РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XVII-XX вв.

image_print

Военной политике государства отвечает проводимое в послед­ние годы реформирование армии и флота России, главной целью ко­торого является создание качественно новых Вооруженных Сил, от­вечающих требованиям современной военно-политической и стратеги­ческой обстановки в мире, тенденциям их развития, реальной сте­пени военной опасности для Российской Федерации. Численность, структура и организация Вооруженных Сил РФ должны соответство­вать возлагаемым на них задачам, экономическим, демографическим и иным возможностям России, достигнутым международным соглашени­ям о сокращении Вооруженных Сил, вооружений и военной техники.

Для полного понимания происходящих изменений в системе военного образования необходимо обращение к историческому опыту реформирования военно-педагогических  систем в России.

Военное образование берет начало с глубокой древности. Его необходимость в России вызвана участием особой группы лю­дей, к которым относились дружинники и дворяне, в многочисленных войнах и битвах того времени. Развитие военного образования связано с целями и задачами госу­дарственной политики, развитием экономики, образования и науки и, как следствие, развитием вооруженных сил, вооружения и воен­ной техники.

Родоначальником организованного военного образования в России принято считать Петра I. Российский император, проводя государственные и военные реформы, пер­вый понял, что для нужд Отечества необходимы специалисты в раз­личных отраслях государственного практического знания. Пётр I подверг коренному из­менению устройство русских войск, изменив их состав, способы комплектования, организацию, управление. Также им была введена система обучения и воспитания войск. Чтобы повысить уровень качества и профессионализма личного состава им была введена обязательная,  лич­ная,  пожизненная  служба  дворян   и   рекрутская   повинность  других  сословий.

Пётр I  непосредственно руководил и контролировал дея­тельность военно-учебных заведений, устанавливал их численность,  сформулировал  требования  к офицерским кадрам и содержанию воен­ного образования, лично принимал участие в подборе преподава­тельского состава. Заимствуя некоторые принципы и методы военно­го обучения из западного опыта, Петр I, в тоже время, стремился дать развитие отечественным особенностям военного образования. Им было положено начало специализированной подготовке офицеров. Он постоянно интересовался ходом занятий, присутствовал на экза­менах и занимался распределением по полкам окончивших школу, следил за их продвижением по службе. Будущие артиллеристы обучались арифмети­ке, геометрии и тригонометрии, фортификации, которая включала строительство полевых укреплений, знакомство с системами Кугорна и Вобана, способы штурма крепостей, познания в артиллерийской науке (вычерчивание орудий и лафетов, изготовление пороха и ла­бораторных составов, правила и приемы стрельбы). Теоретические занятия попеременно чередовались с практическими. В Навигацкой школе изучались русский язык, арифметика, геометрия, тригономет­рия, геодезия, навигация и фехтование. В Морской академии — арифметика, геометрия, навигация, артиллерия, фортификация, ге­ография, черчение, астрономия, воинское обучение (на мушкетах и рапирах)[i].

Роль офицеров в Гвардии и значение их в стране были ве­лики. Они исполняли не только военную службу, но и получали час­то ответственные поручения по другим ведомствам, например, дип­ломатического характера, царских курьеров, ревизоров и т.д. Так в обязанности офицера Гвардии входило присутствие в качестве «фискалов» на заседаниях Правительствующего Сената и наблюдение за тем, чтобы господа сенаторы не занимались посторонними дела­ми. Вообще петровский офицер, гвардейский в особенности, был «мастером на все руки подобно своему великому Государю, пример которого был у всех на глазах»[ii]. С петровских времён русская армия стала регулярной.

