Сборник о фашизме в прошлом и настоящем

Аннотация. В рецензии на сборник статей «Фашизм, неофашизм и их преступная практика» отражены представленные в этом издании результаты анализа идеологических, политических, экономических аспектов возникновения и развития фашизма в тесной взаимосвязи с историческими и социокультурными условиями конкретных периодов и регионов. Статьи сборника освещают не только историю фашизма в Германии, Италии, но и деятельность фашистских движений, которые не смогли захватить власть. Подробно проанализированы профашистские диктаторские режимы в странах Восточной Европы и Латинской Америки, в Испании, Португалии. Один из разделов посвящён проявлениям фашизма и неофашизма за пределами Европейского континента. Содержание статей помогает формированию у его читателей целостного представления о фашизме как феномене XX века, возникшего вследствие экономических, социальных потрясений и получившего продолжение в виде праворадикальных движений в XXI веке. Представленные в материалах сборника оценки и выводы способствуют поиску путей противодействия распространению неофашизма в современном мире.

Summary. The review of the collection of papers titled Fascism, Neo-fascism and Their Criminal Practices goes over the results of analyzing ideological, political, and economic aspects of the emergence and development of fascism in close relation to the historical and sociocultural conditions of specific periods and regions as presented in this edition. The articles in the collection cover not only the history of fascism in Germany and Italy, but also the doings of fascist movements that failed to seize power. They analyze in detail profascist dictatorships in East Europe and Latin America, in Spain and Portugal. One of the sections is on manifestations of fascism and neofascism outside the European continent. The contents of the articles help the reader form an integral idea of fascism as a 20th century phenomenon that was the result of economic and social upheavals, and eventually took the form of ultra-right movements in the 21st century. The estimates and conclusions given in the materials of the collection help search for ways of countering the spread of neofascism in today’s world.

АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович — преподаватель кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», полковник, кандидат исторических наук

(г. Воронеж. E-mail: aviator1ww@mail.ru);

БОРИСОВ Денис Александрович — доцент кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», кандидат исторических наук

(г. Воронеж. E-mail: borid83@mail.ru).

«ФАШИСТСКИЕ ИДЕИ НЕ БЫЛИ УНИЧТОЖЕНЫ, И ИХ НОСИТЕЛИ ПРОДОЛЖАЮТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАШИ ДНИ»

Сборник о фашизме в прошлом и настоящем

Фашизм — общественно-политическое движение и идеология крайне правого толка, а также соответствующая им форма государственного правления1 — широко освещён в отечественной и зарубежной научной литературе. Его идеология основана на воинствующем национализме, социальном дарвинизме, корпоративизме, расизме, милитаризме, решительном неприятии либерализма, социал-демократии и коммунизма. Как форма государственного правления фашизм предстаёт в виде тоталитарной системы, использующей для поддержания своего господства методы насилия и принудительный консенсус, опирающейся на силовые структуры и многопрофильные массовые организации, активно насаждающей ненависть к внутренним и внешним врагам и культ вождя, претендующей на формирование нового типа отношений в обществе и воспитание «нового человека», жёстко регулирующей экономику и социальные отношения, стремящейся к территориальной экспансии и мировому господству2. Этот феномен при всей его изученности продолжает привлекать внимание специалистов-историков и является одной из самых актуальных проблем современного мира. Причина в том, что с победой стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне и приговором Нюрнбергского трибунала история фашизма не завершилась. В послевоенное время разлетевшиеся по всему миру семена фашизма дали обильные плоды в виде авторитарных режимов и праворадикальных течений. Второе дыхание эта самая человеконенавистническая идеология обрела в виде неофашизма.

В наше время отечественные учёные и публицисты трактуют фашизм как явление не только прошлого, но и современности. В числе примеров тому — две коллективные работы, вышедшие в последние годы: «Современный фашизм: новые облики и проявления»3 и «Современный фашизм»4. Их отличают яркий публицистический стиль изложения и оригинальность выводов.

