Развитие организационной структуры 26-й воздушной армии в период 1960—1992 гг. 

Аннотация. В статье на основе архивных документов рассматривается совершенствование организационной структуры 26-й воздушной армии (ВА) с 1960 года и до создания Военно-воздушных сил Республики Беларусь, освещаются основные этапы развития и причины реорганизаций.

Summary. On the base of archive documents the article discusses the improving of the organization structure of the 26 Air Army from 1960 up to the building of Air Forces of the Republic of Belarus, it highlights the main stages of the development and reasons of the reorganizations.

Военное строительство

 

ДЬЯКОВ Дмитрий Александрович — начальник кафедры беспилотных авиационных комплексов и боевого управления военного факультета Белорусской государственной академии авиации, полковник, кандидат исторических наук

(г. Минск, Беларусь. E-mail: djakovd@tut.by).

 

Развитие организационной структуры 26-й воздушной армии в ПЕРИОД 1960—1992 гг.

 

Международная обстановка 1960—1980-х годов определялась наличием в мире двух противостоявших общественных систем: мировой социалистической системы во главе с СССР и капиталистической системы ведущих империалистических государств во главе с США.

Несмотря на снижение международной напряжённости после Кубинского кризиса 1962 года, противоречия двух систем продолжали обостряться. Стратегию «массированного возмездия» США сменили стратегией «гибкого реагирования». Реализуя заложенные в неё принципы, НАТО стремительно наращивала в европейских странах силы и средства «передового базирования». Были созданы объединённые ВВС НАТО (штаб в Брюнсюме, Нидерланды). Организационно они были сведены в два (2-е и 4-е) объединённых тактических командования (ОТАК). Командования включали ВВС Великобритании в ФРГ, ВВС ФРГ, Бельгии, Нидерландов, а также 3 и 17 ВА США, 1-ю дивизию авиационной поддержки, 32-ю авиаэскадрилью тактических истребителей США и 1-ю канадскую тактическую авиационную группу. Кроме объединённых ВВС, в Европе несли боевое дежурство ВВС стран — участниц НАТО1. По нашим подсчётам общая численность военной авиации, нацеленной против социалистических стран Европы и СССР, к концу 1970-х годов достигала более 3 тыс. самолётов, третья часть из которых могла нести ядерное вооружение.

На главном (западном) стратегическом направлении в период 1960—1980-х годов Вооружённые силы СССР имели три воздушные армии, две из которых (24-я и 37-я) были в составе групп войск на территории Германской Демократической Республики (ГДР) и Польской Народной Республики (ПНР), а третья (26 ВА), базировалась на территории Белорусской ССР и входила в состав Белорусского военного округа (БВО).

Развитие организационной структуры 26 ВА в рассматриваемый период началось после значительного сокращения в 1958—1961 гг., когда были расформированы управления 7 авиационных дивизий и более 15 авиационных полков. При этом боевой состав по сравнению с серединой 1950-х годов уменьшился в 4 раза2. Оставшиеся авиационные полки расформированных дивизий были переподчинены 95-й истребительной авиационной дивизии (иад) (штаб в г. Щучин) и 1-й гвардейской авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (штаб в г. Лида). В состав 95 иад, кроме 968-го истребительного авиационного полка (иап) (аэродром Россь), вошли 927 иап (аэродром Осовцы) и 979 иап (аэродром Щучин). Выбор этих полков не был случайным — как и 968 иап, данные полки освоили сверхзвуковые истребители МиГ-19, а 927 иап уже приступил к освоению истребителя МиГ-21. В свою очередь, из состава 95 иад в 1-ю гвардейскую авиационную дивизию истребителей-бомбардировщиков (гадиб) были переданы 911-й (аэродром Лида) и 940 (аэродром Поставы) иап, имевшие на вооружении истребители МиГ-173. Третий полк этой дивизии — 940-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (апиб) базировался на аэродроме Поставы. Каждый истребительный и истребительно-бомбардировочный полк комплектовался сверхштатными резервными самолётами: по 13 боевых и 2 учебно-боевые машины. В каждом бомбардировочном полку резерв составлял 1 учебно-боевой и 10 боевых самолётов. Отдельный разведывательный авиационный полк (10 орап) перебазировался на аэродром Щучин. Смешанные (саэ) и корректировочно-разведывательная эскадрильи — 85-й отдельная корректировочно-разведывательная эскадрилья (окраэ), 95 осаэ, 13 и 46 саэ были переданы в состав сухопутных войск4.

В 1960-х годах значительное развитие получила армейская авиация, на вооружение которой начали поступать вертолёты. Первые Ми-1 поступили в 89 окраэ в 1957 году (аэродром Осовцы) и использовались в качестве связных, транспортных и санитарных.

Увеличение выпуска вертолётов позволило в начале 1970-х годов формировать целые полки. Так, на базе 342-й отдельной вертолётной эскадрильи (овэ) в 1962 году был сформирован первый в БВО отдельный вертолётный полк — 65 овп5. В 1973 году для 28-й армии (г. Гродно) сформирован 225 овп (аэродром Засимовичи). В дальнейшем для обеспечения штаба БВО в 1973 году была сформирована 66 осаэ (аэродром Липки). В 1977 году был сформирован ещё один вертолётный полк — 330 овп (аэродром Засимовичи)6.