Период с 1726 по 1860 годы являлся периодом становления системы военного образования. Российская армия претерпевает структурные, организационные и численные измене­ния. Полки сводятся в штатные дивизии, бригады, а в дальнейшем дивизии сводятся в кор­пуса. В пехоте появляются егерские части. В кавалерии — гвар­дейские, кирасирские, карабинерные, конно-гренадерские, драгунс­кие, легкоконные, конно-егерские полки. Дальнейшее развитие по­лучила артиллерия, на вооружение которой были приняты удлиненные гаубичные орудия — единороги (1757 г.), совершенная для своего времени система гладкоствольных орудий (1805 г.). Артиллерийские роты сводятся в бригады[iii].

Рассматриваемый  период  знаменуется  и  развитием науки, культу­ры, образования. Создается Московский университет (1755 г.), академии художеств, расширяется сеть учебных заведений. Так к концу царствования Екатерины II (1796 год) в России насчитывает­ся 60 закрытых дворянских учебных заведений и 550 специальных школ, духовных семинарий и училищ, губернских и уездных народных училищ, солдатских школ. Академия наук и Московский университет проводят разносторонние исследования природы, хозяйства и насе­ления России.

В соответствии с вышеизложенными условиями развивается и сис­тема военного образования.  К 30-м  годам  XVIII  столетия  петровские  школы приходят в упадок, в то же время российские армия и флот испытывают потребность в подготовленных и воспитанных в духе преданности царю и Отечеству офицерских кадрах. На смену петровским специ­альным школам приходят кадетские корпуса.

Рост русской армии и флота, развитие военного искусства, вооружения и техники в конце XVIII и первой половине XIX века потребовали повышения уровня военно-специального образования офицеров. В последней четверти XVIII века для морского флота открываются Морское артиллерийское училище (1786), Балтийское и Черноморское штурманские училища (1798), Петербургское училище корабельной архитектуры (1798) и мореходные школы.  Для армии создаются специальные военные училища: Московское (1815) и Петербургское (1823) «для колонновожатых», Главное инженерное (1819), Главное  артиллерийское  (1820),  Николаевское  кавалерийское (1823) училища, Техническая арсенальная (1828) и Пиротехническая (1852) школы. К концу этого периода увеличивается до 19 и количество кадетских корпусов.

Учреждаются высшие военно-учебные заведения: Медико-хирургическая академия (1798), Николаевская академия Генерального штаба (1832), офицерские классы (с 1855 года академии) Главного инженерного (1819) и Главного артиллерийского (1820) училищ. Следует отметить, что правом поступления в академию обладали лучшие из выпускников кадетских корпусов, военных училищ или университетов, прослужившие в войсках, как правило не менее двух лет. Офицерам приходилось сдавать до 18 вступительных экзаменов, срок обучения составлял от 2 до 3 лет.

Характерными особенностями развития системы военного образования этого периода являлись:

1. В отличие от предшествующих специальных школ перед кадетскими корпусами ставится задача подготовки офицерских кадров в стенах этих военно-учебных заведений.  К концу рассматривае­мого периода офицерами имели право выпускать только Санкт-Петер­бургские, Московские, Финляндский, Оренбургский и Сибирский ка­детские корпуса, Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, ар­тиллерийское и инженерное училища.

2. В создаваемых кадетских корпусах содержание обучения было направлено не только на общеобразовательную, военную подготовку выпускников,  но и  обеспечение двойного назна­чения корпусов: готовить как офицеров, так и гражданских чинов­ников (с учетом склонности обучаемых). Это имело свои положи­тельные и отрицательные стороны. С одной стороны, обеспечивался учет интересов личности к военной или гражданской службе, а, с другой стороны, учебные программы страдали многопредметностью.

3. По мере роста экономического состояния России, увеличения численности, совершенствования структуры, вооружения и боевой подготовки армии, а также в связи с необходимостью защиты Оте­чества от внешних врагов (Отечественная война 1812 года, Крымс­кая война 1853-1856 годов) царским правительством проводится по­литика на повышение качества командного состава войск, для чего разворачивается сеть военно-учебных заведений сначала в столи­цах, а затем и в губерниях. При этом, особенно в пер­вой половине 18 века резко возрастает их количество и числен­ность обучаемых. С 1801 по 1850 годы военно-учебные заведения выпустили свыше 44 тысяч офицеров. И все же к концу 50-х годов доля выпускников военно-учебных заведений составляла всего 20 % от численности офицерского корпуса российских армии и флота, остальные получали офицерское звание по выслуге лет и после сдачи специальных экзаменов в войсках.

