Сдача военных кораблей по ленд-лизу

Воспоминания и очерки

Батаршев Анатолий Васильевич — заведующий лабораторией психологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования, капитан 2 ранга в отставке, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор (Санкт-Петербург. E-mail: batarchev@mail.ru)

Cдача военных кораблей по Ленд-Лизу

Сразу оговорюсь: непосредственно передавать американцам корабли, которые согласно договорённостям по ленд-лизу* входили в состав соединений и частей советского Военно-морского флота (ВМФ), мне лично не приходилось. Но довелось плавать на одном из таких кораблей незадолго до его возвращения.

А началось вот с чего.

Во второй половине июля 1949 года курсанты дополнительного набора ТОВВМУ** (именно в нём значился и я) двумя группами (взводами) была направлены для «оморячивания» на эскортные фрегаты ЭК-29 и ЭК-30.

Несколько слов о том, что представляли они собой.

Арендованные по ленд-лизу в годы войны у штатовцев, они были переданы командованием Тихоокеанского флота (ТОФ) нашему училищу.

Являясь довольно крупными сторожевыми кораблями, фрегаты до того, как попасть к нам, числились в составе береговой обороны ВМС США, именуясь там «Evanswille». При водоизмещении 2227 т (длина — 92 м, наибольшая ширина — 11,5 м) они могли развивать скорость до 19 узлов (миль/ч). Имели они и неплохие по тем временам пулемётно-артиллерийское вооружение и установки для сбрасывания глубинных бомб.

Наш второй взвод попал на ЭК-30. Мы, первогодки, с интересом слушали рассказы, конечно не без доли преувеличения, о «дальнем походе» фрегата в северокорейский порт Сейсин с группой счастливчиков со второго курса, затем продолживших «оморячивание» на кораблях Краснознамённой Амурской военной флотилии.

С надеждой и самим когда-нибудь побывать в настоящем дальнем плавании, мы окунулись в напряжённые корабельные будни, осваивая свой ЭК-30 чаще у причальной стенки, а иногда и на ходу в замкнутой акватории бухты Золотой Рог. Моим сверстникам, в том числе и мне, раньше не видевшим моря, это было и в новинку, и в радость, и очень кстати.

Никогда не забуду первой встречи с Владивостоком, особенно ошвартованных вблизи железнодорожного вокзала и поражавших своими размерами судов и кораблей. Их борта, возвышавшиеся над водной поверхностью, казались просто необъятными.

Нашей группе, только лишь приступившей к азам военно-морской практики, предстояло в месячный срок изучить и сдать зачёты по устройству корабля, вооружению и организации службы. Каждый из курсантов был расписан по боевой и аварийной тревогам, готовности № 2 и приборкам. Осваивая обязанности матросов, в основном комендоров, мы старательно дублировали их действия, изучали инструкции для боевых номеров.

По приборкам я был расписан в каюте командира электромеханической боевой части (БЧ-5). Обязанности приборщика — не ахти какие: требовалось следить за чистотой в помещении, проветривать каюту, убирать мусор из корзины и вытирать пыль на столе и другой мебели. Командиром БЧ-5 был опытный, хорошо знающий свою специальность и свой личный состав военмор. Да и память на лица у него оказалась крепкой. В этом я убедился спустя пять лет.

В конце апреля 1954 года иду по улице Ленинской дорогого мне Владивостока, а навстречу он, наш бывший командир БЧ-5 с ЭК-30. Он настолько мне запомнился, что я не мог ошибиться. Но удивительно, что и он меня вспомнил, лишь только я представился: «Лейтенант Батаршев». А мы ведь с ним ни разу не встречались с сентября 1949-го.

Он торопился, а поэтому мы сумели перемолвиться лишь несколькими общими фразами. От него я узнал, что памятные мне фрегаты, у которых закончилась аренда по ленд-лизу, готовятся к передаче американцам, для чего, по всей вероятности, отправятся вскоре в японский порт Майдзуру. Через какое-то время эта информация подтвердилась рассказом, так сказать, из первых уст. О передаче кораблей, правда десантных, мне поведал мой однокашник, старший лейтенант запаса Андрей Воловенко. Летом 1955 года он был непосредственным участником так называемой Экспедиции особого назначения.

Подробности того неординарного события довольно поучительны, а поэтому, полагаю, нелишне напомнить о них.

* Ленд-лиз (англ. «lend-lease»). Первая часть словосочетания переводится как «давать взаймы», вторая — «сдавать в аренду». Коммерческая система, позволявшая Соединённым Штатам Америки (США) на довольно выгодных для них условиях поставлять в страны антигитлеровской коалиции вооружение, боеприпасы, стратегическое сырьё, продовольствие, различные материалы в период Второй мировой войны (1939—1945 гг.).

** Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова — ныне Тихоокеанский военно-морской институт.