Проект защиты черноморского побережья в период Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.

Аннотация. В статье рассматривается малоизвестный исторический факт разработки проекта защиты черноморского побережья от флота Османской империи. Одновременно исследуются особенности войны на море в 1877—1878 гг., и в частности, уделяется внимание некоторым событиям в истории Российского Императорского флота.

Summary. The article deals with the little-known historical fact of the development of a project to protect the Black Sea coast from the fleet of the Ottoman Empire. At the same time, the features of the 1877-1878 sea war are studied, and in particular, attention is paid to certain events in the history of the Russian Imperial Fleet.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

 

Ливенцев Дмитрий Вячеславович — профессор Воронежского института Федеральной службы исполнения наказаний, доктор исторических наук, профессор

(г. Воронеж. E-mail: liva2006@yandex.ru)

 

ПРОЕКТ ЗАЩИТЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ В ПЕРИОД РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877—1878 гг.

 

С течением времени большая часть событий и исторических фактов становится известной общественности. И даже отъявленная ложь и подтасовка исторической действительности в прошлом находят своё опровержение сегодня. Так, например, в наши дни снова стали актуальными вопросы совершенствования системы обороны российского черноморского побережья. Что в нынешних условиях сделать не так просто. Однако наши предки во второй половине XIX века находились в значительно худших внешнеполитических условиях. Только что окончилась Крымская война 1853—1856 гг. Завершилась она для Российской империи неутешительным Парижским мирным договором, одним из самых неприятных условий которого стал запрет присутствия Российского флота на Чёрном море. В 1871 году Лондонская конвенция снова возвратила Российский Императорский флот на Чёрное море, но 15 лет для развития отечественных Военно-морских сил в этом регионе можно считать безнадежно потерянными.

Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. русский флот на черноморском побережье практически отсутствовал. В свою очередь, турки имели не без помощи зарубежных советников и технологий вполне боеспособный военный флот. И, исходя из опыта Крымской войны, нельзя было не ожидать вмешательства в дела России на Черноморском ТВД ведущих европейских держав, и прежде всего Британии.

Говорить о нерасторопности российского морского военного ведомства в деле укрепления морских границ Отечества, его Военно-морских сил и упрекать чиновников в игнорировании отечественных передовых разработок по крайней мере некорректно. Такие проекты и технические решения в то время были. Один из авторов подобных разработок был русский самородок Алексей Павлович Давыдов.

В 1847 году, после окончания Московского университета Алексей Павлович поступил на военную службу на Балтийский флот. В 1854 году он разработал проект ударно-механической мины. Её образец, изготовленный собственноручно, успешно прошёл все испытания.

В 1855 году Алексей Давыдов сделал эпохальное открытие — выявил детонацию во взрывчатых веществах. А в 1867 году знаменитый швед Альфред Нобель (учредитель Нобелевской премии) благодаря открытию Давыдова разработал оригинальный капсюль-детонатор с использованием гремучей ртути. Это, в частности, вызвало череду открытий в производстве новых взрывчатых веществ, детонирующего шнура и т.д.

После выхода в 1857 году в отставку Алексей Павлович целиком посвятил себя изобретательству. В частности, он продолжил работу по усовершенствованию минного оружия. В итоге вскоре прошли успешные испытания первой русской мины электромеханического подрыва. Мины А.П. Давыдова по своим тактико-техническим данным и надёжности значительно превосходили стоявшие на вооружении мины не только отечественных систем, но и зарубежных. Специальная комиссия Морского министерства высоко оценила достоинства изобретения, но до снабжения этими минами флота было ещё далеко.

В это же время А.П. Давыдов первым в мире разработал электроавтоматическую централизованную систему стрельбы корабельной артиллерии. При этом все настойчивые попытки французских и английских конструкторов создать подобные приборы не увенчались успехом. В 1870 году Давыдов представил своё изобретение на рассмотрение комиссии морского ведомства. Далее события развивались типично по-русски: шесть лет готовый проект пролежал «под сукном», а сам изобретатель жил в нужде и бедности.

Британская разведка заинтересовалась изобретением и предложила А.П. Давыдову за передачу Англии чертежей и всей документации полтора миллиона рублей, но Алексей Павлович отказался от такой сделки.

Морской технический комитет вынужден был отреагировать на предпринимавшиеся в иностранных флотах безуспешные попытки по разработке и внедрению на военных кораблях системы ведения артиллерийского огня с помощью электроавтоматических узлов и механизмов. Вскоре он же и одобрил изобретённую и успешно испытанную А.П. Давыдовым систему приборов. После этого она была принята на вооружение Российского флота.

Далее из биографии изобретателя узнаём, что «…в 1877 году, получив наконец вознаграждение за изобретения и расплатившись с долгами, Давыдов с энтузиазмом продолжил усовершенствование всего процесса наводки и стрельбы орудий корабельной артиллерии. В последующие пять лет он изобрёл силовую следящую систему для автоматической наводки орудия и ряд других приборов».

