ПРО США: погоня за химерами неуязвимости и безнаказанности

Аннотация. В статье представлены результаты анализа истории системы противоракетной обороны США, который показывает: её развитие — инструмент обеспечения американского присутствия в различных регионах мира, достижения глобального стратегического доминирования и борьбы США за мировое господство.

Summary. The article presents the results taken from an analysis of the history of the US missile defence system, which shows that its development is a tool for ensuring the American presence in various regions of the world, achieving global strategic domination and the US struggle for world domination.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

КУЗНЕЦОВ Алексей Андреевич — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, подполковник

(Москва. E-mail: onfp@yandex.ru).

 

ПРО США: ПОГОНЯ ЗА ХИМЕРАМИ НЕУЯЗВИМОСТИ И БЕЗНАКАЗАННОСТИ

 

Впервые с идеей создания системы обороны от ракет командование армии США выступило в 1945 году1. В 1950-е годы с ростом ассигнований на разработку систем для борьбы с советскими баллистическими ракетами в схватку за эти деньги и заказы вступили крупнейшие военно-промышленные монополии и их лоббисты. Первыми проектами стали Nike-Zeus («Найк-Зевс») и Wizard.

В 1963 году минобороны США приступило к разработке системы ПРО Nike-X («Найк-Икс»). В 1967 году было решено развернуть её ограниченный вариант под названием Sentinel («Сентинел») из 17 комплексов. В 1969 году строительство было прекращено и на основе тех же компонентов начато создание системы ПРО Safeguard («Сейфгард»). Намечалось развернуть в её составе 12 комплексов ПРО. Начали строительство двух — на базах Мальмстром (штат Монтана) и Гранд-Форкс (штат Северная Дакота)2.

Реализации этих планов воспрепятствовал Договор об ограничении систем противоракетной обороны между СССР и США (Договор по ПРО), подписанный 26 мая 1972 года и дополненный Протоколом от 3 июля 1974 года. Он ограничил число районов ПРО каждой из сторон одним с центром в столице или в районе расположения шахтных пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) радиусом не более 150 км с числом ПУ противоракет (ПР) — не более сотни. Договор разрешал модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов, но обязывал не создавать, не испытывать и не развёртывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования3.

В соответствии с Договором по ПРО система «Сейфгард»4 была ограничена одним комплексом на ракетной базе Гранд-Форкс. Он вошёл в строй в 1975 году и включал по одной радиолокационной станции (РЛС) типа PAR и MSR, 30 противоракет Spartan («Спартан») и 70 ПР Sprint («Спринт») в шахтных пусковых установках. В 1976 году был законсервирован. РЛС дальнего обнаружения PAR продолжала функционировать как средство предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства5.

В США исследовали возможности создания мобильных систем ПРО — морской (SABMIS), авиационной (ABMIS), космической (BAMBI) и др., хотя Договором по ПРО разработка, испытания и развёртывание подобных систем были запрещены6.

В поиске средств ПРО министерство обороны США дошло до профанации и 1 апреля 1981 года получило издевательскую премию Пигасуса (The Pigasus Award — от англ. pig — свинья и Pegasus — Пегас) в номинации «Финансирование» за расходование 6 млн долларов на исследование возможности повреждать советские МБР сжиганием их фотографий7.

В обход Договора по ПРО в марте 1983 года США объявили о начале реализации программы стратегической оборонной инициативы (СОИ, «звёздных войн») — создания крупномасштабной эшелонированной ПРО с элементами космического базирования (перехватчиками в космосе), использованием традиционных противоракетных комплексов (ПРК) и оружия на новых физических принципах — лазерного, электромагнитных пушек и т.п.8 Затем программу СОИ переориентировали на разработку ограниченной системы для защиты от ударов до 200 боеголовок и в 1990 году приняли новую концепцию GPALS — Global Protection Against Limited Strikes («Глобальная защита от ограниченных ударов» — ГПАЛС). В соответствии с ней разрабатывали систему ПРО на ТВД (театре военных действий) Theater Missile Defense (TMD, в буквальном переводе — театр ракетной обороны) и национальную (стратегическую) систему ПРО США National Missile Defense (NMD — национальная ракетная оборона)9.

В 1997 году было подписано российско-американское соглашение о разграничении стратегической и нестратегической ПРО.

