Судьба адмирала Л.М. Галлера

Summary. The article briefly shows the activities of the prominent Soviet naval commander Admiral L.M. Galler, unreasonably subjected to repression in 1948

Аннотация. В статье кратко показана деятельность видного советского флотского военачальника адмирала Л.М. Галлера, необоснованно репрессированного в 1948 г.

ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ

 

БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук

(г. Краснодар. E-mail: Flagman.Flota@yandex.ru).

 

CЛУЖБА ДЛЯ НЕГО БЫЛА СМЫСЛОМ ЖИЗНИ

Судьба адмирала Л.М. Галлера

 

Лев Михайлович Галлер родился 17(29) ноября 1883 года в Выборге: отец инженер-полковник Михаил Фердинандович фон Галлер, мать Юлия Паукер — дочь пастора1. В 1902 году Лев Галлер был определён в Морской кадетский корпус, окончив который в 1905 году, начал службу мичманом на Балтийском флоте. В должности вахтенного начальника он плавал на крейсере «Азия», учебных судах «Генерал-адмирал»2 и «Герцог Эдинбургский», а с лета 1907 года — на линкоре «Слава»3, погибшем в 1917 году в Моозундском морском сражении. В 1908 году во время заграничного плавания Галлер принимал участие в оказании помощи жителям сицилийского города Мессина, пострадавшего от сильного землетрясения4. В том же году Лев Михайлович получил чин лейтенанта, а в 1912-м, после завершения обучения в офицерских артиллерийских классах, — старшего лейтенанта и был назначен артиллерийским офицером на линкор «Андрей Первозванный». Первую мировую войну он встретил флагманским артиллеристом 2-й бригады линкоров Балтийского флота. В сентябре 1916 года его назначили старшим офицером на эсминец «Автроил», а в январе 1917 года — на линкор «Слава». Тогда же ему присвоили звание капитана 2 ранга. На «Славе» Галлер участвовал в боевых действиях против кайзеровского флота. В одном из боёв получил контузию, но продолжал выполнять свои обязанности5.

Перед Октябрьской революцией Лев Михайлович принял под своё командование эсминец «Туркменец-Ставропольский»6. Весной 1918 года он совершил переход в составе флота из Гельсингфорса в Кронштадт7 и летом того же года возглавил экипаж эсминца «Мечеслав». В феврале 1919 года Галлер принял крейсер «Баян», а в апреле — линкор «Андрей Первозванный»8. Л.М. Галлер принимал активное участие в Гражданской войне, отражении иностранной военной интервенции на северо-западе страны, в подавлении июньского мятежа 1919 года в фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь».

17 апреля 1920 года Л.М. Галлер вступил в обязанности начальника штаба Действующего отряда (ДОТ) Флота Балтийского моря (ФБМ)9, куда вошли наиболее боеспособные корабли и вспомогательные суда. Начальник ДОТ С.Н. Дмитриев был рад энергии нового начштаба. Поддержал планы Галлера по развертыванию усиленной учебно-боевой подготовки и комиссар ДОТ П. Марин. И на кораблях началась систематическая учёба — занятия, учения, тренировки. Было, однако, и немало недовольных. Часто Лев Михайлович слышал шепоток кое-кого из бывших офицеров: «Выслуживается…». Но он продолжал свою линию, приказами подгоняя ленивцев и недобросовестных командиров.

26 сентября 1920 года Л.М. Галлер стал начальником Минной дивизии10. Он сразу занялся организацией ремонта миноносцев. Ремонт кораблей шёл медленно, несмотря на то, что 23 октября 1920 года Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление об ускорении работ по восстановлению Балтфлота11. Однако это решение выполнялось плохо, в результате командование флота поменялось, кадровые передвижки затронули и Л.М. Галлера: он был назначен временно исполняющим должность (врид) начальника штаба ФБМ12. В этом качестве он оставался и в ходе так называемого Кронштадтского мятежа, принял участие в его подавлении. Действия Галлера не остались без внимания высшего военно-политического руководства: в апреле, а не в феврале, как указывается в некоторых источниках, 1921 года он был назначен начальником штаба Флота Балтийского моря13. Казалось бы, следующая карьерная ступенька — должность командующего флотом, теперь Морских сил Балтийского моря (МСБМ), однако на неё в мае 1921 года был назначен М.В. Викторов, также выпускник Морского кадетского корпуса, в Первую мировую войну — старший штурман линкора «Гражданин», как и Галлер, добровольно перешедший на сторону советской власти. Отметим: с ним Л.М. Галлер прослужил долгие годы, всегда оставаясь в прекрасных товарищеских отношениях. Тон этим отношениям Викторов задал с первого же дня их совместной службы. После утреннего доклада он напрямую открыто объяснился с Галлером по поводу своего назначения на должность начальника морских сил (наморси) в обход по старшинству кандидатуры начштаба. Галлер искренне ответил, что он не в претензии, и просил полностью доверять ему. И до 1924 года, когда Михаил Владимирович ушёл командовать Морскими силами Чёрного моря (МСЧМ), они прекрасно работали вместе, понимая друг друга с полуслова. Викторов скоро убедился, что ему повезло: Галлер оказался отличным начштаба, эрудитом во всех флотских вопросах.

