Структура органов пропаганды нацистской Германии и вермахта

Аннотация. В статье рассмотрена структура органов пропаганды в нацистской Германии и вермахте в мирное и военное время, а также их развитие в связи с изменявшейся обстановкой на фронтах Второй мировой войны.

Summary. The article describes the structure of the propaganda organs in Nazi Germany and the Wehrmacht in peacetime and wartime, as well as their development according to the changing situation on the Fronts of the Second World War.

ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

 

БЕЛКОВ Алексей Николаевич — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник

(Москва. E-mail: a-nikolaevic-83@mail.ru).

 

«ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР»

Структура органов пропаганды нацистской Германии и вермахта

 

Изучение опыта войн, начиная с древности, позволяет сделать вывод, что цели войны — это не только физическое уничтожение живой силы противника, захват его территории, но и подавление его воли, моральных сил. В XX веке с этой целью всё более активно стали использоваться печать, радио и другие средства пропаганды.

Фактически впервые в мире разветвлённый и мощный пропагандистский потенциал, целенаправленно используемый в интересах подготовки и ведения войны, был создан в фашистской Германии. Это было сделано под общим руководством национал-социалистической немецкой рабочей партии (нем. Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP); сокр. НСДАП), пришедшей к власти в Германии 30 января 1933 года путём победы на выборах. Об этом свидетельствовал и один из лозунгов, украшавших зал партийного съезда в Нюрнберге в 1936 году, который гласил: «Пропаганда помогла прийти нам к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать весь мир»1. Поэтому одной из первых областей, подвергшихся реформированию новым правительством, оказалась информационная.

13 марта 1933 года на базе отдела печати при правительстве Германии и отдела пропаганды при руководстве НСДАП было создано имперское министерство народного просвещения и пропаганды (нем. Reichministerium fuer Volklaerung und Propaganda (RMfVP)), которое возглавил Й. Геббельс. Выступая в новом качестве на пресс-конференции 15 марта того же года, он заявил: «Я вижу в факте создания нового министерства… революционное дело правительства, его замысел, по которому народ более не останется предоставленным сам себе»2. Развивая эту мысль, глава нацистской пропаганды говорил, что задача прессы «не только информировать, но и инструктировать»3.

Первоначально министерство Й. Геббельса состояло из пяти управлений: прессы, радио, активной пропаганды, по делам кино, по делам театра и образования4. Однако уже на следующий год его штат был расширен до девяти управлений. В числе новых появилось управление музыки и изобразительных искусств5. Созревание и расширение завоевательских планов Германии повлекло за собой и рост ведомства Геббельса. К 1940 году министерство народного просвещения и пропаганды состояло уже из 15 управлений (к концу 1942 г. — из 16)6. Расширение происходило как за счёт создания новых управлений, так и вследствие деления уже имевшихся.

Из 15 управлений министерства Й. Геббельса три из них занимались вопросами обеспечения: финансовое, кадровое и юридическое. Четыре — средствами массовой информации: радиовещания, периодических изданий, отечественной и иностранной прессы. Пять — курировали различные виды искусства: кинематографию, театр, литературу, музыку, живопись и скульптуру. Ещё два управления — пропаганды и особых задач занимались разъяснением и «продвижением в массы» политики НСДАП, контролем над всеми сферами культурной жизни общества, закреплением в ней расовых идей, принципов антисемитизма и немецкого превосходства. Кроме того, было управление туризма, которое находилось в русле «арийского воспитания» и способствовало распространению здорового образа жизни7.

Помимо вышеперечисленного в имперское министерство народного просвещения и пропаганды организационно не входили, но им контролировались некоторые профильные структуры. В их числе были германское телеграфное агентство и имперское объединение германской прессы8. Согласно законодательству Третьего рейха журналистской деятельностью могли заниматься только лица «арийского происхождения», входившие в вышеуказанное объединение9. Такими законодательными мерами нацисты устранили из печати всех неугодных (как с расовой, так и с идеологической точек зрения) людей.

К началу Великой Отечественной войны вся периодическая печать, предназначенная для Восточного фронта и оккупированных территорий СССР, находилась в ведении управлений пропаганды и периодических изданий министерства Й. Геббельса. Они определяли редакционную и кадровую политику изданий данной (восточной) направленности, осуществляли техническое обеспечение, а также вырабатывали научно-методические рекомендации по их деятельности10.

Немецкий исследователь Н. Мюллер отмечал, что руководство нацистской Германии, планируя нападение на СССР, подготавливало и систему мер для идеологического разложения советского населения, которая распространялась от разработки соответствующих направлений организованного обмана через подготовку специальных гражданских и военных органов пропаганды до предоставления технических средств — передвижных радиостанций, типографий и др.

