Российские истребительные авиачасти в Первой мировой войне

Аннотация. В рецензии даётся краткий анализ новой книги по истории российской авиации в период Первой мировой войны.

Summary. The review gives a brief analysis of the new book on the history of the Russian aviation during the First World War.

Аверченко Сергей Викторович – заместитель главного редактора «Военно-исторического журнала», подполковник запаса, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: mil_hist_magazin@mail.ru).

 

РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ АВИАЧАСТИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

 

В зарубежной библиографии по истории Первой мировой войны занимают большое место и пользуются заслуженным интересом у читателей издания, посвящённые борьбе в воздушном пространстве. Одни из этих книг рассказывают о самолётах-истребителях воюющих держав и их развитии, другие представляют биографии известных лётчиков-асов, третьи повествуют о воздушных баталиях. В России (СССР) эта тема до сих пор, в основном, была представлена лишь несколькими книгами, да и то, вышедшими, в основном, уже в 2000-х годах. К 100-летию памятных событий издательство «Гангут» выпустило прекрасно оформленное и проиллюстрированное издание, посвящённое боевой работе российских истребительных авиационных отрядов в годы Великой (как её называли в России) войны*. Данная работа представляет собой удачное продолжение и развитие отечественной библиографии на указанную тему.

Несмотря на своё название, данная работа далеко выходит за рамки заявленной темы. Не ограничиваясь описанием жизни и боевых подвигов российских лётчиков-истребителей, книга описывает историю создания и участия в боевых действиях российских истребительных авиационных отрядов периода Первой мировой войны 1914–1918 гг.

В большой общей описательной части последовательно рассматриваются три периода в развитии отечественной истребительной авиации.

Сначала речь идет о предвоенном времени, о взглядах авиационных теоретиков и практиков на воздушную борьбу, и как эти взгляды воплощались в жизнь.

Во втором разделе авторы рассмотрели борьбу в воздухе в 1914–1915 гг. Они описали первые попытки вооружить самолёты автоматическим оружием, происходившие на фронте воздушные бои и показали тенденции в развитии борьбы в воздухе, проявившиеся в эти годы.

Затем следует самый насыщенный событиями период в истории российской истребительной авиации во время Первой мировой войны: 1916–1917 годы. В этот период были сформированы истребительные авиаотряды и группы, сформировались первые тактические приёмы ведения воздушных боёв и первые принципы боевого применения истребительной авиации в составе армий и фронтов. Именно в это время российские лётчики одержали основную часть своих побед в воздушных боях.

Важным и уместным дополнением в книге выглядят главы об истребительной авиации наших союзников, воевавших на Восточном (русском) фронте: Франции, Англии и Румынии, и наших противников: Германии и Австро-Венгрии. В главе, посвящённой союзникам, вкратце рассказано об истории попадания их авиачастей на русский фронт, их формировании, переброске в Россию и участии в боевых действиях. В главе, посвящённой противникам, рассмотрены взгляды военного руководства Германии и Австро-Венгрии на воздушную борьбу на Восточном фронте, количество и состояние неприятельских авиачастей, противостоявших российскому Военному воздушному флоту, приведены эпизоды их боевых действий.

Далее по главам идёт представление по отдельности всех истребительных отрядов, существовавших в российской авиации во время войны. В них подробно описана история каждой истребительной авиачасти: формирование, участие в боевых действиях, судьба отряда по окончании войны. Приведены описания воздушных боёв, а также примеры героической борьбы российских лётчиков-истребителей с противником, зачастую обладавшим техническим превосходством, и усилий личного состава истребительных авиаотрядов по модернизации своей материальной части применительно к задачам воздушной борьбы. Рассказано о выработке тактических приёмов борьбы в воздухе и принципов применения истребительной авиации, в общем. Каждая глава содержит прекрасные приложения: биографии авиаторов данной части (включая их судьбу до прихода в авиацию и после окончания войны), фотографии лётного состава и самолётов, а также таблицы со сведениями о победах и потерях авиаотрядов, дислокации частей в годы войны и их материальной части.

Книга подготовлена на основе документов и материалов, собранных в российских и иностранных архивах и музеях. В тексте часто даются вставки из документов той поры, а на все важные факты – сноски на архивные документы или опубликованные издания, откуда те почерпнуты. Без сомнения данную работу можно назвать справочным изданием по указанной теме. Кроме того, книга богато иллюстрирована фотографиями из частных архивов и коллекций, многие из которых опубликованы впервые, что позволяет читателю более полно погрузиться в атмосферу 100-летней давности. Всего в книге опубликованы порядка 500 иллюстраций.

В книге есть некоторые фактические ошибки и неточности, а также местами перепутаны подписи к фотографиям (это, видимо, недосмотр издательства), но в целом данный труд является большим вкладом в изучение истории российской авиации. Он будет интересен и полезен исследователям, изучающим историю российской авиации, и массовому читателю, интересующемуся историей Первой мировой войны и отечественной авиации.

 

* Куликов В., Хайрулин М. Российские лётчики-истребители Первой мировой войны. СПб.: «Гангут», 2014. 396 с., ил.