Советская авиация в вооружённом конфликте у озера Хасан

Аннотация. Статья посвящена анализу использования ВВС Дальневосточного Краснознамённого фронта и Тихоокеанского флота в вооружённом конфликте у озера Хасан в июле—августе 1938 года.

Summary. The article is devoted to an analysis of the use of the Air Forces of the Far Eastern Red Banner Front and Pacific Fleet in the armed conflict near the Khasan Lake in July-August 1938.

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ И ВООРУЖЁННЫЕ КОНФЛИКТЫ ХХ—ХХI вв.

 

КОЛЕСНИЧЕНКО Кирилл Юрьевич — доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета, кандидат политических наук

(г. Владивосток. E-mail: generalgrant@mail.ru; kolesnichenko.kyu@dvfu.ru);

ЛЕВШОВ Павел Владимирович — полковник запаса

(г. Владивосток. E-mail:120661poul@mail.ru).

 

Советская авиация в вооружЁнном конфликте у озера Хасан (июль―август 1938 г.)

 

Истоки вооружённого конфликта в районе озера Хасан лежали в неурегулированности вопросов принадлежности участков территории между р. Тумень-Ула (ныне Туманная) и оз. Хасан, вблизи которого проходила граница СССР с Китаем и Кореей (последняя тогда являлась японским владением). С захватом Японией части Китая и созданием в 1932 году государства Маньчжоу-Го противостояние на этом участке границы значительно усилилось, а к лету 1938 года оно переросло в полномасштабные военные действия.

Советское военно-политическое руководство, обеспокоенное нарастанием международной напряжённости, создало к 1938 году на Востоке страны мощную группировку авиации: ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА) насчитывали 12 авиабригад (восемь в Приморье), ВВС Тихоокеанского флота (ТОФ) три (все в Приморье), а также несколько десятков отдельных авиаэскадрилий и отрядов1. В 1938 году на территории Дальневосточного края имелось более 100 основных, оперативных аэродромов и гидроаэродромов.

В развитии авиационной группировки на Востоке страны имелись проблемы: дефицит запчастей для самолётов, недостаточное количество авиаремонтных предприятий и авиамастерских приводили к тому, что в различные периоды до трети самолётов ВВС ОКДВА и ТОФ находились в небоеготовом состоянии.

Твёрдое покрытие имели лишь несколько аэродромов, что существенно затрудняло действия авиации в условиях интенсивных осадков весной—осенью. На аэродромах не хватало средств механизации, хранилищ ГСМ и боеприпасов, специального транспорта. Система хранения авиационных боеприпасов ВВС ОКДВА и ТОФ находилась в неудовлетворительном состоянии.

В отчёте о боевой подготовке ТОФ за первые 9 месяцев 1938 года были отражены недостатки в работе штабов соединений и штаба ТОФ, недочёты боевого управления соединениями и частями; оперативно-тактическая подготовка по взаимодействию и использованию оружия оценивалась как неудовлетворительная. Основными недостатками боевой подготовки истребительной авиации были низкое качество стрельб, малый налёт на высоте, ночью и в облаках, низкий уровень тактической подготовки, небольшое количество групповых воздушных боёв, в бомбардировочной авиации отмечалось отставание по ночным и слепым полётам, а в торпедоносной — невысокий процент выполнения упражнений по торпедометанию, бомбометанию и воздушным стрельбам. Общей проблемой ВВС ТОФ была нехватка авиационных полигонов и неудовлетворительное состояние уже имевшихся2.

Весьма негативно на состоянии авиации ОКДВА и ТОФ сказались политические репрессии 1937—1938 гг. К июлю 1938 года были уволены 479 и арестованы 362 представителя командно-начальствующего состава ВВС ОКДВА, а ВВС ТОФ по этой же причине лишились 141 лётчика и техника3.

С мая 1938 года ВВС РККА и ВВС ВМФ начали переход на новую организационно-штатную структуру: авиабригады и эскадрильи расформировывались, на их базе создавались авиационные эскадрильи численностью 12—15 самолётов, сводившиеся в авиационные полки, объединявшиеся в авиабригады нового типа. Вместо авиационных парков создавались авиационные базы, осуществлявшие все виды тылового обеспечения лётных частей на аэродромном узле, а также на оперативных аэродромах.