4. Вопросы военного образования дворянства постоянно находят­ся в ведении высших лиц государства — императора, великих князей и подчиненных непосредственно им органов управления. Императрица Анна Иоановна в принимает решение о создании первого кадетского корпуса, определяет своим указом цели, задачи и усло­вия обучения и воспитания молодых дворян, поручает организацию этого дела президенту военной коллегии фельдмаршалу Б.К.Миниху.

5. Формируется система военного образования, включающая в се­бя три основных элемента: образовательные программы, сеть военно-учебных заведений  и систему управле­ния ими. В 1830 году учреждаются «Общие положения» и «Устав всех военно-учебных заведений 2-го класса». В 1840 году впервые издаются подробные программы по всем учебным предметам, которые неоднократно перерабатываются и в окончательном виде включаются в «Наставление для образования воспитанников воен­но-учебных заведений», разработанные комиссией под руководством начальника штаба военно-учебных заведений Я.И.Ростовцева, высо­чайше утвержденные в 1848 году. Наставление содержало основные цели воспитания и обучения кадет, объем и содержание учебных дисциплин, рекомендации о преподавании каждой из них.

6. Предпринимаются попытки повышения качества преподаватель­ского состава, для чего с 1836 года вводятся конкурсная система приема на преподавательские должности в военно-учебные заведе­ния, более высокие оклады военных и гражданских преподавателей и другие меры по стимулированию качества педагогической деятель­ности[iv].

В целом к концу рассматриваемого периода схема подготовки офицерских кадров принимает вид, показанный на рис.1.

Период реформирования системы военного образования 1860-1881 годов характеризуется укреплением позиций России на Дальнем Востоке, Черном море, в Средней Азии (походы в Среднюю Азию (1865-1867), война с Турцией (1877-1878). Во внутренней политике — это период демократических и либеральных реформ, отмены крепостного права, развития капиталистических отношений. Произошел промышленный переворот в обрабатывающей промышленности, идет строительство железных дорог, развитие тяжелой индустрии, внедрение машинного способа производства, рост банков.

 

В этих условиях проводятся преобразования и в системе военно­го образования, в первую очередь связанные с военной реформой 1860-1880 годов. Толчок реформам дала Крымская война (1853-1856 годы), когда выявились недостатки в подготовке войск и офицерс­кого корпуса, которых учили только выправке,  ружейным   приемам   и   маршировке.   Суть   военной реформы заключалась в повышении боеспо­собности армии путем создания военно-обученных резервов, введения всеобщей воинской повинности, улучшения управления войсками и боевой подготовки, реорганизации системы подготовки офицерских кадров, перевооружения армии винтовками и нарезными казнозаряд­ными пушками. В 1880 году российская армия насчитывала 32 тысячи офицеров и 894 тысячи нижних чинов. Регулярная армия включала в себя: регулярные кадровые войска — полевые и тыловые (крепост­ные, резервные, местные); запасные войска (формировались в воен­ное время); вспомогательные войска (учебные формирования, жан­дармерия и др.); иррегулярные войска (казачьи); ополчение. Поле­вые войска состояли из 48 пехотных и 19 кавалерийских дивизий. В состав дивизий входили артиллерийские бригады и конно-артилле­рийские батареи, инженерные бригады и парки[v].

Организация старых кадетских корпусов и других военно-учебных  заведений, удовлетворяя прежним нуждам государства и, в частности, военного ведомства,  не могла уже отвечать возникающим и быстро развивающимся требованиям новой армии, общего и военного образования.

