Пропагандистский фронт Первой мировой войны в США

Из истории информационного противоборства

СУРЖИК Дмитрий Викторович — научный сотрудник научно-исследовательского отдела (научного руководителя фундаментального многотомного труда) «Великая Отечественная война 1941—1945 годов» (Москва. E-mail: dimsu@inbox.ru)

К началу Первой мировой войны в США была развитая информационная сеть, накоплен опыт имиджевых и рекламных кампаний. «Каждая важная организация имела своих пресс-агентов… Не только крупные информационные агентства, но и все крупные газеты имели постоянных корреспондентов в Вашингтоне, которые почти ежедневно получали релизы от государственного секретаря и, как правило, раз в неделю от президента. Полученные ими очень подробные сведения передавались в редакции без указания источников. Тем самым правительство имело возможность влиять на мнения граждан»1.

Начало войны стало неожиданностью для американцев, во многом по причине их неосвёдомленности в европейских делах2. По-настоящему опасность войны они ощутили лишь после уничтожения следовавшего из Нью-Йорка британского пассажирского лайнера «Лузитания», торпедированного германской подлодкой 7 мая 1915 года. Американцы верили английской трактовке причин войны, хода боевых действий и скептически относились к немецким сообщениям3. Посол Германии в Вашингтоне И.Г. фон Берншторф телеграфировал в Берлин: «В американском характере соседствуют две противоположных черты. Невозможно узнать спокойного и расчётливого бизнесмена, когда он находится в возбуждении, то есть, когда он находится во власти, как говорят здесь, “эмоций”. В подобные моменты его можно сравнить с истеричной женщиной, с которой бесполезно говорить»4.

Наиболее политически активными с первых дней войны в США были диаспоры выходцев из воевавших стран. Летом 1914 года по стране прокатилась волна националистических и сепаратистских манифестаций. Польские и еврейские эмигранты желали поражения России, ирландские — Великобритании, англо-саксонское население, испытывая симпатии к исторической родине, не спешило помогать ей делом. Были опасения, что немецкая диаспора прибегнет к организованному саботажу, который мог нанести значительный ущерб. Общество раскололось. 4 августа 1914 года президент США В. Вильсон чтобы, по мнению некоторых историков, сохранить единство многонациональной страны5, поспешил заявить о нейтралитете США и подтвердил репутацию пацифиста в ходе президентской кампании 1916 года.

С началом войны развернулась дипломатическая борьба вокруг нейтралитета США. Военный атташе Германии капитан Ф. фон Папен предупреждал руководство в Берлине: «Если вы не преуспеете в том, чтобы уберечь Соединённые Штаты от вступления в коалицию наших противников, вы проиграете войну… Колоссальные материальные и моральные ресурсы, которыми располагают Соединённые Штаты, совершенно недооценены, и я уверен, что общественное мнение сильно отличается от того, каким его наблюдали в недавнем прошлом»6.

В борьбе за умы и сердца американцев Великобританию представлял известный писатель канадского происхождения Ж. Паркер, обладавший связями и хорошей репутацией. На стороне Антанты «были все преимущества в средствах коммуникации и… преимущество в изобретательности»7. Паркер ежедневно рассылал около трёхсот бюллетеней с материалами британской пропаганды редакциям американских газет, встречался с общественностью8. Бывший руководитель британского пропагандистского ведомства Веллингтон Хаус А. Хамсуорт напрямую обращался к американской публике, путешествуя по стране в качестве главы английской военной миссии летом 1917 года9. Количество пропагандистских материалов для США неуклонно росло — с 200 наименований в 1916 году до 400 в 1917-м10. «Британская пропагандистская организация действовала с такой интенсивностью, что её враги едва имели возможность выступать. Она имела перед ними то громадное преимущество, что у неё была общность языка, она имела доступ в университеты и в другие педагогические заведения»11.

Гарантированная аудитория немецкой спецпропаганды, по оценке американских специалистов, составляла около 8 млн выходцев из Германии и их детей12 из 105-миллионного населения США. Немецкие пропагандисты были в значительно худших условиях, чем английские из-за испорченных кайзеровским руководством отношений между двумя странами. Оно не понимало американской дипломатии. Сближение интересов Германии и США было обречено на провал из-за стремления Вильгельма II внести раскол в американо-английские отношения. Мешало и стремление Берлина играть роль «старшего брата» Вашингтона. Всё это не способствовало немецкой спецпропаганде в США.

Вскоре после начала войны для помощи в пронемецкой пропаганде из Берлина в США прибыл профессор филологии и американист К.О. Бертлинг. Незадолго до вступления США в войну он был арестован и интернирован. В квартире Бертлинга нашли документы о получении денег от посольства для организации пропаганды из США на страны Латинской Америки и Китай13.

Наиболее успешной была пропагандистская деятельность министра финансов и вице-канцлера Германии Б. Дернбурга. После интернирования англичанами с задержанного ими парохода он стал незваным гостем Нью-Йорка, умело разъяснял такие сложные вопросы, как причины начала войны или торпедирование «Лузитании». Статьи Дернбурга публиковали нью-йоркские газеты по соседству с материалами пропагандистов Антанты.

Поскольку официальные контакты с посольством могли помешать его деятельности, Дернбург вместе с фон Папеном и военно-морским атташе К. Бой-Эдом создали полуофициальный «Центральный офис заграничной службы», где получали инструкции из Берлина и разрабатывали планы борьбы на американском информационном поле от имени «Немецкой информационной службы» (НИС). В её редакции, по сведениям американской военной разведки, работал 31 человек14. НИС издавала ежедневные бюллетени. Мозговым центром НИС и автором большинства материалов был Дернбург. Он активно общался с американцами, в том числе выходцами из Германии в Нью-Йорке и за его пределами. Информацию немцев о боевых действиях за океаном публиковало ограниченное число газет, в том числе ежедневная «Нью-Йорк штатцайтунг»15 и еженедельная «Фатерланд». Доверие к ним американцев было очень слабым16.