Таким образом, Давыдову принадлежит приоритет в создании первой в мире электроавтоматической централизованной системы управления стрельбой корабельной артиллерии. Система, прошедшая испытания в 1867 году, включала гальванический индикатор, учитывавший влияние хода и маневрирования корабля, гальванический кренометр для управления вертикальной наводкой орудий и электромагнитные устройства сигнализации и синхронной связи. Созданием такой системы А.П. Давыдов намного предвосхитил аналогичные разработки в иностранных флотах, несмотря на то, что с большим опозданием, только в 1877 году, она была принята на вооружение боевых кораблей русского флота.

Испытания давыдовской системы автоматической наводки корабельных орудий проходили непосредственно во время боевых действий. Один из таких драматичных эпизодов описан в документах.

Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. наиболее удовлетворяющим условиям активной обороны в открытом море считался пароход «Веста». На нём были произведены необходимые переделки и приспособления для обращения в активное судно, затем его вооружили и установили аппарат Давыдова для автоматической сосредоточенной стрельбы. Для управления аппаратом был назначен член артиллерийского отделения Морского технического комитета подполковник Чернов.

Из докладной записки командира парохода «Веста» капитан-лейтенанта Баранова после боя с турками летом 1877 года:

«11-го сего июля, находясь в 35 милях от Кюстенджи, имея курс вест-зюйд-вест, в 7 с половиною часов утра был усмотрен чёрный дым. Дав машине полный ход, я поворотил и лег на курс, дабы иметь одновременно возможность бить турецкий броненосец из трех 6-дюймовых мортир и одного 9-фунтового нарезного орудия, могущих действовать почти на корму. Принимая это положение, я сильно рассчитывал на возможность командовать ходом над противником, предполагая, что он не может иметь скорость более 10 или 11 узлов, и потому я рассчитывал, пользуясь аппаратами автоматической стрельбы Давыдова, или уничтожить его навесным огнем, или заставить сдаться… Подполковник морской артиллерии Чернов, с неподражаемым мужеством делавший наблюдение за стрельбой и распоряжавшийся огнём кормовых орудий, пришел ко мне на мостик, где я стоял у штурвала, и шепотом доложил мне, что его роль как управляющего индикаторами аппарата Давыдова кончается, что неприятель так близко приближается к нам, что аппараты эти хотя и действуют прекрасно, но более помочь нам не могут, так как даже в промежуток полета нашего снаряда расстояние делается менее и менее. Видя, что неприятель приближается, снаряды его осыпают шрапнелевой картечью снасти, рангоут, машинный люк и мостик, я согласился на просьбу подполковника Чернова и поручил ему вместе с лейтенантом Рождественским попробовать сделать еще сосредоточенный залп. Два залпа сошлись. Снаряды турецкого броненосца, как кажется по осколкам, 11- и 7-дюймового калибра, ударили нас в корму; был разрушен капитанский вельбот, затем пробита верхняя палуба, и одна бомба лопнула частью в жилой, а частью на верхней палубе. Внизу бомба произвела пожар над самой крюйт-камерой, а на верхней палубе разрыв ее был ужасен; он залил палубу кровью, уничтожил одну из мортир и, перебивши все проводники Давыдова аппарата, положил на месте двух артиллерийских офицеров, управлявших действием орудий… Лейтенант же Рождественский, занявши место подполковника Чернова, распоряжался действием другой мортиры, стоя на возвышении банкета индикатора Давыдова, и благодаря ему брошенная бомба ударила неприятеля в крышку башни и лопнула внутри амбразуры большого орудия. На палубе турок произошло сильное замешательство. Затем из палубы повалил густой пар или дым, а после еще двух-трех наших выстрелов неприятель стал быстро уходить… Как честный человек, могу сказать одно, что, кроме меня, исполнявшего свой долг, остальные заслуживают удивления геройству их и тому достоинству, с которым они показывали пример мужества и необычной храбрости».

С началом Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. в газете «Яхта», а затем и в официальной брошюре Морского министерства России был опубликован оригинальный проект защиты черноморского побережья от военных кораблей противника. Сама редакция газеты «Яхта» предваряла данную публикацию следующей аннотацией: «Статья эта была доставлена нам еще в декабре прошлого (1876) года. В то время мы не могли ее печатать; теперь же, когда сражение парохода “Веста” с турецким броненосцем стало свершившимся фактом, мы не считаем нужным далее молчать о проекте автоматической стрельбы»1.

Вначале автор проекта А.П. Давыдов обращает внимание на пользу создания «Русского Общества Пароходства и Торговли», которое «…учреждено с двоякой целью: 1) оживить край развитием торгового мореходства и 2) в военное время флот общества должен был явиться к отправлению воинской повинности, приняв на себя морскую артиллерию и команду»2. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Давыдов А. Проект обороны черноморского побережья. СПб.: Типография Морского министерства, 1877. С. 1.

2 Он же. Проект обороны черноморского побережья // Яхта. 1877. № 2. С. 3.