Становление и развитие трубопроводных войск в составе Вооружённых сил СССР и России

Аннотация. В статье рассмотрены основные пути становления и развития трубопроводных войск в составе Вооружённых сил СССР и России.

Summary. The article describes the main ways of formation and development of pipeline troops in the Armed Forces of the USSR and Russia.

Военное строительство

 

МИХАЙЛОВ Владимир Владимирович — старший преподаватель кафедры обеспечения ракетным топливом и горючим Вольского военного института материального обеспечения, подполковник, кандидат технических наук

(г. Вольск. E-mail: vlamikh21@yandex.ru).

 

Становление и развитие трубопроводных войск в составе Вооружённых сил СССР и России

 

В начале ХХ века рост потребности войск в нефтепродуктах поставил горючее в разряд важнейших видов материальных средств, непосредственно влияющих на ход и исход боевых действий. Одновременно с этим всё больше стал проявляться дефицит транспортных возможностей по подаче топлива войскам, что потребовало начать поиск эффективных путей решения данной проблемы. Наиболее оптимальным вариантом было признано создание трубопроводов.

Опыт создания таких достаточно сложных технических сооружений уже имелся в глубокой древности — водопровод, сработанный ещё рабами Рима. Первые известные трубопроводы в России — это самотечный водовод в древнем Новгороде, сооружённый в 1090 году для подачи воды в город самотёком из реки Волхов, и водовод в Московском Кремле, построенный в 1633 году. Общая протяжённость магистральных трубопроводов, построенных в России до 1917 года, составила 1268 км. Отечественный и зарубежный опыт был положен в основу при планировании и создании полевых мобильных магистральных трубопроводов для снабжения войск нефтепродуктами.

В декабре 1933 года трестом «Нефтепроводстрой» по заказу Управления снабжения горючим и смазочными материалами Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) был разработан проект полевого сборно-разборного магистрального трубопровода длиной 100 км, диаметром 75 мм и производительностью 350 т в сутки. Это первый в военной истории проект полевого магистрального трубопровода. Заказ на изготовление его комплекта промышленность получила в 1934 году, однако выполнению помешали ряд трудностей, в том числе недостаток финансовых средств и отсутствие налаженной технологии производства труб.

Опыт обеспечения горючим войск во время боёв у озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году свидетельствовал о необходимости создания и оснащения Вооружённых сил новыми, мощными средствами доставки топлива в больших объёмах на значительные расстояния. Вновь встал вопрос о разработке сборно-разборного полевого магистрального трубопровода (ПМТ). К маю 1941 года его проект подготовили, но и ему не суждено было реализоваться — помешала начавшаяся Великая Отечественная война1. К 1941 году в стране насчитывалось свыше 4500 км магистральных трубопроводов общей производительностью около 8 млн т в год. К началу Великой Отечественной войны на складах горючего Красной армии насчитывалось 142 комплекта полевых трубопроводов. Это были комплекты полевого сборно-разборного трубопровода, закупленные в США и Англии, а также складской трубопровод РТ-90-1,5 диаметром 90 мм и длиной 1,5 км.

Ход военных действий дал толчок развитию полевых магистральных трубопроводов и обслуживающих их частей. В частности, уже на третьем месяце войны особенно тяжёлое положение с обеспечением войск горючим сложилось на Ленинградском фронте. Топливо в осаждённый Ленинград доставляли через Ладожское озеро наливными баржами. Но это не решало проблему. Из-за постоянных бомбардировок фашистской авиацией кораблей и судов Ладожской военной флотилии, доставлявших грузы и топливо в окружённый город, барж становилось всё меньше, в результате чего накопить необходимые запасы горючего никак не удавалось. В то же время Ленинградскому фронту и Балтийскому флоту топлива требовалось всё больше и больше. В апреле 1942 года было принято решение о прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. Надо сказать, что в то время эта идея сама по себе была необычной — раньше нигде в мире такие работы не выполнялись. В нашей стране в довоенное время сооружались лишь короткие трубопроводные переходы через реки Кура, Дон, Терек, Волга, но данный проект по протяжённости и сложности аналогов не имел. По своей конструкции это был сборно-разборный трубопровод из труб с резьбовым соединением, которые для надёжности после свинчивания дополнительно сваривались между собой.

Сооружение трубопровода осуществлялось в непосредственной близости (2—2,5 км) от противника под непрерывным огневым воздействием. Уникальный нефтепродуктопровод протяжённостью 29 км, в том числе 21 км под водой на глубине до 12,5 м, был построен за 43 дня. В 1943 году трубопровод был удлинён ещё на 5 км. По нему перекачивались последовательно четыре сорта горючего: автомобильный бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо. Это был первый отечественный опыт по преодолению полевыми трубопроводами крупной водной преграды.