Американские СМИ занимали проанглийскую позицию, публиковали сведения британского министерства информации и французов. Под англо-французским давлением, которое отмечают американские исследователи17, СМИ США создавали отрицательный образ Германии, подпитываемый негативными описаниями кайзеровского режима и шпионско-подрывных действий немецких дипломатов. Их обвиняли в помощи снабжению германских ВМС углём и продовольствием в портах Латинской Америки; подделке паспортов для переправки немецких резервистов из США на родину; подготовке диверсий; терактах в США и Канаде; организации саботажа на предприятиях, выполнявших военные заказы; поддержке сепаратистских и иных движений, угрожавших странам Антанты (индийских, ирландских, мексиканских националистов, негритянского движения в США)18. Американский историк А. Беверидж, увидев немецкие пресс-релизы, был поражён: «Германские новости очень сильно отличаются от английской и французской их версии. Боюсь, что американцы очень плохо представляют себе, что происходит на самом деле»19. Эти слова прозвучали в первые месяцы войны, когда вооружённые силы Германии продвигались вперёд в Бельгии и Франции, а пресса США вслед за Парижем и Лондоном сообщала об их крахе.

Среди факторов, которые помогли Великобритании и Франции переиграть Германию в борьбе за симпатии граждан США, было непонимание немцами их психологии — «смеси политической смекалки, деловой хватки, настойчивого характера и сентиментальности»20, составлявшей ядро американского характера, что привело к пробелам в немецкой спецпропаганде. К тому же она была лишена общего руководства из Берлина и отставала от пропаганды стран Антанты. Идейно-языковая близость американской и европейских демократий предопределила преимущество британцев. Сыграли роль общность взглядов и взаимные симпатии влиятельных бизнесменов и политиков двух стран, большое количество английских военных заказов предприятиям США, а также искусство британских и французских пропагандистов, их знание американского общественного мнения и внимание к его динамике. Положение усугублялось неумелыми действиями немецких дипломатов, пытавшихся парализовать выполнение заказов Антанты на заводах США загрузкой их мощностей немецкими заказами и саботажем.

Поводом для вступления США в войну стала телеграмма министра иностранных дел Германии А. Циммермана21 в январе 1917 года. Он сообщил послу в Вашингтоне фон Берншторфу, что Германия планирует начать тотальную подводную войну против судов Антанты, но постарается, чтобы не пострадали корабли под американским флагом. Шла речь и об указании послу Германии в Мексике: если США решат вступить в войну, побудить мексиканское руководство начать военные действия против них, обещая после победы передать ей территории, ранее аннексированные США22. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Bernstorff J.H. My Three Years in America. NY.: Scribner’s, 1920. P. 32.

2 Jones J.P., Hollister P.M. The German secret service in America. Boston: Small, Mayland and Co., 1918. P. 227.

3 Peterson H.C. Propaganda for War. University of Oklahoma Press, 1939. Р. 180.

4 Bernstorff J.H. Op. cit. P. 31.

5 Листиков С.В. Американское общество в годы войны: на пути к консолидации / Война и общество в ХХ веке. М.: Наука, 2009. С. 307.

6 Peterson H.C. Op. cit. Р. 134.

7 Папен Ф. Вице-канцлер третьего рейха. М.: Центрполиграф, 2005. С. 33.

8 Зильбер И. Тайные средства борьбы. М.: Воениздат, 1948. С. 62.

9 Например, его обращение к американской молодёжи 4 июля 1918 года (Wilson R.M. Lord Northcliffe. London: Bouvere house, 1927. Р. 261).

10 Peterson H.C. Op. cit. Р. 229.

11 Зильбер И. Указ. соч. С. 63.

12 McKernan L. Propaganda, patriotism and profit // History. 2002. Vol. 14. Р. 369.

13 Dr. Bertling at Embassy / New York Times. 1916. March, 17.

14 Bernstorff J.H. Op. cit. Р. 42—49.

15 В октябре 1914 г. это издание получило от Б. Дернбурга 20 тысяч долларов на пронемецкую пропаганду (Jones J.P., Hollister P.M. The German secret service in America. Boston: Small, Mayland and Co., 1918. Р. 230).

16 Bernstorff J.H. Op. сit. Р. 39.

17 Keller P.W. The four-minute men. University of Wisconsin, 1940. Р. 7.

18 Jones J.P., Hollister P.M. Op. cit. P. 60—63. Но большинство этих происшествий вряд ли можно связать с работниками немецкого посольства (Bernstorff J.H. Op. сit. Р. 117—126).

19 Peterson H.C. Op. cit. Р. 159.

20 Ibid Р. 18.

21 Оригинал телеграммы министра иностранных дел Германии А. Циммермана считался утерянным. В Национальном архиве Великобритании сохранилась только фотокопия. Это дало историкам повод считать, что телеграмма Циммермана была фальшивкой. 17 октября 2005 г. анонимный источник сообщил СМИ, что документ найден. Но многие исследователи и ныне считают, что телеграмма, скорее всего, была фальшивкой, изготовленной британскими спецслужбами, чтобы вовлечь США в войну. План, о котором сообщалось в телеграмме, был несбыточен. В Мексике шла гражданская война, её армия не была серьёзной военной силой, у неё не было даже достаточного количества патронов.

22 Teaching With Documents: The Zimmermann Telegram. The National Archives and Records Administration: http://www.archives.gov.