13 декабря 2001 года президент Дж. Буш-младший, и прежде ратовавший за создание системы ПРО10, сославшись на угрозы со стороны террористов и «государств-изгоев», официально объявил об одностороннем выходе США из Договора по ПРО11.

2 января 2002 года в меморандуме министра обороны США Д. Рамсфелда были определены концептуальные основы ПРО США, в т.ч. необходимость строительства эшелонированной системы для поражения баллистических ракет на всех участках полёта12.

В числе перспективных американских разработок, начатых в прошлом веке, были основные проекты для ПРО на ТВД — мобильные ПРК наземного базирования Patriot PAC-3 («Пэтриот» ПАК-3) и THAAD (ТХААД). Корабельный ПРК был создан на базе модифицированной для перехвата баллистических и крылатых ракет многофункциональной системы управления оружием (многофункциональной боевой информационно-управляющей системы — МБИУС) Aegis («Иджис»). Противоракеты с ПУ вертикального старта разрабатывались на базе предшествующих образцов зенитных управляемых ракет (ЗУР) семейства Standard («Стандарт»)13. Были созданы ракеты SM-2 и SM-3 (аббревиатура от англ. Standard missile — стандартная ракета).

Разработка основного компонента национальной (стратегической) системы ПРО США привела к созданию наземного комплекса перехвата МБР на среднем (маршевом) участке траектории GBMD (Ground-Based Midcourse Defense, в ряде источников — GMD) из ПР шахтного базирования GBI (Ground-Based Interceptor) и РЛС раннего предупреждения и сопровождения14.

14 июня 2002 года США приступили к строительству первых противоракетных комплексов с ракетами-перехватчиками шахтного базирования GBI. 26 из них планировалось развернуть на базе ВВС в Форт-Грили на Аляске15, ещё 4 — на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии.

Начальный этап создания системы ПРО планировалось завершить в сентябре 2004 года, затем улучшать её каждые два года. Чтобы ускорить принятие на вооружение новых систем, было решено развёртывать их на стадии прототипа.

В декабре 2002 года Дж. Буш-младший президентской директивой № 23 «Национальная политика США в области противоракетной обороны» (National Policy on Ballistic Missile Defense) определил планы вывода системы ПРО за границы США. Он подчеркнул, что американская ПРО наряду с США будет защищать союзников и дружественные государства, не исключил возможности размещения этой системы на их территориях16. В директиве указано, что ПРО будет включать космический, воздушный, морской и наземный компоненты. Предполагалось, что её элементы будут способны поражать ракеты на разгонном, промежуточном и конечном участках траектории полёта17.

Наземный компонент ПРО наряду с GBI, предназначенными для перехвата ракет на промежуточном участке траектории, для их поражения на конечном отрезке полёта дополнили мобильными Patriot и THAAD. Авиационно-космическим средством перехвата должен был стать комплекс лазерного оружия на базе самолёта Boeing 747-400F, разрабатывавшийся по программе ABL. Особое внимание было уделено морской составляющей ПРО, которая могла базироваться в нейтральных водах без согласия других стран.

Развёртывание GBI шло быстрыми темпами. В конце 2004 года американское агентство по ПРО объявило о постановке этого вооружения на боевое дежурство, несмотря на то, что основная часть аппаратного и программного комплекса не была до конца испытана18.

К концу 2005 года было завершено строительство РЛС SBX-1 (Sea-Based X-band radar) морского базирования на буксируемой плавучей платформе19. Тогда же на базе Форт-Грили были развёрнуты 10 GBI, но из-за технических неполадок первое заявление о полной их готовности директор агентства по ПРО генерал-лейтенант Г. Оберинг сделал в июне 2006 года, после испытания северокорейской баллистической ракеты20. Оберинг выразил уверенность в том, что система ПРО США может сбить её.

В том же 2006 году на двух эсминцах ВМС США была модернизирована МБИУС Aegis, которая позволяла следить за северокорейскими ракетами, в северной части Японии размещена РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН)21.

Началом создания глобальной системы ПРО можно считать август 2006 года, когда администрация Буша-младшего заявила о планах размещения её элементов в Европе22.

В июле 2008 года США и Чехия подписали договор о размещении в районе военного полигона Брды радара ПРО23 — РЛС СПРН с американского испытательного полигона имени Р. Рейгана (атолл Кваджалейн), где проходили её испытания24.

20 августа того же года США и Польша договорились о сотрудничестве в сфере ПРО. Планировалось разместить в Польше (район Редзиково) 10 ПР GBI.