Несмотря на имевшиеся проблемы, от войск и сил флота требовалась высокая боевая готовность. С учётом роста числа провокаций на границе и нарастания дипломатической напряжённости в первой половине 1938 года проводилась подготовка ОКДВА и ТОФ к возможному конфликту. В соответствии с постановлением Главного военного совета с 20 апреля 1938 года ТОФ и Амурская военная флотилия находились в оперативном подчинении командующего ОКДВА4. С 22 апреля 1938 года приказом командующего ОКДВА Маршала Советского Союза В.К. Блюхера «в связи с возможностью попытки внезапного нападения японцев на приграничные гарнизоны, особенно в южном Приморье (залив Посьета — Славянка)» ВВС ОКДВА приводились в состояние повышенной боевой готовности5.

К июлю 1938 года в Приморье дислоцировались следующие авиационные части и соединения (см. табл. 1).

1 июля 1938 года ОКДВА была развёрнута в Краснознамённый Дальневосточный фронт, 23 июля 1938 года переименованный в Дальневосточный Краснознамённый фронт (ДКФ). Он имел в своём составе 1-ю и 2-ю Краснознамённые армии и Хабаровскую группу войск.

Перед началом вооружённого конфликта на Хасане ВВС ДКФ и ТОФ представляли собой мощную силу, насчитывавшую около 1800 боевых самолётов (1300 самолётов в ВВС ДКФ и 500 в ВВС ТОФ)6. ВВС ДКФ возглавлял комбриг П.В. Рычагов, ВВС ТОФ — комбриг С.Ф. Жаворонков7.

В случае вооружённого конфликта с Японией задачи авиационной группировки на Востоке (ВВС ДКФ, ТОФ, а также Забайкальского военного округа) включали:

— борьбу с авиацией противника;

— нарушение морских коммуникаций с Северной Маньчжурией путём ударов по морским сообщениям и корейским портам Расин, Сейсин, Гензан;

— нарушение перевозок из основных железнодорожных узлов в Маньчжурии;

— действия против крупных японских частей, сосредоточенных против Приморской, Благовещенской групп, а также на южных и восточных границах Монгольской Народной Республики совместно с наземными войсками;

— действия против японского военного флота и морских транспортов в случае попыток бомбардировки побережья или высадки на него десанта; поддержка наших частей в районах Нижнего Амура и на Сахалине;

— по особому указанию — удары по метрополии Японии.

Задачами ТОФ в возможном конфликте с Японией были:

— оборона побережья от Владивостока до Советской Гавани, Камчатки и Нагаево;

— нарушение морских коммуникаций в Японском море подводными лодками и авиацией;

— удары морской авиацией совместно с сухопутной авиацией и подводными лодками по ВМФ противника и транспортам с войсками;

— закрытие Татарского пролива для японского военного флота;

— обеспечение левого фланга Приморской группы ОКДВА в районе заливов Славянка и Посьета8.

Непосредственно в Посьетском (ныне Хасанский) районе Приморского края авиационные части не базировались, поскольку он считался второстепенным с точки зрения возможных действий главных сил Японии. Как отмечал в октябре 1938 года (уже после хасанских событий) комкор Г.М. Штерн на заседании Главного военного совета, «все наши аэродромы имеются на северном и на центральном направлениях, и никаких абсолютно аэродромов, кроме небольших площадок… в районе Барабаш, мы не имеем. Ещё до начала событий… мы занялись подысканием площадок — аэродромов для самолётов И-15»9. К упомянутым площадкам относились построенные во второй половине 1930-х годов полевые аэродромы Заимка Филипповского (между деревнями Барабаш и Занадворовка), Августовка (в 2 км от пос. Славянка), Новокиевское (ныне пос. Краскино). Гидросамолёты ВВС ТОФ и пограничных авиачастей НКВД при необходимости могли совершать посадку на воду в заливе Посьета и использовать гидроаэродром Дальгосрыбтреста в пос. Славянка. Близость к району конфликта Владивостока (130 км до оз. Хасан по прямой) и Ворошилова (ныне г. Уссурийск) позволяла задействовать дислоцировавшиеся в их районе части авиации и аэродромы.

