Производство морских 12-дм снарядов в России накануне Первой мировой войны

Аннотация. В статье на основе ранее не опубликованных документов исследуется один из важнейших вопросов боеготовности линейных кораблей Российского флота и береговых крепостей на Балтике к началу Первой мировой войны — обеспечение их 12-дм (304,8-мм) артиллерии снарядами.

Summary. Based on previously unpublished documents, the article analyses one of the most important items of the combat readiness of the Russian Navy’s battleships and coastal fortresses in the Baltic region before the First World War’s beginning — providing them with 12-inch (304.8-mm) artillery shells.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

 

ВИНОГРАДОВ Сергей Евгеньевич — старший научный сотрудник Центрального музея Вооружённых сил Министерства обороны России, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: sergei101000@mail.ru)

 

«…ДОСТИГНУТО ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ СНАРЯДОВ СОВЕРШЕННО НОВОГО ТИПА»

Производство морских 12-дм снарядов в России накануне Первой мировой войны

 

Одной из проблем подготовки Российского флота к Первой мировой войне было своевременное обеспечение снарядами новейших, наиболее крупнокалиберных 12-дм (304,8-мм) орудий строившихся линейных кораблей дредноутного типа («Севастополь») и новых береговых укреплений на Балтике (форты Алексеевский, Николаевский). Вопрос этот, учитывая стратегическое предназначение четырёх «Севастополей» и обоих фортов — защита Санкт-Петербурга, столицы империи и её важнейшего индустриального центра, от неприятельского нападения с моря, — являлся делом государственной важности. При этом российской индустрии, в первую очередь металлургии и металлообработке, пришлось столкнуться с рядом серьёзных проблем, которые в итоге были успешно решены.

Приступая в 1909 году к постройке линейных кораблей типа дредноут (4 единицы типа «Севастополь»), российские морские специалисты позаботились о том, чтобы эти корабли получили наиболее мощное (сравнительно с зарубежными аналогами) артиллерийское вооружение. Оно было представлено 12 12-дм (304,8-мм) орудиями, все из которых могли действовать на один борт в наиболее широком диапазоне курсовых углов — это обеспечивало кораблям значительные тактические преимущества. Всего несколько иностранных «сверстников» первых русских дредноутов имели сопоставимые боевые характеристики их главной артиллерии, в то время как у большинства остальных на борт могли действовать только по 8—10 тяжёлых орудий.

Огневая мощь отечественных линкоров нового поколения помимо количественного превосходства в бортовом залпе основывалась на типе их орудий, которые также относились к последней, наиболее мощной модели. Она разрабатывалась в 1905—1906 гг. на основе опыта Русско-японской войны. Главное её отличие от прежнего 12-дм орудия русских броненосцев состояло в 30-процентном увеличении длины ствола: 52 калибра вместо прежних 40. Полная длина ствола увеличилась с 12 192 до 15 850 мм, или почти на 3,6 м. Это позволяло рассчитывать на увеличение начальной скорости снаряда уже существовавшего типа весом 331 кг до 914 м/с против 790 м/с у прежнего орудия1. Повышенная вследствие этого на 34 проц. дульная энергия обеспечивала существенное приращение как дальности поражения противника, так и бронепробиваемости.

И, наконец, ещё одним важнейшим фактором поражающей мощи новых русских линкоров являлись снаряды их тяжёлых орудий, тип которых при переходе к постройке дредноутов установился не сразу и стал причиной серьёзных мероприятий для отработки их массового производства в годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне.

Первоначальные планы использования с новым 12-дм орудием прежних «доцусимских» снарядов сразу после окончания войны 1904—1905 гг. были подвергнуты пересмотру. Их наименьший среди своего калибра вес (331 кг против 386 кг аналогичных японских и английских снарядов) вызывал значительные нарекания на флоте. В итоге Морской технический комитет (МТК) 19 сентября 1906 года своим Журналом по артиллерии за № 15 постановил принять к будущим 12-дм орудиям снаряды увеличенного до 378 кг веса при длине новых снарядов до 4 калибров. Снаряд должен был вмещать разрывной заряд весом около 52 кг (т.е. около 13,7 проц.)2.

