Развитие военной группировки в Приморье в 1931 — первой половине 1938 года

image_print

Аннотация. В статье проводится анализ развития военной группировки на территории Приморской и Уссурийской областей Дальневосточного края в 1931—1938 гг. Раскрыты изменения в составе войск и сил флота, обеспечивавшие их количественно-качественное наращивание.

Summary. The article gives an analysis of development of military forces in territory of the Primorye and Ussuriysk Regions of the Far Eastern Territory in 1931-1938. The changes in the structure of troops and naval forces, which provided their quantitative and qualitative build-up.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

КОЛЕСНИЧЕНКО Кирилл Юрьевич — доцент Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток), кандидат политических наук

(г. Владивосток. E-mail: generalgrant@mail.ru; kolesnichenko.kyu@dvfu.ru).

 

РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ ГРУППИРОВКИ В ПРИМОРЬЕ В 1931 — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1938 ГОДА

 

В конце 1931 — начале 1932 года в условиях широкомасштабной военной экспансии Японии в Китае советское военно-политическое руководство предпринимало комплекс мер по наращиванию оборонного потенциала на Дальнем Востоке. Одним из наиболее угрожаемых направлений считалось приморское, включавшее Приморскую и Уссурийскую области (Приморье) Дальневосточного края.

В 1931 году в Приморье дислоцировались две стрелковые дивизии (сд), входившие в состав Приморского стрелкового корпуса Особой Краснознамённой дальневосточной армии (ОКДВА): 1-я Тихоокеанская сд во Владивостоке — посёлке Раздольное и 26-я Златоустовская Краснознамённая сд в городах Никольск-Уссурийский (с 1935 г. — Ворошилов-Уссурийский, с 1957 г. — Уссурийск) и Спасск-Дальний. Кроме того, в г. Никольск-Уссурийский дислоцировались 9-я отдельная Дальневосточная кавалерийская бригада, отдельная танковая рота и бронепоезд № 131. Авиация была сведена в 18-ю авиагруппу в г. Спасск-Дальний (истребительная и легкобомбардировочная авиаэскадрильи, авиаотряд, авиапарк).

В 1929—1931 гг. береговую оборону Владивостока обеспечивал дивизион береговой артиллерии (в составе ОКДВА) из двух батарей по четыре 120-мм пушки, корабельный состав был представлен лишь несколькими кораблями погранохраны ОГПУ (Морские силы Дальнего Востока были расформированы в сентябре 1926 г.).

В августе 1931 года по поручению ЦК ВКП(б) на Дальнем Востоке работала комиссия под руководством наркома по военным и морским делам К.Е. Ворошилова. Результаты её работы легли в основу планов по развитию военной группировки в регионе.

В первой половине 1932 года в соответствии с планом усиления ОКДВА, утверждённым К.Е. Ворошиловым 17 января 1932 года, в Приморье из СибВО перебрасываются 21-я сд в район Спасск-Дальний — Иман (ныне г. Дальнереченск) и 40-я сд в пос. Раздольное с развёртыванием обеих дивизий из территориальных в кадровые. На основе 9-й кавалерийской бригады формируется 8-я кавалерийская дивизия, из европейской части страны в Никольск-Уссурийский прибывают два отдельных танковых батальона (18-й и 32-й) на танках Т-26 и 9-й отдельный дивизион бронепоездов2. Части 18-й авиагруппы перевооружаются на истребители И-5 и многоцелевые самолёты Р-5.

Приказом Реввоенсовета СССР от 18 февраля 1932 года были сформированы на правах неотдельных армий Приморская со штабом в г. Никольск-Уссурийский и Забайкальская (г. Чита) группы войск ОКДВА. Командующим Приморской группой войск был назначен В.К. Путна3.

Согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 16 марта и приказу РВС СССР от 20 марта 1932 года с целью расширения продовольственной базы Дальнего Востока и пропаганды колхозного строительства началось формирование Особого колхозного корпуса ОКДВА в составе трёх колхозных стрелковых дивизий и одной колхозной кавдивизии4. Командиром корпуса был назначен М.К. Калмыков (в декабре 1930 — декабре 1931 г. командовал Приморским стрелковым корпусом, в январе—марте 1932 г. был на должности помощника командующего ОКДВА по матобеспечению)5.

В феврале 1932 года на Уссурийскую железную дорогу перебрасывается 1-я железнодорожная бригада Особого корпуса железнодорожных войск.

Создание Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) представляло весьма сложную задачу: в регионе имелся лишь один крупный порт — Владивостокский военный порт 2-го разряда с отделением в Хабаровске, судостроительные предприятия отсутствовали, а база судоремонта была ограниченной. Согласно Плану проведения особых оргмероприятий по сформированию МС ДВ на 1932/33 гг. (утверждён К.Е. Ворошиловым 25 февраля 1932 г.) в мае 1932 года предполагалось развернуть бригаду заграждения и траления, а к концу года сформировать две бригады подводных лодок (брПЛ) — средних типа Щ (12 ПЛ) и малых типа М (30 ПЛ).

