Репрессии против питомцев Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского (1927—1941 гг.)

Неизвестное из жизни спецслужб

Лазарев Сергей Евгеньевич — ассистент кафедры общепрофессиональных дисциплин Воронежского экономико-правового института, кандидат исторических наук (Орловская обл., Орловский р-н, дер. Малая Куликовка. E-mail: lasarev2009@yandex.ru)

Подрезанные крылья

Репрессии против питомцев Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского (1927—1941 гг.)

Репрессии 1930-х годов в Советских Вооружённых силах не обошли и высшие военно-учебные заведения, в том числе и единственный в 1920—1930-е гг. военно-авиационный вуз страны — Академию имени Н.Е. Жуковского, осуществлявшую подготовку командиров для Военно-воздушных сил, инженеров широкого профиля, способных работать в войсках, а также в промышленности и научно-исследовательских учреждениях.

Эта крупнейшая и старейшая в мире научная школа в области воздухоплавания ведёт свою историю от Московского авиатехникума, созданного в 1919 году по инициативе профессора Н.Е. Жуковского. В сентябре 1920 года техникум был передан в военное ведомство и преобразован в Институт инженеров Красного Воздушного Флота, ещё через два года реорганизованный в Академию Воздушного Флота имени профессора Н.Е. Жуковского. Первый выпуск слушателей состоялся в апреле 1925 года, тогда же по приказу РВС СССР вуз стал именоваться Военной Воздушной академией РККА. Здесь были заняты крупные научные силы. Достаточно сказать, что в числе её первых преподавателей были ученики Н.Е. Жуковского, впоследствии выдающиеся учёные и авиационные конструкторы А.А. Архангельский, И.И. Артоболевский, Б.М. Вул, Н.Т. Гудцов, М.А. Лаврентьев и др. Первым начальников академии (1922—1923 гг.) стал военный инженер А.Н. Вегенер, затем Н.В. Соллогуб (1924—1925 гг.), В.С. Лазаревич (1925—1927 гг.), С.Г. Хорьков (1927—1933 гг.).

В предвоенные годы академию возглавляли известные советские военачальники А.И. Тодорский (1934—1936 гг.) и З.М. Померанцев (1936—1940 гг.)1. В 1933 году за заслуги в области подготовки военных кадров вуз был удостоен ордена Ленина.

За годы существования академии возник ряд научных школ, старейшие из которых: научная школа В.С. Кулебакина по электроснабжению, электрооборудованию и автоматизации летательных аппаратов (ЛА), Б.Н. Юрьева в области аэродинамики. Широко известны работы в области теории крыла В.В. Голубева, Г.Ф. Бураго и других учёных. Формирование научной школы по динамике полёта, устойчивости и управляемости ЛА связано с именами В.П. Ветчинкина, В.С. Пышнова, Б.Т. Горощенко. Б.С. Стечкин положил начало исследованию процессов и характеристик авиационных двигателей, Н.Г. Бруевич — применению вычислительных устройств и автоматов в прицельных системах самолётов. На основе работ Е.Л. Бравина, Д.А. Вентцеля, Г.И. Покровского и др. в академии развернулись исследования по внешней и внутренней баллистике, боеприпасам, теориям бомбометания, воздушной стрельбы, взрыва. Среди воспитанников академии — главные маршалы авиации К.А. Вершинин и П.Ф. Жигарев, маршалы авиации Г.А. Ворожейкин, С.Ф. Жаворонков, С.А. Красовский, С.И. Руденко, В.А. Судец, Ф.Я. Фалалеев, С.А. Худяков, многие лётчики-космонавты СССР, в том числе Ю.А. Гагарин. Академию окончили конструкторы самолётов В.Ф. Болховитинов, С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, А.Н. Рафаэльянц, А.С. Яковлев, конструкторы авиационных двигателей Н.Д. Кузнецов, С.К. Туманский, А.Д. Чаромский, известные организаторы промышленности П.В. Дементьев, А.П. Реугов и другие.