Незаурядной попыткой исследования фашизма во всём его многообразии стал сборник «Фашизм, неофашизм и их преступная практика»*, вышедший в свет в 2021 году в издательстве «Весь Мир». Его основу составили материалы одноимённой Всероссийской научно-теоретической конференции, прошедшей в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж). Появление рецензируемого сборника работ специалистов по проблематике фашизма, на наш взгляд, стало заметным событием современной российской историографии.

Он состоит из пяти частей (разделов). В содержательном введении представители редакционной коллегии А.А. Богдашкин, Т.В. Волокитина, А.С. Железняков, А.М. Ипатов, А.С. Намазова, подчеркнув актуальность материалов сборника, констатировали, что «фашистские идеи не были уничтожены, и их носители продолжают свою деятельность в наши дни»5.

В первой части сборника, озаглавленной «Общие проблемы», представлены статьи о малоизвестных аспектах фашизма. Открывает раздел статья А.А. Богдашкина, освещающая результаты анализа социально-экономических теорий фашизма в историографии СССР, Великобритании и США в 1920—1930-е годы. В ней отражены такие актуальные аспекты, как социальная база фашистских движений, роль крупного бизнеса и землевладельческой аристократии в становлении и приходе к власти фашистов. Суть фашизма раскрыта через природу капитализма и особенности его развития в межвоенный период. Как утверждает автор статьи, «фашизм как исторический феномен… был обусловлен последовавшим после Первой мировой войны острейшим социально-экономическим кризисом и “великой депрессией” 1929—1933 гг. Именно поэтому современные праворадикальные движения не обладают влиянием, сопоставимым с тем, которое было у их предшественников в 1920—1930-е гг.»6.

В статье В.П. Любина о современной итальянской историографии фашизма в свете подходов правых и левых рассматриваются процесс исторической реабилитации фашизма на его исторической родине и связанные с ним опасные общественные тенденции. Автор пришёл к выводу: «Разрушение антифашистских постулатов, принижение значения Сопротивления и партизанских формирований в разгроме режима показывают, что общество (в Италии. — Прим. авт.) не обладает должной сопротивляемостью, антифашистская прививка перестала действовать, а молчаливое большинство относится ко всему этому равнодушно. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, можно ждать дальнейших сюрпризов в виде героизации фашистских порядков и фашистских иерархов, полного уничтожения антифашистского консенсуса. В подобных условиях историческая и политическая культура как составные части общенациональной культуры подвергнутся дальнейшим мутациям, и трудно предсказать, какими именно они станут в ближайшем будущем»7.

Распространение фашизма среди немецких меньшинств ряда стран в межвоенный период исследовал Е.С. Полунин и наглядно показал в статье, как сочувствующие фашизму зарубежные немецкие диаспоры превратились в орудия реализации захватнических планов Гитлера. По утверждению автора именно они со временем стали проводниками политики германизации захваченных нацистами пространств. А «противодействие нацификации как внутри немецкого зарубежья, так и со стороны властей страны проживания» Берлин успешно преодолевал за счёт «мощных организационных, финансовых и политических ресурсов»8.

В статье Н.С. Лебедевой нацистский «новый порядок» проанализирован как «небывалый по размаху и жестокости режим грабежа, насилия, кровавых расправ, глумления над человеческой личностью, систематическое истребление целых народов»9. Нюрнбергский процесс рассматривается не только как пример разоблачения и осуждения нацизма, но и как опыт международного сотрудничества в борьбе против варварских преступлений, нарушений прав человека и национальной нетерпимости.

Малоисследованной теме отношений фашистских режимов и христианской церкви посвятила свою работу Л.Н. Бровко. На основе изучения палитры настроений в христианском мире в годы Второй мировой войны она пришла к выводу: восприятие фашистской политики в среде европейских католиков и протестантов было неоднозначным. «Если на рубеже 1920-х — 1930-х гг. идеологические разногласия и несовместимость расистской идеологии с христианским мировоззрением обусловили антинацистские заявления церковного руководства, то с приходом Гитлера к власти в январе 1933 г. высший клир обеих конфессий чётко заявил о своей лояльности новому канцлеру. Изменили свою позицию под влиянием нацистской пропаганды и многие немецкие христиане… это… привело к заключению 20 июля 1933 г. известного Конкордата10 между немецким правительством и Ватиканом, определявшего статус Римско-католической церкви в Германии»11.