На вооружении транспортных и боевых вертолётных полков, а также отдельных эскадрилий находились вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-8 (с 1970 г.), а также Ми-6 (с 1961 г.) и Ми-26 (с 1983 г.). Для огневой поддержки сухопутных войск и уничтожения танков в начале 1970-х годов на вооружение 225 овп, 330 овп и 276 овп (аэродром Боровцы), а также в отдельные эскадрильи 26 ВА начал поступать боевой вертолёт Ми-24.

Отметим, что армейскую авиацию несколько раз передавали в ведение округа и обратно в 26 ВА. Так, в 1962 году 95 осаэ стала подчиняться 28-й армии, 13 осаэ — 5-й гвардейской танковой армии (гв. ТА), 46 осаэ — 7 ТА, 342 овэ — штабу БВО, 36-е буксировочное авиационное звено (обаз) — Домановскому зенитно-артиллерийскому центру7. Но в 1964 году эти эскадрильи были опять переданы в состав 26 ВА, однако в оперативном отношении они остались в подчинении сухопутных войск БВО. Остальные отдельные вертолётные звенья (247, 250, 10, 151, 152 и 259-е) и 89 окраэ были расформированы.

В течение 1969—1970 гг. для групп советских войск за границей при 65 овп были сформированы 19, 20, 3, 40 и 41-й отдельные вертолётные отряды (ово). В 1972 году для 120-й мотострелковой дивизии (мсд) БВО был сформирован 83 ово; два вертолётных отряда — для Северной группы войск (СГВ): 79 и 78 ово8. В состав Группы советских войск в Германии (ГСВГ) в 1977 году убыл и 225 овп.

Кроме этого, для общевойсковых армий формировались отдельные дивизионы (одбср) и роты беспилотных самолётов-разведчиков (орбср). Так, для войск БВО были сформированы 510 одбср (1963 г., на фондах расформированной 89 окраэ, аэродром Осовцы) и 174 орбср (1975 г., для 28-й армии, аэродром Засимовичи), а также 271 орбср для 131-й смешанной авиационной дивизии (сад)9.

На этом этапе на вооружение поступило несколько поколений истребителей. Так, с появлением МиГ-21 начался новый этап вооружения 26 ВА. Этот самолёт имел скорость 2200 км/ч и потолок высоты 17 500 м. На первых модификациях РЛС отсутствовала. Вооружение состояло из двух ракет с дальностью пуска 10—15 км. На последующих модификациях, начиная с     МиГ-21пф, была установлена РЛС с дальностью захвата 25—30 км, а также увеличено до четырёх количество ракет. По своим лётным характеристикам МиГ-21 примерно соответствовал основным самолётам НАТО F-104 и Мираж-3. МиГ-21 находился на вооружении 26 ВА с 1960 по 1990 год в истребительной (927 и 968 иап), истребительно-бомбардировочной (911 и 940 апиб), а также разведывательной (10 орап) авиации.

В первой половине 1970-х годов на замену МиГ-21 поступил истребитель с изменяемой стреловидностью крыла — МиГ-23. Скорость и потолок по сравнению с предшественником выросли незначительно, однако прицельное оборудование и вооружение обладали вдвое лучшими характеристиками. В то же время на первых модификациях в связи со слабой конструкцией поворотной части крыла манёвренные характеристики были хуже10. Последующие модификации, особенно МиГ-23мл, по своим характеристикам соответствовали новым зарубежным истребителям F-16 и Мираж-2000. МиГ-23 состоял на вооружении 968 иап (1972—1983 гг.) и 979 иап (1973—1989 гг.).

В 1970-х годах продолжилось формирование новых авиационных частей как для 26 ВА, так и для других военных округов и групп советских войск за границей.

Так, в связи с осложнением отношений СССР с Китаем на рубеже 1960—1970 гг. для усиления 23 ВА Забайкальского военного округа (ЗабВО) на базе 927 иап был сформирован 120 иап, который в 1971 году убыл в состав 23 ВА11. Следом был сформирован 133 апиб. Однако данный полк просуществовал всего год и в 1973 году был расформирован.

Кроме того, в конце 1960-х годов в связи с событиями в Чехословакии в 1968 году эскадрилья на самолётах МиГ-21р 10 орап была передана в состав 390-го отдельного смешанного авиационного полка (Меловице, Центральная группа войск). Через год ещё одна эскадрилья этого полка убыла на Дальний Восток, где вошла в состав 293 орап.

В 1976 году для 26 ВА были сформированы два авиационных полка истребителей-бомбардировщиков: 305 апиб (аэродром Поставы) и 306 апиб (аэродром Бобровичи) на самолётах Су-7б12.