Опытную 12-дм пушку изготовил в 1908 году Обуховский сталелитейный завод (ОСЗ), а в феврале 1909 года она успешно прошла первые полигонные испытания снарядами нового образца весом 378 кг3. Проба орудия показала его превосходные качества и выявила значительный резерв в части мощности. Поэтому испытания были продолжены с использованием 12-дм опытных снарядов увеличенного до 450—470 кг веса. Данное приращение позволяло ещё более увеличить насыщенность снарядов взрывчатым веществом, а также оснастить их бронебойным наконечником необходимых размеров, что существенно способствовало повышению способности к преодолению броневых преград.

После серий интенсивных опытных стрельб в 1909 и 1910 гг. новый тип снаряда весом 470,9 кг был 18 октября 1911 года принят на вооружение под названием «снаряд образца 1911 года». Отныне все 12-дм орудия в 52 калибра длиной линкоров-дредноутов и береговой обороны должны были получать боевое снабжение только в виде снарядов данной перспективной модели. В соответствии с задачами боевого применения новые снаряды подразделялись на три типа. Основным признавался фугасный снаряд относительной длиной 5 калибров (наибольшей в мире) с содержанием 61,4 кг взрывчатого вещества4. Его назначением была борьба с небронированными и умеренно бронированными частями неприятельских кораблей. Согласно техническим условиям на изготовление, приём и испытание этот снаряд должен был пробивать цементированную броневую плиту толщиной в полкалибра (150 мм) при попадании 25° от нормали (перпендикуляр от плоскости брони в точке попадания), причём сохранение целостности корпуса снаряда после пробития брони требовалось только при стрельбе в нормаль. При попадании же под углом до 25° от нормали допускалось разбитие корпуса снаряда, но при обязательном пробитии им плиты5.

Вторым типом снаряда для 12-дм/52 орудий был бронебойный, который при испытании должен был пробивать в целом виде под углом 90° цементированную броневую плиту толщиной в калибр, т.е. 12 дм (305 мм). При стрельбе же под углом 25° от нормали допускалось разбитие корпуса снаряда, но также при обязательном пробитии им плиты. Третьим типом снаряда был т.н. полубронебойный, как промежуточный тип между двумя первыми. Однако далее составления чертежа этого снаряда дело не пошло, серийно он не изготавливался и в состав боевого снабжения кораблей и береговых батарей не входил6.

И бронебойные, и фугасные снаряды образца 1911 года оснащались «плоскосрезанным» стальным бронебойным наконечником (крепился на голове снаряда посредством винтовой резьбы на краске и дополнительно фиксировался пайкой), поверх которого для придания необходимой баллистической формы также на резьбе навинчивался пустотелый латунный баллистический колпачок. В качестве взрывчатого вещества в обоих типах снарядов применятся тринитротолуол (тротил, тол, ТНТ), в обоих случаях взрыватель был донного типа.

Следует отметить, что конструкция нового 12-дм русского снаряда в 5 калибров длиной, названного «фугасным», имела мало общего с чисто фугасным типом боеприпаса тогдашней морской ствольной артиллерии, в других флотах представлявшего собой скорее толстостенную стальную оболочку баллистической формы для содержавшегося в нём разрывного заряда и оснащённого головным взрывателем. Новый русский снаряд с бронебойным наконечником и донным взрывателем фактически являлся «умеренно-бронебойным» и впоследствии в Советском ВМФ был официально переклассифицирован в «полубронебойный».