Структура коалиции и взаимные обязательства стран «оси» — тема исследования Т.А. Некрасовой, результаты которого представлены статьёй в сборнике. Проанализировав, насколько отношения фашистских государств соответствовали уровню коалиции и как повлияли договоры между ними на исход Второй мировой войны, она пришла к заключению: «Германию и её союзников объединял сам факт агрессии, а также совместные интересы, идеология и риторика», но «уже к концу первого этапа войны, когда “державы оси” постигнут первые неудачи, станет очевидной их разобщённость»12.

Необычной темы — использования фашизмом музыки коснулся автор одной из статей сборника А.И. Сотников. Ему удалось показать, насколько негативно на искусстве в целом и на музыке в частности отразилось распространение «коричневой чумы» в Европе. Автор также обратил внимание на то, что взаимоотношения фашистских «властей и гуманитарных сфер были различны, но и в Италии, и в Испании, и в Германии обязательно доминировало идеологическое давление, сопровождаемое уничтожением оппозиции, преследованием противников, установлением диктатур, что и определяло преступную общность фашистских государств»13.

Завершающая первый раздел сборника статья А.В. Глуховой посвящена фашизму и неофашизму в контексте новых угроз и праворадикальных вызовов XXI века. Отобразив фашизм как многоплановое социально-политическое явление 1920—1940-х годов, оставившее чудовищный след, она отметила, что «праворадикальные движения пытаются собрать под свои знамёна… разочарованных и дезориентированных людей, оказавшихся на обочине процессов глобализации… У них вновь появился шанс соблазнить этих людей проектом, ущербность и преступность которого история однажды уже доказала»14.

Вторая часть сборника, озаглавленная «Итальянский и германский фашизм», посвящена социокультурным сторонам его развития в 1920—1940-х годах. В статье С.Е. Князевой представлены результаты исследования специфики итальянского фашизма в контексте итальянской идентичности. Под данным углом зрения итальянский фашизм предстаёт как особая форма тоталитарной диктатуры, до определённых пределов принятая католическим самосознанием итальянцев. Характерной её чертой стал «конформизм, оставлявший возможности сохранения человеком внутреннего личного пространства и личной жизни… в условиях прессинга жёсткой модели социума»15.

Логическим продолжением предыдущей статьи стало исследование Е.С. Токаревой, посвящённое специфике церковно-государственных отношений в фашистской Италии. Она показала тщетность попыток итальянских фашистов подчинить себе католическую церковь и сделать её орудием своей политики16.

Анализ итальянского фашизма дополнила статья Н.С. Пилько о его политике денационализации в 1922—1941 гг. населённой словенцами Юлийской Крайны17, аннексированной Италией после Первой мировой войны. На примере данного региона показана проводившаяся итальянскими фашистами агрессивная политика ассимиляции славянского населения, цель которой — «искоренение всего, что могло напоминать о неитальянском происхождении проживавших там народов»18.

М.С. Зинич представил в своей статье анализ преступлений немецкого фашизма против культуры. Приведённые автором цифры и факты материально-культурного ущерба СССР раскрывают варварскую суть фашистской идеологии. Её отражают слова приказа командующего гитлеровской 6-й армией генерал-фельдмаршала В. фон Рейхенау «О поведении войск на восточном пространстве» от 10 октября 1941года: «Никакие исторические и художественные ценности на Востоке не имеют значения»19.

Е.А. Шендриков в завершающей второй раздел сборника статье об особенностях агитационно-пропагандистской работы на Воронежском фронте в 1942—1943 гг. показал, как командиры и политработники разоблачали фашистскую идеологию и преступления оккупантов, «повседневно воспитывали советских воинов в духе патриотизма и дружбы народов, разъясняли им справедливый для СССР характер войны и неизбежность победы в ней советского народа»20.

В третью часть сборника «Фашизм и неофашизм в странах Западной Европы» вошли работы, посвящённые малоизученным проблемам, которые авторы попытались раскрыть на внушительной базе российских и зарубежных источников.