«Восточное направление» в министерстве народного просвещения и пропаганды курировал доктор Э. Тауберт, которому позже был подчинён отдел (штаб) «Винета», занимавшийся подготовкой радиопередач, фильмов и граммофонных пластинок для подрывной работы среди населения оккупированных советских областей11.

Особый отдел «Винета» был создан в начале 1941 года, и, как утверждал Э. Тауберт, в нём «были сосредоточены переводчики и дикторы основных восточных языков» во избежание того, «что каждое министерство и каждое управление создает для себя отдельный штаб переводчиков с восточных языков»12. В задачи этого отдела входили перевод, подготовка и издание различных пропагандистских материалов на языках народов СССР, чтобы с переходом советской границы сразу начать радиопередачи на русском, украинском, белорусском, литовском, латышском и эстонском языках равно как и на языках кавказских и тюркских народов. Кроме того, сотрудниками «Винеты» были заготовлены на русском языке, а равно и на других языках листовки, брошюры, плакаты… и т.д. и доставлены передовым частям армии. Таким образом, и здесь, чего никогда раньше ни при каких походах не имело место, пропаганда шла не вслед за наступающей армией, а вместе с нею вступала на завоёванные земли.

В связи с провалом «молниеносной войны» против СССР и созданием различных «добровольческих» прогерманских частей из советских военнопленных права и обязанности особого отдела «Винета» были расширены. В частности, в задачи отдела стал входить охват личного состава указанных частей средствами информации и пропаганды: прессой, радио, фильмами, брошюрами и т.д.13

Для достижения поставленных задач в организационном плане отдел «Винета» министерства народного просвещения и пропаганды к апрелю 1943 года состоял из четырёх групп: 1) группа радиопередач (руководил К.Е. Шпицляй14), которая организовывала «оппозиционное» радиовещание по трём основным направлениям: «Старая Ленинская гвардия», или «Радио старых большевиков»; русское националистическое; сепаратистское; 2) группа активной пропаганды (возглавлял Х. Гёнер, с 1944 г. — А. Мантейфель), которая занималась подготовкой и выпуском листовок и брошюр, а также цензурой и рецензированием печатной продукции, распространявшейся на оккупированной территории; 3) группа переводческой работы (начальник — В. Вреде), осуществлявшая переводы текстов, предназначенных как для печати, так и для радиопропаганды, на языки народов СССР; 4) группа пропаганды для военнопленных и восточных рабочих (в частности, в ней были сосредоточены артисты и различные «творческие коллективы» «Винеты»).

Уже летом 1943 года структура «Винеты» была существенно расширена и стала включать 12 групп: персонал; финансы и бюджет; три группы радиовещания и активной пропаганды, которые были разделены по территориальному признаку: Зона 1 (литовская, латвийская и эстонская редакции), Зона 2 (русская, украинская и белорусская редакции), Зона 3 (кавказская и центральноазиатская редакции)); радиостанции «V» и «Z» («Радио старых большевиков») и передачи-инструкции для предполагавшихся и реальных сторонников-прозелитов германского «нового порядка» в СССР; служба информации и прослушки; работы за границей; информационного обслуживания «остарбайтеров»15; обслуживания военнопленных; переводческой работы; художественное ателье.

В Германии на «идеологический фронт», кроме министерства Й. Геббельса, были мобилизованы и другие партийно-государственные силы. В первую очередь — партийные активисты НСДАП. Это были представители аппаратов О. Дитриха, возглавлявшего прессу НСДАП, и М. Аманна, руководившего имперской палатой печати. Так, от имени НСДАП Дитрих направлял в министерство Й. Геббельса и напрямую — в издательства рекомендации по интерпретации событий на фронте. От Аманна издатели также получали инструкции и вынуждены были соблюдать их неукоснительно с учётом того, что в зависимости от имперской палаты печати находилась материально-техническая база всех издательств и редакций, работавших на территории Германии16. Пропагандистскую работу на оккупированных территориях вели внешнеполитическое ведомство НСДАП, министерство культуры, управление прессы и пропаганды министерства иностранных дел, министерство восточных оккупированных территорий и профильные структуры вермахта и СС17.

Имперскую систему идеологической работы дополняли военные органы информации и пропаганды, сосредоточенные непосредственно в вермахте. Если общее руководство военной пропагандой как государственной задачей было поручено Й. Геббельсу и его подчинённым, то в действующих войсках, зонах боевых действий и тыловых районах армий этими вопросами занимались военные специалисты18.