В 1862 году специальная комиссия под руководством главного  начальника  военно-учебных  заведений великого князя Михаила Николаевича по поручению Александра II изучила состояние военного образования. Комиссия установила, что только 30 процентов офицерских должностей в войсках комплектовалось выпускниками существовавших военно-учебных заведений, 60 процентов — войсковыми юнкерами и вольноопределяющимися (дворянскими детьми, получившими эти долж­ности по праву рождения и сдавшими несложный экзамен непосредственно в войсках), 10 процентов — выходцами из унтер-офицеров. Комиссия пришла к выводу, что существовавшая структура кадетских корпусов не позволяла развиваться военно-учебным заведениям и выпускать достаточно подготовленных для службы в армии молодых офицеров. В качестве недостатков отмечалось: соединение в кадетских корпусах общего образования и специального; обширные учебные программы; совместное  обучение и воспитание  кадет  разного  возраста;  раннее обучение кадет военным предметам и применение к ним жестких дисциплинарных требований; отсутствие в кадетских корпусах хорошо подготовленного постоянного состава[vi].

Основной вывод комиссии сводился к тому, что необходимо отделить общее образование от военного, для чего на основе специальных классов кадетских корпусов создать военные училища, а общеобразовательные классы преобразовать в военные гимназии, улучшить учебно-воспитательную работу с учетом отечественного и зарубежного опыта, приглашать на должности воспитателей в военные гимназии как военных специалистов, так и гражданских педагогов с университетским образованием. Свои выводы и предложения комиссия представила императору, который  утвердил их, как основные положения будущей реформы.

Особо следует отметить вклад военного министра генерала Милютина Дмитрия Алексеевича в проведение военных реформ. Основными направлениями реформ, по словам самого Милютина,  стали “совершенствование  армии на прогрессивных и гуманных началах”, “децентрализация управления и побуждение к самостоятельности частных начальников на почве законности и гуманности”. Под его руководством военное министерство разработало и ввело в действие новые документы, регламентирующие деятельность военного ведомства. В практику обучения и воспитания войск  внедрялись старые испытанные, но незаслуженно забытые принципы суворовской школы, которые сочетали в себе убеждение с принуждением, опору на высокие морально-нравственные качества русского воина, требование железной дисциплины и субординации.

В процессе реформы военного образования младшие классы кадетских корпусов (кроме Пажеского и Финляндского) в 1863 – 1866 годах были преобразованы в военные гимназии, а в дальнейшем создан ряд новых военных гимназий в крупнейших городах России. На базе училищ военного ведомства (школ кантонистов) для подготовки прежде всего лиц недворянского контингента в 1868 году организованы военные прогимназии. В дополнение к уже существовавшим Михайловскому артиллерийскому, Николаевскому инженерному, Николаевскому кавалерийскому, военно-топографическому и четырем морским училищам на базе специальных (старших) классов кадетских корпусов в 1863 году создаются Павловское, Константиновское и Александровское военные пехотные училища. В дальнейшем для увеличения масштабов подготовки офицеров и прекращения практики производства в офицеры по выслуге лет в 1864 – 1870 годах создается целый ряд юнкерских училищ (пехотных, кавалерийских, казачьих)  с  облегченной программой обучения. В этот период продолжает расширяться и сеть высших военно-учебных заведений: в 1867 году открывается Военно-юридическая, а в 1877 году – Морская академии. Было проведено дальнейшее совершенствование управления военным образованием на государственном уровне, значительные изменения претерпели программы обучения всех военных образовательных учреждений.

Среди особенностей системы военного образова­ния этого периода можно выделить следующие:

  1. С целью улучшения управления системой военного образова­ния, по-прежнему замыкавшегося на императора, в 1863 году было образовано Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), которое (в отличие от ранее существовавшего Главного штаба военно-учебных заведений,  находившегося в ведении  великого  князя)  подчинялось военному министру и главному начальнику военно-учеб­ных заведений (рис. 2).