Полевые сборно-разборные трубопроводы использовались при перекачке горючего через водные преграды: через Ладожское озеро для осаждённого Ленинграда, проложенный с 5 мая по 16 июня 1942 года, через реку Волхов — весной 1942 года диаметром 75 мм и длиной 300 м для обеспечения горючим 4-й и 52-й армий Волховского фронта, весной 1942 года через реки Ока и Онега диаметром 75 мм для обеспечения горючим 61-й армии Брянского фронта, в феврале 1942 года через реку Дон диаметром 100 мм для обеспечения горючим войск Южного и Юго-Западного фронтов, через реку Днепр в районе Днепропетровска в конце октября 1944 года для обеспечения горючим войск 3-го Украинского фронта протяжённостью 2720 м и в конце ноября 1944 года две линии трубопровода диаметром 100 мм, протяжённостью 900 м и 1120 м через реку Дунай2.

В годы Великой Отечественной войны начали формироваться и трубопроводные части. Первый опыт организационного оформления подразделений, предназначавшихся для использования сборно-разборных магистральных трубопроводов (СРМТП), был приобретён в конце 1944 года. В составе Красной армии были сформированы четыре батальона перекачки горючего, батальон охраны трассы трубопровода и мастерская по строительству металлических резервуаров. Формирование 111, 112, 113, 114-го батальонов перекачки горючего и других подразделений началось на 450-й базе горючего в сентябре 1944 года в районе города Наро-Фоминск Московской области. На должности командиров рот назначались офицеры службы горючего, инженеры-механики и технологи — выпускники факультета горюче-смазочных материалов Бронетанковой академии. Рядовой и сержантский состав комплектовался фронтовиками, в основном после излечения в госпиталях. К сожалению, в то время в СССР не было учебного заведения по подготовке кадров воинов-трубопроводчиков.

США по ленд-лизу поставили комплекты сборно-разборных трубопроводов. Линия американского трубопровода протяжённостью 220 км и диаметром 100 мм была развёрнута в тыловой полосе 2-го Украинского фронта. По ней горючее подавалось от нефтеперерабатывающего завода в городе Плоешти (Румыния) до нефтебазы в городе Рени (СССР), откуда железнодорожными транспортами оно доставлялось войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов, а также Черноморскому флоту и Дунайской военной флотилии. Всего по этому трубопроводу было подано более 600 тыс. т горючего. Задача по обеспечению ГСМ фронтов, флота и флотилии была успешно выполнена. Недостатками можно считать то, что использовались не отечественный, а американский сборно-разборный трубопровод, перекачивающие станции иностранного производства, заокеанская автотехника — трубовозы «Шевроле».

Несмотря на то, что после окончания войны батальоны перекачки горючего расформировали, это отнюдь не означало, что задача по созданию трубопроводных частей утратила свою актуальность. Её следовало решать на новом, более высоком качественном уровне. Предстояло создать отечественный сборно-разборный трубопровод, причём более надёжный по сравнению с зарубежными аналогами. Решить проблему подготовки кадров. И, наконец, создать передвижные насосные установки для сборно-разборных трубопроводов.

После окончания войны руководство службы горючего сделало необходимые выводы относительно подготовки высококвалифицированных кадров для трубопроводных частей. Так, в 1947 году была организована подготовка офицеров в Винницком и Ульяновском военно-технических училищах.

14 января 1952 года — знаменательная дата в истории трубопроводных войск. На основании директивы Военного министра СССР от 14 января 1952 года в п. Ильино Горьковской обл. был сформирован отдельный батальон перекачки горючего по трубопроводу № 1 (ПМТ-100-100 диаметром 97,8 мм, длина комплекта — 100 км, рабочее давление — 25 кгс/см2).

В этот же период новый мощный импульс получили работы по созданию отечественного полевого магистрального трубопровода (ПМТ). При его разработке прототипами послужили отечественные полевые коллекторы (складские трубопроводы РТ-90-1,5 и РТ-75-1,5 диаметром 90 мм и 75 мм соответственно и длиной 1,5 км образцов 1939 и 1944 г.) и американский военный сборно-разборный трубопровод диаметром 100 мм. Во Второй мировой войне войска США и их союзники по антигитлеровской коалиции использовали трубопроводы американской конструкции диаметром 100 и 150 мм. Как правило, такие временные системы создавались на не оборудованных в транспортном отношении театрах военных действий (Северная Африка, Индокитай).

В 1952—1953 гг. был разработан, изготовлен промышленностью и подвергнут всестороннему испытанию опытный образец полевого магистрального трубопровода ПМТ-100-100. Результаты оказались положительными, и вскоре промышленность изготовила шесть комплектов таких трубопроводов, войсковые испытания которых проводились в шести военных округах с реальной подачей горючего и преодолением крупных водных преград. В целом были получены положительные оценки, и полевой магистральный трубопровод приняли на вооружение. Для обеспечения большей производительности уже в период испытаний трубопровода диаметром 100 мм началась разработка трубопроводов диаметром 150 мм — ПМТ-150 и алюминиевого ПМТА-150. Эти трубопроводы по производительности (2000 т в сутки) более чем в два раза превышали своего предшественника. На вооружение их приняли в 1958 году. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Информационно-технический бюллетень службы горючего № 25. Ульяновск: Военная академия тыла и транспорта (ВАТТ), 2001. 93 с.

2 Трубопроводным войскам 50 лет. М.: Воентехлит, 2002. 640 с.