По свидетельству адмирала Ю.А. Пантелеева, служившего под началом Л.М. Галлера в 20-х годах прошлого столетия, Лев Михайлович «был незаменимым помощником начальнику Морских сил Балтийского моря М.В. Викторову». Пантелеев также отмечал следующее: «Мы часто наблюдали, с каким уважением тот относился к нему. Галлер никогда не шумел, не кричал. А если при нём некоторые начальники полагали самым лучшим проявлением своих волевых командирских качеств сокрушительный бас и различные “эпитеты”, не включённые ни в одну энциклопедию, Лев Михайлович весь как-то сжимался. Это был не его стиль»14.

В 1927 году Лев Михайлович возглавил соединение линейных кораблей МСБМ15. Будучи старшим флагманом, во время походов и учений он командовал не только своим соединением, но и приданными ему разнородными силами. В конце 1929 года Реввоенсовет СССР назначил Галлера начальником Практического отряда кораблей МСБМ. Под его руководством состоялся переход из Кронштадта в Севастополь линкора «Парижская Коммуна» (бывший «Севастополь») и крейсера «Профинтерн» (в 1939 г. переименован в «Красный Крым»)16. Надо сказать, что время для похода вокруг Европы — конец декабря 1929 года — было выбрано не самое удачное. Шторма следовали один за другим, особенно свирепствовали они в Бискайском заливе. Тем не менее в январе корабли прибыли в Севастополь. В приказе начальника Военно-морских сил РККА № 13 от 18 января 1930 года особо отмечались заслуги командования отряда, в том числе лично Л.М. Галлера, который был награждён золотыми часами17.

В 1932 году Л.М. Галлера выдвинули на должность командующего Морскими силами Балтийского моря18. Это были годы перевооружения и модернизации флота. МСБМ пополнялись новыми кораблями — лидерами, эсминцами, подводными лодками и торпедными катерами. Значительное развитие получила морская авиация. В этот период велась подготовка нового Боевого устава ВМС РККА (БУМС-37), ряда других важнейших оперативных документов, и Галлер принимал активное участие в их разработке. Несмотря на большую загрузку по службе, Лев Михайлович находил время и для общественной работы. С 1925 по 1931 год он состоял членом Ленсовета, с 1933 года — президиума Ленсовета, с 1935 года — ЦИК СССР и президиума Леноблисполкома. Знавшие его вспоминали неизменный демократизм и вежливость, уважительность в обращении с кем бы то ни было.

Памятным для Л.М. Галлера стал визит в сентябре 1934 года балтийских кораблей — линкора «Марат» (бывший «Петропавловск») в сопровождении эсминцев «Володарский» (бывший «Победитель») и «Калинин» (бывший «Прямислав») в Польшу. На «Марате», где командующий держал свой флаг, находились также член РВС МСБМ А.С. Гришин и командир бригады линкоров Г.И. Левченко.

Зарубежный вояж прошёл весьма успешно. Точно в назначенном месте советские корабли встречали польские эсминцы «Вихер» и «Бужа», с которыми обменялись положенными 17 выстрелами артиллерийского салюта. В Гдыню пришли 3 сентября и ошвартовались у стенки напротив морского вокзала19.

Для Л.М. Галлера и А.С. Гришина началась череда визитов и ответственных приёмов. Пришлось даже выезжать в Варшаву, где состоялись встречи с заместителями военного министра и министра иностранных дел Польши, начальниками главного штаба и морского управления.

