Советская истребительная авиация и противовоздушная оборона в вооружённом конфликте на р. Халхин-Гол: 1939 год 

Аннотация. В статье раскрываются действия истребительной авиации и организация противовоздушной обороны советской группировки войск в ходе вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (1939 г.) при отражении внешней агрессии на Монгольскую Народную Республику.

Summary. The paper looks at the activity of fighter aircraft and organization of air defense by the Soviet troop grouping in the course of the armed conflict by the Khalkhin Gol River (1939) when repulsing the external aggression against the Mongolian People’s Republic.

Лашков Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент

(Москва. E-mail: lashkov3@yandex.ru).

 

«АВИАЦИЯ ПРОТИВНИКА ПОНЕСЛА РЕШАЮЩЕЕ ПОРАЖЕНИЕ»

Советская истребительная авиация и противовоздушная оборона в вооружённом конфликте на р. Халхин-Гол: 1939 год

 

Во второй половине 1930-х годов заметно обострилась военно-политическая обстановка в Центральной Азии, что было вызвано агрессивными планами милитаристской Японии и территориальными претензиями марионеточного государства Маньчжоу-Го1 к Монгольской Народной Республике (МНР). После ряда спровоцированных японским и маньчжурским военным руководством вооружённых приграничных инцидентов (1935—1936 гг.) командование Квантунской армии2 приступило к планомерному наращиванию группировки войск в приграничном с Монголией районе, в нижнем течении р. Халхин-Гол.

В сложившихся условиях советское правительство приняло меры, направленные на предупреждение агрессии в отношении своего союзника (МНР), а также на усиление безопасности дальневосточных границ Советского Союза. В дополнение к советско-монгольскому соглашению (1934 г.) 12 марта 1936 года между СССР и МНР был подписан «Протокол о взаимопомощи», предусматривавший оказание военной помощи Монголии в случае внешней агрессии. На территории МНР были размещены соединения и части 57-го особого корпуса (ок) РККА (управление — г. Улан-Батор) под командованием комдива Н.В. Фекленко3. Тем не менее японская сторона продолжала совершать многочисленные нарушения государственной границы Монгольской Народной Республики. Готовясь к открытому вооружённому вторжению, руководство Квантунской армии сосредоточило в районе р. Халхин-Гол крупные воинские формирования. Их действия с воздуха обеспечивала авиационная группировка (355 самолётов), дислоцированная на территории Маньчжоу-Го4.

11 мая 1939 года японо-маньчжурский отряд (300 человек) при поддержке бронетехники атаковал 7-ю приграничную заставу МНР, спровоцировав тем самым начало вооружённого конфликта. С целью исключения завоевания японской авиацией оперативного господства в воздухе на театр военных действий (ТВД) из состава Забайкальского военного округа (ЗабВО) была переброшена 23-я авиабригада (командир — майор Т.Ф. Куцевалов5). В результате к концу мая численность советских воздушных сил в МНР (совместно с 100-й смешанной авиабригадой) составила более 200 самолётов. Общее руководство ВВС РККА на ТВД было возложено на начальника ВВС ЗабВО комкора В.И. Изотова6. Несмотря на периодические нарушения в первые дни конфликта японскими самолётами государственной границы Монголии, командир 57 ок в приказной форме потребовал не открывать по ним зенитного огня. В основе принятого решения в первую очередь лежали вопросы соблюдения маскировки позиций советских войск. Противовоздушное прикрытие наземных объектов было возложено на личный состав 150-го зенитного артиллерийского дивизиона (зенадн, командир — майор Парамонов) при участии зенитных средств Монгольской народно-революционной армии (МНРА).

Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) воинских частей (без средств связи) в полной мере не обеспечивала своевременного доведения до дежурных экипажей истребительной авиации (ИА) необходимой информации о налётах вражеских самолётов7. Положение усугублялось ещё и тем обстоятельством, что в составе ВВС РККА на ТВД она вообще не предусматривалась. Только с началом вооружённого конфликта в районе боевых действий были приняты меры по развёртыванию первой линии ВНОС (максимально приближённой к передовым позициям советско-монгольских войск). Её основу составили 25 наблюдательных постов (НП), расположенных на расстоянии 10—15 км друг от друга8. Для комплектования их личным составом были привлечены следующие подразделения: отдельная рота связи и телефонно-кабельная рота 57 ок, 20-я отдельная радиорота, пять отдельных рот связи (60, 64, 82, 85 и 597-я), 123-я отдельная рота ВНОС, две отдельные (123-я и 139-я) и 756-я кабельно-шестовые роты, две отдельные телеграфно-эксплуатационные роты (672-я и 673-я).