15 июля 1938 года японский посол в СССР М. Сигэмицу в ноте протеста потребовал от советского правительства вывода всех войск СССР со спорной территории в районе озера Хасан. 22 июля Правительство СССР отклонило требования японской стороны. С 24 июля в соответствии с указанием К.Е. Ворошилова были приведены в полную боевую готовность 39-й стрелковый корпус, 2-я механизированная бригада и часть авиации 1-й Краснознамённой армии, а также ВВС ТОФ.

На аэродромы Новокиевское и Заимка Филипповского были перебазированы по две авиаэскадрильи (аэ) из состава 47-го и 48-го истребительных авиаполков (иап) (по 30 единиц на каждый аэродром); на аэродром Августовка — одна аэ 40 иап. 31 июля на аэродром Новокиевское была переброшена 4 аэ 14 иап ВВС ТОФ (11 самолётов И-15бис) под командованием капитана Н.В. Куценко, переданная в оперативное подчинение командующему ВВС 1-й армии.

Из-за большого количества самолётов, сосредоточенных на упомянутых площадках, их было невозможно рассредоточить и замаскировать, кроме того, отмечались сложности в организации снабжения и связи. Г.В. Зимин (в указанный период — заместитель командира аэ 48 иап ВВС ДКФ) писал в своих мемуарах: «На маленьком полевом аэродроме (Заимка Филипповского — Прим. авт.), с двух сторон зажатом горами… машины стояли впритык вдоль горы по всей длине взлётно-посадочной полосы»10. На аэродроме Новокиевское, расположенном в 10—15 км от района боевых действий, находились три эскадрильи истребителей И-15бис, при этом самолёты не маскировались. Такое положение «…возможно было в условиях полной пассивности ВВС японцев, в противном случае один налёт с их стороны мог вывести из строя большую часть матчасти и личного состава»11.

24 июля в 25-й бомбардировочной авиабригаде были сформированы три сводные аэ, одна из которых (12 бомбардировщиков СБ) под командованием капитана А.С. Мозгового перебазировалась на аэродром ВВС ТОФ Кневичи под Владивостоком с задачей быть в готовности к ударам по аэроузлу Хунчунь12. Две штурмовые аэ (20 самолётов ССС) из состава 2 шап 53-й авиабригады были перебазированы на оперативный аэродром ВВС ТОФ Шкотовский перевал (6 км от пос. Шкотово) для нанесения ударов по войскам противника. Снабжение подразделений ВВС 1-й Краснознамённой армии, размещённых на аэродромах Кневичи и Шкотовский перевал, возлагалось соответственно на 255-ю (Кневичи) и 19-ю (Романовка) авиабазы ВВС ТОФ13.

ВВС ТОФ согласно приказу комбрига С.Ф. Жаворонкова, отданному в 22.00 24 июля, получили задачу «в связи с происходящими в южной части Японского моря манёврами Японского флота и сосредоточением сухопутных сил непосредственно в разных пунктах госграницы возможны попытки вторжения войск Японии на нашу территорию и действие флота против берега… ВВС ТОФ, прикрывая главную базу ТОФ Владивосток, базу Находка и аэродромные узлы, быть готовыми для нанесения бомбо-торпедного удара по портам Северной Кореи, аэродромам Хунчунь, Хойрен и кораблям противника в море»14.