В последующие дни польские моряки и гражданское население осматривали «Марат», наши краснофлотцы и командиры — польские корабли. Осмотрел польские подводные лодки и эсминцы и Л.М. Галлер. Тогда Лев Михайлович даже и не предполагал, что через пять лет, в сентябре 1939 года прочтёт в газете о бое эсминца «Вихер» с многократно превосходящими силами немцев, в ходе которого отважный экипаж предпочёл гибель спуску флага.

20 ноября 1935 года Л.М. Галлеру было присвоено воинское звание флагман флота 2 ранга20. До конца 1936 года он продолжал командовать Краснознамённым Балтийским флотом (КБФ). В эти годы КБФ уверенно лидировал в соревновании флотов Советского Союза по многим показателям. Заслуги Л.М. Галлера в деле укрепления боевой мощи КБФ были отмечены орденом Красной Звезды21, а также выдвижением в центральный аппарат ВМС РККА: 25 января 1937 года флагман флота 2 ранга Л.М. Галлер был назначен заместителем начальника Морских сил РККА22.

Лев Михайлович сразу активно включился в работу. Много сил он отдавал повышению боевой подготовки всех флотов Советского Союза, что в условиях развернувшихся репрессий делать было далеко непросто. После ареста 10 июля 1937 года начальника Морских сил РККА флагмана флота 1 ранга В.М. Орлова Л.М. Галлер два месяца исполнял обязанности главного военно-морского начальника страны. И только 15 августа на эту должность был назначен флагман флота 1 ранга В.М. Викторов, который с 1932 по 1937 год командовал Тихоокеанским флотом (ТОФ), а Л.М. Галлер вернулся к своим прямым обязанностям. Ему пришлось инструктировать новых командующих флотами на Балтике (флагмана 2 ранга И.С. Исакова) и на Чёрном море (флагмана 1 ранга П.И. Смирнова-Светловского), а также заместителя командующего ТОФ капитана 1 ранга Н.Г. Кузнецова. Лев Михайлович оказал этим молодым флотоводцам неоценимую практическую помощь на первых порах становления их в новых ответственных должностях.

30 декабря 1937 года был образован Наркомат ВМФ СССР. В январе следующего года флагман флота 2 ранга Л.М. Галлер был назначен начальником вновь образованного Главного морского штаба (ГМШ). В первую очередь следовало определить роль и основные функции нового органа управления флотом. Под его руководством было разработано Положение о Главном морском штабе, которым устанавливалось, что ГМШ есть «центральный и боевой орган НК ВМФ СССР по подготовке и использованию ВМС для морской обороны страны, организации и координации работы всех управлений»23. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 435. Оп. 5. Д. 8288. Л. 1—6.

2 Там же. Ф. 406. Оп. 9. Д. 12. Л. 5.

3 Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 3. Оп. 1. Д. 727. Л. 55.

4 См.: Русские и советские моряки на Средиземном море. М., 1978. С. 156.

5 РГА ВМФ. Ф. 771. Оп. 1. Д. 13. Л. 8.

6 Там же. Ф. 481. Оп. 14. Д. 80. Л. 101.

7 Кровяков Н.С. Ледовый поход Балтийского флота. М., 1955. С. 45.

8 В ночь на 18 августа 1919 г. линкор и учебное судно «Память Азова», стоявшие в Кронштадтской гавани, подверглись внезапной атаке английских торпедных катеров. «Память Азова» был потоплен, а линкор получил пробоину, которую тогда хотя и ликвидировали, но окончательно корабль восстановить не удалось, и в 1924 г. его пришлось списать. См.: ЦВМА. Ф. 11. Оп. 03006. Д. 384. Л. 189—192.

9 Список начальствующего состава Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Изд. 1932 г. Составлен Управлением кадров УВМС РККА. М., 1932. С. 20.

10 Там же.

11 Ленин В.И. Военная переписка 1917—1922 гг. М., 1966. С. 297.

12 Список… С. 20.

13 Там же.

14 Флагманы: Сборник воспоминаний и очерков. М.: Воениздат, 1991. С. 186.

15 Список… С. 20.

16 РГА ВМФ. Ф. 307. Оп. 2. Д. 55. Л. 100.

17 Список… С. 20.

18 Там же.

19 Линкор «Парижская коммуна». Минск, 1934. С. 77.

20 Красная звезда. 1935. 20 ноября.

21 Там же. 23 декабря.

22 Морской сборник. 1937. № 1. С. 3.

23 РГА ВМФ. Ф. 1877. Оп. 1. Д. 37. Л. 1.