Система базирования морских сил и береговых войск на Дальнем Востоке

Национальная безопасность

КОНЕЕВ Алексей Николаевич — заведующий кафедрой «История войн и военного искусства» ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», контр-адмирал запаса, кандидат военных наук (Санкт-Петербург. E-mail: od@vmanavy.ru)

Хотя утверждение России с целью национальной безопасности на дальневосточных рубежах и началось с похода Ермака в Сибирь ещё в XVI веке (см. табл. 1), к освоению окраинных берегов Тихого океана приступили только в XVIII. Так, первые плавания наших кораблей в этих водах были совершены в 1639—1640 гг., а когда стало известно о колоссальных природных ресурсах дальневосточного края (золота, серебра, цинка и других полезных ископаемых) при наличии более 100 млн гектаров таёжных лесов, больших запасов морепродуктов, приступили к обживанию тихоокеанского побережья. Естественно, это потребовало принятия неотложных мер по защите осваивавшихся земель от посягательства соседних и более удалённых государств, стремившихся к завоеванию новых территорий.

Значительная роль в обеспечении национальной безопасности на дальневосточных рубежах отводилась Военно-морскому флоту (ВМФ), строительство которого осуществлялось наряду с укреплением побережья. В 1647 году был заложен Охотский острог, ставший впоследствии центром деятельности России на Дальнем Востоке, где строились, оснащались и снаряжались военные корабли и промысловые суда. В 1714-м по указу Петра I сюда прибыли для поиска морского пути на Камчатку первые мореходы и судостроители.

В 1728-м состоялись первая русская экспедиция на Камчатку и первое плавание из Тихого океана в Северный Ледовитый океан. Спустя три года по указу императрицы Анны Иоанновны в Охотске был учреждён военный порт, куда перенесли всё управление северо-восточным краем России.

Малочисленное формирование (в 1799 г. Охотская военная флотилия состояла из 3 фрегатов и 3 малых кораблей) не было способно организовать охрану территорий, принадлежавших России на побережье Тихого океана. Под агрессивным давлением других стран, в первую очередь Соединённых Штатов Америки, Россия, вынужденная упразднять свои фактории и сокращать судоходство, в то же время обустраивалась в новых пунктах возможного базирования морских сил. Исходя из этого, основной состав Охотской военной флотилии передислоцировался в 1849 году в Петропавловск. Тот имел значительные преимущества перед Охотском благодаря выгодному географическому положению, будучи наиболее приближённым к главным торговым коммуникациям. Это позволяло кораблям надёжнее обеспечивать безопасность морских сообщений.

В ходе Крымской войны (1853—1856 гг.) боевые действия велись в основном на Чёрном море, но для достижения господства на морях Тихого океана, прилегавших к России, противник стремился лишить наш флот системы базирования на Дальневосточном театре, начиная с лета 1854 года. Боевые действия англо-французской эскадры не принесли ей успеха в захвате Петропавловска. Вместе с тем в ходе сражений обнаружились слабости обороны порта и уязвимость находившихся в нём кораблей и судов, трудность доставки войск и оружия на Камчатку и многие другие недостатки. В целях сохранения кораблей Охотской флотилии, вскоре переименованной в Сибирскую, её органы управления, суда, экипажи, казначейство были переведены из Петропавловского порта в значительно более укреплённый Николаевский пост (на р. Амур).

Спустя два года (1856 г.) появилась Приморская область с центром в том же Николаевске, ставшем главным морским портом России на Тихом океане. Однако отсутствие глубоководных подходов, длительный период ледостава в Амурском лимане, значительное его удаление от южных морских районов умаляли возможность этого порта играть столь важную роль. В 1859 году на побережье Южного Приморья была обнаружена удобная для стоянки судов и кораблей бухта, получившая название Золотой Рог. В ней в 1860-м по распоряжению губернатора Приморской области начали обустраивать порт Владивосток, куда через некоторое время решением императора Александра II были передислоцированы из Николаевска (1871—1872 гг.) морские учреждения вместе с Сибирской военной флотилией (бывшая Охотская, Петропавловская). Помимо головного пункта сосредоточения своих сил и управленческих органов (Владивостока) она могла использовать также Петропавловск, Николаевск и Охотск, входившие в своеобразную целостную систему.