Открывает эту часть издания статья Н.В. Кирсановой о франкистской политике насильственной ассимиляции каталонцев. Она обратила внимание на один из важнейших компонентов идеологии и политики фашистских режимов — национализм в его самых крайних формах. Это в полной мере относится и к военной диктатуре Ф. Франко в Испании, власти которой «проводили политику насильственной ассимиляции национальных меньшинств; любые проявления их национальной культуры трактовались как “преступный сепаратизм”»21.

Особенности бельгийского фашизма раскрыты в статье А.С. Намазовой об особенностях распространения фашизма в Бельгии. По её мнению, «политические ориентиры Гитлера в отношении этой страны, основанные на расовом различии между «германскими фламандцами» и «латинскими валлонами», сделали коллаборационизм общебельгийского масштаба невозможным22.

Провал пропаганды В. Квислинга, главы марионеточного правительства Норвегии в период её немецкой оккупации, показан в статье А.А. Комарова. Он также отметил, что норвежские прихвостни гитлеровцев с нападением Германии на СССР вознамерились получить для Норвегии территории на востоке — мандат на освоение «Кольского полуострова, а впоследствии основать норвежские поселения в Белоруссии и на Украине»23.

Распространение фашистских идей на Британских островах в межвоенный период осветил В.И. Дуров, обратив внимание в своей статье на то, что отличительной особенностью фашистских движений было насилие в отношении политических оппонентов. На основе анализа идеологии и действий фашистов Альбиона, а также настроений в английском обществе автор сделал вывод: «…насилие оттолкнуло общественное мнение от британских фашистов… Сумевшее быстро мобилизоваться антифашистское движение, сразу увидевшее сходство с континентальным фашизмом, обратило внимание полиции и властей на опасность Британского союза фашистов»24.

Характеристике неофашизма в трудах участника Великой Отечественной войны доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН А.А. Галкина посвящён их обзор, подготовленный В.И. Дегтяревым. Он сосредоточил внимание на анализе причин возникновения, развития и признаках неофашистских движений25.

Большой интерес представляют статьи четвёртой части сборника, озаглавленной «Фашизм и диктаторские режимы в странах Восточной Европы». Перечень затронутых авторами тем широк. Статья Е.Б. Лопатиной посвящена дискуссиям о «санационном режиме»26 довоенной Польши. Сопоставив точки зрения польских и отечественных учёных, она пришла к выводу: этому авторитарному режиму были присущи фашистские идеи и методы политической борьбы, «образ Пилсудского — вождя и “отца” нации, центральный в парадигме “санационного режима”… был сформирован в 1930-е гг.» и «оказался настолько устойчивым, что культ Пилсудского, зачастую романтизированный, живёт в сознании многих поляков и в наши дни»27.

Продолжением освещённой Лопатиной темы стала статья С.В. Печёнкина об отношениях Третьего рейха и Польши. Она, по мнению автора, пойдя на союз с фашистской Германией, совершила «стратегическую ошибку. Руководители Польши, ослеплённые антисоветизмом и реваншизмом, не смогли адекватно оценить основные цели политики Гитлера… Фашистская дипломатия победила квазифашистскую дипломатию Польши»28.

Чешскому фашизму и одному из его главарей Р. Гайде (настоящая фамилия — Гейдль) посвящена статья Е.П. Серапионовой, раскрывшая утопичность, авантюристичность и бесперспективность чешских праворадикальных течений: «Фашизм не был привлекателен для большинства чехословацкого населения, не стал базой для широкого движения и не имел в обществе сильного влияния»29.

Тему славянского фашизма осветила и Г.И. Лепехина в работе о режиме болгарского царя Бориса III. Опираясь на новые исторические исследования, она пришла к выводу, что «в Болгарии сосуществуют разные оценки»30 его личности и деятельности, отражающие сложность и неоднозначность этой политической фигуры.

Представления о болгарском фашизме дополняет работа Т.В. Волокитиной о генерале Х. Лукове. Будучи олицетворением болгарского национализма и реваншизма 1930—1940-х годов, его личность, по мнению автора, в наши дни стала символом, объединяющим праворадикальные организации страны, «героизация личности генерала Лукова в современной Болгарии отражает дефицит достойных во всех отношениях личностей в сегодняшней Болгарии и мучительный поиск болгарским обществом харизматичных руководителей…»31.