По указанию верховного главнокомандования вермахта (ОКВ) (OKW — сокращ. от Oberkommando der Wehrmacht) в августе 1938 года в немецкой армии были сформированы четыре роты пропаганды (Propagandakompanie), приданные командованиям армейских корпусов. Каждая из рот включала в себя три взвода фронтового репортажа, взвод громкоговорящих установок, рабочую группу, отделение водителей и обоз. Взводы фронтового репортажа состояли из отделений: текстового репортажа, фоторепортажа, кинорепортажа и радиорепортажа. Взвод громкоговорящих установок имел по штату три автомашины с установками для устных передач и одну — с киноустановкой. Командир роты пропаганды одновременно являлся оперативным работником штаба соответствующего соединения, помощником начальника штаба по пропаганде и обязан был тесно взаимодействовать с помощником начальника штаба по разведке19.

Повышенное внимание в вермахте к ведению активной пропаганды, нацеленной на противника, привело к увеличению штатов и созданию собственного органа управления. 1 апреля 1939 года начал функционировать отдел военной пропаганды вермахта (нем. Die Propagandatruppen der Deutschen Wehrmacht) при штабе ОКВ.  Эту структуру возглавил полковник (с сентября 1943 г. — генерал-майор) Х. фон Ведель. В функции его отдела входила разработка плана пропагандистского обеспечения каждой военной операции в тесном взаимодействии с оперативным отделом штаба ОКВ. Как правило, подобный план включал три раздела, освещавших подготовительные работы, пропагандистские мероприятия во время проведения операции и деятельность, которую необходимо было осуществлять после окончания военной операции, в частности — работу с населением захваченных территорий. Этот документ был составной частью общего замысла военных действий, о котором начальник штаба ОКВ докладывал А. Гитлеру. После утверждения последним он доводился до Й. Геббельса и его министерства20. Кроме того, для согласования действий между министерством Геббельса и ОКВ существовала должность офицера связи. Её занимал полковник Г. Мартин. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Панарин И.Н. Информационная война и коммуникации. М., 2018. С. 71.

2 Цит. по: Кормильцына Е.Г. Йозеф Геббельс: особенности нацистского пиара. М., 2011. С. 60.

3 Волковский Н.Л. История информационных войн в 2 ч. Ч. 2. СПб., 2003. С. 191.

4 Manvell R., Fraenkel H. Doctor Goebbels: his life and death. London, 2006. P. 140, 141.

5 Schmeer K. Die Regie des offentlichen Lebens im Dritten Reich. Munchen, 1956. S. 21.

6 Sington D., Weidenfeld A. The Goebbels experiment: а study of the nazi propaganda machine. New Haven, 1943. P. 146.

7 Савченко А. «Министерство лжи и провокаций»: организация и структура // Эхо войны. 2008. № 3. С. 7. Отечественный исследователь К.А. Залесский приводит несколько другую структуру рассматриваемого министерства. Подробнее см.: Залесский К.А. НСДАП. Власть в Третьем рейхе. М., 2005. С. 335—337.

8 Залесский К.К. Указ. соч. С. 336.

9 Волковский Н.Л. Указ. соч. С. 192.

10 Грибков И.В. Газеты на оккупированной территории СССР на русском языке в период Великой Отечественной войны (1941—1944 гг.): источниковедческое исследование. Дисс. … канд. ист. наук. М., 2015. С. 47.

11 Мюллер Н. Вермахт и оккупация. М., 2010. С. 73, 74.

12 Цит. по: Жуков Д.А. Власовцы и нацистская пропаганда. М., 2000. С. 30, 31.

13 Там же. С. 32.

14 К.Е. Шпицляй — белоэмигрант, с 1945 г. корреспондент газеты ВВС «Наши крылья» — одного из малотиражных печатных изданий «Русской освободительной армии» генерала-предателя А.А. Власова.

15 Остарбайтер (нем. Ostarbeiter — работник с Востока) — определение, принятое в нацистской Германии для обозначения людей, вывезенных с оккупированной территории СССР с целью использования в качестве бесплатной (или низкооплачиваемой) рабочей силы.

16 Грибков И.В. Указ. соч. С. 48.

17 Филоненко С.И., Филоненко М.И. Психологическая война на Дону: мифы фашистской пропаганды. 1942—1943. Воронеж, 2006. С. 24.

18 Панарин И.Н. Указ. соч. С. 71; Филоненко С.И., Филоненко М.И. Указ. соч. С. 24.

19 Мулин В. О военной пропаганде гитлеровского вермахта // Воен.-истор. журнал. 1965. № 1. С. 94.

20 Там же.