Вторая линия ВНОС, рассчитанная для тыловых районов войск, вследствие отсутствия требуемого количества специалистов и средств связи в течение всего вооружённого конфликта организована не была9.

Боевая работа НП ВНОС регламентировалась специальной инструкцией, обязывавшей их немедленно оповещать органы военного управления (ОВУ), воинские части, подразделения ИА (по проводной линии связи или путём радиосвязи с использованием пароля «Самолёт») обо всех полётах нашей авиации. В связи с недостаточной закрытостью информации противник легко перехватывал эти донесения, что позволяло ему оперативно корректировать действия своей авиации на ТВД. Вскоре инструкция была отменена10.

Первый воздушный бой (по данным японской стороны) состоялся 20 мая 1939 года. За короткий отрезок времени (до 31 мая) авиация 57 ок потеряла 17 самолётов. С целью исправления создавшегося положения советская воздушная группировка в МНР подверглась серьёзной реорганизации. Вместо 100-й и 23-й смешанных авиабригад были созданы соответственно истребительная (22 и 70 иап) и бомбардировочная (38 и 150 сбп) авиационные бригады11.

Одновременно в частях была налажена плановая лётная и боевая учёба, в штабе воздушной группировки — разработан пакет новых руководящих документов, определивших порядок борьбы с японской авиацией на основе полученного первичного боевого опыта.

Для прикрытия группировок войск, транспортной сети, аэродромов и других военных объектов дополнительно были привлечены подразделения зенитной артиллерии (ЗА), в т.ч. отдельный зенитный артиллерийский дивизион 6-й кавалерийской бригады, 37-й отдельный зенадн, два зенадн (67 и 150) и 64-я зенитная артиллерийская батарея (зенабатр). В дальнейшем процесс наращивания сил и средств советской ЗА на территории Монголии продолжился. В начале июня в район вооружённого конфликта прибыла 3-я батарея 66 озенадн (командир — старший лейтенант Шахалошвилли)12 с задачей — обеспечить прикрытие центральной переправы через р. Халхин-Гол. Личный состав батареи успешно её решил, уничтожив в один из дней два самолёта противника13.

Тем временем обстановка на ТВД потребовала смены руководства 57-го особого корпуса, а также значительного усиления его воздушной группировки.

1 июня в район конфликта прибыла большая группа лётного состава ВВС РККА (24 лётчика-истребителя и 4 лётчика-бомбардировщика), получившего боевой опыт в небе Испании и Китая (в т.ч. шесть Героев Советского Союза)14, во главе с заместителем начальника Управления ВВС РККА комкором Я.В. Смушкевичем15.

Вместо комдива Н.В. Фекленко командиром корпуса был назначен комдив (с 31 июля — комкор) Г.К. Жуков, начальником штаба — комбриг М.А. Богданов. Новым командующим ВВС и членом военного совета ЗабВО стал комдив А.Т. Шаронов, начальником ВВС корпуса — Герой Советского Союза полковник А.И. Гусев16.

В своей директиве от 12 июня нарком обороны СССР потребовал от лётного состава 57 ок «не уклоняться от боя с японской авиацией, как это было до последнего времени, а быть готовым к серьёзным боевым схваткам с японской авиацией и принять меры к прикрытию с воздуха своих баз, аэродромов и войск»17.

Для координации действий советских войск на Дальнем Востоке и частей МНРА из Читы в район р. Халхин-Гол прибыл командующий 1-й Отдельной Краснознамённой армией командарм 2 ранга Г.М. Штерн. Одновременно было создано Объединённое советско-монгольское командование с представительством в нём маршала МНР Х. Чойбалсана18.

По Транссибирской железнодорожной магистрали в район г. Улан-Удэ, затем — на территорию Монголии началась дополнительная переброска советских войск (в т.ч. подразделений войск ПВО). Одновременно в структуре ЗА на ТВД произошли определённые изменения. Одна из батарей 153 зенадн ПВО г. Улан-Батор была передислоцирована в Ундур-Ха (290 км к востоку от столицы МНР), зенитная батарея 36-й стрелковой дивизии (сд) возвращена в пункт постоянной дислокации — на приграничную железнодорожную станцию Дзамын-Удэ19 на юго-востоке страны. Из Союза дополнительно прибыли 266-й отдельный зенадн и зенитная батарея 36 сд. В этот период ИА корпуса продолжала базироваться на полевых аэродромах Тамцак-Булак и Баин-Тумэн.