Завершает раздел актуальная статья В.В. Теплухина, содержащая анализ распространения неофашизма на постсоветской Украине. По мнению автора, «воинственный антикоммунизм и русофобия, по сути, стали основополагающим фундаментом, на котором была выстроена нынешняя украинская государственность»32.

Тематика статей пятой, заключительной части сборника ясна из его заглавия: «Фашизм за пределами Европы». В статье Л.С. Окуневой представлен сравнительный анализ четырёх диктаторских режимов — Ф. Франко в Испании, А. Салазара в Португалии, Ж. Варгаса в Бразилии и Х.Д. Перона в Аргентине. Он привёл автора к выводу о схожести этих режимов по ряду признаков: антилиберальная и антикоммунистическая идеология, лидирующая роль госсектора в экономике, национализация, внедрение государственных образовательных проектов, «в социальной сфере для всех четырёх режимов были характерны корпоративизм, широкомасштабные социальные программы, контроль над профсоюзами, политика примирения интересов буржуазии и трудящихся»33.

О малоизвестных аспектах японского фашизма рассказывает работа И.В. Мазурова. Отметив, что значительная часть японской историографии «характеризует предвоенный режим в Японии как фашистский»34, автор предпринял попытку систематизировать научные представления о фашистском движении в Японии, его истоках, социальной базе и военно-политических последствиях для страны.

Австралийскую разновидность фашизма исследовал Н.С. Скоробогатых. В своей статье он отметил, что увлечение фашизмом в 1930—1940-е года коснулось лишь части национальных диаспор Австралии (в первую очередь итальянской и немецкой), «лишь меньшинство англоавстралийцев проявили интерес к отдельным элементам государственного управления… в муссолиниевской Италии и гитлеровской Германии — и то, скорее, как поиск выхода из трудностей “великой депрессии”»35.

Распространение фашизма в русской эмиграции за пределами Европы проанализировал и осветил в статье А.М. Ипатов, обратив внимание на отсутствие идеологического единства сторонников фашистских взглядов в этой среде и мифотворческую составляющую, организационную разобщённость, копирование форм и методов политической борьбы их немецких «духовных авторитетов»36.

В сборник вошли и работы, отражающие результаты исследований диктаторских режимов Азии и Африки. Статья М.Ю. Копаева посвящена южнокорейскому лидеру Ли Сын Ману и идеологии «народного единства», ильминизму, соединившему элементы корейского конфуцианства с националистическими лозунгами, который автор охарактеризовал как разновидность фашизма37.

А.С. Балезин представил в сборнике описание африканского варианта фашизма — режима угандийского диктатора (в 1971—1979 гг.) Иди Амина, в ключевых проявлениях (политика репрессий, расистская кампания, популизм в идеологии и агрессия в отношении соседних стран) напоминавшего европейский фашизм межвоенного периода. Для «режима Амина был характерен изощрённый садизм», который «обошёлся его стране по меньшей мере в четверть миллиона человеческих жизней — такова минимальная цифра убитых во время его правления»38.

Н.С. Иванов вынес в заголовок своей статьи вопрос: «Болсонару: бразильский ультраправый или “неолиберальный фашист”?». И попытался дать ответ. По мнению автора, вступивший в должность президента Бразилии 1 января 2019 года Ж. Болсонару пытается реанимировать и продолжать политику хунты, правившей в стране два десятилетия (1964—1985 гг.). «Привлекательность нынешнего президента в глазах властвующей элиты состоит в его программе бескомпромиссного наступления на права трудящихся… По сути политика Болсонару следует в фарватере, обозначенном Вашингтоном как создание корпоративистского государства в странах “периферийного капитализма”, сочетающего “неолиберальный фашизм” с так называемой “рыночной свободой”»39.

Особого внимания заслуживает статья специалиста по странам Латинской Америки Е.Д. Строгановой. В ней представлены результаты анализа режима Х.Д. Перона в Аргентине (её президента в 1946—1955 и 1973—1974 гг.), содержание перонизма как политического феномена, в котором пересеклись несколько идеологических течений при заметном преобладании фашизма европейского образца. По мнению автора, «никогда полностью не порывая связей с фашистами, аргентинский лидер тем не менее пытался также использовать в своей деятельности воззрения и методы их противников»40. К сожалению, упомянутая статья стала одной из последних научных работ Е.Д. Строгановой, скончавшейся в 2019 году. Сборник посвящён её памяти.