Прикрытие главной базы ТОФ обеспечивали 1 иап и две аэ 14 иап, базу ТОФ в бухте Находка и Сучанский аэроузел прикрывал 39 иап. 34 сбап (бомбардировщики СБ) выделял одну аэ для действий по аэродрому Хойрен (запасная цель — порт Расин) и одну — для ударов по аэродромам Янцзы, Тумыньцзян, Лунцзиньцюнь (запасная цель — порт Юки). 14 иап силами двух аэ должен был наносить удары по аэродромам Хунчунь, Кенуон, Аоди, посадочным площадкам портов Юки и Расин. Целями для ударов 115-го морского разведывательного авиаполка (мрап) были порты Сейсин (одна аэ) и Расин (две аэ), 1 и 3 аэ 4 мтап (бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3) ориентировались на нанесение ночных ударов по порту Гензан. Борьба с флотом и десантными транспортами противника возлагалась на 4 мтап. 34 сбап выделял одну аэ в резерв командующего ВВС ТОФ.

Ведение разведки моря возлагалось на 115 мрап, 47-ю и 57-ю отдельные морские разведывательные авиаэскадрильи (омраэ). Первый обеспечивал два самолётовылета с рассветом и один вечером в границах мыс Гамов — мыс Поворотный; в зону ответственности 47 омраэ входил район от мыса Поворотный до бухты Валентин (по одному самолётовылету утром и вечером), 57 омраэ предписывалось вести воздушную разведку на подходах к главной базе ТОФ Владивостоку15.

Вооружённый конфликт начался 29 июля, когда японские силы атаковали советский пограничный наряд на сопке Безымянной, но были отброшены за линию границы. В ночь с 30 на 31 июля японские войска перешли в наступление, к 6.00 1 августа после упорного боя противнику удалось оттеснить наши подразделения и занять высоту Заозёрная, а к 22.00 были захвачены высоты Безымянная, Пулемётная горка, 64.8, 86.8 и 68.8.

31 июля в г. Ворошилов из Хабаровска прибыл командующий ВВС ДВФ П.В. Рычагов, принявший на себя командование силами авиации в Приморье; командующий ВВС 1-й Краснознамённой армии комдив П.Я. Сорокин стал его заместителем.

1 августа 1938 года нарком обороны Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов направил командующему ДКФ Маршалу Советского Союза В.К. Блюхеру приказ: «В пределах нашей границы смести и уничтожить интервентов, занявших высоты Заозёрная и Безымянная, применив в дело боевую авиацию и артиллерию»16. В 09.00 оперативный дежурный ВВС ДКФ в Хабаровске довел до начальника штаба ВВС 1-й Краснознамённой армии приказ В.К. Блюхера атаковать части противника тремя эскадрильями СБ (скоростных бомбардировщиков) и двумя эскадрильями И-15 с указанием «населённые пункты с мирным населением не бомбардировать, границы не нарушать»17. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Дислокация технических и специальных частей сухопутных и воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии. По состоянию на 1 января 1937 г. Издание 4-го отдела Генерального штаба РККА. М., 1937.С. 36—48.

2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-1090. Оп. 2. Д. 113. Л. 5, 6, 10—14, 72—75.

3 Мильбах В.С. Политические репрессии командно-начальствующего состава Рабоче-крестьянской Красной армии и флота на востоке страны в 1936—1939 гг. Дисс. … докт. ист. наук. Иркутск, 2005. С. 247, 341, 342.

4 Главный военный совет РККА. 13 марта 1938 г. — 20 июня 1941 г.: документы и материалы. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 37.

5 Пограничные войска СССР 1929—1938: сборник документов и материалов. М.: Наука, 1972. С. 584, 585.

6 РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 430. Л. 11—15, 43.

7 Лурье Л.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн. СПб., 2001. С. 80, 81.

8 1941 год в 2 кн. / Сост. Л.Е. Решин и др. Кн. 2. М.: Демократия, 1998. С. 568—571.

9 Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. 1938, 1940 гг.: документы и материалы. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. С. 206—216.

10 Зимин Г.В. Истребители. М.: Воениздат, 1988. С. 17, 18.

11 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 196. Л.138.

12 Там же. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 479. Л. 23.

13 Там же. Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 196. Л. 152—154.

14 Там же. Ф. Р-1090. Оп. 1. Д. 479. Л. 52—56.

15 Там же. Л. 23.

16 Смыслов О.С. Забытый полководец. Генерал армии Попов. М.: Вече, 2015. С.49.

17 Мильбах В.С. Указ. соч. С. 254.