Для организации прикрытия стыка между войсками ЗабВО и частями 57 ок требовалось усовершенствование системы ПВО группировки советско-монгольских войск в зоне вооружённого конфликта. В состав её первого эшелона (восточный выступ от Тамцак-Булак до Баин-Тумэн, 70—120 км от границы) предлагалось включить три зенабатр РККА, один зенадн МНРА и два истребительных авиаполка (22-й и 70-й). Второй эшелон должен был быть усилен тремя зенабатр РККА, южный участок (от Солонкер до Югодзирь) — двумя зенитными батареями20.

В первые месяцы конфликта подразделения ЗА преимущественно решали задачи по организации прикрытия от ударов японской авиации наземных объектов, переправ через р. Халхин-Гол, командного пункта 57 ок, аэродромных узлов, танковых групп и артиллерии.

Советская авиация в первую очередь стремилась нанести максимальный урон живой силе противника, ослабить его воздушную группировку (на земле и в воздухе), разрушить военную инфраструктуру в зоне боевых действий. С этой целью 17 июня три эскадрильи 22 иап провели штурмовку позиций японских войск на маньчжурской территории, подвергнув пулемётному обстрелу транспортный узел Халун-Аршан21.

22 июня над оз. Буир-Нур состоялся первый крупный воздушный бой, в котором одновременно участвовали 105 советских самолётов (56 И-16 и 49 И-15) и более 120 — с японской стороны22. В ходе боя наши потери составили 17, японские — 10 летательных аппаратов23.

По данным советской разведки, в районе вооружённого конфликта противник сосредоточил до 150 истребителей типа И-96, И-97 и 10 самолётов-разведчиков типа Р-97 (Хайларский аэроузел)24. С целью завоевания оперативного превосходства в воздухе 27 июня японская авиация (104 самолёта) совершила групповые налёты на аэродромы 22 и 70 иап. В результате наши потери (крупнейшие в ходе всего конфликта) составили 22 истребителя (9 И-15бис и 13 И-16), 11 человек погибли, 20 — получили ранения25. Потери японской стороны ограничились лишь шестью самолётами.

Создавшееся положение заставило комкора Я.В. Смушкевича обратиться к наркому обороны СССР Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову с просьбой срочно отправить в район р. Халхин-Гол два истребительных авиационных полка, вооружённых самолётами И-16. В боях с японской авиацией устаревшие истребители И-15 заметно уступали неприятельским И-97 и требовали скорейшей замены26. Также принимались меры по вводу в строй новых истребителей И-153 «Чайка»27. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Маньчжоу-Го — марионеточное государство (империя), образованное японской военной администрацией на оккупированной Японией территории Маньчжурии; существовало с 1 марта 1932 по 19 августа 1945 г.

2 Квантунская армия — оперативно-стратегическое объединение войск императорской армии Японии в Маньчжурии в годы Второй мировой войны. Сформирована в 1931 г. на базе гарнизона Квантунской области, полностью разгромлена Красной армией во время Советско-японской войны 1945 г.

3 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол. Май — сентябрь 1939 г.: документы и материалы. М.: Новалис, 2014. С. 4.

4 Кондратьев В.И. Битва над степью: авиация в советско-японском вооружённом конфликте на реке Халхин-Гол. М.: Русские витязи, 2008. С. 9.

5 Куцевалов Тимофей Фёдорович (21 января 1904 — 6 января 1975) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1941), Герой Советского Союза (1939). На военной службе с февраля 1926 г. Окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС (1927), Качинскую авиационную школу (1928), Высшие академические курсы при Высшей военной академии (1952). Проходил службу на различных командных должностях. С апреля 1939 г. командир 23-й смешанной авиабригады. Участник вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (МНР): в прежней должности (май—июль 1939 г.), командир 56-го истребительного авиаполка (июль—сентябрь 1939 г.), командующий ВВС 1-й армейской группы (с сентября 1939 г.). Командующий ВВС Забайкальского и Ленинградского военных округов (1940—1941). В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС Северо-Западного фронта (с мая 1942 г. — 1 ВА), Забайкальского фронта (с августа 1942 г. — 12 ВА). В послевоенный период на различных командных должностях в ВВС. Заместитель председателя ЦК ДОСААФ по авиации (1955—1959). С сентября 1959 г. в отставке.

