Развитие военно-уголовного законодательства в России после Октябрьской революции (1917—1922 гг.)

Аннотация. В статье рассказывается о развитии военно-уголовного законодательства в России после Октябрьской революции (1917—1922 гг.).

Summary. The article describes the development of military criminal legislation in Russia after the October revolution (1917—1922).

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

Ермолович Ярослав Николаевич — профессор кафедры уголовного права и криминологии Московской академии Следственного комитета РФ, доктор юридических наук

(Москва. E-mail: Yaroslaverm@mail.ru).

 

Развитие военно-уголовного законодательства в России после Октябрьской революции (1917—1922 гг.)

 

После Октябрьской революции 1917 года уже в ноябре были упразднены существовавшие общие судебные установления (окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды), институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Все функции предварительного следствия и рассмотрения дел были временно возложены на местные суды, а также на специальные судебные органы — революционные трибуналы1. Местным судам было предписано руководствоваться в своих решениях и приговорах «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». При этом все старые законы, противоречившие установлениям нового правительства, считались отменёнными. Таким образом, новая власть пыталась отказаться от исторического опыта и достижений дореволюционной науки и уголовного законодательства как не соответствовавших новой идеологии и политическим программам нового правительства. Однако очень скоро проявилась ошибочность этих решений. Объективная необходимость регулирования реально существовавших общественных отношений потребовала принятия уголовно-правовых актов.

Распад вооружённых сил, начавшийся после Февральской революции 1917 года, продолжился и после Октябрьской революции. Причём новое правительство способствовало дальнейшему развалу старой армии, поскольку из трудов классиков марксизма-ленинизма следовало, что старая армия являлась «оплотом буржуазно-помещичьего строя, орудием угнетения трудящихся» и «по своей классовой природе» не могла исполнять роль по защите советского социалистического государства. 23 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров (СНК) издал декрет о постепенной демобилизации старой армии, при СНК был создан специальный комиссариат. Общеармейский съезд по вопросам демобилизации принял решение взамен существовавших вооружённых сил создать социалистическую армию — «вооружённую массу», состоящую из рабочих и крестьян. Новая социалистическая армия должна была быть построена на началах выборности командного состава, упразднения чинов и званий и всех преимуществ, связанных с ними, подчинённости только солдатским комитетам и советам. Комплектование должно было осуществляться по классовому признаку, т.е. из числа рабочих и крестьян, и исключительно на добровольной основе. Однако начавшиеся Гражданская война и интервенция показали нежизнеспособность и ошибочность такого подхода. На добровольной основе изъявили желание служить в Красной армии всего около 100 тыс. человек, чего было явно недостаточно для обеспечения военной безопасности нового государства. 29 мая 1918 года ВЦИК принял решение о мобилизации рабочих и беднейших крестьян в Красную армию. Численность её за короткий срок увеличилась до миллиона человек. Всеобщая воинская повинность была закреплена в статье 19 Конституции РСФСР 1918 года. Красная армия создавалась на классовом принципе, однако основывалась на воинской дисциплине — строгом и точном соблюдении порядка и правил, установленных в армии, а также на принципе единоначалия — беспрекословного выполнения приказов командиров и начальников. Отсутствие собственных военных кадров потребовало принятия в Красную армию специалистов из числа бывших офицеров старой армии. Таким образом, в основе вновь создававшейся Красной армии лежали те же принципы, что и в основе дореволюционной русской армии, за исключением классового принципа, который в большей степени носил декларативный и формальный характер и зачастую нарушался2.

Развёртывание многомиллионной армии, формирование нового военного законодательства, установление воинской дисциплины и правопорядка потребовали уголовно-правовой охраны — создания нового военно-уголовного законодательства и воссоздания системы органов военной юстиции.

В июле 1918 года были снова введены фронтовые полковые (отрядные) местные суды3, в 1919 году — система военных трибуналов (армейских и фронтовых)4, а также Революционный военный трибунал Революционного военного совета Республики5. Военным трибуналам были подсудны наиболее тяжкие и опасные преступления, а также преступления, совершённые командирами, начальниками и комиссарами. В том же году был воссоздан институт военных следователей при военных трибуналах всех уровней6.