ГУВУЗу был придан статус министерства с большими властными полномочиями. ГУВУЗ занимался вопросами организации деятельности подведомственных ему военно-учебных за­ведений, разработкой и внедрением учебных программ, отбором и подготовкой преподавателей и воспитателей, контролировал качест­во проведения занятий и степень соответствия выставляемых оценок уровню знаний обучаемых, устанавливал единые требования к орга­низации и содержанию учебной и воспитательной работы. Усилиями этого органа управления военным образованием впервые была организована целенаправленная подготовка преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений, введена система морального и материального стимулирования педагогического труда.

В составе ГУВУЗа было 8 подразделений, в том числе Педагогический комитет и Педагогический музей. Педагогический комитет занимался обсужде­нием вопросов деятельности военно-учебных  заведений  по  учебной и  военной  частям,  изучением  и распространением опыта организации учебно-воспитательного процесса,  передовых  методов  преподавания,  приведением  их  к единым требованиям, испытанием преподавателей по установленным для этого правилам, отслеживанием всех появляю­щихся в России и за рубежом учебников и учебных пособий и реко­мендацией их для военно-учебных заведений. Педагогический му­зей был своего рода научно-исследовательским центром. Он собирал и выставлял книги по педагогике,  учебники  и  учебные  пособия,  учебно-лабораторное оборудование; издавал и рассылал воен­но-учебным заведениям учебную литературу. Для этих целей  ГУВУЗ располагал богатой педагогической библиотекой, имел  типографию и издавал Военно-педагогический сборник.

В целом руководство военным образованием император осуществлял  через главного начальника военно-учебных заведений и военного министра, которые, в свою очередь, управляли военно-учебными   заведениями   через  подчиненные  им  ведомства.

2. В ходе проведения реформы сложилась сеть военно-учебных заведений, которые были разделены на четыре разряда[vii].

К первому разряду относились военные академии и педагогические курсы при 2-й Петербургской военной гимназии. В военных академиях (Николаевской    Генерального   штаба,   Михайловской    артиллерийской, Николаевской инженерной, Николаевской морской, Военно-юридической и Воен­но-медицинской) офицеры получали высшее военное и специаль­ное образование.

Во   второй   разряд   входили   военно-учебные   заведения, выпускавшие офицеров со средним военным и специальным образованием: Пажеский и Финляндский кадетские корпуса,  7 военных училищ (3 пехотных и по одному — кавалерийское,  артиллерийское, инженерное, военно-топографическое), 16 юнкерских училищ (11 пехотных, 2 ка­валерийских и 3 казачьих).

Третий разряд составляли 18 военных гимназий и 12 военных прогимназий, дававших общее образование.

К четвертому разряду относились специальные военные школы: артиллерийские и военно-фельдшерские. Первые готовили оружейных мастеров, техников и пиротехников для строевых частей и военных заводов. Вторые выпускали в полки фельдшеров и аптекарей.

3. Анализ содержания обучения в военно-учебных заведениях то­го периода  показывает, во-первых, строгую направлен­ность учебных программ на общее, среднее специальное и высшее образование и, во-вторых, их преемственность. Эта характерная черта хорошо прослеживается из анализа основных типов военно-учебных заведений.

Военные гимназии готовили кадры для поступления в военные училища. В них обучались сыновья потомственных дворян, офицеров и чиновников военного ведомства в возрасте от 10 до 17 лет. Срок обучения составлял 7 лет. Военные гимназии имели характер гражданских учебных заведений и на них возлагалась общеобразовательная подготовка на уровне реальных училищ (с естественно-математическим уклоном) и начальная военная подготовка. Преподавательский состав и воспитатели комплектовались в основном гражданскими лицами.  По окончании обучения выпускники пос­тупали в военные училища, а наиболее слабых либо переводили в военные прогимназии, либо отчисляли в полки вольноопределяющими­ся, либо отдавали на попечение родителей.