В годы правления Дж. Буша-младшего были заложены основы глобальной системы ПРО — от юридической базы до образцов вооружения и намечены районы их размещения.

У Б. Обамы, вступившего 20 января 2009 года на пост президента, была своя точка зрения на ПРО. В первый месяц работы его администрация решила с целью минимизации военных расходов сократить ряд оборонных программ25. Министр обороны США Р. Гейтс 6 апреля 2009 года заявил об уменьшении финансирования разработки «перехватчика кинетической энергии», ориентированного на поражение баллистических ракет сразу после старта26, и комплекса лазерного оружия воздушного базирования, создававшегося по программе ABL27. Вместе с тем по запросу минобороны США были увеличены ассигнования на развёртывание новых элементов ПРО, в т.ч. на строительство и модернизацию эсминцев с системой Aegis, оснащённых противоракетами SM-328. 8 успешных испытаний позволили рассматривать SM-3 в качестве альтернативы противоракетам шахтного базирования GBI29. Преимущества SM-3 заключались в высокой мобильности и существенно меньших затратах на производство.

Успешная разработка сенсорных технологий обнаружения ракет противника и слежения за ними открыла возможность создания образцов (в т.ч. космического базирования) с характеристиками, превосходящими потенциал стационарной РЛС, которую планировали разместить в Чехии, обеспечивавшими их интеграцию с созданными ранее информационно-разведывательными средствами ПРО США30. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Система противоракетной обороны (ПРО) США. Справка // РИА «Новости». 2011. 13 июля. Интернет-ресурс: https://ria.ru.

2 Противовоздушная оборона НАТО // Советская военная энциклопедия в 8 т. (СВЭ). Т. 6. М.: Воениздат, 1978. С. 586.

3 Там же.

4 Сейфгард // СВЭ. Т. 7. М.: Воениздат, 1978. С. 313.

5 Противовоздушная оборона НАТО // СВЭ. Т. 6. С. 586.

6 Там же.

7 Игнобелевские премии: учёный смех // Популярная механика. 2008. № 2. С. 42.

8 Противоракетная оборона // Военная энциклопедия в 8 т. (ВЭ). Т. 7. М.: Воениздат, 2005. С. 55.

9 Там же.

10 President Bush’s Speech on Nuclear Strategy // Arms Control Today. 2001. June 1.

11 Milbank D., Mufson S. U.S. Sets Missile Treaty Pullout // The Washington Post. 2001. December 13.

12 Missile Defense Program direction. Memorandum Secretary of Defense D. Rumsfeld // Office of U.S. Security of Defense. 2002. January 2.

13 Противоракетная оборона // ВЭ. Т. 7. С. 55.

14 Противоракетная оборона // Большая российская энциклопедия. Электронная версия: https://bigenc.ru.

15 Бай Е. Нулевой цикл противоракетной обороны // Известия. 2002. 17 июня.

16 National Security Presidential Directive № 23 «National Policy on Ballistic Missile Defense». 2002. December 16. Интернет-ресурс: https://fas.org.

17 Ibid.

18 Уилкенинг Д. Поэтапный адаптивный план США / НАТО // Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. М., 2012. С. 109.

19 Подробнее см.: Кащеев К. Перспективные РЛС противоракетной обороны 3-см диапазона // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 10. С. 20—23. Интернет-ресурс: http://pentagonus.ru.

20 Updated List of Claims about GMD Effectiveness // Интернет-ресурс: http://mostlymissiledefense.com.

21 Льюис Дж. Противоракетные программы и системы США до 2000 г. // Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? С. 64.

22 U.S. Plans to Propose Missile Defense Site in Europe // The Washington Post. 2006. August 16.

23 США и Чехия подписали договор о размещении ПРО // РИА «Новости». 2008. 8 июля. Интернет-ресурс: https://ria.ru.

24 Льюис Дж. Указ. соч. С. 65.

25 Гейтс Р. Мемуары министра войны / Пер. с англ. В. Жельникова. М., 2014. С. 429.

26 Финансирование прекращено в 2010 финансовом году.

27 Финансирование прекращено в 2013 финансовом году, официально программа закрыта весной 2015 г.

28 Ballistic missile defense review report. Washington. Department of Defense. 2010. February. P. 40, 41.

29 Gates R. A Better Missile Defense for a Safer Europe // The New York Times. 2009. September 19.

30 Гейтс Р. Указ. соч. С. 539.