМ), а 1 января 1931 года занял пост члена Революционного военного совета (РВС) и начальника политического управления МСБМ17.

Данное назначение совпало с кардинальными кадровыми перестановками в Морских силах РККА. В конце 1930 года в рамках операции «Весна» органами ОГПУ было нейтрализовано практически всё руководство штаба Морских сил Балтийского моря во главе с его начальником А.А. Тошаковым. Среди арестованных штабных работников были Л.А. Поленов, С.А. Плотников, В.Н. Федотов, В.А. Хвощинский и др.18 Как свидетельствуют отчёты ОГПУ, только в декабре 1930 — январе 1931 года на Балтике в Морских силах с учётом Кронштадтской военно-морской базы были «обезврежены» 14 «контрреволюционных организаций»19.

На освободившиеся должности были назначены представители «первого пролетарского выпуска» Военно-морской академии. Эти «красные академики» в своём большинстве не имели опыта командования кораблями и соединениями флота в боевых условиях, но обладали большими амбициями. При этом стоит отметить, что среди новых выдвиженцев были и достойные кандидатуры, в числе которых можно назвать И.К. Кожанова, занявшего пост начальника штаба МСБМ; З.А. Закупнева, ставшего командиром бригады эсминцев; П.И. Смирнова-Светловского — командира дивизиона эсминцев; П.Г. Стасевича — помощника начальника штаба МСБМ. Опытному политработнику и морскому старшему унтер-офицеру с дореволюционным стажем А.С. Гришину не составило труда наладить тесный контакт с этими революционными флотоводцами.

В конце июня 1931 года Реввоенсовет МСБМ вместе с походным штабом в составе начальника МСБМ М.В. Викторова, начальника штаба И.К. Кожанова и члена РВС А.С. Гришина инспектировал на рейде Ручьи корабли Морских сил Балтийского моря. Члены РВС тщательно проверяли башни, погреба боезапасов, торпедные аппараты, центральные посты управления, турбины, кочегарки. Проводились боевые тревоги. Ночью, во время сна команды, осматривались кубрики. Отдельно проводилось инспектирование балтийских подводных кораблей. Впервые в истории Красного флота начальник штаба оперативного соединения моря совершил поход на подлодке из Кронштадта в Лужскую губу.

По итогам манёвров И.К. Кожанов получил новое назначение на пост начальника Морских сил Чёрного моря, а А.С. Гришин был вызван в Москву на приём к новому начальнику Морских сил РККА В.М. Орлову и начальнику Политуправления РККА Я.Б. Гамарнику. С ними он согласовывал новые назначения кандидатов на командно-начальствующие должности на Балтике. Среди вновь назначенных был и Лев Михайлович Галлер. Он занял освободившийся пост начальника штаба Морских сил Балтийского моря. Вместе с М.В. Викторовым Л.М. Галлер составил отличный тандем в руководстве старейшего оперативного флотского соединения страны.

А.С. Гришин, так же как и Л.М. Галлер, считал главной задачей на 1931 год обеспечение модернизационных работ на линкоре «Марат». Они многократно посещали Балтийский завод, добивались ускорения ремонта и строгого соблюдения согласованного с флотом графика работ. Большую поддержку в решении данного вопроса Александр Сергеевич получил у первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова, который не только еженедельно звонил директору завода, но и многократно лично присутствовал в доках. По свидетельству заслуженного военмора Б.П. Новицкого, Киров и Гришин не раз вели разговор о будущем флота: строительстве новых эсминцев и крейсеров, подводных лодок и боевых катеров. Говорили и об авианосцах20. Благодаря неустанной заботе С.М. Кирова, А.С. Гришина и Л.М. Галлера о своевременной модернизации линкора «Марат» к весне 1931 года основной объём намеченных работ был выполнен, и 8 апреля на корабле подняли Военно-морской флаг. 6 июня 1931 года обновлённый линкор официально приняли в состав МСБМ21.

В ходе первого морского похода балтийского флагмана «Марат», в котором А.С. Гришин принимал непосредственное участие, он с удовольствием отмечал, что теперь котлы линкора работали на мазуте — ушли в прошлое выматывавшие людей авралы по погрузке угля. Над башнеподобной мачтой вознёсся командно-дальномерный пост с двумя восьмиметровыми оптическими дальномерами. Увеличилась дальность огня 305-мм орудий — вырос возможный угол их возвышения. Для защиты от бомб и снарядов толще стала броня палубы22. А.С. Гришин поделился своими впечатлениями с начальником штаба МСБМ Л.М. Галлером. Тот поддержал члена РВС и подвёл итог: «В общем, после модернизации линкор стал сильнее, защищёнее»23.

В конце сентября 1931 года на Балтике произошло ещё одно радостное для флота событие: МСБМ приняли в свой состав первый сторожевой корабль «Ураган». Вместе с членами РВС М.В. Викторовым и Л.М. Галлером А.С. Гришин осмотрел сторожевик. Ему понравилось это судно водоизмещением 610 т, вооружённое двумя 102-мм орудиями, тремя зенитными автоматами и трёхтрубным торпедным аппаратом. Одновременно «Ураган» мог ещё ставить мины и атаковать подводные лодки глубинными бомбами.

Зимой 1931/32 года член РВС и начальник ПУ МСБМ А.С. Гришин занимался организацией политучёбы в частях и соединениях Морских сил Балтийского моря. В статье, опубликованной в центральном флотском журнале в феврале 1932 года24, он подвёл итоги проведённых мероприятий: «…Решающим участком в дальнейшем росте боевой подготовки Морских Сил Балтийского моря являются кадры начсостава. Необходимо отметить, что прошедший год дал большие достижения в подборе, подготовке и особенно в выдвижении новых кадров начсостава. Значительно повысилась среди командного состава партийная и рабочая прослойка. Это улучшение в составе командиров прошло за счёт пополнения Морских Сил Балтморя новыми кадрами молодых командиров из ВМУЗов, СККС и ВМА. Партийная прослойка увеличилась за счёт вербовки лучшей части б/партийных командиров-ударников боевой подготовки в ряды партии. Значительные успехи достигнуты в деле выращивания и выдвижения новых кадров единоначальников, особенно в среднем звене. Так, например, мы имеем единоначальников в категории высшего начсостава — 100%, старшего — 90,3% и среднего — 77%. Несравненно увеличились и темпы роста единоначальников — если в 1929 году было выдвинуто 12 человек, а в 1930 — 47, то в 1931 году — 79 человек»25. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

_________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные): 1937—1941: биографический словарь. М.: Кучково поле; Мегаполис, 2012. С. 45.

2 Там же. 

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же. С. 46.

8 Там же.

9 Там же.

10 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии / Сост. Управлением кадров УВМС РККА. М., 1932. С. 20.

11 Там же.

12 Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Указ. соч. С.46.

13 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил… С. 20.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Звягинцев В.Е. Трибунал для флагманов. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. С. 226.

19 Зонин С.А. Первый шквал // Морской сборник. 1991. № 11. С. 78.

20 Он же. Адмирал Л.М. Галлер: жизнь и флотоводческая деятельность. М.: Воениздат, 1991. С. 256.

21 Васильев А.М. Первые линкоры Красного флота: «Марат», «Октябрьская революция», «Парижская коммуна». М.: Коллекция; Яуза; ЭКСМО, 2008. С. 70.

22 Там же. С. 69.

23 Зонин С.А. Адмирал Л.М. Галлер… С. 256.

24 Морской сборник. 1932. № 2. С. 19—27.

25 Там же. С. 21.