Необходимо также подчеркнуть, что новые 12-дм снаряды при тождестве калибра с состоявшими на флоте в войну 1904—1905 гг. в конструктивном плане имели с ними весьма мало общего. Следует учесть и то, что боевое снабжение прежних броненосцев устанавливалось в 60 снарядов, в то время как штатный состав боекомплекта 12-дм орудий дредноутов определялся в 25 бронебойных и 75 фугасных снарядов на каждое, т.е. всего по 100 на ствол. Полный боезапас корабля, таким образом, состоял из 300 бронебойных и 900 фугасных снарядов7, а вся бригада из четырёх линкоров типа «Севастополь» должна была иметь на борту 1200 бронебойных и 3600 фугасных снарядов. Поскольку к корабельному боекомплекту полагался дополнительный (запасной) такого же состава, подлежавший хранению в береговых арсеналах, а для новых 12-дм береговых батарей также требовалось боевое снабжение в 2—2,5 тыс. снарядов, всего по программе обеспечения балтийских дредноутов и береговой обороны было необходимо произвести около 11,5—12 тыс. снарядов. Но и эту цифру следовало удвоить с учётом будущих потребностей Черноморского флота, для которого в 1912—1914 гг. была начата постройка четырёх линкоров-дредноутов с вооружением, аналогичным вооружению балтийских кораблей.

Задача фабрикации около 25 тыс. (считая с опытными и практическими) снарядов нового типа представляла собой весьма комплексную производственную проблему, поскольку до сих пор снаряды наиболее крупнокалиберной морской артиллерии столь значительного веса и, главное, в столь грандиозном количестве в России не производились. Помимо чисто количественного аспекта высокие качественные требования к новым утяжелённым снарядам образца 1911 года, в первую очередь условие сохранения ими целостности корпуса при пробитии броневых плит «в нормаль», поставило русские снарядные заводы перед необходимостью решительно улучшить качество снарядной стали и её обработку. Таким образом, с приходом дредноутов, в условиях необходимости решения задачи фабрикации кратно увеличивавшегося количества 12-дм снарядов для флота Морское министерство оказывалось лицом к лицу с достаточно серьёзными трудностями.

Следует кратко отметить весьма высокий технологический уровень предстоявшей задачи. Для выделки наиболее крупнокалиберных бронебойных и фугасных снарядов, учитывая их значимость как стратегических боеприпасов тогдашней морской войны, использовались лучшие, исключительно специальные сорта стали. Относительно тонкостенные фугасные снаряды выделывались из вязкой легированной (хромоникелевой) стали большой прочности, бронебойные — из чисто хромовой или марганцевой стали, хорошо поддававшейся процессу цементации (поверхностному упрочнению) и дававшей большую твёрдость после закалки. Вес отливок снарядных болванок — свыше 1 т — примерно в 2,5 раза превышал вес готового изделия. После обжимки под прессом от заготовки отрезалось до 50 проц. материала с краёв, затем она проковывалась, нагревалась до 1000°С (жёлто-оранжевое свечение) и обжималась в матрице, принимая форму снаряда с внутренней полостью. После этого следовал комплекс операций по механической обработке — острожка (строгание, снятие фаски. — Прим. авт.), сверловка и обточка на токарном станке, в результате чего заготовка доводилась до окончательных размеров. Далее она проходила несколько стадий термообработки, причём отдельные части будущего снаряда приобретали различную твёрдость и прочность с очень твёрдой головой и относительно эластичными стенками корпуса. Окончательный цикл операций состоял в шлифовке поверхности снаружи и внутри, набивке ведущих медных поясков, установке донного винта, бронебойного и баллистического наконечников. В финале следовала приёмка с тщательным обмером готового изделия, взвешиванием и простановкой соответствующих клейм8. После отстрела контрольных образцов снарядов и приёмки всей партии снаряды отгружались в арсеналы Морского министерства, где их снаряжали разрывным зарядом (заливали тротилом). Взрыватели ввинчивали уже на кораблях.