Военные прогимназии готовили кадры для поступления в юнкерские училища. В них обучались дети обедневших офицеров и представители других сословий в возрасте с 12 лет.  Срок обучения составлял   4   года.    Выпускники   прогимназии   могли    или поступать в Учитель­скую семинарию (для получения квалификации прогимназических учи­телей), или быть зачисленными в армейские полки вольноопределяющими­ся с дальнейшим направлением их в юнкерские училища, или уйти в «гражданскую службу». Уровень учебных программ по сравнению с военными гимназиями был ниже (как по перечню изучаемых дисциплин, так и по содержанию) и учитывал слабую догимназичес­кую подготовку учащихся.

Военные училища были предназначены для подготовки офицеров из  числа выпускников военных гимназий, а также лиц, имеющих законченное среднее или высшее образование, в возрасте не моложе 16 лет. Продолжительность обучения в пехотных и кавалерийских училищах составляла 2 года, а в инже­нерном и артиллерийском — 3 года. В последних, в отличие от первых, преподавалась высшая математика и ряд специальных дисциплин на уровне требований высшей школы. Морские училища стали высшими военно-учебными заведениями со сроком обучения 4 года. Была усилена практическая направленность военной подготовки, которая давалась в объеме полка.  Военные училища, с учетом уровня подготовки поступавших юнкеров, должны были готовить офи­церов более высокого, чем юнкерские училища, научного военного образования, при котором выпускаемые офицеры могли бы не только вполне удовлетворительно исполнять должностные обязанности на первичных и последующих офицерских должностях, но и быть способ­ными продолжать свое военное образование как на службе, так и в военных академиях.

Юнкерские училища создавались начиная с 1864 года. Решение об организации юнкерских училищ было принято с целью ликвидации су­ществовавшего до того времени порядка присвоения офицерских зва­ний после несложного экзамена в полках вольноопределяющимся или войсковым юнкерам, поступавшим в полки «по праву рождения».  Это  приводило  к  тому, что две трети командного офицерского состава армейской пехоты и кавалерии не имели никакой систематической подготовки. Поэтому перед юнкерскими училищами ставилась задача дать образование нижним чинам регулярных войск, урядникам из дворян, обер-офицерским детям иррегулярных войск. Кроме того, они комплектовались выпускниками военных прогимназий.  Юнкерские  училища  предназначались для подготовки офицеров батальонного звена, «практически знающих строй, дабы они с первых же дней службы могли быть учителями не только солдат, но и унтер-офице­ров». На них возлагалось дать основной приток офицерских кадров в армию. Срок обучения — 2 года. Программы юнкерских училищ пре­дусматривали в какой-то мере восполнение недостатков общего об­разования своих учащихся, а главное — практическую военно-специ­альную подготовку к службе на первичных офицерских должностях. Соответственно уровень общеобразовательной, гуманитарной и тео­ретической специальной подготовки выпускников юнкерских училищ был гораздо ниже, чем у выпускников военных училищ[viii].

4. Из имеющихся  сведений о штатной численности и сроках обучения в военно-учебных заведениях можно сделать ряд выводов. Во-первых, ежегодный выпуск офицеров из военных училищ планировался в количестве более 2400 человек. Это составляло около 7,6 % от общей численности офицерского состава российской армии,  которая  в  1880 году была равна 32000. Реально в те годы среднегодовой выпуск офицеров не превышал 2000 человек, что позволяло обеспечивать до 80 % вакансий  в войсках.[ix].

Во-вторых, сравнение планируемого и реального выпусков   офицеров   из   военно-учебных    заведений показывает, что отчисления из училищ были большими и составляли около 20%.

В-третьих, выпуск во­енных гимназий почти в два раза превышал набор в военные учили­ща, что обеспечивало конкурс при поступлении в них, а, следовательно, и качество набора. С другой стороны, бывшие гимназисты имели возможность выбора получения дальнейшего образования между военными и  гражданскими учебными заведениями.