В 1933 году планировалось сформировать 10 стационарных батарей береговой обороны (башенную 305-мм, четыре 180-мм и пять 152-мм), отдельный дивизион (четыре 152-мм батареи на мехтяге), а в октябре — бригаду торпедных катеров (ТКА). В состав авиации МСДВ в 1932—1933 гг. должны были войти две тяжёлые авиабригады в Хабаровске и Воздвиженке (бомбардировщики ТБ-3); тяжёлая авиабригада лодочных самолётов, авиабригада дальних морских разведчиков, истребительная авиаэскадрилья во Владивостоке, отдельный гидроавиаотряд в Хабаровске, а также пять авиапарков. Кроме того, формировались военный порт 1-го разряда (Владивосток), служба наблюдения и связи, Управление безопасности кораблевождения Дальнего Востока6.

К 1 апреля 1932 года был сформирован штаб МСДВ7, в этом же месяце вступил в строй дивизион из 12 ТКА, переброшенных во Владивосток по железной дороге с Балтики. Полученные от гражданских организаций шесть буксиров, три траулера, три транспорта переоборудовались в тральщики и минные заградители. В начале года на трёх ленинградских судостроительных заводах были заложены 12 ПЛ типа Щ (V серия), в июне—октябре отправленные секциями по железной дороге во Владивосток (8 ед.) и в Хабаровск (4 ед.) для достройки.

В Хабаровск передислоцируются отряд гидросамолётов-разведчиков (111-й особый отряд) и эскадрильи 19-й тяжёлой авиабригады, а в июне на приморский аэродром Воздвиженка — 70-й авиаотряд (13 бомбардировщиков ТБ-1)8.

В начале 1932 года на старых позициях береговой артиллерии в районе Владивостока и на острове Русский начинается оборудование шести батарей калибра 120—152 мм и одной батареи из четырёх 305-мм гаубиц, сюда же перебрасываются три железнодорожные артиллерийские батареи, сведённые в 5-й отдельный железнодорожный дивизион. В апреле 1932 года в состав береговой обороны МСДВ из ОКДВА передаётся сформированная в начале 1932 года 9-я артбригада, в которую включаются 5-й железнодорожный дивизион и все батареи береговой обороны.

На о. Русский и в район Владивостока передислоцируются   2-й стрелковый полк 1-й сд и отдельный пулемётный батальон. Для усиления ПВО Владивостока из Пскова прибывает 12-й полк ПВО, включённый в состав МСДВ.

На 1 января 1933 года МСДВ включали 1-ю морскую бригаду (мбр) в составе трёх минных заградителей и дивизиона тральщиков, 2-ю мбр (ПЛ типа Щ) в стадии формирования, отряд ТКА (12 ед.), 9-ю артбригаду, 12-й полк ПВО, Владивостокский район службы наблюдения и связи, Владвоенпорт 1-го разряда, 19-ю тяжёлую авиабригаду и 111-й авиаотряд в Хабаровске, 70-ю авиаэскадрилью в Воздвиженке, всего 53 самолёта. Численность МСДВ на начало декабря 1932 года составляла 6807 человек9.

Объективные трудности, возникшие в ходе наращивания военной группировки на Дальнем Востоке, привели к корректировке планов её развития на 1933 год: в Приморской группе войск (Примгруппа) предполагалось завершение основных работ в укреплённых районах (УР), ввод в строй аэродромов, наращивание численности авиации и мотомехвойск. В МСДВ в течение года должны были вступить в строй два дивизиона ПЛ типа Щ с базированием в бухте Золотой Рог, бригада и база ТКА (бухта Большой Улисс), база ПЛ типа М (бухта Малый Улисс), завершиться формирование 26-й авиабригады10. Планы строительства Колхозного корпуса включали постройку складов и хранилищ для скота, урожая, техники, мастерских капитального и среднего ремонта, обеспечение всех гарнизонов коммунально-бытовыми постройками и электрическим освещением. Объём весеннего сева для корпуса был установлен в 100 тыс. га11.

Согласно решению ЦК ВКП(б) в августе 1933 года на Дальнем Востоке началось формирование строительных частей из военнообязанных общей численностью до 30 тыс. человек12. В ОКДВА было увеличено количество частей тылового ополчения: на 1 января 1934 года Примгруппа имела 8 отдельных батальонов и роту тылового ополчения (7892 человека)13. Вместе с тем выполнение работ по аэродромному и казарменно-складскому строительству в десяти гарнизонах ОКДВА (включая Владивосток, о. Русский, Барабаш, Шкотово, Иман в Приморье) в 1933 году возлагалось на командиров воинских частей, Реввоенсовет ОКДВА обеспечивал стройки материалами и техническими руководителями14.

