ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА — НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЁРСТВА

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОНИЩУК Сергей Михайлович — начальник кафедры зарубежной военной информации Военного университета Министерства обороны РФ, полковник, кандидат исторических наук, доцент
(Москва. E-nail: onishchuck@inbox.ru).

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА — НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЁРСТВА

Евразия — самый населённый и многонациональный континент Земли, на котором зарождались и достигали наибольшего размаха крупнейшие в истории войны, и ныне изобилует острыми конфликтами, порой доходящими до вооружённого противоборства. Экономические, территориальные, межэтнические, межконфессиональные и идеологические противоречия, движение криминальных капиталов, рейдерство, теракты и захваты заложников, наркотрафик, контрабанда периодически обостряют обстановку в разных частях Евразии и вызывают ответную реакцию, «как правило, на основе старых, привычных силовых средств и методов, «бьющих по хвостам» и не устраняющих первопричины конфликтов. При этом в политических элитах пока ещё нет сложившейся традиции комплексного анализа проблем, общеконтинентального и общецивилизационного подходов, ответственности за судьбы не только своего, но и других народов, поиска компромиссов, создания атмосферы толерантности, доверия и сотрудничества во имя общих целей и соразвития»1. По оценке, обнародованной Центральным интернет-порталом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), свыше 20 действующих в Евразии институализированных, а также значительное число полугосударственных и общественных международных организаций не смогли обеспечить условия для достижения мира и стабильности на континенте2.
Восточная Евразия, значение которой в мировом развитии возрастает в связи с её связующим положением, огромными запасами природных ресурсов, концентрацией значительной части населения Земли, расположением крупнейших государств мира и разнообразием цивилизационных особенностей живущих там народов, их стремлением преодолеть отставание в экономике, политике и общественных отношениях, привлекает всё больше внимания США и ведущих стран Евросоюза. Они стремятся обеспечить там свои национальные интересы, реализовать так называемую новую азиатскую политику, нередко идущую вразрез с интересами азиатских государств. Ситуация в Восточной Евразии формируется под воздействием пересечения и несовпадения устремлений наиболее влиятельных глобальных и региональных субъектов мировой политики — США, Китая, России, Индии и Японии, а также Евросоюза и мусульманского мира.
В этой непростой обстановке в Евразии накапливается опыт построения межгосударственных отношений на новых принципах, приведший к созданию в июне 2001 года на встрече в Шанхае глав государств «Шанхайской пятёрки» (России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана) и присоединившегося к ним Узбекистана международной структуры нового типа — Шанхайской организации сотрудничества. Её появление, по оценке национального координатора Российской Федерации в ШОС, посла по особым поручениям К.М. Барского, «стало естественной реакцией государств-основателей этого объединения на опасное нарастание угроз терроризма, сепаратизма и экстремизма на фоне общей разбалансировки системы международных отношений, сложившейся после окончания холодной войны. Для того чтобы переломить негативные тенденции, надёжно обеспечить собственную и региональную безопасность, указанные страны решили обратиться к инструментам многостороннего сотрудничества»3.
Координация деятельности «Шанхайской пятёрки» началась в 1996 году с инициативы, нацеленной первоначально на повышение доверия в районах границы России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана с Китаем. Вдоль всех её 7,5 тыс. км в результате многолетних переговоров, завершившихся подписанием в апреле 1996 года в Шанхае соглашения «Об укреплении доверия в военной сфере в пограничных районах» и в апреле 1997 года в Москве соглашения «О взаимном сокращении вооружённых сил в пограничных районах» была создана уникальная 200-километровая (по 100 км с каждой стороны) «полоса доверия». В ней государства «Шанхайской пятёрки» сократили военное присутствие, ограничили масштабы, зоны и число военных учений, обязались не проводить военных манёвров, направленных против другой стороны, уведомлять друг друга о важных военных мероприятиях в этой полосе, а также договорились о других мерах. Войскам, остающимся в районе границы, был придан исключительно оборонительный характер4.
Новая договорно-правовая база пограничного размежевания, созданная странами-участницами «шанхайской инициативы» в 1990-е — начале 2000-х гг., дала толчок решению других сложных проблем, позволила утвердить «шанхайский дух» — новую атмосферу межгосударственных отношений и стала примером для других государств. «Прежде всего, ШОС на собственном примере предложила качественно новую модель межгосударственного партнёрства, характеризующуюся подлинным равноправием больших и малых стран, взаимным доверием, уважением к многообразию — цивилизаций, культур, религий, форм государственного устройства, концепций развития — и стремлением к совместному процветанию. “Шанхайский дух” как философия этой модели воплотил в себе основные принципы международных отношений в многополярном мире, и в этом его значение, выходящее за чисто шосовские рамки»5. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ

1 Зимонин В.П. ШОС: масштабы влияния. См.: Центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества «ИнфоШОС». 2007. 25 июня. http://www.infoshos.ru.
2 Там же.
3 Барский К.М. Шанхайская организация сотрудничества: новое слово в мировой политике. См.: ИнфоШОС. 2011. 22 августа. http://www.infoshos.ru.
4 Зимонин В.П. Новая Россия в новой Евразии: проблемы комплексного обеспечения безопасности. М.: Клуб «Реалисты», 1997. С. 57, 58.
5 Барский К.М. Указ. соч.