В целом, в результате проведенных преобразований были созданы благоприятные условия для плодотворной работы военно-учебных за­ведений.

Период 1881-1917 годов характеризуется обострением экономи­ческих и территориальных противоречий между ведущими капиталистическими государствами, борьбы за окончательный раздел мира между империалистическими державами (войны: с Японией (1904-1905) и 1-я мировая (1914-1918)). Завершается формирование границ Россий­ской империи.

Внутренняя политика России направлена на дальней­шее укрепление самодержавия и позиций дворянства, происходит смена либерального движения реакцией, ужесточение цензуры, чист­ка библиотек, ликвидация автономии университетов, усиление конт­роля над образованием и составом обучающихся. Возрастает борьба между сторонниками монархии и демократии, буржуазией и аристок­ратией, низшими и высшими слоями общества, которая завершается революциями: 1-й (1905-1907), Февральской и Октябрьской (1917).

Состояние русской армии в те времена полностью отвечало полити­ческой, социальной и экономической обстановке в тогдашней России. Было проведено значительное увеличение ее численности, приведение к требованиям времени состава и структуры, оснащение ее современными средствами вооруженной борьбы, высокая подготов­ленность взводов, рот, батальонов. В то же время имела присутствие сложная ор­ганизация управления русской армией, низкое состояние боевой подготовки высших тактических соединений (дивизий, корпусов, ар­мий), слабое оснащение вооружением, техникой, боеприпасами.

Офицерский корпус царской армии к 1914 году насчитывал 1500 ге­нералов и 44000 офицеров, врачей и чиновников, из них на строе­вых должностях и в войсковых штабах состояло 1200 генералов и 36000 офицеров. Современники отмечали высокое качество подготовки  офицерского состава низших звеньев управления,  что является  высокой оценкой деятельности военных училищ[x].

Следует отметить, что в период царствования Николая II, наблюдался рост емкости и числа военно-учебных заведений, ослабление режима кадетских корпусов.  К 1913  году  (в результате проведённых военных реформ 1908-1910 годов) военно-учебные заведения разделяются на 4 группы[xi]:

а) заведения, служащие для предоставления малолетним общего среднего образования и воспитания. К ним относились 29 кадетских корпусов (без учета Пажеского) и 30 заведений с начальным подготовительным курсом (школ, приютов, пансионов);

б) заведения, подготавливающие молодых людей к достижению звания офицеров действительной службы. В их число входили Пажеский кадетский корпус, 25 военных училищ (11 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 3 артиллерийских, 1 инженерное, 1 военно-топографическое, 4 военно-морских), 4 специальные военные школы (кондукторская, 2 авиационные и инженеров путей сообщения);

в) заведения для усовершенствования образования и специальных технических знаний офицеров действительной службы. К ним относились: 7 военных академий (Николаевская Генерального штаба, Михайловская артиллерийская, Николаевская инженерная, Морская, Военно-юридическая, Военно-медицинская, Интендантская); 9 офицерских школ, имевших целью усовершенствование  теоретической и практичес­кой  подготовки офицеров разных родов оружия в соответствующей специальности военного дела (3 морские высшие, стрелковая, артиллерийская, кавалерийская, электротехническая, воздухоплавательная, главная гимнастическо-фехтовальная); курс восточных языков и 3 окружных школы переводчиков; особые педагоги­ческие курсы при ГУВУЗе;

г) заведения, подготавливающие специалистов-техников (техническое  и пиротехническое училища, мореходные, минные, оружейные, ремесленные, военно-фельдшерские школы).

В итоге, сложившаяся сеть военно-учебных заведений обеспечи­вала общее среднее образование и воспитание дворянских детей. Кроме этого — подготовку для армии офицерских кадров со средним и высшим специальным образованием,  их переподготовку и повышение квалификации, а  также  подготовку техников и рабочих для артиллерийского и морского ведомств, военных фельдшеров.