За год был выполнен основной объём строительных работ во всех УР, к концу 1933 года сформированы Гродековский и Барабашский укрепрайоны15. Примгруппа, усиленная техническими и специальными частями, помимо стрелковых и кавалерийской дивизий к концу года имела 18-й и 32-й отдельные танковые батальоны, артполк РГК, 3-й понтонный (Иман), 32-й инженерный (ст. Океанская), 8-й автомобильный (Никольск-Уссурийский), 15-й химический (Раздольное), 7-й связи (Никольск-Уссурийский), инженерно-аэродромный (Воздвиженка) батальоны. 18-я авиагруппа была развёрнута в 209-ю авиабригаду, были введены в строй аэродромы Уссури (ныне г. Лесозаводск) и Барановский, на первом разместились новая 31-я истребительная авиаэскадрилья (истребители И-5) и 3-й отдельный авиафотоотряд, на втором — два авиаотряда16.

В мае 1933 года береговая оборона Дальнего Востока упраздняется, а на её основе создаётся Владивостокский УР. В районе залива Америка (бухта Находка) вводится в строй 152-мм батарея береговой обороны и начинается строительство ещё двух батарей (152 и 180 мм). В конце года во Владивосток прибывает железнодорожная батарея (три установки ТМ-1-14 калибра 356 мм), для которой в 1933—1934 гг. оборудуются огневые позиции на побережье Уссурийского залива. 2-й стрелковый полк 1-й сд (о. Русский) передаётся в МСДВ17.

К 1 апреля 1933 года на аэродром Воздвиженка из Хабаровска перебазируется 19-я тяжёлая авиабригада (с апреля переименована в 28-ю), на смену ей в Хабаровск прибывает 23-я тяжёлая авиабригада (с августа — 26-я), в ноябре подчинённая ОКДВА18, а 8-я эскадрилья морских дальних разведчиков (ранее — 111-й авиаотряд) передислоцируется на Камчатку. Во Владивосток прибывают два морских разведывательных авиаотряда и авиаотряд волнового управления ТКА19. К концу года авиация МСДВ имела 115 боевых самолётов, хотя план по её развитию не был полностью реализован20. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Коваленко И.Г., Минеев В.В. Боевой путь Особой Краснознамённой Дальневосточной армии // Воен.-истор. журнал. 2013. № 4. С. 32—35.

2 Горбунов Е.А. Восточный рубеж. ОКДВА против японской армии. М.: Вече, 2010. С. 56—65.

3 Черушев Н.С.,Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА. 1937—1941. Биографический словарь. М.: Кучково поле, 2012. С. 104, 105.

4 Российский государственный архив социально-политической информации (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 3. Д. 876. Л. 5, 34—37. Цит. по: Документы советской эпохи. См. интернет-ресурс: http://sovdoc.rusarchives.ru.

5 Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Указ. соч. С. 80, 81.

6 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ) Ф. 1090. Оп. 3. Д. 3. Л. 44—47.

7 Там же. Оп. 7. Д. 31. Л. 27, 28.

8 Там же. Ф. Р-1090. Оп. 3. Д. 3. Л. 10, 10 об.

9 Там же. Ф. Р-1012. Оп. 3. Д. 39. Л. 5.

10 Там же. Ф. Р-1090. Оп. 3. Д. 3. Л. 36—40.

11 Государственный архив Хабаровского края (ГА ХК). Ф. П-2. Оп. 1. Д. 486. Л. 312.

12 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 15. Л. 51. Цит. по: Документы советской эпохи. См. интернет-ресурс: http://sovdoc.rusarchives.ru.

13 Миненков. Д.Д. Формирование и развитие частей тылового ополчения в СССР (1930—1937 гг.): Дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2006. С. 134, 138, 139.

14 ГА ХК. Ф. П-2. Оп 1. Д. 486. С. 92—94.

15 Калинин В.И., Воробьёв С.А. Сталь и бетон против Микадо. Береговая оборона и укреплённые районы сухопутной границы на Дальнем Востоке СССР. 1932—1945 // Крепость Россия. Историко-фортификационный сборник. Вып. 2. Владивосток: Дальнаука, 2005. С. 85.

16 ГА ХК. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 486. Л. 286; Дислокация технических и специальных частей и учреждений сухопутных и воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии. По состоянию на 1 мая 1933 г. (с изменениями на июнь, август и октябрь 1933 г.). Издание 2-го управления Штаба РККА. М., 1933. С. 36—38.

17 Стратиевский О.Б. Русский — остров архипелага императрицы Евгении. Владивосток: ДВФУ, 2012. С. 292.

18 Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. Авиация Военно-Морского Флота России (1910—2010). Справочник. Специальный выпуск альманаха «Тайфун». СПб., 2012. С. 66.

19 Там же. С. 444, 571, 572.

20 РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 3. Д. 3. Л. 10, 10 об., 36—40.