Содержание, язык и стиль материалов сборника сочетают добротный научный уровень с доступностью изложения. К недостаткам можно отнести отсутствие необходимого для такого издания понятийно-справочного приложения и карт, схем.

В целом сборник «Фашизм, неофашизм и их преступная практика» объёмно, разносторонне освещает результаты новейших исследований российских учёных, аргументированные научные оценки истоков, особенностей развития, результатов и последствий распространения фашизма в прошлом и настоящем. Содержание сборника представляет интерес не только для специалистов, но и для широкой общественности, способствует научной дискуссии по важнейшим проблемам истории и современных форм фашизма, распространению в российском обществе знаний о нём и служит подспорьем в разоблачении фашистских идеологии и политической практики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фашизм // Большая российская энциклопедия: электронная версия (БРЭ ЭВ).

2 Там же.

3 Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Современный фашизм: новые облики и проявления. М.: Наука и политика, 2017. 328 с.

4 Пучков Д., Попов М., Жуков К., Яковлев Е. Современный фашизм. СПб.: Питер, 2018. 122 с.

5 Фашизм, неофашизм и их преступная практика: сборник статей памяти Елены Дмитриевны Строгановой / Отв. ред. А.А. Богдашкин. М.: Весь Мир, 2021. С. 11.

6 Там же. С. 63.

7 Там же. С. 82.

8 Там же. С. 116.

9 Там же. С. 122.

10 Конкордат — договор между Римско-католической церковью и каким-либо государством, регламентирующий положение в нём католической церкви // БРЭ ЭВ.

11 Фашизм, неофашизм и их преступная практика… С. 144.

12 Там же. С. 148.

13 Там же. С. 180.

14 Там же. С. 191.

15 Там же. С. 201.

16 Там же. С. 210.

17 Юлийская Крайна (Julijska Krajina) — название территории южнословенских областей, аннексированной после Первой мировой войны Италией (Триест, большая часть Истрии, часть Юго-Западной Крайны, провинций Горица, Градишка и некоторых других). После Второй мировой войны большая часть Юлийской Крайны была воссоединена с Югославией. Триест с небольшим округом сначала был выделен в «Свободную территорию Триест», в 1954 г. с прилегающей к нему на западе территорией отошёл под управление итальянской администрации (зона «А»), территория к востоку от города — под управление югославских властей (зона «Б»). Договор, заключённый Италией и Югославией в ноябре 1975 г., установил в районе Триеста сухопутную и морскую границы. См.: Юлийская Крайна // Советская историческая энциклопедия в 16 т. Т. 16. М.: Советская энциклопедия, 1976. Стб. 808, 809.

18 Фашизм, неофашизм и их преступная практика… С. 221.

19 Там же. С. 227.

20 Там же. С. 242.

21 Там же. С. 250.

22 Там же. С. 279.

23 Там же. С. 283.

24 Там же. С. 307.

25 Там же. С. 319.

26 «Санационный режим» (от лат. sanatio — оздоровление) — авторитарный политический режим в Польше в период от государственного переворота Ю. Пилсудского (12—14 мая 1926 г.) до поражения Польши в Германо-польской войне 1939 г. Идейные основы режима: «оздоровление» политической жизни, радикальное ослабление влияния партий и парламента, укрепление позиций президента и исполнительной власти. Опирался на армию, государственный аппарат и личный авторитет Пилсудского в польском обществе. См.: «Санационный режим» // БРЭ ЭВ.

27 Фашизм, неофашизм и их преступная практика… С. 336.

28 Там же. С. 349.

29 Там же. С. 361.

30 Там же. С. 372.

31 Там же. С. 380.

32 Там же. С. 393, 394.

33 Там же. С. 401.

34 Там же. С. 408.

35 Там же. С. 458.

36 Там же. С. 481.

37 Там же. С. 541.

38 Там же. С. 547.

39 Там же. С. 561, 562, 566, 567.

40 Там же. С. 517.