Исходя из посылки, что служба коман­дира взвода требует серьезной практической подготовки, развития инструкторских способностей и лишь потом общего военного образо­вания, главное внимание было уделено тактике за счет уменьшения объема курса предметов, содержащих фундаментальные теоретические знания. В военной истории оставлены только вопросы истории русс­кой армии. В военной топографии исключены все вопросы чисто ма­тематического характера и подробного изучения не применяющихся на практике инструментов, взамен введена маршрутная съемка.  Курс  артиллерии  сведен  к  практическому изучению «Наставления для обу­чения стрельбе». В курс законоведения введены сведения из финан­сового и полицейского права. К 1913 году программы военных и юнкерских училищ были  уравнены,  что привело к установлению од­ного типа училищ.

Программы специальных военных училищ с 3-летним сроком обуче­ния (артиллерийских, инженерного и военно-топографического) от­личались от пехотных фундаментальностью, глубокой теоретической направленностью. При этом перечень основных предметов военной подготовки был аналогичным, но была существенная раз­ница в распределении часов по этим дисциплинам.

Значительное внимание в училищах обращалось на строевое обу­чение юнкеров, которое включало в себя теоретическое и практи­ческое изучение уставов, строевую, огневую и физическую подго­товку, фехтование на рапирах и штыках, методику обучения подчи­ненных. В летнее время юнкера выезжали в лагеря, где проводились боевые стрельбы и организовывались учения.

Военные академии осуществляли подготовку офицеров с высшим военным и специальным образованием. Деятельность военных акаде­мий направлялась на развитие военного искусства во всех его об­ластях, разработку и усовершенствование вооружения и военной техники, подготовку специалистов по военным наукам и возможно большего числа образованных офицеров, распространяющих в армии современные научные теоретические и практические знания и заме­щающих командные посты всех степеней.

Управление системой военного образования отличалось сложностью и большим количеством руководящих инстанций. Заведовал всеми военно-учебными заведениями Главный начальник военно-учебных заведений  Великий  князь  Константин Константинович.  Ему подчинялось  Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), в ведении которого находились школы    и  пансионы   начальной   подготовки,   кадетские   корпуса,      пехотные,       кавалерийские       и       казачьи      военные учи­лища,  педагогические  курсы.   Остальные  военно-учебные заведения находились в ведении своих ведомств — Генерального штаба, Глав­ного штаба, Главного артиллерийского управления, Главного инже­нерного управления, Главного военно-санитарного управления, Главного военно-судебного управления, Командующих военных окру­гов. При этом по учебной части все военно-учебные заведения, не­зависимо от ведомственной принадлежности, подчинялись ГУВУЗу.

С другой стороны все перечисленные главные управления, в том числе и ГУВУЗ, входили в состав Военного министерства и подчинялись военному министру. Кроме того существовал еще институт  гене­рал-инспекторов  по кавалерии, артиллерии, инженерной   части,

 


[i]См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990, с. 12-15

[ii] См.: Керсновский А. История русской армии. // ГА ВС; Российский военный сборник, выпуск 3. М., 1994,  с.41-42]

[iii]См.: Керсновский А.А. История русской армии в 4-х книгах. – М., Голос. – 1994. , кн.1, с.156-160].

[iv] См.: Пестов В.А. История и перспективы развития военного образования в России. –         М: ВА РВСН, 2001,  с.63-75]

[v], Керсновский А.А. История русской армии в 4-х книгах. – М., Голос. – 1994. , кн.2, с. 140-143].

[vi] См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990,с. 88-92]

[vii] См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990,с.98]

[viii] См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990,с.99-104]

[ix]См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М., Воениздат, 1993, с.327]

[x] См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М., Воениздат, 1993, с.350-353]

[xi] См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990,с. 126-129]

Авторы:  Кандидат педагогических наук, доцент кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН имени Петра Великого, Пестов Валерий Алексеевич; адъюнкт кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН имени Петра Великого,   майор Дробот Игорь Сергеевич.