Укрепление позиций России на Дальнем Востоке было невозможно без постоянной демонстрации флага на море. Это в свою очередь требовало увеличения численности кораблей и расширения системы их базирования, что позволяло обеспечить постоянное присутствие кораблей в водах Тихого океана. В то же время их нехватка вплоть до начала Русско-японской войны 1904—1905 гг. компенсировалась силами Балтийского флота. Так, из его состава в 1860 году для ограждения политических и промышленных интересов России в Дальневосточном регионе было сформировано оперативное соединение — Тихоокеанская эскадра. Её корабли отстаивались в портах Китая, Японии и во Владивостоке с основной ремонтной базой в Нагасаки.

Японо-китайская война 1894—1895 гг. изменила планы русского правительства в отношении Дальнего Востока. В 1898 году Россия арендовала у Китая Порт-Артур, ставший главной военно-морской базой (ВМБ) Тихоокеанской эскадры. В незамерзающих китайских портах (Порт-Артур, Дальний) развивались соответствующие инфраструктуры для обеспечения военных кораблей и торговых судов. Одновременно со строительством военных портов создавалась их береговая оборона. К 1904-му, то есть в преддверии Русско-японской войны, наш дальневосточный флот состоял из 1-й Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии, базировавшихся соответственно в Порт-Артуре и Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Петропавловске, Охотске; части береговой обороны флота дислоцировались в первых двух пунктах.

Эффективность решения поставленных двум формированиям задач снижалась из-за ряда негативных особенностей мест дислокации. К примеру, в Порт-Артуре сооружение оборонительных укреплений не было закончено, а имевшимся всего лишь одним выходом в море крупные корабли могли воспользоваться только в период полной воды; Владивосток представлял собой более оборудованную ВМБ, но был слишком удалён от главного театра военных действий — Жёлтого моря. На значительном удалении друг от друга (1100 миль) находились и оба пункта, не имея на протяжении столь длительного водного пути промежуточных и опорных баз, что не позволяло осуществлять надёжный контроль на внешних коммуникациях.

Русско-японская война началась внезапным нападением японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре с последующим установлением его блокады, обеспеченной успешными действиями японской армии на суше. Вторая и последняя попытка прорыва русской эскадры, состоявшаяся 28 июля 1904 года, окончилась неудачей. К концу осады часть российских кораблей была потоплена огнём японской артиллерии, остальные взорваны своими командами. Таким образом, 1-я Тихоокеанская эскадра прекратила своё существование. Потеря её вместе с утратой ВМБ (20 декабря 1904 г. Порт-Артур был сдан) оказала огромное влияние на исход войны. В августе 1905 года между обеими странами был заключён мирный договор, по которому Россия уступила Японии Порт-Артур, Дальний, южную часть острова Сахалин и Курильские острова. В распоряжении наших морских сил оставались Владивосток (ГВМБ), Петропавловск-Камчатский, Охотск, Николаевск-на-Амуре, где базировалась Сибирская военная флотилия. Кроме первого из них, все остальные не имели достаточных мест стоянок и надлежащего оборудования для обеспечения надёжности, сохранности, обслуживания и сложного ремонта кораблей.

Лишившись былого влияния в Китае и на Корейском полуострове, а также двух незамерзающих портов (Порт-Артур и Дальний), Тихоокеанский флот в итоге русско-японского противостояния так и не смог увеличить, что предполагалось, свою операционную зону в столь важном для национальной безопасности регионе. Словом, попытка создать военный порт на чужой территории закончилась для России потерей двух тихоокеанских эскадр и ослаблением Тихоокеанского флота в целом.

Система дальневосточного базирования наших кораблей и судов в ходе Первой мировой войны, начиная с 1914 года, не претерпела изменений. Так, в 1917-м они (Сибирская военная флотилия) находились во Владивостоке, Петропавловске, Николаевске, Охотске1. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Страницы истории Тихоокеанского флота России. Владивосток: «МИР», 2003. С. 9—40.