Первоначально источниками военно-уголовного права служили декреты СНК, ВЦИК, инструкции, положения, приказы и т.д. Все эти подзаконные нормативные правовые акты носили смешанный характер, содержали уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы, а также нормы о судоустройстве. Причём воинские преступления лишь упоминались. Например, в Инструкции революционным военным трибуналам фронтов и армий 1919 года указывалось, что революционным военным трибуналам подсудны такие преступления, как разглашение военной тайны, неисполнение боевых приказов, дезертирство, мародёрство, неправильное несение караульной службы7. В Положении о революционных военных трибуналах 1919 года содержалась уже развёрнутая система составов преступлений, подсудных этим судам8. Все преступления делились на четыре категории: 1) деяния контрреволюционного характера; 2) деяния общеуголовного характера; 3) деяния общедолжностного характера; 4) преступные деяния специального военного характера. Составы преступлений только назывались, их содержание не раскрывалось. В Положении содержалось указание на особый характер деяний, подсудных военным трибуналам, — их направленность против советского социалистического строя, обороны Республики, боеспособности Красной армии. Это свидетельствует о том, что происходило постепенное формирование подхода к понятию воинского преступления в рамках нового общественно-политического строя. Однако сами по себе эти нормы носили в большей степени не уголовно-правовой, а уголовно-процессуальный характер, относились к категории подсудности. Следует также отметить, что классификация преступлений по Положению о революционных военных трибуналах 1919 года повторяла в упрощённом виде систему преступлений по русскому дореволюционному законодательству. Сравнительный анализ Положения и Воинского устава о наказаниях 1869 года последних редакций9 показывает, что за основу классификации преступлений специального военного характера были выборочно взяты наиболее распространённые составы преступлений Воинского устава.

В Положении о революционных военных трибуналах 1919 года содержался перечень наказаний, которые могли применяться военными трибуналами: 1) выговор; 2) штраф; 3) конфискация части или всего имущества; 4) лишение всех или только некоторых политических прав без срока или же на определённый срок; 5) лишение свободы; 6) сдача в штрафные части; 7) расстрел. Единственным воинским наказанием являлась сдача в штрафные части. Таким образом, были воссозданы военно-пенитенциарные учреждения. Штрафные части представляли собой отдельные штрафные роты и штрафные команды при отдельных воинских запасных частях, которые формировались в районе расквартирования частей фронта — штабом фронта, а во внутренних округах — окружными военными комиссариатами. Образовывались штрафные части по мере надобности из переменного состава — военнослужащих, осуждённых за преступления военного характера, включая дезертирство. Правовое положение штрафных частей устанавливалось Положением о штрафных частях 1919 года (позднее — 1921 г.)10. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: О суде: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР (Декрет № 1) // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1917. № 4. Ст. 50.

2 См. подробнее: Побежимов И.Ф. Устройство Советской Армии: краткий исторический очерк. М., 1954. С. 9—40.

3 О фронтовых полковых (отрядных) местных судах (положение) // СУ РСФСР. 1918. № 55. Ст. 612.

4 Инструкция революционным военным трибуналам фронтов и армий // Сборник документов по истории советской военной юстиции / Сост. Л.Н. Гусев. М., 1954. С. 24—29.

5 О революционных военных трибуналах (положение) // СУ РСФСР. 1919. № 13. Ст. 131.

6 Инструкция военным следователям революционных военных трибуналов // Известия Народного комиссариата по военным делам. 1919. 18 февраля.

7 Инструкция революционным военным трибуналам фронтов и армий. С. 24—29.

8 СУ РСФСР. 1919. № 58. Ст. 549.

9 См.: Воинский устав о наказаниях / Сост. Д.Ф. Огнев. Пг., 1916. 355 с.

10 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917—1952. М., 1953. С. 53—74.