Через два года планировалось создать ещё одну авиационную дивизию. Предполагалось включить в её состав авиационные полки, на вооружении которых находились новые фронтовые бомбардировщики Су-24. К этому времени 953-й бомбардировочный авиационный полк (бап) начал переучивание на этот тип самолёта. Планировалось в новую дивизию включить 953 бап и 306 апиб (с дальнейшим перевооружением на Су-24) и сформировать новый полк. Базирование дивизии и нового полка предполагалось в Лунинце.

Отметим, что при формировании новых частей возникали трудности — прежде всего с размещением военнослужащих. Так, в 1969 году командующий 26 ВА генерал-полковник С.Я. Жуковский докладывал командующему войсками БВО о проблемах формирования новых частей: «В связи с формированием 120-го иап и базированием в Осовцах двух истребительных полков, шести частей обеспечения, а также 106-й оэбср, 36-го отдельного буксировочного авиационного отряда (обао) прошу разрешить передислоцировать 36-й обао в Щучин и организовать проведение лётной подготовки совместно с 10-м орап»13.

Аналогичная ситуация сложилась в 1971 году при формировании 40 ораэ (на самолётах Ил-28р с последующим убытием в Туркестанский ВО, г. Чимкент). В Щучине отсутствовало необходимое количество служебного и жилищного фондов, т.к. в авиагарнизоне постоянно были расквартированы 10 частей. При этом полёты планировались в три смены. В связи с этим формирование 40-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи (ораэ) проводилось в Поставах, где базировался 940 апиб с частями обеспечения.

В 1980 году ВВС СССР подверглись глубокой организационной перестройке. Это было вызвано, с одной стороны, необходимостью иметь в распоряжении главнокомандующего ВВС авиационные объединения для выполнения самостоятельных оперативно-стратегических задач, а с другой — стремлением к достижению тесного взаимодействия авиации при решении совместных тактических задач с войсками фронта (округа)14.

Воздушные армии военных округов были переформированы в ВВС округов, в состав которых вошли также авиационные части ПВО. ВВС округа полностью подчинялись командующему войсками округа. При этом силы ВВС округа разделялись на две составляющие — фронтовую авиацию (истребители, истребители-бомбардировщики и разведчики) и армейскую авиацию (боевые и транспортные вертолёты, а также беспилотные самолёты-разведчики). Оперативные задачи на западном направлении должна была выполнять 4 ВА ВГК.

Согласно директиве Генерального штаба ВС СССР от 5 февраля 1980 года № 314/1/00170 и штаба БВО от 12 февраля 1980 года № 03/0143 управление 26 ВА было переформировано в управление ВВС БВО15. Командующий воздушной армией стал заместителем командующего войсками округа по авиации, членом военного совета. Авиация подчинялась округу только в оперативном отношении, но прямое подчинение осталось главкому ВВС СССР. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военно-воздушные силы ФРГ // Зарубежное военное обозрение. 1975. № 9. С. 35—39.

2 Дьяков Д.А. Совершенствование организационной структуры 1-й (26-й) воздушной армии Белорусского военного округа (1945—1962 гг.) // Воен.-истор. журн. 2010. № 11. С. 16—19.

3 Центральный архив Министерства обороны Республики Беларусь (ЦАМО РБ). Ф. 3002. Оп. 74733. Д. 1. Л. 5. Исторический формуляр 911 истребительного авиационного полка.

4 Там же. Ф. 2035. Оп. 81237. Д. 1. Л. 65. Управление 26 ВА.

5 Там же. Ф. 3339. Оп. 74773. Д. 10. Л. 22. Исторический формуляр 65 отдельного вертолётного полка.

6 Там же. Ф. 3817. Оп. 68181. Д. 1. Л. 2. Выписка из исторического формуляра 330 отдельного вертолётного полка.

7 Там же. Ф. 2386. Оп. 86246. Д. 1. Л. 237. Исторический формуляр 95 отдельной вертолётной авиационной эскадрильи.

8 Там же. Ф. 2035. Оп. 71246. Д. 15. Л. 78. Управление 26 ВА.

9 Там же. Оп. 81237. Д. 1. Л. 78. Управление 26 ВА.

10 Михелевич И. МиГ-23: штрихи к портрету // Крылья Родины. 1998. № 6. С. 9—12.

11 Дроговоз И.Г. Воздушный щит Страны Советов. Минск: Харвест, 2003. С. 270.

12 ЦАМО РБ. Ф. 3933. Оп. 75961. Д. 1. Л. 1. Исторический формуляр 306 бомбардировочного авиационного полка.

13 Там же. Ф. 2035. Оп. 71246. Д. 15. Л. 83.

14 Козлов В.П., Найдёнов И.Н., Зарецкий В.М. История военного искусства. Ч. II. История Военно-воздушных сил России / Под. ред. А.Н. Барсукова. М.: МО РФ, 2004. С. 599.

15 Дьяков Д.А., Салук Н.В. Без грифа «Совершенно секретно»: неизвестное об истории 26-й (1-й) воздушной армии (1942—1992 гг.). Минск: Минсктиппроект, 2013. С. 7.