В первые годы своего существования академия имела два факультета: инженерный и командный, затем прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934 г.), оперативный (создан в 1935 г., в 1937 г. закрыт и вновь открылся в 1939 г.), заочного обучения (1937 г.) и штурманский (1938 г.). Но дефицит квалифицированных командных кадров остался, так как ВВС количественно и качественно постоянно росли. В этих условиях для подготовки командно-начальствующего состава высшей группы было намечено развернуть при академии сеть академических курсов усовершенствования, которые ежегодно обязаны были выпускать до 40 офицеров (контингент: командующие Военно-воздушными силами округов, командиры бригад и корпусов, командиры эскадрилий и отрядов и их заместители).

Выпускники Военно-воздушной академии командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

Особенно удачным можно считать выпуск 1936 года: из него вышли известные авиационные военачальники С.Ф. Жаворонков, С.А. Красовский, П.И. Пумпур, С.И. Руденко, С.А. Худяков, главный конструктор авиационной техники А.И. Микоян. С.Ф. Жаворонков командовал в годы Великой Отечественной войны авиацией Военно-морского флота, С.А. Худяков возглавлял штаб Военно-воздушных сил Красной армии, С.А. Красовский и С.И. Руденко командовали воздушными армиями. П.И. Пумпур перед Великой Отечественной войной возглавлял Управление боевой подготовки ВС РККА.

Однако в истории академии имелось немало и скорбных страниц. И счёт им был положен ещё задолго до масштабных сталинских репрессий. 10 июня 1927 года по обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован первый начальник академии А.Н. Вегенер (1882—1927 гг.). Боевой лётчик, участник трёх войн (Русско-японской, Первой мировой и Гражданской), изобретатель, в мирное время он всерьёз занялся военной наукой и достиг на этом поприще больших успехов. В 1920-е гг. А.Н. Вегенер опубликовал 8 книг и более 10 статей в научных журналах и в Большой Советской Энциклопедии по вопросам аэронавигации, воздушных сообщений, оборудования аэродромов, лётных испытаний самолётов. На момент ареста профессор А.Н. Вегенер руководил кафедрой аэронавигации. Талантливый и аполитичный человек, выходец из потомственных дворян, кадровый офицер царской армии, он вызывал одновременно недоверие и зависть у «пролетарских слоёв», что послужило причиной доносов и ложных обвинений в измене Родине2. 29 августа 1927 года А.Н. Вегенер был приговорён к расстрелу, а 2 сентября приговор привели в исполнение3. Так начинались в Военно-воздушной академии «чистки» военных специалистов старой армии.

Репрессии продолжились в 1930—1931 гг. В рамках так называемого дела «Весна»4 были арестованы бывшие офицеры русской армии преподаватели В.А. Афанасьев, А.Х. Базаревский, М.Н. Баташёв, Н.С. Пестриков. И уж совсем неожиданным для всех стал арест 3 июня 1935 года Г.Д. Гая5, начальника кафедры военной истории. Легендарный герой Гражданской войны, талантливый военный писатель, Г.Д. Гай пострадал из-за своего горячего кавказского темперамента. Настроения военачальника были общеизвестны: в частных разговорах он отмечал недостатки внутрипартийной демократии, усиление личной власти И.В. Сталина и считал, что «надо положить этому конец»6. Поводом для его ареста послужила запальчивая фраза: «Надо убрать Сталина, всё равно его уберут»7. Немалую роль сыграло и то, что Г.Д. Гай был, что называется, на ножах с С.М. Будённым и К.Е. Ворошиловым, которые, по его мнению, все заслуги красной конницы присвоили себе и на все лучшие места проталкивают своих и что «им и в праздник, и в будни раздают ордена»8. Г.Д. Гая обвинили в принадлежности к троцкистской организации и подготовке свержения Советской власти путём вооружённого восстания9. 11 декабря 1937 года Г.Д. Гая расстреляли.

В июне 1936 года не стало комдива Б.Я. Лавиновского, начальника кафедры общей тактики. Б.Я. Лавиновский был известным в военных кругах человеком: герой Гражданской войны, активный участник становления Советской власти в Средней Азии. Опытный кавалерийский командир, кавалер трёх боевых орденов, в мирные годы он переквалифицировался в авиатора, занимался военной наукой. Смерть Б.Я. Лавиновского загадочна и подозрительна, ведь было ему в ту пору всего 40 лет10.