6 Изотов Владимир Иванович (24 апреля 1903 — 31 мая 1966) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации. На военной службе с ноября 1919 г. Окончил курсы красных командиров в Воронеже (1920), военную школу в г. Иваново-Вознесенск (1925), Военную академию РККА имени М.В. Фрунзе (1930), КУНС при ВВА РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (1930), 1-ю военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова (1932), Высшую военную академию Генерального штаба РККА (1937). Командующий ВВС Забайкальского, позднее — Орловского военных округов (1937—1940). Участник вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (МНР). С октября 1940 г. командир 1-го авиакорпуса дальнебомбардировочной авиации. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командующего 2 и 5 ВА, заместитель начальника, начальник штаба 8 ВА. После войны на командных должностях в ВВС (1945—1959), старший преподаватель Военной академии ГШ ВС СССР (1959—1965). С ноября 1965 г. в запасе.

7 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол. Май — сентябрь 1939 г.: документы и материалы. С. 59.

8 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 56. Д. 82. Л. 62.

9 Там же.

10 Там же. Л. 63.

11 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 18.

12 РГВА. Ф. 33113. Оп. 1. Д. 676. Л. 276, 277.

13 Агеев Н.В. Взгляды на противовоздушную оборону войск в межвоенный период (1921—1941 гг.): монография. М., 2007. С. 59.

14 РГВА. Ф. 37977. Оп. 1. Д. 38. Л. 158.

15 Смушкевич Яков Владимирович (1(14) апреля 1902 — 28 октября 1941) — советский военный деятель, дважды Герой Советского Союза (1937, 1939), генерал-лейтенант авиации (1940). На военной службе с 1918 г. Окончил Качинскую военную школу лётчиков (1931), Курсы усовершенствования начсостава при Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе (1937). Участник Гражданской войны в России, Национально-революционной войны испанского народа (1936—1939). С июня 1937 г. заместитель начальника ВВС РККА, с сентября 1939 г. — исполняющий должность командующего ВВС Киевского особого военного округа. В ходе вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (1939): командующий ВВС 57-го особого корпуса (с июля 1939 г. — 1-й армейской группы) (май—август 1939 г.). Начальник ВВС РККА (ноябрь 1939 — август 1940 г.). С августа 1940 г. — генерал-инспектор авиации Красной армии, с декабря 1940 г. — помощник начальника Генерального штаба КА по авиации. Необоснованно репрессирован (1941). Реабилитирован (1954, посмертно).

16 Гусев Александр Иванович (24 августа 1910 — 26 июля 1978) — советский военный лётчик, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (1938). На военной службе с ноября 1928 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА (1930), 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков им. Осоавиахима СССР (1931), КУКС при Академии Генерального штаба РККА (1939), Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова (1948), военно-исторический факультет той же академии (1954). Проходил службу в лётных частях ВВС Белорусского военного округа. Участник Национально-революционной войны испанского народа (1936—1939): командир эскадрильи и группы истребителей. Помощник командира 59-й истребительной авиабригады ВВС Ленинградского ВО (май 1938 — февраль 1939 г.). В ходе вооружённого конфликта на р. Халхин-Гол (1939): командующий ВВС 1-й армейской группы. С сентября 1939 г. — заместитель командующего ВВС Белорусского особого ВО. Участник Советско-финляндской войны (1939—1940): заместитель командующего ВВС 8-й, позднее — 15-й армий. Командующий ВВС Одесского военного округа (апрель—октябрь 1940 г.), командир ряда авиационных дивизий (с октября 1940 г.). В годы Великой Отечественной войны: командир авиационных дивизий ВВС, позднее — ПВО (июнь 1941 — август 1944 г.), заместитель командующего 1-й воздушной истребительной армией ПВО (с августа 1944 г.). В послевоенный период на различных командных должностях в ВВС. С декабря 1960 г. в запасе.

17 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол… С. 438.

18 Там же. С. 6.

19 Там же. С. 100.

20 Там же. С. 101.

21 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 20.

22 Там же. С. 21.

23 Там же. С. 25.

24 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол… С. 125.

25 Кондратьев В.И. Указ. соч. С. 29.

26 Вооружённый конфликт в районе реки Халхин-Гол… С. 134.

27 На заседании Главного военного совета РККА 15 июля 1939 г. было принято решение об отправке (после устранения выявленных дефектов) в состав 57-го особого корпуса (1-й армейской группы) 60 самолётов типа И-153 «Чайка».