До начала 10-х годов ХХ века крупнокалиберные снаряды для флота — под ними в описываемую эпоху понимались в первую очередь их сложносоставные корпуса (тело снаряда, бронебойный и баллистический наконечники, донный винт) — традиционно изготавливали в России три завода, обладавшие наиболее передовыми металлургическими средствами. К ним относились казённые Обуховский (Морского ведомства) и Пермский (Горного ведомства), а также частный Путиловский. Выдача наиболее ответственных заказов на морские снаряды крупного калибра 10—12 дм производилась строго по итогам испытаний мелких опытных партий (20—50 шт.), представлявшихся заводами в видах соискательства подобной работы. Однако теперь подобный порядок не годился, поскольку времени на фабрикацию и производство испытаний установочных партий просто не было — приходилось всё делать одновременно: закупать оборудование, производить его монтаж, организовывать массовое производство и отрабатывать технологии.

Последние на разных предприятиях отличались достаточно заметно и составляли производственный секрет фирмы с выходом на заданные итоговые прочностные характеристики изделия. Заводы Путиловский, Пермский и частный Русского Общества для изготовления снарядов и военных припасов (далее — Русское Общество9) изготавливали снаряды из тигельной стали, Обуховский (ОСЗ) — из электростали и из мартеновской кислой стали. Для изготовления последней применяли импортный (шведский) чугун или очень чистый отечественный Саткинский (уральский)10. Завод Русского Общества питал своё снарядное производство стальным материалом, получавшийся от расположенного около Петербурга броневого Ижорского завода11. Установка производства требовала долгой наладки и многочисленных испытаний опытных образцов. Так, Обуховский завод, получив от Главного управления кораблестроения и снабжения (ГУКиС) 23 ноября 1906 года наряд за № 38061 на изготовление 50 фугасных снарядов для новых 12-дм пушек, половину из них отводил только для «выработки заводского способа закалки»12. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Колтовской А.Е. Основания устройства орудий, снарядов и установок. Пг., 1918—1919. С. 32.

2 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 1267. Оп. 7. Д. 106. Л. 257.

3 Российский Государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 423. Оп. 3. Д. 30. Л. 22.

4 По данной характеристике он также оставлял далеко позади аналогичные английские и германские фугасные снаряды. Первый снаряжался 48,3 кг лиддита, второй — 27 кг тротила. Подробнее см.: Friedman N. Naval Weapons of World War One. Barnsley: Seaforth Publishing, 2011. P. 408.

5 Хургин В.А. Морские артиллерийские снаряды и авиабомбы: основания устройства и проектирования. Ч. I. Л.: ВМА имени К.Е. Ворошилова, 1941. С. 25.

6 Предельную длину для фугасных снарядов в 5 калибров получили по итогам полигонных испытаний как величину, при которой снаряд ещё сохранял устойчивость в полёте, не начиная кувыркаться. Вес его определили, исходя из условий прочности корпуса при выстреле и необходимости вместить не менее 12 проц. взрывчатого вещества от общего веса снаряда. Условия недопустимости различного веса фугасного и бронебойного снаряда определили и вес последнего. Бронебойный снаряд был спроектирован одинакового веса с фугасным, в силу чего он оказался короче на 1,1 калибра. Подробнее см.: Беркалов Е.А. Проектирование морских артиллерийских снарядов. Л.: ВМА имени К.Е. Ворошилова, 1932. С. 151.

7 Итого 1200 против 240 у прежних линкоров-дредноутов, или количественно впятеро больше, а по весу — более чем в 7 раз.

8 Колтовской А.Е. Указ. соч. С. 120—125.

9 Учреждено 22 августа 1910 г. в Петербурге на базе механического и железоделательного завода компании «Акционерное общество заводов Парвиайнен» (Выборгская наб., д. 15). Для выполнения заказов Морского министерства на снаряды общество построило собственный сталелитейный завод (ул. Чугунная, д. 14), который был открыт 1 июля 1915 г.

10 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7297. Оп. 41. Д. 73. Л. 135.

11 РГА ВМФ. Ф. 401. Оп. 2. Д. 477. Л. 270.

12 Там же. Д. 202. Л. 353 об.