Массовый характер репрессии приняли в 1937—1938 гг., когда в значительной мере пострадали как постоянный, так и переменный состав академии11. Так, по состоянию на 20 ноября 1937 года некомплект на командном факультете составлял 170 человек, на инженерном — 95, на специальном — двое слушателей.

В 1937—1938 гг. подверглись арестам и погибли: замполит Военно-воздушной академии дивизионный комиссар Я.Л. Смоленский, начальники двух факультетов полковники П.И. Малиновский и П.К. Семёнов, начальник кафедры оперативного искусства, крупный специалист в области боевого применения авиации полковник А.С. Алгазин, начальник кафедры тактики полковник А.С. Шейдеман, начальник кафедры военной истории полковник Р.А. Эстрейхер-Егоров, специалист по морской авиации полковник Э.Г. Биллер (Биддер), преподаватель полковник С.С. Львов (Сыхин). Неизвестна судьба К.И. Трунова. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Практически все они подверглись репрессиям и погибли. Выжил лишь А.И. Тодорский (1894—1965 гг.), 15 лет отбывавший наказание в исправительно-трудовых лагерях.

2 Более подробно см.: Кравец А.С. Александр Николаевич Вегенер. Инженер, лётчик, учёный: Историко-биографический документальный очерк. М.: ОАНРН, 2000. 121 с.

3 А.Н. Вегенер был реабилитирован лишь 7 апреля 1993 г.

4 Дело «Весна» (также известно как «Гвардейское дело») — репрессии в отношении военнослужащих РККА, бывших офицеров русской армии и гражданских лиц. Только в Ленинграде в мае 1931 г. по этому делу было расстреляно свыше 1000 человек.

5 Гай (наст. имя и фамилия Гайк Бжишкян) Гая Дмитриевич (1887—1937) — советский военачальник, комкор (1935). В Гражданскую войну начальник 24-й Железной стрелковой дивизии, командующий армией на Восточном фронте, командир конного корпуса в Советско-польской войне 1920 г. Окончил Высшие академические курсы (1922), Военную академию имени М.В. Фрунзе (1927), адъюнктуру (1929). С 1929 г. преподаватель в Военной академии, с 1933-го — профессор и начальник кафедры истории войн и военного искусства Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Репрессирован в 1937 г., реабилитирован в 1956 г.

6 Черушев Н.С. 1937 год. Был ли заговор военных? М.: Вече, 2007. С. 73, 74.

7 Там же. С. 73.

8 Дубинский И.В. Особый счёт. Военные мемуары. М.: Воениздат, 1989. С. 101.

9 Стенограмма февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) (23 февраля — 5 марта 1937 г.) // Воен.-истор. журнал. 1993. № 1. С. 61.

10 В апреле—июне 1936 г. так же скоропостижно скончались высокопоставленные авиационные военачальники: заместитель начальника Военно-воздушных сил Красной армии А.К. Наумов и заместитель инспектора Военно-воздушных сил И.У. Павлов. Кроме того, в мае 1936 г. неожиданно сняли с должности начальника штаба Московского военного округа В.А. Степанова, который вскоре тоже умер. В июне 1936 г. скоропостижная смерть вырвала из рядов Красной армии начальника автобронетанковых войск Ленинградского военного округа комбрига С.С. Шаумяна.

11 За период 1920—1937 гг. Военно-воздушную академию окончило 1548 человек, из них 245 по разным причинам впоследствии были уволены из армии. (См.: Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 33987. Оп. 3. Д. 947. Л. 27. Подлинник. Экз. № 1).

12 ЦА НО. Ф. 527. Оп. 1. Д. 113а. Л. 96 об., 97, 104, 110 об.

13 Жизнь и деятельность Нижегородского учительского института. Третий год существования института. С. 78.

14 ЦА НО. Ф. 527. Оп. 1. Д. 113а. Л. 45, 45 об., 46; Д. 111. Л. 32а.

15 Там же. Д. 111. Л. 39, 46, 49—51.

16 Там же. Д. 113а. Л. 43, 43 об.